07 мая 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Вы не поверите: мы уже живем в будущем. И тому есть доказательства

Автор: Ян Альшевский

Смотришь фантастические фильмы, читаешь книги о будущем и думаешь: класс, когда-нибудь это будущее наступит и все будет вокруг таким технологичным... А если представить себя на месте человека из середины ушедшего века или тем более его начала, современный мир видится совсем иным — оказывается, что мы уже давно живем в том самом будущем, которое наступило.

Да, иногда оно не походит на то, каким его описывали авторы прошлого, но кое в чем и превосходит. Мы решили найти примеры того, как было и как стало — из существующих теперь вещей, устройств, но казавшихся почти невозможными ранее.

Если посмотреть со стороны, оказывается, что затронуты все сферы — от транспорта до связи и медицины. Например, компьютеры. Монстры, занимавшие комнаты и здания, теперь уступают нынешним вычислительным машинам в неисчислимое количество раз. Телефоны с операторами и проводами ушли в прошлое и появляются разве что в кино. Но даже в фильмах встретить дисковый телефон все сложнее — сплошные кнопки и сенсорные экраны. Телевизоры из неуклюжих ящиков превратились в плоские панели, толщина которых иногда соперничает с теми же мобильниками (тоже, к слову, заметно потерявшими в весе в последние годы).

Содержание

Машины

Давайте начнем с машин, которые вот-вот получат настоящие автопилоты и, может, взлетят в воздух. Но даже без этого для человека 19-го века современный автомобиль выглядел бы как космический корабль пришельцев для нас. А если показать какой-нибудь из концептов, не исключено, что наши предки подняли бы вопрос колдовства или божественного вмешательства.

Считается, что Model 3, сконструированная Карлом и Бертой Бенц, стала первой коммерчески доступной машиной. На дворе стоял 1888 год, и это, как следует из названия, был не первый автомобиль. К слову, многие (если не большинство) американцы считают, что за созданием автомобилей стоит Генри Форд, и с годами эта вера укрепляется.

Народ «автомобилизировался», постепенно росло производство машин. В США, к примеру, в начале 20-х годов выпускали около 3,6 млн машин в год, спустя пять лет прибавилось еще тысяч 600—700. Совсем немного по нынешним меркам.

Машины становились изящнее, практичнее и технологичнее.

Вот модель 1929 Ford Model A Deluxe Roadster. Ford Model A пришла на смену Model T. Цены на новую машину варьировались от $385 за родстер до $1,4 тыс. за топовую модель.

А вот 1969–70 Boss 302 Mustang, который даже сегодня выглядит на пять звезд.

Сделаем прыжок в начало 2000-х.

2001 Mazda NB Miata MX-5:

И сразу в нынешний, 2019 год. 2019 GMC Sierra Denali:

Или вот, салон 2019 Acura RDX:

Tesla Model 3. Tesla как-то популяризировала электрокары, но в популярности уступает многим другим (лидерство у Nissan Leaf).

Самолеты

Летать как птица человек хотел, наверное, с тех пор, когда придумал слово «птица». Не будем вдаваться в историю этого ставшего распространенным транспортного средства, а лишь предложим сравнить ранние модели с более поздними.

Краткий полет Wright Flyer состоялся в декабре 1903 года. Знаковый по той причине, что в воздух его поднял двигатель внутреннего сгорания — впервые в истории. Тогда дальность полета достигла 60 метров, высоты — до трех метров. Невероятное достижение — без всякой иронии.

А вот самолет из середины 30-х годов прошлого века — Douglas DC-3.

Или странноватый Wibault 283 ближе к началу 30-х.

А как смотрится американский Super Guppy от NASA? Как он вообще может летать, большой вопрос.

Хотя то же можно сказать об Ан-225 «Мрия» сверхбольшой грузоподъемности.

А этого красавчика примут за НЛО даже сейчас.

Что уж говорить про кабины пилотов: наверняка братья Райт немного не поняли бы, что к чему, окажись они за штурвалом Boeing 777.

Оставим транспортную тему, хотя еще остаются поезда, корабли и подводные лодки. Да даже современный велосипед покажется неведомым зверем.

Телевизоры

Наши мамы, папы, бабушки и дедушки еще помнят телевизоры с «аквариумом» — наполненные водой или иной прозрачной жидкостью для увеличения изображения с миниатюрного экрана. Таким был КВН-49 — первый массовый телевизор, произведенный в Советском союзе. Корпус устройства, к слову, был куда больше самого экрана, хотя в те времена это мало кого волновало.

Почти домашний кинотеатр или, скорее, продвинутая медиасистема Magnavox родом из 1962 года.

В последующие годы телевизоры развивались как-то не так чтобы высокими темпами. По крайней мере, не столь заметно, как можно ожидать. Тем не менее, постепенно корпус становился меньше, экран больше, повышалось качество картинки за счет как технологий, скрытых внутри телевизора, так и благодаря развитию систем передачи сигнала.

Появлялись портативные телевизоры, становившиеся все меньше.

Вот, например, Sony Watchman FD-10A (1987) и Watchman FD-30A (1984).

В них зритель смотрел не на экран, а на проекцию — источник был куда меньше, чем итоговая картинка. Подобная технология применялась и у других производителей портативных телевизоров.

Потом настал черед плоских экранов (с хитро вставленным стеклом), на смену им пришли плазменные монстры. Хотя, на минуточку, прототип плазменного монохромного экрана появился аж в 1964 году, а идея подобной технологии — чуть менее чем за 30 лет до того момента. Но это было неподъемно дорого. Первый же цветной 21-дюймовый плазменный экран показала Fujitsu в 1992 году, потом дело пошло бодрее.

Выбор покупателей
32" 1366x768 (HD), частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
43" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi

Производители боролись с отражениями, повышали яркость, цветность, контрастность и четкость картинки.

А вот проекционный телевизор. Когда-то казался чуть ли не вершиной технологий, сейчас о таких позабыли.

Потом начались всякие эксперименты с 3D, гнутыми экранами и сверхтонкими панелями.

Нынешние топовые телики по толщине напоминают плотный картон, и их можно встраивать не в шкаф, как раньше, а чуть ли не наклеивать на стену.

А это вообще странно выглядит.

Чем не будущее?

Телефоны

«Барышня, барышня, соедините меня с…» Существуют споры о том, кто придумал и собрал первый телефон, и мы не будем в них включаться. Главное — посмотреть, насколько сильно все изменилось за полтора столетия.

Gallows Model Александра Белла:

И более поздняя, Centennial Model:

Кто бы ни придумал и ни запатентовал телефон, спустя очень короткое время они выглядели иначе. Вот, к примеру, Ericsson AC100, который производился в период с 1884 по 1888 годы.

В 20-х годах выпускали подобные изделия:

В 40-х стало как-то попривычнее:

Потом на смену прекрасным дискам пришли кнопки, но все еще достаточно душевные — не то что у современных полностью цифровых аппаратов.

Одна из знаковых моделей 90-х годов:

Да, где-то уже вовсю работали над созданием сотовой связи, но ее распространение случилось много позже появления прототипа легендарного Motorola DynaTAC.

Эра мобильников внесла весьма заметные изменения в жизнь людей и их отношение к фразе «я на связи» — теперь мы на связи всегда, хотим этого или нет.

Телефоны новой эры принимали весьма причудливые формы

Но потом наступило время смартфонов, которые заменили собой почти всю портативную электронику и технику — радио, ТВ, фотоаппараты, компасы, карты и в какой-то мере компьютеры.

iPhone первого поколения не был первым во многом, но именно он дал толчок развитию нового сегмента рынка.

Но даже он смотрится сегодня бесконечно устаревшим на фоне новинок (хотя они и не без греха, как мы знаем).

Galaxy Fold:

Huawei Mate X:

Но модными пока считаются такие:

Хотя сколько-то лет спустя и они станут смешными в своей отсталости для следующих поколений.

Выбор покупателей
Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 665, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 48 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM

Компьютеры

Вопрос в том, что сегодня стоит называть компьютером. По большому счету, умные часы – та же ЭВМ, разве что форм-фактор другой. Понятно, что часами не намайнишь крипты, не поработаешь и не проведешь каких-то серьезных вычислений, но мощности у них предостаточно, если сравнивать с компьютерами прошлого. Смартфоны — тоже компьютер.

Забавно смотреть на сравнения, которыми полон интернет. Вот, например, магистр наук Том Кросли сравнил первый коммерчески успешный американский компьютер UNIVAC I с iPhone X, предложив сравнительную таблицу.

Оказывается, древний компьютер по габаритам в 3,5 тыс. раз больше нынешнего яблочного смартфона, однако по производительности он превосходит огромного «предка» в неисчислимое количество раз. Да и стоит намного дешевле.

Так вот выглядел навороченный механический калькулятор Чарльза Бэббиджа (на самом деле - «аналитическая машина»). Бэббидж придумал ее в 19 веке, но построить ее смогли более чем 100 лет спустя.

А это ЭНИАК из середины прошлого века. Программируемый, электронный и даже немного цифровой. Его пытались использовать для моделирования мощных ядерных взрывов, но возможности компьютера были ограничены. Он был бесконечно слаб по нынешним меркам, однако без этих 30 тонн мощи не было бы развития.

Гляньте на портативный компьютер IBM 5100 образца 1975 года. $9 тыс. За базовую модель и вы становитесь мобильным в меру возможностей технологий прошлого.

Добавим немного ретро-футуризма (тогда — просто футуризма).

Это ZX80, который вышел в 1979 году на базе 8-битного микропроцессора Zilog Z80. Он подключался ко внешнему «монитору», но мощности хватало на что-то одно: либо картинка, либо работа. Поэтому кодить приходилось вслепую, переключаясь между режимами работы компьютера. Это была доступная и дешевая машина.

Портативный PowerBook 100, который был спроектирован для Apple компанией Sony, вышел в 1991 году.

Стив Джобс показал MacBook Pro в 2006 году.

MacBook Air 2019 года:

На первом фото был предтеча суперкомпьютеров, поэтому и завершим такой же машиной, только современной.

В 2018 году, к слову, верхушку рейтинга среди суперкомпьютеров занимал Summit, он же OLCF-4 от IBM.

Сравнивать его по любым параметрам с компьютерами прошлого просто нет смысла – все равно, что пытаться найти общее между Ford Model T и Audi E-Tron.

На самом деле доказательств того, что мы живем в будущем, бесконечно много.

Вот, например, анимация, которая показывает, как менялся размер и объем накопителей до 2015 года. Про нынешние времена можно сказать: габариты примерно те же, только вот объем продолжает расти.

Поезда отличаются чуть более чем полностью.

Так себе будущее...

Когда-то послания отправляли голубями, жгли костры и отправляли нарочных. На смену им пришли телефон и телеграф, а сейчас по проводам и без них отправляют такие объемы данных, что и представить сложно. Когда-то самолет с трудом мог преодолеть пару десятков метров, а сегодня Voyager 1 находится на расстоянии более чем в 21,6 млрд километров от Земли. Машины ездят без водителей, смартфоны могут генерировать дополненную реальность, а люди уже имеют возможность играть в виртуальной реальности — как в фантастическом кино прошлого.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by