Люди купили бэушные iPhone, не прочитав длинный договор. Магазин: «Это не наши проблемы»

16 мая 2019 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич; героев публикации

Люди купили бэушные iPhone, не прочитав длинный договор. Магазин: «Это не наши проблемы»

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич; героев публикации

— Бывает, что разводят, как говорится, красиво: потом понимаешь, где совершил ошибку. Но с нами совсем уж нагло поступили, — говорят Анастасия и Юлия. Девушки заказали в одном интернет-магазине iPhone, но деньги отдали за устройства, которые сильно отличаются от новых или официально восстановленных: вопросы к качеству и подлинности аксессуаров, кривая наклейка на коробке, а главное — при проверке IMEI на сайте Apple говорится, что гарантия на аппарат закончилась. Чем больше покупательницы изучали магазин, тем больше странностей выяснялось. В магазине же заявили, что эти телефоны — бэушные и покупатели знали, за что отдавали деньги.

«В Беларуси можно так себя вести и тебе ничего не будет?»

Анастасии понадобился телефон: она просто загуглила «купить iPhone в Минске» и перешла по одной из верхних ссылок, которая привела на сайт i-cupertino-by.com. Выбор девушка остановила на iPhone 7.

Анастасия отдала за смартфон 1010 рублей, в то время как на сайте указана цена в 820 рублей. Почему дороже? Якобы ей объяснили, что 820 рублей — цена за восстановленный аппарат, а «нормальный» будет стоить дороже. На скриншоте не видно, чтобы где-то были уточнения о товаре: новый он, восстановленный или подержанный

— Заказала, а потом на другом сайте (app-blr.by) увидела более выгодное предложение. Я перезвонила в i-cupertino-by.com и сказала, что нашла вариант интереснее. Часа через три мне начал звонить какой-то молодой человек: мол, мы уже сделали предзаказ, купили телефон, а вы отказались и так далее. Мне это показалось странным. В итоге я оставила заказ на app-blr.by.

Телефон привезла девушка-курьер. Сказала, что у меня 14 дней на проверку устройства. Потом я проверила гарантию на сайте Apple — она уже вышла. Сразу позвонила в app-blr.by. Там менеджер уверял, что все неправда, у них проверенная техника, я должна им что-то доказать и так далее. А еще у меня не было кассового чека — курьер сказала, что ей не дали чек. Обещали привезти на следующий день вместе с гарантийным талоном. Наступило завтра и выяснилось, что из app-blr.by мне ничего не привозили — а заказ почему-то доставил магазин i-cupertino-by.com. Как так получилось? Я не спрашивала курьера, из какого именно магазина привезли телефон. Мое первое впечатление — они связаны и решили «отомстить» мне за отмену заказа в i-cupertino-by.com.

На app-blr.by можно выбрать RFB (восстановленный) или новый iPhone. Цены совпадают с теми, что были указаны на i-cupertino-by.com

Дальше разговор продолжился уже с i-cupertino-by.com. Там, говорит Анастасия, отказались менять аппарат или возвращать деньги. Девушку случай определенно задел: она собрала увесистую пачку документов, однако ситуация осталась прежней — телефон не заменили и деньги не вернули. Тогда она начала искать других покупателей и вышла примерно на дюжину таких же владельцев iPhone из i-cupertino-by.com.

История Юлии схожая, разве что телефон оказался дороже — iPhone 8 Plus. Девушка покупала устройство в подарок мужу. Если у Анастасии смартфон работает нормально, то Юлии повезло меньше. У аппарата барахлит динамик, иногда прекращается зарядка устройства, хотя батарея восполнилась не целиком.

— Мы общаемся в чате с другими потерпевшими, и у всех одно мнение: никто не ожидает, что в Беларуси можно нарваться на такое. Сколько раз люди покупали товары в интернете — при проблемах всегда возвращают деньги, меняют продукт. Даже на рынке все боятся проверок, общества защиты прав потребителей. А здесь хоть бы что, и никто ничего сделать не может. Эти люди не боятся заявлений в милицию, в налоговую. Ведь 12 человек — это лишь те, кого мы смогли найти. Сколько таких покупателей было на самом деле? 

Заявление в милицию я оставила, но мне дали понять, что шансов мало. Думаю, будет как у всех остальных: через месяц получу письмо с фразой «в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления». В милиции сказали, что мошенничества нет: на сайте магазина есть договор публичной оферты. Но кто его читает вообще? А ничего, что телефоны продают без чеков, представители магазина не являются на опросы в милицию, на сервисной карте стоит печать несуществующего юрлица [как потом выяснится, это не печать, а штамп, который ничего не значит. — Прим. Onliner], а юрлицо зарегистрировано по адресу, которого нет. Оказывается, в Беларуси можно так себя вести и тебе ничего не будет? — возмущается Юлия.

Любопытные адреса

«Сервисная карта» выглядит, мягко говоря, очень странно. Судя по всему, она просто дает покупателю устройства право обслуживать девайс в определенном сервисе. Во-первых, взгляд зацепился за адрес: улица Платонова, дом 22. Здесь же расположен тот самый 5G Service — правда, помещения разные, так что допускаем любопытное совпадение. Во-вторых, сервисная карта с объявлениями о микрозаймах и срочном выкупе техники — это слишком уж несерьезно.

На одном из товарных чеков кассовый чек все-таки обнаружился — там продавцом значится ООО «Комплекс Мобайл Эксперт». На ресурсе Kartoteka.by легко найти адрес: город Заславль, улица Дзержинская, здание №25. Такой же указан на сайте i-cupertino-by.com. Ни один картографический сервис не находит 25-й дом по этой улице. Более того, Заславский горисполком тоже не отыскал этот адрес: «Продавец мобильного телефона ООО „Комплекс Мобил Эксперт“ по указанному на сайте адресу: г. Заславль ул. Дзержинская, д.25, не находится, в виду отсутствия на территории г. Заславля здания №25 по ул. Дзержинской». Что самое удивительное, каким-то образом магазин удалось зарегистрировать по этому адресу.

Изображение: kartoteka.by

С app-blr.by тоже много неясного. В Главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома Анастасии ответили, что сведения об этом магазине в Торговом реестре Республики Беларусь отсутствуют. По указанному на app-blr.by номеру в Торговом реестре информации на Kartoteka.by действительно нет. Более того, УНП должен состоять из девяти символов, в то время как на сайте он шестизначный. По данным Главного управления торговли и услуг Мингорисполкома, администратором домена является ООО «СД-ГОЛД». Но его адрес, судя по всему, тоже неверный. Отправленное туда Мингорисполкомом письмо «Белпочта» вернула с формулировкой «организация не значится по указанному адресу». На форуме Onliner пользователи описывают впечатления от покупки товаров у этого юрлица.

Что касается ООО «Премиум шоп», которое видно на штампе в товарном чеке, то такое юрлицо в Беларуси вообще не зарегистрировано. «Установить продавца Вашего мобильного телефона не представилось возможным» — говорится в ответе Главного управления торговли и услуг Мингорисполкома на запрос Анастасии.

Внимательно читайте договор

Интерес представляет публичная оферта в разделе «Информация для клиентов» — сайт i-cupertino-by.com сейчас хоть и недоступен, но восхвалим кэш Google. Момент первый: на товарном чеке стоит жирный штамп загадочного ООО «Премиум шоп». Под ним, если присмотреться, видны следующие строки: «…Товар получен надлежащего качества, по форме, расцветке, комплектации и техническим характеристикам соответствует заказанному. Товар восстановленный (бывший в употреблении)…».

Получается, магазин открыто заявляет, что товар подержанный. А теперь — момент второй. В том самом разделе «Информация для клиентов» перечислены «особенности продажи Товаров, бывших в употреблении или в которых устранялся недостаток (недостатки)».

По большому счету вам могут продать устройство с какой угодно неисправностью. Пункт 7.7 гласит: «Покупатель соглашается с тем, что Товар бывший в употреблении (как отдельные его единицы, так и весь Товар в целом), может не отвечать техническим характеристикам и требованиям, предъявляемым к новому Товару, и иметь следующие недостатки: потеря сигнала сотовой связи, потеря сигнала wi-fi, отказ работы дисплейного модуля или передней панели, выход из строя контроллера питания, плохая работа сенсора, плохая работа динамиков и микрофонов, не исправность процессора, неисправность модема, и другие неисправности связанные с износом платы. Перечисленные выше недостатки считаются оговоренными в соответствии с законом „О защите прав потребителей“. Также на бывшем в употреблении товаре могут быть установлены не оригинальные запчасти и отличаться от устанавливаемых запчастей на заводе изготовителе».

«Белорусы не хотят читать»

Что любопытно, точно такая же публичная оферта размещена на сайте app-blr.by. При этом представитель i-cupertino-by.com утверждает, что с app-blr.by его магазин никак не связан. Единственный указанный на сайте app-blr.by телефон был недоступен, а с i-cupertino-by.com состоялся такой разговор:

— Адреса, по которому ваш магазин зарегистрирован, не существует: Заславль, улица Дзержинская, дом 25. 

— Дом 26 [на сайте i-cupertino-by.com был указан дом №25 по улице Дзержинской. — Прим. Onliner].

— Покупатели говорят, что заказывали новые телефоны, а проверка на сайте Apple говорит, что гарантия закончилась. Как такое может быть?

— Они вводят вас в заблуждение. Они покупали комиссионные, восстановленные телефоны, снятые с производства. Об этом указано во всех документах.

— В случае с телефонами, которые официально восстановлены, гарантия обнуляется.

— Вы ознакамливались с документами? Видели, что телефоны комиссионные, бэушные?

— Но люди говорят, что заказывали именно новые телефоны.

— Знаете, в этой сфере много мошенников, которые хотят, чтобы им поменяли новый поцарапанный телефон либо с каким-то дефектом. Или не согласны с платным ремонтом, что предусмотрено нашими условиями гарантии и договором оферты. Они ищут какие-то пути для решения вопроса по-ихнему, а не по условиям, с которыми мы их ознакомили перед покупкой. Именно так они и поступают.

— Договоры длинные — сами понимаете, что их никто не читает. Это похоже на уловку.

— Это же не наши проблемы, правильно? Мы себя обезопасили этим договором оферты и документами, которые даем им на ознакомление и на подпись. Чтобы в будущем, если вдруг клиент захочет каким-то образом повлиять на решение сервиса или как-то склонить ситуацию в свою сторону, мы могли предоставить эти документы в суде либо еще каком-то органе и все вопросы отпали.

— И часто такое бывает?

— Белорусы — такие люди, которые не хотят читать, им надо быстро и срочно. Не хотят слушать, постоянно юлят. Два-три обращения в месяц стабильно. 

— Получается, все суды вы выигрываете?

— У нас был один суд, там он сейчас ждет оплаты… Как только деньги на счету появляются, мы оплачиваем экспертизу. Экспертиза ничего не покажет. Она покажет, что телефон восстановленный, что он оригинальный и что он не на мировой гарантии.

— А вы как-то связаны с app-blr.by? 

— Нет, у нас только один интернет-магазин.

Дальше стоит обратить внимание на еще один нюанс — разницу между печатью и штампом. То, что обывателю кажется синонимами, в юридическом мире — две большие разницы. Печать круглая и имеет юридическую силу. А штамп юридической силы не имеет, там может быть указана какая угодно информация. На товарные чеки, которые прислали нам покупатели смартфонов, нанесен именно штамп. В i-cupertino-by.com подтвердили, что на товарных чеках стоят именно штампы и они необходимы для внутренних нужд магазина.

Представители i-cupertino-by.com прислали типовой ответ на претензии покупателей и фотографию талона. Магазин выделил на изображении самую важную часть: «Данная сервисная карта может быть использована для заключения договора исключительно только для оригинальных товаров бывших в употреблении (восстановленных, рефов и.т.) Бывшие в употреблении товары возврату обмену не подлежат».

Еще одна девушка, купившая в i-cupertino-by.com iPhone X, сдала телефон на экспертизу в один из авторизованных сервисных центров — это весьма крупная компания, и причин сомневаться в ее непредвзятости нет. Результат проверки следующий: установлены неоригинальные батарея и панели корпуса, а неисправностей не обнаружено.

Анастасия и Юлия на встрече с Onliner возмущались, как такое вообще возможно: мол, это всего лишь телефон, и никто не ожидал, что его нужно проверять похлеще недвижимости. Магазин по закону, скорее всего, действительно прав: по крайней мере, в противном случае он вряд ли действовал бы так открыто. Но покупателям от такой ситуации не легче. Девушки планируют обращаться в суд, о результатах мы сообщим отдельно.


Памятка для тех, кто хочет купить именно новый либо официально восстановленный iPhone.

1. Внимательно изучите сам сайт интернет-магазина: там должны быть указаны УНП, юридическое имя и адрес. Если чего-то не хватает — это уже повод выбрать другой магазин. Не смотрите на «Отзывы покупателей о магазине» — подтвердить их достоверность невозможно. А вот что в ваших силах, так это беглая проверка магазина хотя бы по юрлицу: что о нем пишут на форумах и в базах данных?

2. При заказе телефона убедитесь, что продавец подтвердил: телефон новый. Требуйте кассовый чек. Его должны давать по умолчанию, но часто об этом «случайно» забывают. Отговорки вида «бухгалтер рано уехал», «бумага для чеков закончилась» — полная чушь, хоть порой звучат убедительно.

3. Если телефон привез курьер, не спешите отдавать ему деньги и не обращайте внимания на аккуратно запечатанный целлофан. В идеале коробку нужно сравнить с эталоном — возьмите у знакомых оригинальную упаковку от iPhone и сравните шрифты, соответствие всех надписей, качество самой бумаги. К примеру, не должно быть кривых наклеек, а надписи нельзя стереть ногтем или монетой. То же касается комплектующих: сравните надписи и тактильные ощущения от оригинального iPhone и того, который собираетесь купить. Не обращайте внимания на внешний вид аппарата в пленке: корпус может быть заменен на «аналог» так, что отличить от оригинала будет невозможно. Поэтому переходим к самому главному — проверке по IMEI.

Слева коробка неоригинальная, справа — подлинная

4. Сравните серийный номер (Настройки — Основные — Об этом устройстве) с тем, который указан на самой коробке. Введите номер на вот этой странице сайта Apple. Если хоть в одном из пунктов есть отличные от зеленых кружки — сразу же отказывайтесь от покупки.

Читайте также:

Apple iOS, экран 6.5" AMOLED (1242x2688), Apple A12 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 3174 мАч, 1 SIM
Apple iOS, экран 5.8" AMOLED (1125x2436), Apple A12 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 2658 мАч, 1 SIM

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by