Магазин обязан сообщить о б/у товаре: налоговая рассказала, как не попасться «плохому» продавцу электроники

12 729
07 августа 2019 в 8:17
Автор: Станислав Иванейко. Фото: pexels.com; фото носит иллюстративный характер

Магазин обязан сообщить о б/у товаре: налоговая рассказала, как не попасться «плохому» продавцу электроники

Автор: Станислав Иванейко. Фото: pexels.com; фото носит иллюстративный характер

Многие годы мы пишем о недобросовестных магазинах, которые под видом новой электроники продают людям откровенный хлам. Часто пострадавшие, которые обращаются в нашу редакцию, удивлены: мол, как эти продавцы могут работать настолько открыто и ничего не бояться. На самом же деле ситуация выглядит иначе, уверяют нас в Минской областной налоговой инспекции. Onliner поговорил с заместителем начальника инспекции — начальником управления оперативных мероприятий инспекции МНС по Минской области Юрием Грачевым о поиске «нехороших» магазинов и ответственности за продажу непонятно чего под видом качественной вещи.

Почему кассовый чек нужен всегда

— Давайте проясним: без кассового чека прав у покупателя вообще никаких?

— По сути, да. У него нет подтверждения, что вещь куплена у конкретного магазина. Даже если потом обращаться в органы защиты прав потребителя и суд, чтобы возместить затраты на ремонт или компенсацию морального вреда, без кассового чека шансов на выигрыш очень мало.

— Товарный чек, который дают магазины, — просто бумажка?

— Это лишь заполненная в произвольной форме бумага, на которой продавец указывает свои реквизиты. А кассовый чек — обязательная форма, он должен быть выдан именно с кассового аппарата.

Согласно закону, когда курьер интернет-магазина доставляет вам товар, при нем должен быть кассовый аппарат и платежный терминал. Соответственно, у покупателя выбор: оплатить наличными и получить кассовый чек, или оплатить банковской картой — и получить чек из терминала, который дублируется по кассовому аппарату, то есть два чека. Товарный чек может быть только дополнением к кассовому, чем-то вроде его расшифровки: как правило, там указано название товара, который вы приобрели, количество единиц, идентификационные признаки (серийный номер, модель).

— На бумагах, которые показывали нам героини публикации о покупке б/у смартфонов через интернет-магазин, было прямо сказано: мол, товар, бывший в употреблении. Еще и штамп жирный поверх этого текста, прочитать сложновато. Получается, все по закону?

— Это, конечно, хитрый ход продавца. В соответствии с пунктом 6 Закона Республики Беларусь  «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 №90-З, пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 №703, если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) должны быть указаны в документе, подтверждающем факт приобретения товара.

Таким образом, мы все равно приходим к необходимости наличия кассового чека. С ним покупатель легко может обратиться в суд и заявить, что магазин при продаже товара ввел его в заблуждение. Вы не могли прочитать текст под штампом, что помешало осознавать в полной мере последствия своего выбора.

Но когда к вам приезжает долгожданная покупка, наверное, хочется побыстрее рассчитаться и получить вещь. Здесь уже не до соблюдения формальностей, а те же договоры редко кто читает. Более того, вы не обязаны быть юристом и разбираться в тонкостях формулировок, чтобы просто купить телефон или телевизор. Это задача продавца — правильно донести до покупателя информацию, выдать ему все нужные документы, гарантийный талон, кассовый чек.

Кроме того, согласно правилам комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденным Советом Министров от 01.06.2007 №744 (с изменениями и дополнениями), принятые на комиссию товары продаются в комиссионных магазинах, в том числе расположенных в торговых центрах, а также в комиссионных секциях магазинов.

Таким образом, организация не вправе осуществлять торговлю товарами, принятыми на комиссию от физических и юридических лиц с использованием интернет-магазина, если покупателем данных товаров выступают физические лица.

Об ответственности для магазинов

— Сколько сейчас магазинов у вас «в разработке»?

— Вопрос некорректный. Я бы ответил, что субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю через интернет-магазины, находятся на контроле налоговых органов. Особенно когда они нарушают права и законные интересы граждан.

— Что с ними будет? Оштрафует эти магазины суд, налоговые органы, а завтра их владельцы откроют такой же магазин с чуть другим названием и продолжат разводить людей.

— Сейчас мы опрашиваем граждан, которые пострадали, дальше предприятию будут предъявлены заслуженные платежи, которые они обязаны были уплатить от реализации продукции. Затем перед судебными органами будет поднят вопрос о признании незаконной регистрации субъекта хозяйствования — как правило, они регистрируются по несуществующим адресам.

Да, владельцы могут открыть новый магазин. Но мы видим, кто открывает все новые и новые предприятия. Следовательно, сразу начинаем работать с ними, чтобы деятельность соответствовала закону. Если ничего не меняется — проводим мероприятия по исключению их из единого государственного реестра плательщиков.

— Фирму обяжут уплатить налоги и возместить ущерб пострадавшим. Внезапно у компании не окажется имущества, а все машины и квартиры владельцев будут записаны на бабушек. И что тогда делать?

— Кредиторы могут направить в суд обращение о признании компании банкротом. Учредителям может быть предъявлена субсидиарная ответственность — то есть по долгам предприятия будет отвечать физическое лицо. Когда учредитель зарегистрирует нового субъекта предпринимательской деятельности, ему придется выплачивать долги с доходов, получаемых в новой компании.

Изображение: pexels.com

— Если объем продаж невозможно подтвердить, как вы определяете сумму неуплаченных налогов?

— Поэтому мы и призываем людей, которых обманули недобросовестные магазины, обращаться к нам. Приходите, пишите пояснения — подчеркну, не объяснения, а именно пояснения — по факту покупки продукции. Мы устанавливаем покупателей с целью определения даты покупки и стоимости товара, для последующего расчета сумм неуплаченных налогов. Люди должны понять, что налоговые органы защищают в первую очередь их права.

— Человек с официальной зарплатой в 500 рублей придет к вам и даст пояснение, что купил телевизор за 8000 рублей. Вас не заинтересует, откуда деньги?

— Абсолютно нет. Да, налоговые органы выявляют граждан, живущих не по средствам. Но это не значит, что к вам появятся вопросы из-за дорогого телевизора, так как в данном случае проводится проверка интернет-магазина, а не сопоставляются полученные доходы с понесенными расходами покупателя.

— О каких масштабах продаж идет речь? Сколько в среднем такие магазины продают некачественной продукции?

— У всех по-разному. Если рассматривать мобильные телефоны, то один магазин реализует 5—6 устройств в день. Допустим, магазин прожил два месяца. Вот и считайте суммы.

— Дайте советы от налоговой: как купить качественный товар.

— Обращайте внимание на сайт магазина. Обязательно должен быть указан учетный номер плательщика (УНП): он состоит только из девяти цифр, ни больше ни меньше. Второй момент — плательщик обязан разместить на своем сайте образец кассового чека. То есть просто распечатать и отсканировать чек, где будет указаны его наименование, а также УНП, заводской номер кассового оборудования, порядковый номер чека, дата и время проведения операции, сумма продаж, сумма, внесенная покупателем, сумма сдачи и др..

Да, кассовые аппараты иногда ломаются, и тогда выдают подменные, где может быть чек другого вида. Но это редкая ситуация, а ремонтируют аппараты очень быстро. Если кассовый чек отличается от того, что на сайте, я оплачивал бы картой через терминал.

При заказе товара уточните, с какими сервисными центрами заключены договоры на обслуживание и ремонт продукции. Позвоните туда и уточните, действительно ли сервис сотрудничает с этим продавцом. И еще один момент: часто магазины пишут: «Мы на рынке уже десять лет». А субъект зарегистрирован в августе 2018 года. О каких десяти годах речь? Спрашиваешь продавца, и он начинает рассказывать: были другие названия, разные магазины, разные собственники и так далее. Если субъект часто меняет регистрацию — это должно насторожить.

Apple iOS, экран 6.5" AMOLED (1242x2688), Apple A12 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 3174 мАч, 1 SIM
Apple iOS, экран 5.8" AMOLED (1125x2436), Apple A12 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 2658 мАч, 1 SIM
Onliner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1" IPS (828x1792), Apple A12 Bionic, ОЗУ 3 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 2942 мАч, 1 SIM

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by