17 июня 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«БГУ призван готовить элиту IT-отрасли». Рассказываем, как учат айтишников в главном вузе страны

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Накануне вступительной кампании вместе с EPAM мы продолжаем разбираться в сфере белорусского IT-образования и знакомить абитуриентов с вузами, после окончания которых свою карьеру можно связать с высокими технологиями. В прошлый понедельник мы побывали в БГТУ, а сейчас отправляемся в БГУ. В университете есть сразу четыре факультета, окончив которые бывшие школьники могут уйти в IT. Cо спецификой каждого факультета нас познакомил Юрий Воротницкий, который возглавляет одну из кафедр на факультете радиофизики, а также является председателем Совета по цифровой трансформации БГУ.

Этот Совет появился в конце 2017 года как ответ на вызовы информационного общества и цифровизации. Как должно меняться образование в контексте внедрения информационных технологий, которые сами по себе являются инструментом обучения?

— Прежде всего подчеркну, что развитие информационных технологий требует новых подходов к обучению. Например, нельзя учить дистанционно, используя старые формы учебного процесса: традиционные лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы. Образование становится непрерывным, мобильным, открытым. Старая методика трансляции знаний от преподавателя студенту, которую давно критикуют, сегодня устарела вдвойне. Поэтому мы в университете работаем над развитием новых педагогических технологий, соответствующих требованиям информационного общества.

С другой стороны, студенты должны критически относиться к валу доступной информации, должны понимать, что далеко не вся она достоверна. В этом информационном потоке мы должны помочь молодому человеку не потерять себя и свое собственное мнение, генерировать свои мысли и идеи, развивать творческие способности. Наш вуз как классический университет обеспечивает комплексность решения проблем образования в целом и IT-образования в частности с участием айтишников и математиков, психологов и социологов, других специалистов, работающих в университете.

Среди других преимуществ БГУ собеседник называет фундаментальность университетского образования.

— Образование сегодня —это образование на протяжении всей жизни. Нельзя ставить основной задачей образования человека, который хочет все время работать на пике высоких технологий, обучение конкретным информационным технологиям, конкретным инструментам и программным продуктам. Мы готовим людей, которые прежде всего будут обладать фундаментальными знаниями в области математики, информатики, физики, электроники, в других областях. Это — фундамент, который позволит в дальнейшем быстро и эффективно развиваться всю жизнь. Адаптируемость и умение учиться на протяжении всей жизни — вот главное отличие выпускника БГУ.

Юрий Воротницкий отмечает, что если посмотреть справочники для абитуриентов по айтишным специальностям, то можно сделать недвусмысленный вывод о востребованности сегодня массовых профессий: разработчик ПО, бизнес-аналитик начального уровня и т. д. Сегодня IT-компании готовы приглашать тех, кто с минимальными усилиями может встать на конвейер. Но в то же время все более востребованными становятся люди, способные на основе фундаментальных знаний создавать новое. На рынке есть прекрасные примеры белорусских стартапов, которые являются результатом инноваций.

— Давайте все же заглянем в день завтрашний, ведь мы сегодня начинаем готовить тех, кто придет в IT-профессию через четыре-шесть лет. Бурно развиваются технологии искусственного интеллекта, крупные компании уже сегодня выпускают средства автоматизации программирования. Промышленная революция избавила нас от рутинного физического, а искусственный интеллект будет избавлять от рутинного умственного труда. И востребованными останутся те, кто умеет мыслить творчески, создавать принципиально новое, работать в областях, которые нескоро станут подвластны, и, наконец, создавать и обучать сами системы искусственного интеллекта.

Обучение через творчество, выполнение коллективных проектов, часто на стыке дисциплин — вот еще одно преимущество учебного процесса в БГУ. Примером является работа студентов факультета радиофизики и компьютерных технологий над проектом университетского спутника. Следует также отметить, что все без исключения студенты, начиная с третьего курса, участвуют в научной работе. В БГУ вместо курсовых и дипломных проектов молодые люди защищают курсовые и дипломные работы, в которых представлены первые результаты их самостоятельных исследований.

Наш спикер уверен, что важная особенность БГУ, отличающая его от узкопрофильных технических университетов, — широкие возможности для междисциплинарности в обучении и научных исследованиях.

— Если мы говорим о создании нового, то новое обычно рождается на стыке различных областей знаний. Это то, что называют междисциплинарностью. Эта междисциплинарность университетского образования способна дать неожиданные плоды.

Начнем с естественных наук. Математика и информатика — это очень здорово. Но, проектируя виртуальный мир, нужно понимать, как он будет соотноситься с миром реальным, знать его законы. Я считаю, что айтишник, который не знает физику, а может быть, и биологию, химию, — изначально ущербен. Где рождаются новые знания? На стыке наук: физики и информатики, биологии и информатики, химии и информатики. Наш вуз дает такую возможность. Например, на факультете прикладной математики и информатики есть кафедра биоинформатики. На факультете радиофизики и компьютерных технологий плотно изучают физику и электронику. На мехмате имеется теоретическая и прикладная механика. И это далеко не все.

Лаборатория на мехмате, где обучают инженеров-микроэлектроников

Не менее, а может быть, и более важный аспект междисциплинарности — гуманитаризация IT-образования. Важно, чтобы айтишники сегодня владели тем, что называется soft skills (умение работать в коллективе, общаться с заказчиками, руководить проектами), а также элементами социальной психологии, социологии, философии. Являясь классическим университетом, БГУ имеет профильные кафедры по всем этим направлениям.

Начиная с текущего года студенты вуза получили возможность изучать дополнительные курсы на любом факультете. И они вписываются ему в приложение к диплому.

— Мы видим и проблемы IT-образования, которые присущи не только нашему университету. Первая из них — воспроизводство кадров. Дав толчок развитию IT-отрасли, компании резко затруднили воспроизводство IT-кадров в вузах. Если раньше выпускники стремились остаться в университете, то сейчас уровень заработной платы преподавателя и IT-специалиста различается в разы. И убедить лучших молодых выпускников стать педагогами очень сложно.

В рамках своих возможностей мы решаем эту проблему двумя путями. Во-первых, привлекаем выпускников, работающих в IT-компаниях, к преподаванию, создаем филиалы кафедр на предприятиях. Во-вторых, многие преподаватели БГУ участвуют в выполнении реальных IT-проектов, в разработках предприятий Технопарка БГУ.

Второй проблемой Юрий Воротницкий называет необходимость очень гибко и быстро менять учебные планы и программы в такой динамичной отрасли, как информационно-коммуникационные технологии. В последнее время здесь делаются позитивные шаги со стороны Минобразования, но тем не менее многое еще предстоит осуществить.

Несмотря на эти проблемы, БГУ остается классическим университетом, который, не побоюсь этих слов, призван готовить элиту IT-отрасли. Все профильные факультеты готовят специалистов, способных заниматься научной, производственной и педагогической деятельностью в IT.

Что по айтишным факультетам в БГУ?

Факультет прикладной математики и информатики, по словам Юрия Воротницкого, — это бренд IT-образования в БГУ и Беларуси, который подтверждается высоким качеством. Каждый год команда факультета выходит в финал престижной международной олимпиады по программированию ICPC. В 2019-м команда БГУ заняла 21-е место среди 3223 университетов из 110 стран мира, опередив команды Гарвардского, Стэнфордского и других крупнейших университетов. На факультете создан Центр компетенций, где представлены образовательные программы SAP, Oracle, Microsoft, Cisco и других мировых вендоров. Работает школа анализа данных компании «Яндекс». Выпускники трудятся не только в компаниях — резидентах ПВТ, но и в белорусской банковской сфере, Академии наук, других университетах.

SAP Next-Gen Lab с компьютерами, 3D-принтерами, гарнитурой дополненной реальности, где могут работать студенты и преподаватели

Проходные баллы на ФПМИ

Выпускников факультета радиофизики и компьютерных технологий Юрий Воротницкий характеризует так: они обладают знаниями в очень широком стеке технологий. От аппаратных средств до программного обеспечения и средств защиты информации, от систем искусственного интеллекта до интернета вещей, от телекоммуникаций и промышленных сетей до робототехнических систем.

На факультете налажены тесные связи с университетами Германии, Франции, Дании и других европейских стран, функционируют лаборатории и филиалы EPAM, Itransition, Science Soft и других крупных IT-компаний. Выпускники становятся как программистами, так и специалистами в телекоммуникационной отрасли, находят работу в военно-промышленном комплексе, в сфере информационной безопасности.

Проходные баллы на РФиКТ

Мехмат — это пример динамики. Факультет сохранил все преимущества классического математического образования и сочетает их с прикладной подготовкой в области информационных технологий. Плюс к этому известнейшая школа в области механики. Выпускники факультета в основном становятся сотрудниками крупных компаний — резидентов ПВТ.

Одна из аудиторий на мехмате, созданная при поддержке компании — резидента ПВТ
Проходные баллы на мехмате

Есть IT-специальность и на физическом факультете. Компьютерной физике там учат с 2013 года. Ее популярность растет — в 2019 году набор будет увеличен до 46 человек. Там сочетают классическое обучение по физико-математическому профилю с обучением методам математического моделирования, языкам программирования, технологиям программирования на суперкомпьютерах и многому другому. Выпускники факультета отправляются в академические научно-исследовательские учреждения, в компании — резиденты ПВТ.

Проходные баллы на физфаке

Юрий Воротницкий подчеркивает, что БГУ открывает широкую дорогу для своих выпускников: от карьеры программиста или бизнес-аналитика до прикладной науки в магистратуре.


С 2002 года EPAM проводит бесплатные тренинги по технологиям для студентов и тех, кто хочет овладеть новой специальностью. Образовательные программы компании доступны в 18 учебных заведениях Беларуси.

Совместно с БГУ были открыты две лаборатории на базе механико-математического факультета по направлениям Java и .NET и филиалы кафедр теоретической и прикладной механики, веб-технологий и компьютерного моделирования, функционального анализа.

Спецпроект подготовлен при поддержке ИООО «ЭПАМ СИСТЕМЗ», УНП 101546673.

Читайте также:

24", 16:9, 1920x1080, TN+Film, 144 Гц, интерфейсы HDMI+DVI+DisplayPort

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by