Корабли в моей гавани. Выбираем катер на дистанционном управлении

19 184
94
28 апреля 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Малиновский

Корабли в моей гавани. Выбираем катер на дистанционном управлении

Природа внезапно стала радовать хорошей погодой (хотя, конечно, без дождливых деньков никак), народ потянуло за пределы города, но и в каменных джунглях можно найти, чем заняться. Мы решили немного изучить вопрос того, как развлечься скоростью и адреналином, не подвергая себя и других опасности. Ничто не предвещало приключений, но они все же выпали на нашу голову.

Содержание

Все начиналось просто и немного обыденно: ребята из «Хобби Парк» рассказывали нам о некоторых тонкостях выбора модели катеров на радиоуправлении — для тех, кто собирается влиться в «тему». Увлеченные же товарищи знают все сами. Очевидных лайфхаков мы не озвучим, а поможем сориентироваться.

Детские, бюджетные, профессиональные

Условно катера можно разделить на категории — «игрушечные» (обозначим их как детские), «средние» (бюджетные) и «профессиональные» (подороже и супер) с соответствующими ценами. «Интересные модели начинаются по стоимости от 100 рублей. Интересные не внешне, а по скорости, дальности и качеству. Дешевле — скорее игрушки», — рассказал Иван. От себя добавим: дешевые варианты для тех, кто помладше, или просто для скоротечного фана.

«Игрушечные», как правило, по всем параметрам отличаются друг от друга минимально, есть малозаметная разница в оформлении и внешнем виде. Здесь стоят простейшие двигатели и электронная плата, все скрыто в пластиковом корпусе. К слову, пластик используется и в моделях подороже, топовые же получают углепластик.

Кроме того, некоторые бренды идут на удешевление по максимуму, отказываясь даже от влагозащиты (и касается это не только совсем доступных вариантов). Очевидно, что такой «кораблик» вряд ли проплавает долго.

В среднем сегменте растет размер, повышаются характеристики, на смену коллекторным приходят бесколлекторные двигатели. Следом — «профессиональные» модели, которые по характеристикам походят на те, что используют на соревнованиях.

Иногда в конструкции катеров появляются дополнительные элементы. Так, например, это могут быть отверстия в одном из бортов, повышающие маневренность судна на резких поворотах. Или дополнительные стабилизаторы, увеличивающие устойчивость корабля. Такие мы, например, приметили на дорогой скоростной модели, развивающей на воде скорость до 85 км/ч.

катер, электрический двигатель, 27 МГц/40 МГц, дальность: 5–10 м, Li-pol
катер, электрический двигатель, 24 МГц/40 МГц, дальность: 30 м, NiCd, 700 мА·ч
Нет в наличии

Вода в корпусе, охлаждение, аккумулятор

Корпус лодки может быть одинарным и с дополнительными отсеками для компонентов. Чем дороже корабль и известней бренд, тем выше шанс встретить подобную защиту. Также в корпусе могут иметься «переборки», увеличивающие устойчивость корабля при наборе воды внутрь и усиливающие его прочность без ущерба для веса. Все это можно проверить на месте, так как верхняя часть корабля является съемной для быстрого доступа к заменяемым аккумуляторам. Также встречаются так называемые реданы — «ступеньки» на днище, уменьшающие сопротивление.

К слову, вода внутри катера будет присутствовать в любом случае, даже в самых дорогих моделях — через негерметичные стыки в районе вала, например. «Не должно удивлять, что в корабле за условную тысячу рублей после заплыва что-то плещется», — поясняет наш собеседник.

Сердце корабля — его двигатель. Они бывают коллекторные и бесколлекторные. Считается, что бесколлекторные лучше и значительно превосходят по своим характеристикам коллекторные, со щетками — по КПД, ресурсу, разгону и экономичности (в отношении аккумуляторов). Такие моторы ставят на модели подороже, те, что по цене от 200—250 рублей.

Также стоит обращать внимание на систему охлаждения. Это простейшее решение, использующее самоток: снаружи корпуса имеется заборник для набегающего потока. Отсюда вода по трубкам во время движения поступает внутрь и проходит рядом с мотором и/или управляющей электроникой, а затем выходит наружу через дренажное отверстие. При длительных заплывах важный момент.

На сколько хватает аккумулятора (во «взрослых» моделях их может стоять несколько)? У «игрушечных» — до 20 минут. Этого, к слову, более чем достаточно. А вот в моделях подороже многое зависит от мощности и комплектации. Где-то в мире есть модификации, предназначенные для перевозки грузов и сопровождения, — для продвинутых рыбаков, например, которые перевозят прикормку. При покупке специального аккумулятора такой корабль будет плавать дольше. Высокоскоростные модели способны съесть заряд за пять минут, но «очень качественных пять минут».

Но «золотая середина» — 25 минут. «Можно и 40, но уже надо себя заставлять», — говорит он. Исключения есть, в таких случаях рекомендуют использовать несколько сменных батарей (но не выбирать более емкую или ставить лишнюю).

Что касается мощности, это как «средняя температура по больнице». Главная характеристика каждой конкретной модели — скорость, указанная в километрах в час.

катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol, 850 мА·ч
катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol, 1500 мА·ч
катер, электрический двигатель, 27 МГц/40 МГц, дальность: 60–100 м, Li-pol, 1300 мА·ч

Управление и безопасность

В дешевых моделях отсутствует плавная регулировка хода: либо плывет, либо нет, а с какой уже скоростью, ускорением или замедлением, не важно.

«Регулировка мощности дает ощущение обратной связи, становится интереснее управлять, — говорит наш собеседник. — Ты полностью все контролируешь. Без регулировки модель ощущается иначе, „топорно“. Нажал — плывет, отпустил „курок“ — моментально тормозит».

Регулировка угла поворота — это своего рода настройка чувствительности мыши в компьютерной игре: чем он больше, тем резче будет поворачивать катер. Это важно для скоростных заездов, когда нужно срезать путь и обойти соперника. В этом случае, правда, снижается устойчивость «кораблика»: при неверном движении он готов завалиться на бок или перевернуться.

Стоит отметить, что каких-либо систем защиты у катеров обычно нет. Поэтому ваша лодка не сможет самостоятельно сбавить скорость перед препятствием и приплыть в случае потери связи с пультом.

«В сфере коптеров был заметный рывок в этом плане — стабильности, безопасности, возврата. У катеров обычно этого нет», — отмечает Иван.

Важный момент в плане безопасности касается скорее не самих плавсредств, а людей, находящихся рядом. Специалисты рекомендуют не запускать катера, тем более скоростные, там, где кто-то плавает: при столкновении даже с миниатюрной моделью может быть больно (и обидно). Также вряд ли будут рады визжащим и урчащим чудищам рыбаки.

Раз уж заговорили о различиях с летательными моделями (да и, вероятно, колесными), скажем пару слов о навыках, требующихся для управления катерами.

«Катер простой или сложный — не важно. Нет навыков? Первая-вторая „покатушка“ — и человек справится с самым „сложным“», — говорит Иван.

Позже журналист Onliner проверил это утверждение, попробовав свои силы с мощной «альфой». Первую минуту было опасливо, пришлось приноровиться к стремительному набору скорости и «штурвалу» на пульте, но потом моментально включился азарт. Сложнее всего оказалось привыкнуть к «зеркальному» повороту (крутишь вправо — плывет влево и наоборот), а также меняющемуся с точки зрения пилота направлению движения. Подтверждаем: управлять «квадриком» куда сложнее и страшнее.

По поводу вопроса «сложности» уточним: это высокая скорость, повышенная маневренность и в некоторых случаях большие габариты. Другие отличия от «простых» минимальны. Дорогая же модель предлагает большую степень свободы. «Разве что посоветуем ограничить во время учебных заплывов скорость — в серьезных моделях ее можно „задавить“ на пульте, как и угол поворота, сделав более предсказуемым управление».

Немного о подводных камнях

Самые распространенные неприятности — водоросли, которые могут замедлить винт, высокие волны (надо понимать, что для маленькой лодки понятие «высокие» отличается от общепринятого) и ошибки в управлении (речь о перевертышах). Именно благодаря агрессивному вождению и неспокойной воде у нас и произошли приключения.

Да, вернуть катер на «ноги» позволяет запуск вперед-назад, но помогает это не всегда, к тому же не во всех моделях есть задний ход. Иногда в борту есть отверстия, через которые при перевороте в специальный отсек набирается вода, центр тяжести смещается, и все в порядке. Однако вновь это не про наш случай. Поэтому одну из лодок мы ловили удочкой — спасибо проходившему мимо рыбаку.

В спасательной операции была задействована еще одна модель поменьше, толкавшая носом старшего собрата к берегу. В определенный момент про нее все забыли, и маленький катер пошел ко дну. Попытки зацепить его леской не увенчались успехом, в дело включился самоотверженный сотрудник магазина с недюжинной силой воли — водичка-то свежая, мягко говоря. Обошлось под смех собравшихся прохожих. И это были незабываемые полчаса.



Вернемся к «лодкам». Особенную опасность для них несет соленая вода — после плавания в ней судно стоит замочить в чистой воде, опустив в наполненный таз или ванну. Соблюдая осторожность, можно делать это с запущенным на небольших оборотах двигателем.

катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol, 1200 мА·ч
катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, Li-pol

Но по большому счету обслуживание модели заключается в чистке винта, сбросе воды после заплыва, при необходимости — просушке корпуса внутри. Если вода останется там по-настоящему надолго, могут быть повреждены некоторые элементы (в частности, могут окислиться контакты, что приведет к сбоям в управлении).

Крепкие? Максимальная скорость и вес у среднего катера за 150 рублей, к примеру, таковы, что его пластиковый корпус выдержит удар о твердую поверхность без заметных повреждений. Точнее, они, может, и будут заметны, но не станут критичными — так, царапины. «Как „Титаник“ на дно не уйдет», — смеется Иван.

У «профессиональных» катеров корпусы, как говорилось выше, из многослойного углепластика, так что урон возможен, но не фатальный для устройства. Самая же частая поломка — деформация киля. Также при большом желании можно повредить винты, руль и стабилизаторы, если они есть, — то есть все выступающие элементы. Плюс в том, что практически все можно заменить.

Несколько слов об умельцах, увлеченных и остальном

Иногда лодки оснащают дополнительной электроникой и «обвесами» (и снова речь о рыбаках, прикармливающих будущий улов). Кто-то делает с нуля, кто-то переделывает спортивные модели, при наличии средств можно купить готовый вариант «за много денег».

Плюс катеров (и иных судомоделей) в том, что двигаются они по воде: случайный прохожий пнуть его не сможет, собака не бросится, шанс встретиться с неожиданным препятствием минимален. Да, остаются бетонные и другие твердые ограждения на набережных да отмели, но с ними избежать столкновения проще.

Есть и яхты без двигателей, с парусами, но вот управиться с такой сможет не каждый — здесь все почти «по-всамделишному».

катер, электрический двигатель, 5 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol
Нет в наличии
катер, электрический двигатель, 2.4 ГГц, дальность: 50–100 м, Li-pol

Благодарим магазин «Хобби Парк» за помощь в подготовке материала.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Малиновский