«Все горит. Сколько будет раненых, неизвестно. Готовьтесь». Звонок в военный госпиталь города Мирный поступил примерно через полчаса после катастрофы. Тогда еще никто не знал, что взрыв на космодроме «Плесецк» стал одной из самых масштабных техногенных аварий в СССР. Раненых было много, погибли десятки человек. Почему все так случилось, до сих пор никто не знает. Может быть, виной всему разгильдяйство конструкторов? А может, тряпица, которой заткнули течь жидкого кислорода?
«Плесецк» всегда воспринимался как космодром второстепенного назначения. Конечно, объект не настолько раскручен, как «Байконур», однако и ему есть чем гордиться. Начало строительства военного объекта под названием «Ангара» было положено постановлением ЦК КПСС в январе 1957 года, всего на три года позже «Байконура».
В том же году построили первые стартовые комплексы у железнодорожной станции «Плесецкая» в 180 километрах к югу от Архангельска. Изначально запускать отсюда космические корабли не планировали. «Ангара», впоследствии переименованная в «Плесецк», должна была содержать на боевом дежурстве межконтинентальные баллистические ракеты «Р-7». Поближе к Европе, чтоб можно было жахнуть потенциального противника.
В начале 1960-х стало ясно, что польза от стационарных ракетных комплексов стремится к нулю. К тому же набирала силу космическая гонка между двумя сверхдержавами. Поэтому с середины 1960-х площадку стали развивать по двум направлениям — ракетному и космическому. Полигон по-прежнему использовался для дислокации ракет, при этом обслуживающий персонал стал готовиться к запуску космических спутников.
Первый спутник из «Плесецка» отправился в космос спустя пять лет после полета Юрия Гагарина. Постепенно военная направленность полигона все больше трансформировалась в мирную. Вскоре «Плесецк» уже вовсю участвовал в международных программах, отправляя на орбиту спутники европейских государств. В эпоху расцвета на космодром в Архангельской области приходилась чуть ли не половина всех мировых космических запусков!
К началу 1980-х «Плесецк» давно и успешно эксплуатировал советскую ракету-носитель «Восток-2М». Модель отличалась крайне высокой степенью надежности. За почти сотню запусков была зафиксирована всего одна авария. Увы, в начале 1980 года статистике предстояло серьезно измениться.
На 21 час и 16 минут 18 марта назначили запуск разведывательного спутника типа «Целина-Д». Прибор должен был регистрировать наземные электромагнитные излучения определенного спектра, помогая таким образом определять месторасположение военных объектов других стран.
В таких случаях принято говорить «ничто не предвещало беды». Катастроф на «Плесецке» давно не случалось. Была одна, но в далеком 1973 году. После нее — бессчетное количество успешных запусков. За день до намеченного старта на четвертой пусковой установке уже красовалась ракета «Восток-2М», которой предстояло отправить в разведку за супостатами «Целину-Д».
Предполетная подготовка прошла успешно, никаких замечаний не было и во время генеральных испытаний. До запуска оставалось несколько часов, когда ракету начали заправлять.
«Первыми были заполнены баки горючего, а затем в 18:05 началась заправка жидкого кислорода. Заправка окислителем один раз приостанавливалась в связи с появлением течи жидкого кислорода в стыке наполнительного соединения и заправочного клапана третьей ступени. Подобные течи окислителя имели место и раньше, так как этот узел никогда не славился герметичностью», — цитировал «Коммерсантъ» спустя 20 лет после катастрофы ракетчика-испытателя Сергея Иванова. В день аварии он дежурил на командном пункте «Плесецка».
По его словам, течь не воспринималась как нечто экстраординарное. На площадку, с которой обслуживали ракету, подняли кусок ткани, которой предполагалось замотать место протечки. Сделали это или нет, сегодня уже не узнать. Известно лишь, что после небольшой паузы заправку возобновили. А в 19:01 вспыхнуло небо.
Внезапный взрыв озарил темное небо. В мгновение ока пусковая площадка превратилась в огненный ад. Под сотню тонн керосина и почти 200 тонн жидкого кислорода не оставили шанса обслуживающему персоналу, который завершал последние предполетные приготовления. «Снять напряжение с борта!» — единственное, что успел выкрикнуть один из офицеров. Через секунду он и еще 43 человека сгорели в мощном пламени.
«Услышал четыре хлопка и почти сразу же команду по громкой связи: „Всему боевому расчету эвакуироваться“. Голос был спокоен. Из 214 пусков у меня все ракеты взлетали. Поэтому я был уверен в успешном пуске и этой. Даже когда я увидел горящий старт, подумал, что сейчас мы все потушим и запустим. Но огонь был такой мощный, что фермы обслуживания погнулись и стали похожи на сгоревшие бенгальские огни», — вспоминал позднее Василий Шевченко, в то время исполнявший обязанности начальника отделения компрессорной станции.
Тем временем в военном госпитале Мирного спешно готовились к наплыву обгоревших солдат. В срочном порядке в больницу вызвали всех местных медиков, спешно освобождали реанимационное и хирургическое отделения, из Гомеля доставили УЗИ и аппарат для распыления лекарств при поражении верхних дыхательных путей.
Для врачей это была первая столь масштабная трагедия. Ситуация осложнялась тем, что солдаты не просто обгорели, но и отравились газами, образовавшимися из-за горения топлива и кабелей. Именно после катастрофы на «Плесецке» в медицине появился новый термин — «термохимическое поражение».
Всего госпиталь принял 43 человека, пострадавших во время аварии. Четверо из них скончались. Таким образом, количество жертв катастрофы выросло до 48 человек.
Огонь тушили еще несколько дней. Одновременно к расследованию причин аварии приступила правительственная комиссия. В нее вошли десятки человек, от видных ученых и специалистов в ракетно-космической техники до высших военных и государственных чинов.
Выводы приходилось строить буквально из воздуха. Во-первых, исследовать было нечего — после взрыва на полигоне почти ничего не осталось. Во-вторых, по понятным причинам не осталось непосредственных свидетелей, которые в момент аварии находились у ракеты. Неясными оставались даже количество взрывов и места их возникновения. В общем, пришлось полагаться на показания людей, находившихся на удалении от ракеты.
В конце концов вспомнили показания об утечке жидкого кислорода и тряпках, которые подняли на площадку, чтобы замотать ими место течи. Сам по себе жидкий кислород — очень мощный окислитель, при взаимодействии с которым органика быстро сгорает с большим выделением тепла. Соприкосновение жидкого кислорода с химически активным материалом, которое могло быть на тряпице, способно привести к выделению раскаленного почти до тысячи градусов атомарного кислорода.
Так комиссия и решила: в результате нарушения технологической дисциплины кто-то из обслуживающего персонала перевязал место утечки куском ткани, та воспламенилась, что в итоге привело к взрыву. Виновные наказаны последствиями своих действий. Казалось бы, на этом можно ставить точку.
Однако спустя год в этой версии пришлось усомниться. Летом 1981 года перед очередным стартом ракеты катастрофа едва не повторилась. Благо солдат заметил раскалившиеся шланги для заправки перекисью водорода. Стали разбираться и выяснили, что к новой трагедии едва не привели бракованные фильтры, изготовленные на НПО имени Фрунзе. Задумались: не могло ли то же самое произойти год назад? К тому же стопроцентных доказательств, что утечку замотали тряпкой, все еще не было.
Уже в 1990-х была назначена новая комиссия, которая оправдала команду космодрома и пришла к выводу, что причиной взрыва могла стать неисправность заправочного оборудования.
Впрочем, у руководства НПО имени Фрунзе тоже нашлись контраргументы. Мол, до запуска на космодроме должны были проверять всю систему запуска, включая фильтры. Кроме того, бракованные элементы дали бы о себе знать во время предыдущих запусков.
Что бы на самом деле ни случилось на космодроме «Плесецк» ранней весной 1980 года, это не вернет погибших. О самой катастрофе общественности стало известно лишь через несколько лет. А спутник-разведчик, который бы зорко следил за каким-нибудь врагом, все равно запустили спустя пару месяцев.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by