Эсминец исчез и вернулся? Изучаем тайный эксперимент военных США

14 июля 2019 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко

Эсминец исчез и вернулся? Изучаем тайный эксперимент военных США

Автор: Станислав Иванейко

Секретные военные базы, оружие и опыты всегда были отличной основой для теорий заговоров, но Филадельфийский эксперимент превзошел их все. Это практически вторая «Зона 51», только известно о проекте заметно меньше. Тем не менее на основе мизерных слухов умудрились снять три фильма, а начальная информация размылась настолько, что собрать достоверную картину событий октября 1943 года уже практически невозможно. Общая мысль исследователей и тех, кто называет себя очевидцами происшествия, такова: военный корабль длиной почти сто метров исчез и переместился более чем на триста километров, а потом вернулся обратно. На самом же деле все оказалось куда проще.

Идея «эксперимента»

Военные постоянно интересуются повышением эффективности своего вооружения, и один из важных параметров — маскировка. В 1980-е годы это привело к появлению малозаметных для радаров бомбардировщиков F-117 Nighthawk и B-2 Spirit. Но, если верить источникам, в начале 1940-х американские ВМС задумали что-то невероятное — маскировку целого корабля вместе с командой. Причем незаметным он должен был стать не только для радаров, но и для человеческого глаза. Если и этого вам кажется мало — по слухам в эксперименте участвовал сам Альберт Эйнштейн.

B-2 Spirit. Изображение: military.com

Эсминец Eldridge длиной девяносто три метра спустили на воду в июле 1943 года. В движение его приводили четыре дизельные установки, экипаж насчитывал более двухсот человек. Именно этот корабль якобы выбрало военное командование для сверхсекретного эксперимента. Технология по превращению судна в невидимку могла словно по щелчку пальцев переломить ход и Второй мировой, и всех последующих войн: у противников с «обычными» кораблями просто не было бы шансов в бою с исчезающим эсминцем. А поскольку американцам непросто давалось противостояние со странами гитлеровской коалиции на воде, они решились на нечто из области фантастики.

Странные письма

Об эксперименте стало известно лишь спустя двенадцать лет, в 1955 году. Все началось с астронома Морриса Джессупа, который интересовался пришельцами и искал доказательства их существования. К середине 1950-х он опубликовал несколько книг об НЛО и однажды получил письмо. Автором послания был человек по имени Карлос Мигель Алленде. Он описывал эксперименты (под общим названием «Проект „Радуга“») с Eldridge, которые проводились летом и осенью 1943 года.

Верфь в Филадельфии, где находился Eldridge. Изображение: wikimedia.org

При первом испытании 20 июля (некоторые источники указывают 22-е число) корабль якобы находился на военно-морской верфи в Филадельфии. Вокруг Eldridge появилось зеленовато-голубое свечение, которое поднималось от воды к верху судна. Затем корабль стал невидимым, после чего снова вернулся к нормальному облику. Описание другого эксперимента, который был проведен 28 октября, еще более фантастическое: судно, по утверждению Алленде, как будто телепортировалось в Норфолк — более чем на триста километров от филадельфийской гавани. Возможно это стало благодаря новому виду электромагнитного излучения.

Последствия эксперимента описываются жутко: мол, нескольких моряков нашли буквально вросшими в корпус корабля, многие потеряли рассудок и закончили свои дни в психиатрических лечебницах, а тем, кому повезло уцелеть, высшие военные чины строго-настрого запретили что-либо рассказывать. После того как Министерство обороны США увидело, что случилось с экипажем, дальнейшие эксперименты отменили, а всю информацию засекретили — поэтому столько лет все и оставалось в тайне. Разумеется, к Алленде и его психическому состоянию тоже возникли вопросы.

Eldridge. Изображение: gizmodo.com

Автор письма утверждал, что находился на другом корабле, который был пришвартован недалеко от Eldridge. Считается, что настоящее имя Карлоса Мигеля Алленде — Карл Аллен. Такой человек в 1940-е годы действительно проходил службу на транспортном корабле SS Andrew Furuseth. Всего он отправил Джессупу пятьдесят писем. Из-за стиля изложения писатель не воспринимал послания всерьез: повествование местами было практически бессвязным. Вероятно, Моррис посчитал, что у него появился психически нездоровый фанат, и просто игнорировал сообщения. Но после одного случая он все же заинтересовался таинственным автором.

В 1956 году в Управление военно-морских исследований США прислали книгу «Аргументы в пользу НЛО» Морриса Джессупа. Вся она была исписана комментариями о единой теории поля Альберта Эйнштейна. Если в двух словах, то теория описывает взаимодействие элементарных частиц в их многообразии. Получившие книгу военные решили на всякий случай связаться с ее автором. Джессуп, увидев оставленные на страницах комментарии, узнал почерк и стиль изложения Алленде.

Самоубийство исследователя

Тогда писатель все же решил выяснить, что на самом деле случилось на борту Eldridge. Но других источников он не нашел — такое впечатление, что Алленде был единственным, кто видел исчезновение огромного корабля. К тому же правительственные организации, которые предположительно участвовали в эксперименте, от комментариев отказывались.

Моррис Джессуп. Изображение: de173.com

Своими наблюдениями Джессуп делился с Мэнсоном Валентайном — давним другом, который занимался археологией и океанографией. Они должны были встретиться за ужином 20 апреля 1959 года — по некоторым данным, писатель наткнулся на некую важную улику в связи с Филадельфийским экспериментом. Моррис, как утверждал его друг, был уверен, что почти нашел разгадку: в основе военных испытаний на самом деле лежало взаимодействие электрического поля с магнитным.

Однако на встречу Джессуп не поехал: его нашли в гараже, сидящим в машине с работающим двигателем. От выхлопной трубы в салон тянулся шланг. Известно, что незадолго до этого писатель попал в аварию и у него развилась сильная депрессия. Валентайн говорил, что Моррис боялся продолжать расследование из-за возможных последствий. О самоубийстве писателя Мэнсон сказал так: «Наверное, его можно было спасти. Он был еще жив, когда его нашли. Видимо, ему позволили умереть».

Даже при отсутствии новой информации Филадельфийский эксперимент интересовал людей. Так, журналистам местной газеты удалось выяснить, что Эйнштейн действительно сотрудничал с Управлением военно-морских исследований США. Причем якобы его наняли 31 мая 1943 года, а работу он закончил в конце июня следующего года, то есть даты как раз подходят под возможные события. Но энтузиасты в своих расследованиях почему-то игнорировали многие нестыковки: например, почему молчат родственники тех самых погибших и отправленных в клиники моряков? Может быть, потому, что с экипажем все в порядке и никакого эксперимента не было?

Eldridge после передачи корабля греческим ВМС. Изображение: ВМС США

Чем на самом деле занимались военные

В конце 1980-х интерес к происшествию вернулся. Все дело в вышедшем фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Некто Эл Билек заявил, что после просмотра картины вспомнил некоторые события — якобы он был на том самом корабле и участвовал в загадочном эксперименте. Но его версию быстро опровергли, к тому же нашлись живые члены реальной команды Eldridge. Они заявили, что не помнят такого человека в экипаже.

Наиболее убедительное объяснение Филадельфийскому эксперименту дал Эдвард Даджен. Мужчина рассказал, что был электриком на той самой военно-морской верфи. По его словам, американцы и вправду изучали возможность создания корабля-невидимки — но, конечно же, не в буквальном смысле.

Военных интересовало, как можно сделать судно незаметным для радаров и немецких торпед. Странное зеленовато-голубое свечение вокруг корабля электрик тоже объяснил. Это было явление, известное под названием Огни святого Эльма. Оно возникает при сильной напряженности электрического поля, что как раз и происходило с эсминцем, который хотели спрятать от радаров.

Огни святого Эльма иногда удается заснять летчикам. Изображение: msn.com

Наконец, Эдвард рассказал, как судно могли видеть почти одновременно в двух местах. Оказывается, для быстрой переброски флота военные использовали водные каналы. Время в пути сокращалось с двух дней до примерно шести часов. А поскольку для гражданских кораблей каналы были закрыты и о них особо не распространялись, непосвященные люди вполне могли удивиться появлению судна «из ниоткуда».

Заодно версия Даджена объясняет молчание военных на протяжении столь долгого времени: не могли же они в разгар холодной войны рассказать, какой эксперимент на самом деле проводили. Не исключено, что страшилки о перемещении корабля даже оказывали США услугу, и поэтому байки не спешили опровергать: ведь чем невероятнее история, тем порой проще в нее поверить — в том числе идеологическим соперникам. Более того, учитывая много странностей с Алленде, не исключено, что сами же военные и решили раскрутить версию о «телепортации» эсминца.


USS Eldridge выполнял задачи по сопровождению кораблей с продовольствием и людьми в Средиземном море с начала 1944-го по май 1945-го. В 1951 году судно передали военно-морским силам Греции, название сменили на Leon. Эсминец был на службе вплоть до 1992 года, после чего его разобрали на металлолом. Филадельфийский эксперимент в настоящее время считается мистификацией.

Читайте также:

катер, электрический двигатель, 27 МГц/40 МГц, дальность: 5–10 м, Li-pol
катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol, 1500 мА·ч

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by