Спецпроект

Как учат айтишников на молодом и дерзком факультете информационных технологий БГТУ

10 июня 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович
Спецпроект

Как учат айтишников на молодом и дерзком факультете информационных технологий БГТУ

Автор: Виталий Олехнович

На носу вступительная кампания: весь июнь бывшие школьники будут сдавать централизованное тестирование, а по его итогам выбирать будущую профессию, перекидывая документы из одной приемной комиссии в другую. В стране, которая сделала ставку на IT, без сомнения, особой популярностью будут пользоваться айтишные факультеты. Onliner разбирался в теме IT-образования совместно с EPAM: посетил ведущие белорусские вузы, пообщался с деканами и студентами, чтобы абитуриенты изнутри узнали, как устроена учеба в их будущей alma mater. И сегодня мы начинаем с самого молодого факультета для айтишников — факультета информационных технологий Белорусского государственного технологического университета.

Профильный айтишный факультет в БГТУ появился совсем недавно — в мае 2014 года. Он размещается в первом корпусе на улице Свердлова и окружен другими корпусами и общежитиями вуза. Получается своеобразный компактный кампус прямо в центре города. Да, здание факультета, возможно, не блещет помпезностью, но находится в ухоженном состоянии.

В первую очередь это касается внутренних помещений, аудиторий и лабораторий. На факультете есть совместные учебные и учебно-исследовательские лаборатории IT-компаний EPAM, iTechArt Group, LeverX International и «Гейм Стрим», которые проводят современный ремонт, поставляют оборудование и не забывают про свой логотип. Все-таки это неплохая реклама среди студентов, которых готовы прямо из аудитории забрать на работу.

Экскурсию для нас проводит декан Дмитрий Шиман. Он у руля с момента основания факультета, называет себя «мамой и папой» для учащихся, общается со студентами и абитуриентами в социальных сетях, цитирует Стива Джобса… В общем, оставляет впечатление довольно динамичного человека, под стать той отрасли, для которой его факультет готовит специалистов. То, насколько динамична эта индустрия, подтверждает и тот факт, что на факультете учатся не только студенты, но и преподаватели. Например, они посещают внутренние курсы компаний IsSoft, iTechArt, LeverX, EPAM и др., где обучаются по актуальным сейчас в разработке технологиям. Тем не менее за всем не уследить.

— Главная задача педагога — не только передать знания, но еще и научить студента учиться. А потому своим подопечным на первой лекции всегда говорю: «Я буду очень доволен, если по окончании моего предмета вы будете знать больше, чем я».

К IT-образованию очень подходит аналогия из «Алисы в стране чудес»: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Если сделать учебный план, учебные программы и пять лет ничего не менять, это будет вчерашний день. Нужно постоянно вносить изменения. В 2018 году благодаря плодотворному сотрудничеству с компанией LeverX наш вуз вступил в Университетский альянс SAP.

В учебном процессе участвуют и сотрудники IT-компаний. Они ведут лекции и лабораторные работы, принимают зачеты и экзамены, участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий по защите дипломных проектов. Ежегодно проводится конкурс курсовых проектов на призы компании iTechArt для дополнительной мотивации студентов в разработке интересных и технологических решений. Есть и олимпиада по информационным технологиям (программирование, веб-дизайн, базы данных), генеральным спонсором которой в этом году стала компания IsSoft.

Каждый год мы стараемся получить фидбэк от студентов, которые совмещают работу и учебу, пытаемся заглянуть вперед и спрогнозировать, куда движется отрасль, чтобы уловить тенденции и запланировать предметы и технологии, которые через два-три года будут востребованными.

Декан отмечает, что студенты БГТУ попадают в индустрию не только через собеседования и обивание порогов. Еще одной точкой входа являются различные хакатоны и митапы.

— Опыт в хакатонах, проекты, которые они успевают делать, позволяют показать компаниям, что молодые люди что-то могут.

К тому же многие студенты начинают свой путь в индустрию с внутренних курсов IT-компаний, на которых к будущим специалистам присматриваются, оценивают их знания и умение глубже вникать в специфику работы.

Декан считает, что большой толчок роста популярности среди студентов факультету дал немного иной подход к распределению предметов по семестрам. В других университетах на первом курсе можно увидеть засилье социально-гуманитарных дисциплин: философия, политология, история. По мнению Дмитрия Шимана, это убивает всю мотивацию первокурсников.

С первого же семестра в БГТУ идет глубокое погружение в специальность, большое количество лабораторных. Чтобы ребята не выгорели из-за обилия технических дисциплин, их разбавляют социально-гуманитарными предметами на протяжении всех четырех лет обучения. К концу второго курса студенты получают базовую подготовку по программированию, базам данных, компьютерным сетям. Декан считает, что благодаря этим трем базовым вещам молодому человеку в дальнейшем не составляет труда изучить что-то новое, выбрать технологии и построить дальнейшую карьеру.

— Мы стараемся, чтобы наши выпускники не только были способны ориентироваться в технологиях сегодняшнего дня, но и могли быстро разбираться в технологиях, которые будут появляться.

Не раз и Дмитрий Шиман, и его студенты в беседе отмечали, что во время обучения в БГТУ самолюбие учащихся стараются снизить. И выходя за пределы университета, они испытывают синдром самозванца — мол, окружающие переоценивают их качества и достижения.

— После собеседований в компаниях ребята делятся впечатлениями: такое ощущение, что мы вам отвечаем лабораторную работу.

Декан поделился и внутренней неофициальной статистикой по зарплатам студентов. Уже на третьем курсе, совмещая работу и учебу, они могут получать $400—600. Это демонстрирует кадровый голод в стремительно растущей индустрии.

— Раньше забирали студентов 4—5 курсов. Сейчас уже забирают ребят со второго и начинают обхаживать студентов первого курса. Проблема в том, что у таких ребят скудная база, ощущается недостаток знаний. И на Западе репутация белорусских аутсорсеров из-за этого страдает. Начинают сравнивать с Индией.

Крупные компании раньше говорили, что им нужны ребята не младше третьего курса. Но когда из-под их носа начинают разбирать второй курс и к третьему курсу остаются не самые лучшие студенты, то крупные компании тоже начинают снижать данную планку.

А те, кто ушел на первом-втором курсе и думает, что до конца жизни его карьерный путь обеспечен, страдают. При переходе с технологии на технологию они понимают, что, может быть, стоило и повременить с трудоустройством.

Чтобы студенты могли совмещать работу и учебу, занятия на факультете начиная со второго семестра второго курса проходят в первой половине дня. Деканат идет на индивидуальные уступки, если молодым людям необходимо поработать в первой половине дня. Да и компании готовы поджаться, не нагружать студента, ведь они также заинтересованы получить на выходе полноценного специалиста, а не «одноразового» работника.

По словам Дмитрия Шимана, после окончания вуза никто без работы не остается. К моменту выпуска бóльшая часть студентов уже где-то подрабатывает, проходит практику, выполняет курсовые по специфике своего предприятия. От компаний поступают именные заявки на распределение. Поступают и заявки из разных белорусских ведомств, которые начинают внедрять IT-технологии в свою работу.

— Не все такие заявки удается удовлетворить. 87—89% выпускников бюджетной формы обучения уходят в компании из ПВТ. Остальные отправляются в регионы либо компании не из ПВТ. Некоторые фирмы открывают центры разработки в областных городах, так что ребята могут уехать трудиться по месту жительства.

Что говорят студенты?

Полина, 3 курс, программное обеспечение информационных технологий

Полина честно признается, что планировала стать учителем географии, а в БГТУ ее занесло практически случайно. Подала документы в последний день, сумма баллов была хорошей.

— На второй неделе обучения до меня дошло: матерь божья, я же буду программистом. Что я здесь делаю? До университета я никак не «прогала», а потому для меня все было в новинку. Я хорошо училась в школе и благодаря синдрому отличника зубрила, училась. Меньше времени оставалось на здоровье и личную жизнь.

По итогу два первых курсах Полина была отличницей, стала президентским стипендиатом, а потом притормозила.

— Такому неподготовленному человеку, как я, будет очень трудно. У нас очень большой объем лабораторных. Мои друзья учатся на аналогичной специальности в другом белорусском вузе. Рассказывали, что у них там 16 часов лабораторных на весь семестр, в то время как у меня их 90. Говорят, что учат С, тогда как я за тот же семестр выучила С++, C#, JavaScript, немножко разметки…

Те первые два года, когда я досконально все изучала, обеспечили очень хороший фундамент. И если я вижу что-то новое, то могу очень быстро разобраться в коде. А потому посоветовала бы серьезнее относиться к учебе на первом курсе, потому что какого-нибудь кирпичика в дальнейшем будет не хватать. Следует также работать в команде: лабораторных очень много, но если есть с кем их разделить, будет проще.

Девушка резюмирует советы по учебе так: на эту специальность лучше не идти, если вы не готовы учиться всю жизнь. Индустрия очень динамичная и быстро меняется.

Дмитрий, 2 курс, информационные системы и технологии

При поступлении молодой человек выбирал будущую alma mater исходя из учебной программы. В БГТУ учится друг Дмитрия, а потому он примерно понимал, как тут учат, что преподают и что требуют.

— Если сравнить с учебной программой одного вуза (не буду говорить какого), то заметны большие различия. У нас могут проскакивать не самые современные технологии, но они достаточно свежие, еще не потеряли свою актуальность.

Почему именно эта специальность? Я шел с четким пониманием того, что университет — это саморазвитие, здесь многое придется учить самому. Не играет роли, что написано в дипломе.

Неожиданностью для Дмитрия оказалась химия, которую преподавали целый семестр. Так исторически сложилось, что его специальность раньше преподавалась на другом факультете, а потому и предмет такой сохранился.

— Если в течение семестра ты учишься и весь учебный объем проходишь самостоятельно, то в сессию экзамены сдашь.

Молодой человек отмечает, что студентов даже с их второго курса охотно берут на стажировку и работу. Конечно, если у них есть соответствующие знания, которые проверяют по примерам кода и тестовым заданиям.

Эдуард, выпускник, программное обеспечение информационных технологий

Старший брат Эдуарда учился в другом белорусском айтишном вузе, а потому парень примерно понимал, каким технологиям там обучают.

— Технологии старые, преподаватели в возрасте. Изучать Delphi и прочее не казалось мне перспективным. Увидел, что есть новый факультет, и решил попробовать.

Эдуард закончил школу со средним баллом 9,9, а потому при поступлении проблем не возникло. На первом курсе запомнил алгоритмизацию, основы и языки программирования.

— Приходилось писать такие вещи, которые в дальнейшем дали понимание того, что такое язык программирования и как он работает. Это облегчило будущую профессию.

Как и во всех университетах, на первом курсе отсеялись те, кто не хотел учиться. Те же, кому было сложно, но кто старался, подходил к преподавателям и пытался разобраться в предмете, продолжили обучение.

Эдуард выпускается в этом году, но хочет попробовать свои силы в магистратуре и продолжить работу. Парень с первых курсов устроился на работу и к выпускному так хорошо проявил себя, что теперь занимает руководящую должность в компании.

— До лет 35 планирую поработать, а потом уйду в преподавание. Почему такая цифра? Мои технологии поживут еще лет 10, а дальше придет молодое поколение. Пускай у него будет меньше опыта, но его технологии будут более актуальными. А учиться в 35 намного сложнее: и мозги немного усыхают, и желание пропадает. Мне будет проще передать какой-то опыт в плане работы.


Из беседы со студентами айтишного факультета БГТУ становится понятно, что взрослеют они довольно рано. Устроившись на работу уже на первых курсах, они вынуждены соблюдать там дедлайны и параллельно тянуть учебу, потому как есть шанс лишиться и того, и другого. В связи с этим времени на себя остается немного, и студенческая жизнь не кипит развлечениями. Конечно, это не закон, а индивидуальный выбор студента, который хочет уже в 20 лет оторваться от родительского кошелька.

Немного цифр вступительной кампании

На факультете информационных технологий учатся около 900 студентов. В прошлом году набор составил 300 человек, в этом году планируют набрать 338 человек. Эта цифра постоянно растет с самого первого года работы факультета, когда на него набрали меньше 200 студентов.

— В прошлом году у нас выпустился студент первого набора, у которого на входе было 150 баллов. Но у него было большое желание: на третьем курсе он уже имел хорошую зарплату и должность, — рассказывает Дмитрий Шиман.

В 2018 году проходной балл на специальность «инженер-программист» на «бюджет» был равен 318, на платное отделение — 233.

Декан отмечает, что даже люди с хорошими баллами не всегда доходят до второго курса из-за неоправданных ожиданий, что быть программистом легко. В то же время из мотивированного студента можно сделать хорошего специалиста.

Дмитрий Шиман предполагает, что с учетом новой системы оценки знаний по ЦТ проходные баллы в этом году должны немного вырасти, а планка на «бюджет» по всем четырем специальностям перевалит за 300 баллов. С учетом того, что количество мест будет увеличено, а число абитуриентов сократится, можно ожидать, что некоторые специальности останутся не до конца заполненными.

— Для того чтобы определить, надо вам это или нет, просто сядьте за компьютер, скачайте VisualStudio и попробуйте написать простейшую программу. Ошибки будут, найдите их самостоятельно. И прислушайтесь к себе: когда вы пишете код, ищете и исправляете ошибки… Нравится ли вам сам процесс? Этот ответ и нужно закладывать в основу выбора будущей профессии. И куда же без английского языка в IT? Никуда.

В то же время получать зарплату как в IT можно в любой сфере, если у тебя есть опыт и креативность.


С 2002 года EPAM проводит бесплатные тренинги по технологиям для студентов и тех, кто хочет овладеть новой специальностью. Образовательные программы компании открыты в 18 учебных заведениях Беларуси. Преподают в лабораториях и на совместных кафедрах сотрудники EPAM. За 17 лет подготовку в тренинг-центре компании прошло более 20 тысяч человек.

Спецпроект подготовлен при поддержке ИООО «ЭПАМ СИСТЕМЗ», УНП 101546673.

Читайте также:

13.3" 1920 x 1080, IPS, 60 Гц, Intel Core i5 8250U, 8 ГБ DDR4, SSD 256 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce MX150 2 ГБ, цвет крышки темно-серый, аккумулятор 39.2 Вт·ч
Снят с продажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by