20 июля 2019 в 8:00
Источник: Клим Картохин. Фото: Сулига С. В. «Морская коллекция», журнал «Смена», «Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ», Wikipedia

Очень таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Источник: Клим Картохин. Фото: Сулига С. В. «Морская коллекция», журнал «Смена», «Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ», Wikipedia

26 февраля 1949 года в порт Севастополя прибыл огромный красивый линкор, только старый и ржавый. Гигантский, могучий корабль «Новороссийск» одним только видом внушал трепет. Это был самый большой военный корабль во всем советском флоте, флагман, который должен был воплощать в себе мощь страны-победительницы, но вместо этого стал загадочной могилой для более чем 600 моряков и символом безалаберности.

Содержание

«Юлий Цезарь» идет на восток

Вообще-то, до того как попасть на службу в советский флот, «Новороссийск» принадлежал итальянцам и назывался совсем по-другому. Giulio Cesare, то есть «Юлий Цезарь», был заложен на генуэзской верфи в далеком 1910 году. По тем временам это был самый современный корабль, адаптированный для ведения дальнего боя и применения фугасных снарядов.

Основное вооружение линкора составляли 13 орудий калибра 305 миллиметров. Помогали им еще 34 пушки поменьше. Запланированная скорость на полном ходу должна была превысить 22 узла. Все это делало Giulio Cesare одним из самых быстроходных и мощных дредноутов своего времени.

Еще не готовый Giulio Cesare спускают на воду. 1911 год

Корабль был готов к 1914 году и должен был проявить себя в Первой мировой войне. Но не проявил. Итальянцы жутко боялись за свое дорогостоящее детище и в бой «Цезаря» так и не пустили. Впрочем, и после войны корабль-красавец разве что тешил честолюбие итальянского командования, никак себя не проявляя.

В 1930-е стало ясно, что еще одной мировой войны не избежать. Ее будущие участники принялись спешно модернизировать свое успевшее проржаветь вооружение. Не минула эта участь и флот, в том числе итальянского «Цезаря». По сути, от прежнего судна ничего не осталось, заменить успели почти все. Так, носовую часть корабля удлинили на 12 метров (общая длина достигла 186 метров), новые двигатели увеличили скорость на 5 узлов, обновленная артиллерия стала еще более смертоносной.

Giulio Cesare до модернизации…
…и после

Забавно, но и во время Второй мировой войны итальянский флагман не одержал ни одной победы. Более того, он лишь единожды вступил в бой, да и то не по своей инициативе. Летом 1940 года Giulio Cesare в составе эскадры наткнулся на английское соединение. Буквально с первого залпа британцы пробили дымовую трубу, две палубы и переборку итальянского линкора. Потери экипажа превысили 100 человек, и под прикрытием дымовой завесы «Юлий Цезарь» вместе с эскадрой был вынужден ретировался.

Giulio Cesare отстреливается, но в итоге позорно отступает

После ремонта корабль еще несколько раз выходил в море для сопровождения конвоя. В конце концов его вывели из активного состава флота и отправили ржаветь в порт Таранто. А после войны настало время репараций. После многочисленных перетасовок между союзниками Giulio Cesare оказался в СССР. Так началась история «Новороссийска», в который переименовали «Юлия Цезаря».

Ржавое корыто или грозный флагман?

«Новороссийск» моментально стал самым сильным кораблем советского флота. Однако линкор достался СССР в плачевном состоянии. Внешне это было по-прежнему внушающее судно. Однако вводить его в строй было нельзя. Оказалось, что в более-менее удовлетворительном состоянии находились лишь орудия, главная энергетическая установка и обшивка. Двери, люки, переборки, арматура, трубопроводы, дизель-генераторы и прочие системы явно не обрадовали командование. Ситуация осложнялась отсутствием технической документации — в распоряжении моряков оказались лишь разрозненные чертежи и описания на итальянском языке.

Уже не Giulio Cesare, а «Новороссийск»

Неудивительно, что следующие шесть лет флагман советского флота находился в ремонте. За это время добавили шесть зениток, установили радиолокационные станции, средства связи, заменили дизель-генераторы, частично отремонтировали главные и вспомогательные механизмы. И все же сделать из «Новороссийска» конфетку не вышло.

Считалось, что при должном объеме ремонтных работ линкор способен прослужить еще лет 15. Но масштабного ремонта корабль так и не дождался. Вокруг «Новороссийска» закипели нешуточные политические страсти. С одной стороны, его модернизация стоила огромных денег, с другой — оставлять все как есть или списывать корабль было нельзя. Как так, взяли мощнейший линкор в качестве репарации — и сразу в утиль?

Что делать с «Новороссийском», так и не определились. Предлагалось использовать его в качестве базы для обучения матросов хитростям службы на будущих тяжелых кораблях СССР. Но опять же вопрос престижа не позволил воплотить эту идею в жизнь.

Как много позднее вспоминал один из советских офицеров линкора, артиллерию «Новороссийска» даже хотели снабдить ядерными боеприпасами. В то время обе сверхдержавы с упоением окунались в атомную эру и были готовы внедрять новое оружие везде. Экс-«Цезарь» подходил для ядерных экспериментов как нельзя лучше хотя бы потому, что просто-напросто был единственным в составе советского флота судном, способным выдержать ядерный залп со своего борта.

На палубе «Новороссийска»

Впрочем, какими бы ни были планы на «Новороссийск», им не суждено было сбыться. Наступила осень 1955-го. Линкор только-только приступил к боевой подготовке, когда случилась одна из самых страшных и загадочных катастроф в истории советского флота.

Взрыв

28 октября 1955 года краса и гордость советского флота линкор «Новороссийск» вернулся после одного из немногочисленных тренировочных выходов в море и встал в Севастопольской бухте напротив военно-морского госпиталя. Швартовка закончилась поздно вечером, после чего часть команды из матросов-сверхсрочников сошла на берег. Тем не менее на борту судна оставалось около 1600 человек.

Вообще-то, экипаж «Новороссийска» не должен превышать 1200 с небольшим человек. Однако в тот день на судно прибыли сотни курсантов, которые должны были воочию увидеть знаменитый флагманский линкор.

В полвторого ночи 29 октября корабль тряхнуло от мощного толчка. Соседние судна засекли взрыв в районе носовой части «Новороссийска», сопровождавшийся световой вспышкой и выбросом черного дыма. Подводный взрыв оставил в обшивке пробоину площадью под 150 квадратных метров. Моментально вышла из строя электростанция, обеспечивающая корабль электричеством.

Экипаж линкора

«Новороссийск» погрузился во тьму. Началась борьба за выживание линкора. В течение пяти минут после взрыва матросы восстановили энергоснабжение судна. В кратчайшее время удалось остановить распространение воды на нижних палубах, перекачать мазут на левый борт для выравнивания наметившегося крена. Пострадавших от взрыва эвакуировали на берег.

Спустя 50 минут после взрыва на корабль прибыли высокие чины — командующий Черноморским флотом Виктор Пархоменко и вице-адмирал Николай Кулаков. Командование отдало приказ: буксировать «Новороссийск» к береговой отмели. Тем временем вода через пробоину все же распространилась по броневой палубе линкора, из-за чего опять начал нарастать крен.

Отметим, что к тому времени погибших непосредственно от взрыва было относительно немного, а командование до конца не осознавало тяжесть сложившейся ситуации. Крен постоянно нарастал. По воспоминаниям участников, старшие офицеры просили Виктора Пархоменко и Николая Кулакова отдать приказ об эвакуации команды. Однако те раз за разом отказывали: «Отставить панику!»

Виктор Пархоменко

Катера без особого успеха продолжали тянуть «Новороссийск» к берегу. Постепенно нос линкора набирал воду через пробоину, корабль все больше кренился набок. Считалось, что даже в худшем случае ничего чрезвычайно страшного не произойдет, ведь при глубине 16—18 метров полное опрокидывание корабля шириной под 30 метров невозможно — максимум судно ляжет на один из бортов, тогда как второй послужит опорой для моряков.

Вот только никто не учел 20-метровый слой ила. Несмотря на усилия матросов по спасению судна, в 4:15 крен «Новороссийска» достиг критических 20 градусов — корабль стремительно завалился на левый борт и опрокинулся вверх килем, вспоров мягкое илистое дно металлическими конструкциями. Люди буквально посыпались в воду, а спустя мгновение были накрыты бесконечным железным боком «Новороссийска».

В результате катастрофы погибли 609 человек (по другим данным, 829). Большинство из них умерли из-за опрокидывания корабля. Многие оказались заперты в воздушных мешках внутри погибшего линкора. Вытащить получилось всего девятерых. Остальные еще три дня стучали по переборкам изнутри…

Шпионы, немцы, диверсанты, КГБ

Главная загадка гибели «Новороссийска» и многочисленных жертв — причина всего этого. Да, прошло почти 64 года, но до сих пор достоверного ответа на то, из-за чего же произошел взрыв, нет.

Официально созданная для расследования инцидента комиссия пришла к выводу, что источник взрыва находился вне корабля, а сила взрыва соответствовала заряду с тротиловым эквивалентом около тонны. Далее специалисты ступают на зыбкую почву предположений. Так, наиболее вероятной причиной катастрофы назвали оставшуюся после войны немецкую магнитную мину. При этом не исключалась, но и не подчеркивалась возможность диверсии.

Проблема в том, что в каждой из версий хватает нюансов и упущений, которые сводят их на нет. Так, многие эксперты указывают, что внутренние повреждения корабля не характерны для минных взрывов. Кроме того, к тому времени взрыватели и источники питания мин должны были прийти в полную негодность. А если принять во внимание, что в этом же месте разные корабли, в том числе «Новороссийск», прежде швартовались десятки раз и не взрывались, минная версия выглядит еще менее вероятной.

Тогда, может, диверсия? Многие припомнили «черного принца» Юнио Боргезе — легендарного командира самой успешной итальянской флотилии во время Второй мировой войны. Именно он инициировал формирование подразделения подводников-коммандос для диверсионных операций. К тому же вроде бы когда-то где-то Боргезе якобы грозился, что отомстит СССР за Giulio Cesare. Некоторое время назад некий пожилой итальянец даже заявил СМИ, что чуть ли не своими руками подорвал линкор.

Юнио Боргезе. Источник фото: ColorizedHistory

Однако в этой версии противоречий не меньше. Во-первых, такую диверсию, особенно с учетом характера итальянцев, вряд ли удалось бы сохранить в тайне. Во-вторых, в Италии не слишком-то ценили Giulio Cesare и, скорее, наоборот, были рады отделаться от устаревшего линкора, который к тому же пошел в зачет в качестве репараций. В-третьих, в середине 1950-х у Италии было, мягко говоря, не лучшее экономическое положение. У страны явно были куда более важные дела, чем гипотетическая месть за ржавое судно.

Еще одна версия гласит, что во всем повинен КГБ. Мол, Хрущев дал спецслужбам задание: дискредитировать главнокомандующего флотом Николая Кузнецова. Попавшего в придворную опалу адмирала и правда сняли с должности вскоре после гибели «Новороссийска», да еще с позорной формулировкой. Но здравый смысл все же настойчиво подсказывает: подвергать смертельной опасности полторы тысячи человек только для того, чтобы лишить высокой должности одного? Звучит слишком фантастически.

Несмотря на то что гибель «Новороссийска» оставила много вопросов, превалирующей по-прежнему остается версия с немецкой магнитной миной. Просто потому, что остальные еще менее правдоподобны.

Цена сотен жизней — выговор

Зато эксперты единогласно сходятся во мнении, что не взрыв погубил столько жизней, а череда обстоятельств — начиная техническим состоянием корабля и заканчивая бездарным командованием высшего руководства.

Конструктивно такой линкор, как «Новороссийск», должен был остаться на плаву после доработки. Но судно, несмотря на бесконечный ремонт и модернизацию, оказалось не готово к службе. Его переборкам недоставало запроектированной прочности, корабль был перегружен, а большинство общекорабельных систем так и не были настроены. На линкоре было огромное количество не закрывавшихся ходов и отверстий — некоторые лазы вырезались специально, чтобы членам экипажа было удобно перемещаться.

Свою роль сыграли и действия людей после взрыва. Судно пытались оттащить на мель, но из-за неорганизованности так и не смогли это сделать. Недооценили глубину с учетом ила. В конце концов, опасаясь обвинений в непринятии всех мер для спасения корабля, Виктор Пархоменко и Николай Кулаков затянули с приказом о спасении экипажа. Когда он был отдан, моряки уже гибли под кораблем. А вот командование спаслось: оно хоть и находилось на корабле, но выбрало самое безопасное место — ют линкора.

В общем, если бы не человеческий фактор и состояние самого «Новороссийска», масштабы трагедии были бы гораздо меньше. К слову, виновниками гибели судна и 609 человек признали Пархоменко и Кулакова. Им объявили выговор и сняли с должности.

Подъем «Новороссийска» в 1957 году

Что касается линкора, то спустя два года после затопления его подняли и отбуксировали в Казачью бухту Севастополя. Там «Новороссийск» разобрали и отправили на переплавку.

яхта, электрический двигатель, 2.4 ГГц, AA
катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 90–100 м, Li-pol, 1500 мА·ч
катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 90–100 м, Li-pol, 1500 мА·ч

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by