Белорусы научили нейросеть определять рак кожи. И уже есть успехи

18 394
15 июля 2019 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка

Белорусы научили нейросеть определять рак кожи. И уже есть успехи

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

С разработчиками стартапа Skinive мы общались год назад: тогда сервис по диагностике кожных заболеваний выглядел как чатбот. За минувшее время команда серьезно продвинулась, а на конференции EMERGE еще и появилось реальное доказательство работающей концепции: нейросеть нашла у участника мероприятия злокачественное образование на родинке, которое подтвердилось при осмотре у дерматолога. Мы встретились с создателями Skinive и узнали новости проекта.

Проверить родинки — как почистить зубы

— Как с прошлой встречи изменилась идея, концепция Skinive?

— Тогда у нас не было проекта — только нейросеть в облаке. Мало кто понимал, что это и зачем нужно. Сейчас мы создали собственный продукт, выработали концепцию. Приложение в Беларуси останется бесплатным. И еще мы запустили челлендж «Кожны беларус»: с одной стороны, он помогает людям проверить свою кожу, с другой — так мы расширяем базу для нейросети. Уже откликаются спортсмены и медийные люди. Проще всего общаться с теми, кто сам столкнулся с подобными проблемами.

— Если все бесплатно, то как зарабатывать будете?

— На окружающих сервисах: допустим, каталогах по поиску врача, куда мы приводим людей. Плюс, зная состояние кожи, можно рекомендовать процедуры и прочие вещи. Но чтобы это работало хорошо, нужно развивать технологию.

— Проект, как и раньше, кажется «одноразовым»: не будешь же каждый день сканировать родинки. Раз проверил — и удалил Skinive. Или нет?

— Достаточно раз в неделю проверять. После душа, например, когда доступ ко всему телу есть. Вдруг на спине что-то выскочило? Когда стали появляться зубные щетки и порошки, понадобилось несколько поколений, чтобы чистка зубов два раза в день стала нормой — это популяризировали стоматологи, производители предметов гигиены и так далее.

Суть нашего челленджа — выработать такую же привычку. Тем более сейчас лето, люди едут в теплые страны. Ведь те родинки, с которыми безопасно можно жить под белорусским или украинским солнцем, может понадобиться удалить в Израиле — у нас был такой случай.

— С вашим челленджем ситуация выигрышна для всех: люди проверяют здоровье, а вы увеличиваете базу. Все правильно?

— Да, именно. Это развитие технологии, вокруг которой мы будем делать монетизацию.

Как улучшили нейросеть

— Насколько нейросеть стала умнее за прошедший год?

— У нас было два крупных обновления: в конце года и перед EMERGE. Мы получили более десяти тысяч новых снимков после конференции, так что материал для дальнейшей обработки есть. Сейчас мы хотим сделать мониторинг в реальном времени, а не в формате «запрос — ответ».

— Нейросеть научилась распознавать какое-нибудь новое заболевание?

— Мы добавили несколько новых видов рака и папиллом. Сильно расширять количество заболеваний мы не стремимся — скорее хотим улучшить текущую базу. Нейросеть и так распознает более тридцати видов кожных объектов. Есть конкуренты, которые определяют только меланомы, например. Но меланома — достаточно редкое явление. Гораздо больше случаев базальноклеточного и плоскоклеточного рака кожи. Мы хотели сделать универсальную нейросеть: вряд ли люди захотят устанавливать одно приложение для бородавок, другое для прыщей, третье для родинок и так далее.

— Тот случай с участником EMERGE, у которого Skinive обнаружил меланому: слишком крутое совпадение, не кажется? 

— Да, и некоторые люди намекали нам на это. Как все было: мы участвовали в битве стартапов EMERGE Challenge. Даже в полуфинал не прошли, слегка расстроились. Но решили, что в таком случае у нас появилось больше времени на работу с посетителями и общение с инвесторами. Мы закидали листовками практически весь зал, подходили буквально ко всем. И у одного человека, которого мы проверили через Skinive, действительно возникло подозрение на нехорошее заболевание. Пример, кстати, не единственный: одна женщина нашла у сына высококлеточную бородавку, вторая обнаружила моллюск. Мы принялись успокаивать: опасного ничего нет, это просто вирусные заболевания, но лучше от них избавиться.

На второй день тому участнику, конечно, стало не до EMERGE: мы возили его по медицинским учреждениям. Подозрения подтвердились, но срочности нет — можно удалить меланому в течение трех месяцев. Еще у его родственника что-то похожее обнаружилось.

— Выходит, «здоровых нет, есть недообследованные»? И что врачи говорят о Skinive?

— Нет, подход неправильный. Когда с онкологами разговаривали, у них было недоверие: сначала нам прямо в лоб говорили, что это шарлатанство. Спрашивали, сколько мы пропустили заболеваний. Но тут как в дилемме со стаканом: можно спросить, сколько пропустили, а можно — сколько обнаружили. В конце концов мнение врачей удалось изменить.

И еще такой момент: в Беларуси солнце не агрессивное, меланомы встречаются редко. А в южных странах проблема намного шире. Тот человек, у которого на EMERGE обнаружили меланому, как раз прилетел из жаркой страны.

К нам еще с Мальты подходил участник: говорит, при населении где-то в полмиллиона человек у них регистрируют много меланом, и проектом он заинтересовался.

Проверяем себя сами

— Расскажите, как без медицинского образования определить, надо беспокоиться по поводу родинки или нет.

— Есть базовые правила — ABCDE. А — асимметрия. B — Border, неровные края. C — Color, разноцветная родинка. D — диаметр: если больше пяти миллиметров, стоит провериться. E — Evolution, то есть увеличивается она в размерах или нет. Это пять самых простых положений. Дерматологи оперируют десятками правил, по которым выявляют злокачественные образования.

— Из этих пяти признаков должны проявляться все?

— Сложно сказать, сколько именно. Случаи очень разные, но если два-три совпадения — пора обследоваться. На ранних стадиях может вообще ни одного не быть, и именно поэтому определение такое сложное. У того мужчины, которого мы проверили на EMERGE, родинка была как раз пять миллиметров — по сути, в рамках нормы. Но человек сказал, что за последние полгода родинка увеличилась. Это был уже конкретный звонок, что нужно срочно вести его к врачу.

— Какая точность у нейросети?

— По сравнению с прошлой версией точность повысилась, а на сколько процентов — сказать трудно. Если пропустить через нейросеть тысячу снимков с явной меланомой, то точность будет 100%. Когда диагноз двойственный, то и сами врачи могут спорить сотни форумных страниц.

Недавно был очень интересный случай. В одной родинке оказалось два злокачественных и два доброкачественных образования. И к такому мнению дерматологи пришли где-то за триста комментариев в специализированных группах, чуть ли не передравшись. Диагнозы были очень разными.

— Как они поняли, что в одной родинке четыре образования? Это же, по идее, очень редкое явление.

— Ситуация действительно уникальная: мы видели сотни тысяч снимков, но такое впервые встретили. Сначала автор поста выложил фотографию обычную, как на смартфон снимаешь. Потом — под увеличением, с поляризацией и без, под иммерсионной жидкостью. Это все позволяет увидеть что-то новое.

Если показать такой снимок что нейросети, что врачу, то завалятся оба. Поэтому точность — понятие относительное.

О планах

— Как дела с финансированием?

— Пока все на честном слове: в прошлом году мы получили небольшие средства от AngelsBAND (Белорусское сообщество инвесторов. — Прим. Onliner), сейчас запустили краудфандинг и ведем переговоры с другими стартапами. Но крупных предложений об инвестициях пока нет.

— Что планируете делать дальше?

— Общаемся с производителями смартфонов, чтобы сделать Skinive-смартфон с отдельной линзой. У нее будут характеристики, которые нам нужны: особые требования по подсветке, углу обзора и прочие вещи. По-моему, если в смартфоны легко ставят по пять камер, то и для шестой можно место найти. Производителей назвать не можем, но они входят в топ-5 мировых. Мы уже работали над собственными линзами, но все равно нужна настройка матрицы и софта. В идеале должно быть отдельное устройство. Его можно будет сертифицировать как медицинский прибор, и это откроет доступ к огромному рынку: косметологи, массажисты, барбершоперы — все смогут проводить скрининг клиента. Сейчас мы ищем медицинские центры, с которыми реально заключить соглашение на пилотные проекты.

— Зачем вам производители смартфонов? В Беларуси же есть производители медицинского оборудования.

— К примеру, ADANI? Дойдем и до них. Просто пока не общались с ними. Вообще, мы открыты для всех. Skinive — глобальный проект. Начинаем, конечно, с Беларуси, а дальше будем масштабироваться.

Читайте также:

парафиновая ванночка, питание от сети, цвет белый
прибор для ультразвукового пилинга, 3 режима, питание от аккумулятора, цвет белый/серебристый
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by