«Сами купили — сами и разбирайтесь». Продавец сбыл минчанам «бэушные» iPhone под видом новых и пропал

 
UPD
12 августа 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич, читатель Владимир
Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

«Столкнулся недавно с бессовестными продавцами очень некачественных телефонов и хочу предостеречь других людей», — так начал свое письмо в редакцию Onliner.by наш читатель Владимир. Он уже не верит в то, что сможет каким-либо образом вернуть деньги за некачественный товар или хотя бы получить адекватно работающую замену. Дело в том, что сайт продавца исчез, его телефоны не отвечают, а фирмы «ПраймБилТэк» по адресу регистрации нет.

В июне этого года Владимир задумался о покупке iPhone. Почитал о различных моделях в интернете, узнал средние цены на них в Беларуси и остановился на оптимальном для себя варианте — iPhone 5s на 32 ГБ. Уже был готов сделать заказ, как заметил баннерную рекламу, которая предлагала эту же модель по цене ниже рыночной. Ссылка вела на магазин istore-minsk.by.

— Меня цена сразу смутила, но продавец заверил, что их телефоны новые и по качеству совершенно не хуже других, — рассказывает Владимир.

Покупатель решился сделать заказ. Курьер немного опоздал, и было заметно, что куда-то торопится. Владимир предположил, что заказов у него было много и на все надо было успеть.

— Телефон распаковали, включили, бросающихся в глаза дефектов я не заметил и расплатился. Когда осматривал устройство, то держал его в одной руке, а пальцем другой водил по экрану. Как оказалось позже, если смартфон просто положить на стол и касаться его пальцем одной руки, то сенсор не срабатывает!

Владимир понял это уже позже, когда начал изучать покупку внимательнее. Выяснилось, что в трубке целый букет недостатков, заметить которые с первого взгляда было сложно. И это не только вялый сенсор, но и заедающая кнопка Home, криво установленная фронтальная камера, следы то ли пыли, то ли клея на заднем фотомодуле.

— Это были явные следы замены корпуса и переклейки поляризационной пленки дисплея, причем с использованием неоригинальных комплектующих.

Владелец «нового» iPhone предположил, что это может быть восстановленный аппарат. Но восстановленный не специалистами Apple, которые подходят к своему делу профессионально, а сторонними мастерами, которые сделали работу очень неаккуратно. Чего только стоит барахлящий сенсор.  На претензию по дефектам продавец послал в гарантийный отдел, а оттуда отправили в сервисный центр.

— Я принес телефон в сервисный центр 5G Service (ООО «ПятьДж») на Платонова и сдал. Сразу же написал заявление о возврате денег за недоброкачественный товар, поскольку еще не прошло 14 дней с момента покупки. Там заверили, что если после диагностики неисправности подтвердятся, то деньги вернут.

Владимир ждал. Когда уставал ждать, сам звонил ремонтникам. По словам парня, там его не раз заверяли, что неисправность подтвердилась, смартфон отправили продавцу и вот-вот все вернут. Все это длилось почти месяц. Затем (17 июля) телефоны продавца внезапно стали недоступны, а чуть позже перестал работать и сам сайт.

— Я стал активнее давить на сервисный центр, но меня «кормили» совершенно смешными сказками, будто продавец ушел в отпуск или заболел и они до него сами не могут дозвониться.

Когда терпение покупателя иссякло, он в очередной раз пришел в сервисный центр. Под дверями стояла очередь из клиентов с похожими историями. По словам Владимира, администратор сказал ему, что продавец не хочет возвращать деньги, но можно поменять iPhone на аппарат аналогичного качества, который он сам сможет продать и вернуть деньги. Заключение о неисправности пообещали выдать только в том случае, если Владимир согласится на такой финт.

— На мои возражения о неоднократных нарушениях продавцом закона администратор мастерской ответил, что не несет за них ответственность, а мои иски в суд ничего не дадут, поскольку продавец уже может и не существовать (например, фирма обанкротилась), а состава преступления для мошенничества нет. В конце добавил: «Сами купили — сами и разбирайтесь».

Как говорит Владимир, у него в голове не укладывается, что такие схемы, которые злоупотребляют доверием обычных людей, могут работать у нас в стране.

— Ладно было бы на сайте явно указано, что товар восстановлен, да к тому же не самой фирмой Apple. Но нигде подобной информации не было.

После разговора я обратился в РУВД. Хотел написать заявление по факту мошенничества, но мне доступно объяснили, что состава преступления на данный момент действительно нет, поскольку продавец реализует телефоны как есть и за их качество ответственности не несет. Единственный выход в моей ситуации — это подача иска в суд о нарушении прав потребителя. Но даже если я выиграю дело, то это еще не гарантирует того, что деньги будут возвращены…

Самое печальное, что это похоже на правду. Наши внимательные читатели помнят историю Александры Рогач, которая, выиграв два суда, больше полугода не может получить 41 млн неденоминированных рублей компенсации за недоброкачественный ремонт. Об этой истории мы писали в середине июня, и с тех пор Александра сумела найти еще 11 пострадавших, готовых активно бороться за свою технику и деньги.

Как оказалось, неудачно выбрал продавца не только Владимир. «Поюзанные» аппараты под видом новых продали еще как минимум двум людям.

Андрей в июне покупал iPhone 6 на 64 ГБ смартфон через площадку istore-minsk.by. Ему даже выдали чек с УНП и названием продавца — «ПраймБилТэк». Когда устройство начало «глючить», покупатель отнес его в мастерскую 5G Service (ООО «ПятьДж») по гарантии, где спустя три недели получил заключение о дефекте и был направлен к продавцу. В первый раз с ним удалось даже поговорить и получить обещание о замене. Однако прошли выходные, и телефоны продавца оказались отключенными.

С аналогичной ситуацией столкнулся еще один Владимир. Как и у Андрея, сумма в его чеке оказалась разделена на две части. Курьер объяснил это тем, что их кассовый аппарат не смог пробить восемь цифр (10,9 млн неденоминированных рублей).

Недавно наш читатель снова был в сервисном центре. Как говорит, уже было согласился на обмен, но при распаковке нового телефона обнаружил точно такой же дефект с плохой работой сенсора. Администратор попробовал распаковать еще одно устройство, но и в нем сенсор не работал должным образом. В результате клиенту все-таки выдали аппарат на замену и подтверждение наличия в нем неисправности.

— Как я понял, у продавца все телефоны с таким дефектом, просто многие люди с этим мирятся, — говорит Владимир, показывая нам новую трубку и проблемы с сенсором.

Разумеется, останавливаться на этом наш читатель не собирается. Он обратился с заявлением в милицию, была проведена проверка. Органам удалось узнать адрес регистрации магазина, который принадлежит предприятию ООО «ПраймБилТэк». Однако ни магазина, ни директора по этому адресу, конечно же, не оказалось.


Корреспондент Onliner.by неоднократно штурмовал телефоны продавца, которые передали ему недовольные клиенты, однако дозвониться не смог. Администратор ремонтной мастерской оказался сговорчивее.

— Клиенты приходят разные и от разных фирм. От всех, кого мы обслуживаем, поступают сломанные телефоны. Целые к нам не поступают. Хотя, бывает, и целые приносят: «Купил, а мне не сказали, что я купил». В частности, продают смартфоны, восстановленные компанией Apple, а продавцы якобы не говорят, что телефон такого формата. Но у многих продавцов на сайте размещена соответствующая информация с пометкой, что на подобные аппараты распространяется ограниченная гарантия. 

— Понятно, бывает. Но сайт интересующей меня фирмы уже исчез и телефоны недоступны… А если клиент хочет вернуть деньги за некачественный смартфон, как вы с ним поступаете?

— Для возврата денег должны быть основания. Это заключение сервиса о том, что телефон неремонтопригоден. Получив заключение, клиент вправе обратиться к продавцу. Если продавец требование не удовлетворил, клиент может обратиться в суд.

Как говорит администратор мастерской, он не знает, сколько клиентов было от «ПраймБилТэка». Но при необходимости продавец менял телефоны на новые даже без диагностики. Правда, спустя какое-то время перестал менять.

— Кто-то куда-то нажаловался. Клиенты обращались в милицию. Сотрудники приходили к нам в поисках этого… Не iStore случайно магазин называется? Получилось, что фирма по документам занимается чем-то совсем другим. По адресу регистрации ни начальников, ни магазина нет. Мы же работаем с фирмами по публичному договору. Раздаем продавцам талоны, а они нам платят за ремонт: либо наличными через кассу, либо безналом.

— Долгов они вам не оставили?

— Вместо ремонта многие клиенты требовали замены. Пользовались, скажем так, бесплатными услугами. А потом в определенный момент перестали менять. Сейчас мы производим диагностику, а счета никто не оплачивает, звонить некому. Если кто-то приходит поменять микрофон, то сообщаем клиенту, что магазина нет. Предлагаем заключение о неремонтопригодности, чтобы они могли решить проблему в судебном порядке. Либо чиним за деньги. По-моему, они [«ПраймБилТэк». — Прим. Onliner.by] продавали «рефы». А у них гарантия месяц. Месяц, кажется, уже и прошел.


Тем не менее недовольные клиенты утверждают, что просто так мириться с несправедливостью не собираются. Они намерены обращаться в суд с иском о нарушении прав потребителя.

— Очень хочу предостеречь от подобных «покупок» и ошибок других людей. Лучше заплатить больше и иметь дело с надежным магазином, чем обращаться в липовые фирмы. Надеюсь, что эта история убережет многих от неверного шага, — подытоживает наш читатель Владимир.


После публикации статьи с редакцией связался специалист по коммуникациям минского магазина i-Store Артем Колядич. По его словам, после появления интернет-магазина istore-minsk.by специалисты авторизованного магазина ежедневно сталкиваются с негативной реакцией граждан, которые путают два магазина.

— Очевидно, что продавец использовал нашу репутацию для привлечения клиентов, размещал много контекстной рекламы и приманивал людей низкими ценами. При таких расценках очень высок риск нарваться на «самосбор» из запчастей от разных телефонов.

Существует два вида восстановленных iPhone. Завод Apple использует оригинальные новые комплектующие, заменяются все дефектные детали, проводится контроль качества, как для новых телефонов. Такие iPhone продаются в новой упаковке, с новыми аксессуарами, они запечатаны, а на коробке есть пометка «RFB» или «Certified Pre-owned». Также мы рекомендуем обращать внимание на наличие наклейки поставщика и акцизной марки, подтверждающей официальное происхождение телефона. У таких iPhone всегда год официальной гарантии Apple в авторизованном сервисе.

Восстановленные продавцом смартфоны чаще всего собираются из самых дешевых б/у комплектующих, в обычной мастерской, а не на заводе, ни о каком контроле качества речь не идет. У телефонов могут не совпадать Imei с коробкой или коробки может вообще не быть. Часто видны следы ремонта. И, разумеется, у таких телефонов всегда «вкусная» цена. При этом продавец может обещать вплоть до 3 лет гарантии, но сервис будет неавторизованный, и в случае проблем претензии до продавца могут попросту не дойти, как в данной ситуации.

Специалисты рекомендуют тем, кто желает сэкономить, проявлять двойную бдительность: разузнать о юридическом лице, потребовать документы, сертификаты и лицензии.

Смартфоны Apple в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич, читатель Владимир