24 июня 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Виталий Олехнович
Спецпроект

Как готовят айтишников в БГУИРе

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Виталий Олехнович

Мы уже побывали на молодом айтишном факультете БГТУ, узнали, как устроено образование в БГУ, а сегодня вместе с EPAM отправляемся на экскурсию в БГУИР на факультет компьютерных систем и сетей. На факультете учится более 2000 студентов, которые уже в ближайшие годы будут строить IT-страну. О том, как устроен КСиС, корреспонденту Onliner рассказала декан факультета Марина Лукашевич.

Предвосхищая удивление читателей, собеседница говорит, что на факультете компьютерных систем и сетей она практически выросла. В свое время закончила этот факультет, магистратуру, аспирантуру, защитила диссертацию на кафедре ЭВМ и семь последних лет была заместителем декана. Так что все здесь вполне естественно.

В стенах КСиСа

Наше долгое путешествие по факультету начинается от статуи студента КСиСа. Небольшой бронзовый паренек держит ноутбук, на крышке которого выгравирована соответствующая аббревиатура.

На дверях, ведущих в деканат, вывешено объявление об очередном конкурсе для студентов от компании из ПВТ. Среди подарков — MacBook. Отличная возможность и себя показать, и статусный рабочий инструмент на пару лет выиграть.

Марина Лукашевич рассказывает, что КСиС — самый большой факультет в БГУИРе. На семи кафедрах здесь учится около 2300 студентов и магистрантов. Три кафедры — общеобразовательные, четыре — выпускающие. Выпускники факультета выходят из стен альма-матер со специальностями «Программное обеспечение информационных технологий», «Информатика и технологии программирования», «Вычислительные машины, системы и сети», «Электронные вычислительные средства». Естественно, в одном корпусе такое число студентов разместить физически невозможно, поэтому кафедры КСиСа располагаются в трех корпусах.

На факультете совместно с IT-компаниями открыты 13 учебно-научных лабораторий: спонсоры проводят ремонт, закупают оборудование, поддерживают помещения в презентабельном виде. Лаборатории используются как в учебном процессе, так и для тренингов, которые сотрудники компаний устраивают для студентов.

Кроме этого, на базе КСиСа работают пять академических образовательных центров: Региональный академический центр SAP, Академический центр компетенции технологий IBM, Образовательный центр National Instruments, Локальная сетевая академия Cisco и Образовательный центр GPU NVidia. В них занятия ведут сертифицированные преподаватели. В этих центрах компании дают доступ к своим методическим материалам, документации, лицензионному ПО. Сами центры регулярно проходят аккредитацию, там проводятся мастер-классы, а студентам по окончании курса выдаются сертификаты.

Образовательный центр GPU NVidia создан при поддержке EPAM и специализируется на параллельных вычислениях. Компания предоставила 20 видеокарт, учебники, а ее курс интегрирован в учебный процесс дисциплины «Архитектура высокопроизводительных процессоров». Отучившиеся здесь ребята в дальнейшем могут работать на вычислительном кластере БГУИРа. Используется кластер при написании магистерских диссертаций, а также для научных исследований университета. В последнее время, например, он занимался вычислением структур на основе графена для полевого транзистора. На этом кластере частично анализировались данные международного проекта по поиску следов гравитационных волн.

В Локальной сетевой академии Cisco в рамках сетевых дисциплин преподаются четыре модуля CCNA R&S. Они полностью интегрированы в основной учебный процесс и охватывают три дисциплины: «Теоретические основы компьютерных сетей», «Администрирование компьютерных систем и сетей», «Аппаратное обеспечение компьютерных сетей». Занятия ведет преподаватель Иван Глецевич, имеющий международные сертификаты. Говорят, лучший специалист по «циске» в Беларуси.

— Была такая история, — начинает вспоминать Артем, получивший первый сертификат в этой академии. — Приходит парень устраиваться сисадмином. Говорит, что сдавал зачет Глецевичу. А ему в ответ: «С первого раза сдал? Ты нам подходишь».

В двух аппаратных шкафах, установленных  в аудитории, находятся предоставленные компанией Cisco свитчи. На них выполняются лабораторные работы.

Материалы центра National Instruments встроены в учебную программу для магистрантов. По запросу различных компаний на базе этого центра проводят тренинги.

Макетная плата компании National Instruments, подключаемая к компьютеру. Через специально настроенную среду на нее отправляют сигналы и тем самым исследуют поведение различных элементов в рамках лабораторных работ

Установка компьютерного зрения. Декан читает курс «Цифровая обработка сигналов и изображений» и использует эти установки на лабораторных работах по обработке изображений: от исполнителей требуется определить дефекты, считать QR-коды, найти элементы с нестандартными размерами и т. д. Камера регистрирует изображение, а студенты разрабатывают алгоритм для детектирования того или иного события из задачи

— Кто-то таким образом продвигает свой бренд, кто-то привлекает потенциальных сотрудников. Те ребята, которые мобильны и хотят получить от вуза все, могут стать обладателями академических сертификатов. Им будет что написать в своем резюме, — говорит декан факультета.

Есть на факультете и загадочная «Изба-паяльня». В этой лаборатории, которой чуть больше года, ребята выполняют аппаратные курсовые работы по дисциплинам «Схемотехника» и «Структурная и функциональная организация ЭВМ». «Изба-паяльня» — это ее народное название. По-серьезному же помещение величают студенческим инженерно-образовательным центром кафедры ЭВМ.

— Здесь есть все, чтобы сделать аппаратную курсовую, дипломный проект или свой личный аппаратный проект по схемотехнике. Паяльные станции, автономные источники питания, осциллографы, 3D-принтер и 3D-сканер, сверлильный станок. Я на таком делал светодиодное модульное табло, — поясняет нам Артем.

Среди других поделок студентов — роборука, которая повторяет движения руки в специальной перчатке, интерактивная игра «Джуманджи», машинка, которая умеет распознавать лицо владельца, автоматизированный бар. Все это делается из доступных в лаборатории расходников, аккуратно расфасованных по коробкам: датчики температуры и влажности, экраны, матрицы, платы, индикаторы, реле, светодиоды и т. д. В общем, развлекаются студенты с пользой.

В уголке «избы» прячется увесистая инфракрасная паяльная станция, которой пользуются уже магистранты и аспиранты в рамках своих проектов. С помощью нее на плату напаивают различные элементы, которые есть риск сжечь обычным паяльником.

Филиалы кафедр ЭВМ, ПОИТ и информатики открыты в EPAM на Купревича, куда с 2013 года ребята ездят на занятия. Туда вынесены несколько дисциплин практического характера («Базы данных», «Веб-технологии», «Тестирование и верификация программ», «Кросс-платформенное программирование» и другие), а также лабораторные работы.

Лекторами в вузе работают опытные преподаватели, а на практику привлекают специалистов, которые трудятся в том числе в IT-компаниях. В подавляющем большинстве это выпускники БГУИРа.

— Лекции читаем в нашем корпусе, а раз или два в неделю ребята ездят в филиал для выполнения лабораторных работ. Занятия там ведут специалисты с продакшена EPAM. За прошлый учебный год через филиал прошли 711 студентов, — рассказывает Марина Лукашевич.

К тому же студенты могут регулярно участвовать в олимпиадах, которые организовывают на факультете. BIT-Cup проводится по конкретным информационным технологиям. Например, базы данных (SQL) или full-stack web development. Вторая олимпиада — BSUIR Open, которая уже является классическим соревнованием по спортивному программированию. Приезжают на нее ребята как из регионов, так и из-за рубежа.

«Автоматизация проектирования ЭВМ» постигается на программируемых логических интегральных схемах Artix-7. Это довольно дорогостоящее оборудование ($1300 на сайте производителя), на основе которого с помощью языков описания аппаратуры делают прошивку, описывают структуру. По сути, это специализированная микросхема, которую можно перепрограммировать прямо на плате с питанием, SDRAM, Ethernet, USB, HDMI, PCI-Express

Проходные баллы

— Традиционно КСиС лидирует по проходным баллам. В отдельные годы получалось так, что на некоторых специальностях выходят максимальные баллы по республике. Например, в 2017 году минимальным порогом для «бюджета» оказались 380 баллов. На «Информатику и технологии программирования» приходит очень много олимпиадников.

С этого года у нас существенное увеличение набора на специальность ПОИТ. На первый курс придут 240 человек. Увеличение произошло за счет роста мест на платной форме подготовки, — приводит статистику Марина Лукашевич.

Декан отмечает, что на платные места могут пройти ребята и с куда меньшими баллами. В качестве примера она показывает проходной балл на специальность ЭВС, где в прошлом году оказался парень со 113 баллами.

Оценивая входной поток студентов, Марина Лукашевич говорит, что IT-образование сейчас популярно:

— В IT высокие заработные платы, и для некоторых абитуриентов и их родителей это становится единственным привлекательным моментом во время выбора этой специальности. Но когда они приходят на факультет, то не совсем понимают, куда и зачем поступили.

Если ребенок все детство сидел за компьютером и играл в игры, то это не значит, что он способен быть программистом. Это тяжелая работа. Надо учить математику, физику, развивать мозги, чтобы быть готовым на первом курсе изучать программирование.

В качестве примера декан вспоминает свою уже бывшую студентку-первокурсницу со специальности «Информатика». Она училась без долгов и больших трудностей, но по итогу перешла в БГУ на культурологию.

— Мы слишком рано делаем детей взрослыми, слишком многого требуем от них в 16—17 лет: определись со специальностью, планируй карьеру. Надо прислушиваться и присматриваться, давать им шанс поменять свое решение, — считает Марина Лукашевич.

В целом же в зимнюю сессию факультет с набора потерял 23 человека. Это не так уж и много:

— В школе слишком много присмотра и контроля. А в вузе нужно быть самостоятельным, осваиваться. Но если самостоятельной работе не научили, то чуда не будет.

Артем, третий курс БГУИРа, председатель студсовета

— Хотел в армию, не взяли по здоровью, пошел в БГУИР. Было около 370 баллов, чего оказалось достаточно для поступления.

Говорит, что контроля со стороны родителей и в школе было не много, поэтому будущую профессию выбирал фактически сам.

— К университету нужно привыкнуть, разобраться с главными предметами — понять, где нужно поднапрячься, а где можно и пофилонить. А потому важно общаться со старшими курсами.

Уверяет, что о будущей профессии не знал практически ничего. Слышал только про ПВТ и пару университетов, где готовят айтишников. Тем не менее знания, полученные в рамках школьных курсов информатики и физики, оказались весьма кстати, чтобы втянуться в учебный процесс на первом курсе.

— Проблема лишь в том, что школьный фундамент быстро забывается. Да и преподавали там все по верхам. А с первого курса сразу основы алгоритмизации программирования, язык С.

Артем уже сейчас ищет работу, и поданным резюме неопытного студента интересуются. Но не со всеми удается найти общий язык. К тому же многие ребята недовольны HR-специалистами, которым на собеседованиях не хватает технической базы.

В целом же, как замечает декан, с третьего курса большинство студентов начинают работать. Самые активные трудоустраиваются уже на втором курсе. А тех, кто проходит стажировку в компаниях, чаще всего туда и забирают во время распределения.

Надо ли в связи с этим увеличивать набор на айтишные специальности и сокращать время обучения, чтобы насытить рынок труда? Марина Лукашевич считает, что это будет уже не университетский уровень: не надо путать университетское образование с двухлетним конвейером колледжа:

— Я все чаще слышу, что компаниям нужны не джуниоры, а среднее звено. Не надо вширь, надо вглубь. Поступательный рост приема, который сейчас есть, — он достаточен.

Что с динамикой «призыва» в БГУИРе?

В этом году университет планирует набрать почти 3500 первокурсников по всем формам получения образования (дневная, вечерняя, заочная и дистанционная). Почти 590 из них попадут на «Программное обеспечение информационных технологий». Это самая популярная специальность с одним из самых высоких проходных баллов.

Увеличен набор на специальность «Информационные системы и технологии в игровой индустрии». Отмечают, что профессия «программист-гейм-дизайнер» пользуется спросом у абитуриентов. Подрос набор на «Электронный маркетинг». Спрос на эту специальность растет в условиях развития цифровой экономики.

В целом же наборы растут ежегодно, в основном за счет увеличения количества платных мест. При этом в БГУИРе отмечают, что заочная форма обучения за последние пять лет сократилась в разы: от почти шести сотен мест осталось 110. Параллельно с этим был увеличен набор на сокращенную форму обучения для выпускников колледжей — с 90 до 245 человек.


С 2002 года EPAM проводит бесплатные тренинги по технологиям для студентов и тех, кто хочет овладеть новой специальностью. Более 20 тысяч человек стали выпускниками образовательных программ компании.

В БГУИРе открыты лаборатории EPAM по Java, JavaScript, .Net, DevOps, функциональному и автоматизированному тестированию, SAP, Data Engineering/BI и другим направлениям. Филиалы кафедр университета действуют в офисах компании.

Спецпроект подготовлен при поддержке ИООО «ЭПАМ СИСТЕМЗ», УНП 101546673.

Читайте также:

сумка для ноутбука 15.6", полиэстер, цвет красный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by