10 000 евро победителю конкурса стартапов и тонкости китайского рынка: чем запомнился финал EMERGE

5303
05 июня 2019 в 21:59
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич; Максим Малиновский. Видео: Сергей Птушко; Игорь Деменков

10 000 евро победителю конкурса стартапов и тонкости китайского рынка: чем запомнился финал EMERGE

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич; Максим Малиновский. Видео: Сергей Птушко; Игорь Деменков

Вторая конференция-фестиваль EMERGE официально завершилась. Сегодня на мероприятии спикеры продолжили делиться подробностями разработки успешных продуктов, а еще стал известен победитель конкурса стартапов EMERGE Challenge.

Как попасть на китайский рынок и что в этом сложного

Если вы не посетили EMERGE, оценить атмосферу конференции-фестиваля поможет наше видео:

Одним из сегодняшних спикеров EMERGE был руководитель отдела маркетинга Apalon Антон Марченко. Специалист посвятил выступление выходу продукта на специфические рынки — например, Китая. В разговоре с Onliner Антон подробнее раскрыл все плюсы и минусы этого процесса:

— Китай — рынок «опционально закрытый». У них проблемы с Google, там ведь нет Play Market, очень много локальных магазинов. С Apple нюансы тоже есть, и непонятно, чем все закончится. Но самое большое отличие китайского рынка от европейского или американского не в этом: прийти туда можно, и не сказать, что это чересчур сложно. Просто китайцы по своей модели поведения отличаются — придя к ним с типичной маркетинговой стратегией, которая работает в Штатах, Европе или СНГ, ты не получишь вообще ничего. В СНГ только становится популярен Apple Pay и другие способы оплаты телефоном или смарт-часами, а в Китае это уже давно существует: их WeChat — это такой WhatsApp, через который можно еще и коммуналку оплатить по QR-коду.

В Европе бывают востребованы те же сканеры QR-кодов, а в Китае продать такое приложение практически невозможно: сканеры по умолчанию встроены во все телефоны, и китайцы оплачивают таким способом абсолютно все. Стороннее QR-приложение им просто не нужно. А в том же iPhone только пару лет назад появился нативный QR-сканер.

Приложения нужно презентовать совсем по-другому. Допустим, приложение с обоями: китайцы очень любят красный и золотой цвет, плюс у них другое мышление и восприятие. Вот взять Японию, которая, по идее, чуть ближе в ментальном плане — у них сайты совершенно иначе выглядят по дизайну и структуре, ты будто в другой мир попал. Те же приложения с обоями отлично заходили в Европе, а в Китае почему-то вообще их не качали.

Мы обратились к китайцам, которые занимаются производством роликов, и сказали: «Ребята, сделайте, как вы для себя снимаете видео». Ролики оказались очень простыми, но с той самой китайской изюминкой — чуть по-другому показывали девайс, немножко другие картинки выбрали, которые им самим понравились. Казалось бы, ничего сложного — а показатели сразу выросли на 20%. Но ты никогда так не сделал бы просто из-за другого мышления. Аналогичная ситуация с, допустим, чипсами: у нас все привыкли, что есть с солью, луком и сметаной и так далее — а у них абсолютно безумные вкусы встречаются, и им это нравится.

Еще интересная ситуация с арабскими странами. У них много чего запрещено, но по потреблению контента этот регион один из лидирующих. Основной канал, через который на них можно заходить, — чаты в Telegram. Причем мессенджер у них запрещен. Помню, мы сделали VPN-приложение и увидели невероятный рост скачивания приложения в Штатах. Это было странно, и мы не могли понять причину. Оказалось, что в тот же день в Иране вышел официальный запрет на Telegram. И пользователи начали качать VPN, а у большинства иранцев стоит американский App Store — локального-то нет. И все принялись качать VPN, потому что кто-то в одном чате сказал: вот есть прикольное VPN-приложение. Так что встречаются очень интересные ситуации — понять логику, не зная особенностей их жизни, порой вообще невозможно.


Финал конкурса стартапов

С конкурсом EMERGE Challenge возникла неоднозначная ситуация. Пятьдесят стартапов разделили пополам, и жюри оценивало их по ряду показателей. Оказалось, что финальная десятка (позднее организаторы добавили еще один проект, как раз из серии участников) состоит целиком из второй группы стартапов, а из первой в финал никто не прошел. Некоторые участники заподозрили неладное: мол, в жюри для каждой пачки стартапов были разные люди, и одни могли оказаться строже других. Организаторы EMERGE подтвердили нам, что жюри в самом деле состояло из двух групп, но поскольку проекты оценивали по ряду показателей (а не «нравится/не нравится»), повлиять на выбор финалистов это никак не могло. Поэтому, как говорят представители EMERGE, выход в финал проектов только из второй группы стартапов — чистое совпадение.

Перед объявлением победителя организаторы рассказали об интересном случае, который произошел прямо на EMERGE. Один из представленных на Startup Alley проектов — Skinive (мы писали о нем год назад). Стартап представляет собой приложение по диагностике кожных заболеваний, вплоть до онкологических, через смартфон: сканируешь родинку, и нейросеть определяет, все с ней нормально или пора к врачу. С участником конференции, который ради интереса решил проверить свою кожу, как раз произошел второй случай — приложение показало меланому с высокой степенью вероятности. Позднее доктор подтвердил диагноз: заболевание удалось обнаружить на ранней стадии, и с пациентом все будет хорошо.

А теперь — победитель EMERGE Challenge. Первое место в конкурсе и десять тысяч евро в качестве приза завоевал российский стартап Usedesk. Мы поговорили с победителем и выяснили, в чем идея проекта и как разработчик планирует потратить выигранные деньги:

— В чем суть Usedesk?

— Представь: у тебя есть бизнес, и ты хочешь разговаривать со своими клиентами там, где они «живут» — WhatsApp, Telegram, Viber, почта, другие мессенджеры и социальные сети. Usedesk позволяет объединить все каналы коммуникации и общаться с людьми из одного интерфейса. Это разгружает техподдержку и автоматизирует часть запросов.

— По описанию звучит очень похоже на Blinger

— Да, я дружу с Женей [Бессчастным, основателем Blinger. — Прим. Onliner]. Это похожая история, но ребята начинали с другого: они технически подключали все каналы коммуникации, не давая интерфейса. То есть компания должна была использовать какой-то свой существующий интерфейс. Насколько я знаю, они уже разрабатывают свой интерфейс.

— Сколько клиентов и как давно вы запустились?

— Нам четыре года, сейчас среди клиентов — порядка ста компаний. Стоимость подписки — от пятидесяти евро в месяц до порядка двадцати тысяч.

— Откуда такая разбежка?

— Зависит от количества операторов, которые общаются с клиентами через Usedesk.

— Насколько помню, некоторые мессенджеры сложно подключить из-за закрытости системы. Столкнулись с этим?

— Есть такая проблема с WhatsApp: они до сих пор дают API только избранным… Ну, мы находим варианты и подключаем практически что угодно.

— Ближайшие планы?

— Планируем расти в России, Украине, Беларуси, Европе и выходить на рынок Латинской Америки — там много интересных историй есть.

— На что деньги выигранные потратишь?

— Не знаю, сначала надо забрать их. Напою весь бар (смеется).


Организаторы конференции не стали тянуть и сразу анонсировали новую EMERGE: она пройдет 29—30 мая следующего года.

Выбор покупателей
23.8", 16:9, 1920x1080, IPS, 75 Гц, FreeSync, интерфейсы HDMI+D-Sub (VGA)
27", 16:9, 2560x1440, VA, 144 Гц, интерфейсы HDMI+Mini DisplayPort

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!