«Вся команда мертва». Загадочная история гибели «Человека из Медана» или хитрая выдумка?

37 350
40
31 августа 2019 в 8:00
Источник: Егор Ермоченок

«Вся команда мертва». Загадочная история гибели «Человека из Медана» или хитрая выдумка?

Истории о кораблях-призраках на протяжении столетий будоражили умы моряков и жителей суши. Благодаря человеческой фантазии такие суда становились то последним пристанищем команды неупокоенных духов, то зловещим предвестником ужасных событий. Своим «Летучим Голландцем» обзавелся и, казалось бы, цивилизованный XX век, когда в начале 1950-х годов на весь мир прогремела загадочная история корабля SS Ourang Medan. Но существовал ли он на самом деле?

«Офицеры и капитан мертвы»

Малаккский пролив, расположенный между Малайзией и Суматрой, считается одним из самых важных торговых путей в мире. Он соединяет Индийский океан с Тихим, тем самым открывая проход для товаров из Индии, Индонезии и Китая. Впрочем, этот пролив нельзя назвать самым безопасным на Земле. Постоянная угроза со стороны местных пиратов, ежегодные сезоны туманов и узкие участки пути стали причинами многих кораблекрушений. Одной из «жертв» канала предположительно стал и SS Ourang Medan.

В июле 1947 года несколько кораблей и станций прослушивания приняли сигнал о помощи с неизвестного судна. Сообщение было довольно коротким, но от этого не менее пугающим. После сигнала SOS связисты услышали голос: «Все офицеры, в том числе капитан, мертвы в штурманской рубке и на мостике. Вероятно, мертва вся команда». За этим последовала неразборчивая морзянка, а потом голос появился снова: «Я умираю».

Методом триангуляции радисты определили предполагаемое место отправки сообщения. Ближайшим к нему оказалось американское торговое судно Silver Star, капитан которого немедленно приказал команде проложить курс и готовиться к спасательной операции. В районе поисков действительно нашли дрейфующее судно, на борту которого виднелось его название — SS Ourang Medan.

Голландское судно «Человек из Медана» (а именно так переводится словосочетание Ourang Medan с индонезийского) встретило прибывших на борт спасателей гробовой тишиной. Связист, отправивший ту самую радиопередачу, не преувеличил: матросы и весь офицерский состав корабля оказались мертвыми. Причем то состояние, в котором находились трупы, надолго запомнилось команде Silver Star.

Предположительное фото крушения SS Ourang Medan из газеты «Локомотив». Изображение: delpher.nl

Вот как они описывали палубу корабля: «Их застывшие лица были обращены к солнцу ... глядя, как будто в страхе ... глаза и рты широко раскрыты». Как будто бы команда пыталась отбиться от чего-то невыносимо ужасного перед своим концом, хотя никаких видимых повреждений на трупах не было. На мостике действительно находились тела офицеров, а в радиорубке сидел связист, который даже после смерти сжимал в руках телеграф.

В трюме команда Silver Star ощутила необычайный холод, несмотря на то, что на палубе температура приближалась к сорока градусам по Цельсию. Капитан пришедшего на помощь корабля решил прекратить дальнейшее исследование «Человека из Медана» и отбуксировать его в ближайший порт. Однако стоило только спасателям перебраться на свое судно и натянуть тросы, как из трюма Ourang Medan начал идти густой дым, а потом раздался мощный взрыв. Корабль раскололся и стал быстро тонуть. Спасательная операция закончилась безрезультатно.

А был ли корабль? 

Там, где заканчивается легенда, начинаются суровые факты. А в случае с Ourang Medan — их почти полное отсутствие. Исследователь Рой Бэинтон не смог проследить историю «Человека из Медана», не найдя его ни в страховом Регистре Ллойда, ни в «Словаре стихийных бедствий на море 1824—1962» (в котором, тем не менее, засветился корабль-призрак «Мария Целеста»). Официальные запросы Адмиралтейству Великобритании, портам Амстердама или морским властям Сингапура ничего не дали.

Раз не получилось найти сам Ourang Medan, стоило обратиться к другим участникам легенды, а именно к американскому кораблю Silver Star. И его действительно нашли, но это открытие работает скорее против легенды, чем в ее пользу. Если судить по записям во все том же Регистре Ллойда, предполагаемый Silver Star действительно существовал, однако назывался Silver Star Park, был построен в Канаде и почти все время совершал торговые рейсы в Бразилию. А на момент событий легенды вообще носил имя «Санта Сесилья». Так что кажется маловероятным, что в 1947 году это судно находилось в районе Малаккского пролива.

Silver Star Park. Изображение: emaze.com

Казалось бы, раз уже есть столько нестыковок, то можно было бы объявить историю проклятого «Человека из Медана» мистификацией и успокоиться. Однако на стороне корабля-призрака все же есть несколько аргументов. Судно и его ужасная судьба упоминаются в книге «Труды Торгового флота США» в 1954 году. Там же и представлены сообщения очевидцев, прибывших на борт Ourang Medan в качестве спасателей. И кажется маловероятным, что официальный сборник Торгового флота содержал бы на своих страницах откровенную морскую байку.

Но был еще один документ, который мог бы пролить свет на то, что же все-таки случилось с кораблем-призраком. Когда Рой Бэинтон, к этому моменту перебравший почти все официальные документы по теме, уже почти опустил руки, с ним связался профессор Теодор Зирсдорфер, который охотился за тайной судна уже не один десяток лет. Он показал Бэинтону брошюру немецкого публициста Отто Мильке под говорящим названием «Корабль смерти в южных морях», в которой автор проявлял уверенные познания, касающиеся хода событий. Мильке не только упоминает Silver Star, но и довольно подробно описывает сам корабль-призрак, вплоть до типа судна, его тоннажа и прочих технических характеристик. Впрочем, свои слова немец ничем не подтверждает. Зато предлагает читателям одну из главных теорий, почему же загадочный Ourang Medan так и не попал в порт назначения.

Японцы, подводная лодка и пришельцы

Версии того, что случилось на самом деле, удивительным образом вобрали в себя сразу несколько популярных конспирологических теорий того времени. Но главная из них, предложенная Отто Мильке в своей брошюре, до сих пор кажется самой правдоподобной.

Публицист считал, что «Человек из Медана» перевозил на борту опасный груз из цианистого калия и нитроглицерина. Оба вещества представляют огромную опасность при контакте с соленой морской водой. Так что сначала произошла утечка ядовитого газа, который и убил команду, а потом нитроглицерин окончательно «похоронил» все улики вместе с самим кораблем.

Наличие такого груза, по мнению Мильке, могло бы также объяснить, почему судно на тот момент не было упомянуто ни в одном официальном документе. Команда либо сама позаботилась о том, чтобы провезти груз в тайне, либо за нее это могли сделать таинственные наниматели. Впрочем, даже с обилием логичных фактов эта версия все равно слабо выдерживает критику. Например: если газ настолько ядовит, почему тогда спасатели не подверглись его влиянию и не упали замертво рядом с командой Ourang Medan?

Широ Ишии, глава «Отряда 731», занимался в том числе и химическим оружием. Фото: Masao Takezawa

У любителей конспирологических теорий есть ответ и на этот вопрос. На борту Ourang Medan был не просто цианид, а нервно-паралитическое вещество табун, которое немецкие ученые разработали в качестве химического оружия. Благодаря своим свойствам к моменту прибытия спасателей оно уже могло развеяться, и команда Silver Star оказалась в итоге в относительной безопасности.

Табун мог перевозиться на борту корабля из Китая, куда его могли доставить во время японской оккупации. Теории приплетают сюда даже печально известный японский «Отряд 731», у которого после войны американцы и должны были забрать остатки химического оружия. Для этих целей отлично подошел неприметный голландский торговый корабль, все упоминания о котором предварительно скрыли в целях сохранения секретности плавания. Впрочем, доказательств такой теории никем найдено не было.

Среди версий появлялись и более диковинные — вроде популярных на то время рассказов о блуждающих с войны немецких подлодках и инфразвуковом оружии. Уфологи тоже не заставили себя ждать, предложив свое универсальное «виноваты инопланетяне». Не последним среди них стал и Моррис Джессап, который видел следы пришельцев и в Филадельфийском эксперименте.

Впрочем, разгадка тайны может оказаться гораздо более прозаичной, нежели все представленные конспирологические теории. Если хорошо поискать в газетах, то у истории вдруг появляется вполне конкретный автор.

Сильвио Шерли из Триеста

Впервые история «Человека из Медана» была напечатана в голландско-индонезийской газете «Локомотив» 3 февраля 1948 года. Правда, тот вариант отличается от известного сейчас. Например, Silver Star вдруг стал неизвестным американским кораблем, а действо происходило не в Малаккском проливе, а в 400 морских милях юго-восточнее Маршалловых островов. Плюс в истории появляется живой свидетель — неназванный немецкий моряк, который был одним из матросов на Ourang Medan. Он оказался на атолле Тоанги, недалеко от Маршалловых островов, где перед смертью успел поведать свою историю местному священнику.

Статья в «Локомотиве» под заголовком «Тайна моря». Изображение: delpher.nl

Моряк рассказал, что «Человек из Медана» в обход властей перевозил из Китая в Коста-Рику груз серной кислоты. Печальную судьбу экипажа он объяснил тем, что опасный груз был плохо закреплен. Ящики повредились, из них начали выделяться ядовитые испарения, которые и убили всю команду. Кроме, конечно же, единственного выжившего. Услышанной историей священник поделился с Сильвио Шерли из итальянского города Триеста. Именно от него журналисты «Локомотива» и узнали об Ourang Medan. Впрочем, они добавили в конец рассказа интересный дисклеймер: «Может показаться очевидным, что это захватывающий морской роман. С другой стороны, автор, Сильвио Шерли, уверяет нас в подлинности этой истории».

В дальнейшем сюжет начал меняться: появился Silver Star, а затонувшее судно «переместилось» в Малаккский пролив, чтобы стать морской легендой о корабле-призраке. Однако в 2015 году сайт Skittish Library опубликовал собственное расследование, которое проливает свет на личность информатора «Локомотива», того самого Сильвио Шерли.

Им удалось найти несколько номеров The Yorkshire Post и The Daily Mirror за 1940 год, которые, ссылаясь на Associated Press, рассказывали историю «Человека из Медана» за семь лет до того, как она предположительно появилась. Эта версия тоже имела несколько важных отличий от общепринятой: географически все происходило уже в районе Соломоновых островов, а просьба о помощи была менее драматичной.

Вырезка из The Daily Mirror. Изображение: Skittish Library

Информатором на этот раз стал офицер торгового корабля, который и отправился спасать экипаж на Ourang Medan. Причем оказалось, что этот моряк был из Триеста, как и уже известный нам Сильвио Шерли. И так как вероятность того, что в этом небольшом итальянском городке жило сразу два человека, которые знали историю крушения одного и того же корабля в 1940 и 1947 годах, ничтожно мала, выводы напрашиваются сами.

Вот последнее и, пожалуй, самое правдоподобное объяснение случившегося с загадочным кораблем SS Ourang Medan. Сильвио Шерли из Триеста в 1940 году предоставил Associated Press свою историю о корабле, чей экипаж пал жертвой ядовитого газа. В создании легенды он мог частично опираться на реальные события крушения неизвестного судна или придумать все с нуля. Однако осознав, что его рассказ не получил должной известности на страницах газет (все же в мире бушевала война, и людям было не до кораблей-призраков), Ширли попробовал опубликовать его еще раз — в 1948 году, уже в «Локомотиве». И вот тут «Человек из Медана» стал превращаться в настоящую морскую легенду, попутно обрастая домыслами и конспирологическими теориями.

Возможно, какой-нибудь исследователь в будущем найдет обломки Ourang Medan и докажет миру, что загадочная история этого корабля на самом деле не выдумка. Но до этого момента можно вполне обоснованно предполагать, что «Человек из Медана» оказался просто удачной мистификацией.

катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol, 1200 мА·ч
катер, электрический двигатель, 27 МГц/40 МГц, дальность: 60–100 м, Li-pol, 1300 мА·ч
катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Егор Ермоченок