Одни крупные технологические компании были основаны совсем недавно, другие имеют длинную историю, которая начиналась с промышленной деятельности и не имела отношения к чему-то «электронному». На этот раз мы расскажем о Майкле Делле, который организовал успешный бизнес, вовремя оценив перспективы рынка компьютеров и не в последнюю очередь вдохновившись примером бизнесменов новой волны.
Не помешала и молодость — Майкл Соул Делл родился 23 февраля 1965 года, когда Стив Джобс и Билл Гейтс уже успели отучиться в школе как минимум несколько классов. Родители видели будущее сына в медицине — успешные врачи в США зарабатывают прилично, а пример мальчику, вероятно, подавал отец Александр Делл, который трудился ортодонтом. Мать Майкла, Лорейн Шарлотта, торговала акциями, однако это было чуть позже, так как к моменту рождения первого сына — будущего основателя Dell — оба едва закончили учебу в вузах.
Тогда семья уже жила в Техасе, где Майкл пошел в начальную школу. С самых ранних лет он хотел стать не космонавтом или пожарным, а бизнесменом — так уверяют различные биографические источники. Америка тех лет остается для нас загадкой, и, кто знает, возможно, дети этой страны действительно, едва встав на ноги, ищут пути заработать.
Мальчику нравились всевозможные технические штуковины, и в семь лет он за накопленные деньги купил калькулятор — не компьютер, конечно, но начинать же с чего-то надо было. А вот учиться будущий бизнесмен не хотел, так как школьная программа казалась ему скучной и отчасти бесполезной. По этой причине, когда Майклу стукнуло восемь, он отправил заявление на досрочную сдачу экзаменов. Сдай он их, это позволило бы перескочить несколько классов и покинуть учебное заведение с аттестатом средней школы.
Однако родители были против и настояли на том, чтобы учеба продолжалась в традиционном русле. Майкл согласился, но стал изыскивать пути реализовать себя, принявшись налаживать бизнес по продаже всякой всячины. Это действительно распространенное явление в западной культуре: так поступали основатель Virgin Ричард Брэнсон, создатель GoPro Ник Вудман, человек-Tesla Илон Маск и многие другие.
К 12 годам Майкл успешно управлял небольшим бизнесом (!), который принес ему $2 тыс. — заработал он их на продаже марок и бейсбольных карточек по почте. В 1979 году 15-летний подросток решил побаловать себя, прикупив компьютер Apple II, — деньги-то он научился зарабатывать. Неясно только, был ли это оригинальный Apple II или же его свежая и продвинутая модель Apple II Plus. Во втором случае школьнику пришлось бы выложить за компьютер больше $4 тыс. в переводе на нынешние деньги (около $1,1 тыс. в далеком 1979-м).
Конечно, «Мак» нужен был для работы и учебы, но еще Майклу очень нравилось разбирать сложные вещи. И компьютер не был исключением — молодому американцу было интересно, сможет ли он пересобрать его или даже сделать лучше.
Учась в колледже, парень нашел новую работу — занялся распространением газеты Houston Post. Даже такое, казалось бы, простое дело он смог раскрутить. Под прицел Делла попали молодые пары, которым будущий миллионер «толкал» (ну или, если быть честнее, «впаривал») подписки с бесплатным периодом. Те соглашались на «халяву», а Майкл затем донимал их звонками. Как итог — заработок за год составил $18 тыс., а таким деньгам уже мог позавидовать профессор из вуза. К слову, если у тебя уже есть компьютер Apple II, а «айфон» еще не изобрели, то что может потешить самолюбие? Конечно, BMW, на котором Делл и ездил на учебу в колледж.
Оценив свои силы и проверив их на практике, Майкл, которого родители все еще видели врачом, решил организовать «настоящий бизнес». Времени на собственное дело было немного — в 1983-м парня отправили в Государственный техасский университет в Остине, где надо было учиться, а не лынды бить. Надо отдать должное — развитием бизнеса студент занимался в свободное от учебы время. Проанализировав ситуацию на рынке, Делл выяснил: оказывается, компьютеры с ценником в $3 тыс. на деле содержат в себе деталей хорошо если на 600 баксов.
«Надо что-то делать!» В 1984 году появляется компания PC's Limited, которая занимается скупкой не реализованных магазинами компьютеров. Устройства затем переживают апгрейд: сотрудники стартапа добавляют оперативной памяти, заменяют жесткие диски и продают клиентам напрямую, в обход ретейлеров, да еще и на 15% дешевле.
«Представим, что вы покупаете компьютер в магазине и платите за него $4 тыс. Ретейлер отправляет $2,5 тыс. производителю, оставляя себе $1,5 тыс. Вопрос, который я задал сам себе, звучал так: что делает магазин, чтобы заработать свои полторы тысячи долларов? Может, расширяет комплектацию на эту сумму?» — рассказывал в одном из интервью в 1990 году Майкл Делл. Ответ был для него очевиден — нет. Получается подход эдакого рыцаря на белом коне, но отчасти он оправдан.
Первоначальные инвестиции в предприятие составили $1 тыс., что являлось минимально возможным для регистрации компании в штате Техас. За аренду офиса платить было не нужно — вся сборка проводилась в комнате университетского общежития на 27-м этаже. Реклама? Ее было совсем немного, клиентская база разрасталась благодаря сарафанному радио. Очень быстро выручка от апгрейдов достигла десятков тысяч долларов.
Обещавший родителям не бросать учебу, 19-летний студент был вынужден все-таки поступить вопреки их желаниям. Однако у него были на то основания, как и доказательства того, что шаг он делает не в пустоту, — заработанные к тому моменту деньги.
Алекс и Лорейн не стали наступать на горло песне сына, и вскоре он со спокойной душой съехал из кампуса, сняв отдельное помещение. В первые три месяца выручка PC's Unlimited составила $905 тыс. (с учетом инфляции, сегодня это примерно $1,3 млн). После выплаты налогов, зарплат и иных вычетов доход превратился в $198 тыс. Даже чек сохранился.
Утверждается, что компания Делла стала первой, которая предложила покупать компьютеры по телефону, заказывая нужную конфигурацию. С самого начала бизнесмен старался не забивать склад ненужным барахлом, а закупал комплектующие под конкретный заказ. То же касалось собранных систем. Это не значит, что на заказы уходила уйма времени — напротив, Майкл старался делать все сразу. Покупателям это нравилось, и в первый год выручка компании перевалила за $6 млн. Кажется, что деньги появились из воздуха.
Первый собственный компьютер PC's Unlimited выпустила в 1985 году. Понятно, что это был лишь корпус с купленным на стороне «железом», но дизайн и логика были свои. Появился Turbo PC. Он получил процессор Intel 8088 с тактовой частотой 8 МГц, жесткий диск на 10 МБ и привод для дискет формата 5,25″. Спустя год на выставке Spring Comdex компания показала самый быстрый на тот момент потребительский компьютер с процессором аж на 12 МГц. Power Overwhelming!
Одна из хитростей Майкла заключалась в том, что затраты на хранение компонентов он возложил на их производителей, которые содержали склады неподалеку от сборочных цехов компании. С учетом объемов, которые наращивала PC's Unlimited, никто не жаловался. Настал момент рождения Dell Computer Corporation.
Интересный факт: информации о тех людях, которые оказались рядом с Деллом в начале его стремительной карьеры, практически нет. Вновь, как это часто случается с успешными бизнесменами, создается впечатление, что он все сделал в одиночку. Подобная аура сложилась, например, вокруг Джеффа Безоса. Но так, конечно, не бывает.
Говорят, что ценным решением Майкла было окружать себя людьми, которые умнее его. Такие помогают справиться с проблемой, с ними можно обсудить важные вопросы. Но кто они? История умалчивает, разве что на сайте компании можно увидеть Джеффа Кларка, который пришел в компанию в 1987 году как инженер по качеству. Сегодня он работает там же, но уже на должности вице-председателя совета директоров. Есть здесь биография Билла Сканнелла, который ныне занимает один из президентских постов (он появился в Dell примерно в 1986-м).
Но вернемся к Деллу. Именно компьютер с новым процессором позволил компании «выстрелить». Правильнее будет сказать — «выстрелить» снова. В 1986 году продажи достигли отметки в $60 млн, и дальше Майкл галопом поскакал в места, где обитают самые успешные и богатые люди Америки. Попутно компания вышла на IPO, где собрала инвестиций на $30 млн. Выдерживая темп, в 1992-м Делл оказался в списке элиты, став самым молодым CEO в истории, чья фирма попала в список 500 крупнейших компаний по версии Fortune. На тот момент ему было 27 лет.
Бизнес-модель едва заметно менялась, Dell постепенно превращалась в «обычную» компьютерную компанию с характерными чертами — монстром становилось сложнее управлять, ведь он прирастал новыми «конечностями» в виде фабрик, партнеров и контрактников. Тем не менее фирма выгодно выделялась на фоне остальных: современная Xiaomi на заре своего становления в некоторой мере напоминает американскую корпорацию, сильными сторонами которой были низкая цена и высокое качество.
В те годы в США были популярны так называемые слепые свидания, и именно благодаря им Майкл встретил спутницу жизни — Сюзанн Линн. Девушка была сражена молодым человеком, который, в отличие от остальных, рассказывал не о себе, а интересовался именно ею. Любовь с первого взгляда переросла в привязанность и серьезные отношения, в 1989 году пара поженилась. Вероятно, Сюзанн помогла своему избраннику обрести дополнительную уверенность в своих силах. Она же поддерживала его в трудные времена.
В 1993 году наметился заметный спад продаж компьютеров, всю индустрию лихорадило. Dell Computer не была исключением, возникшие проблемы связывали с промахами управленцев. От запуска ноутбуков решили отказаться, крупные торговые сети уровня Best Buy и Wal-Mart не хотели сотрудничать с Деллом. Забавно, но примерно так же в свое время они не желали видеть и Дайсона с его пылесосами. Кроме того, росла конкуренция со стороны Gateway Inc. (в 2007-м ее поглотила Acer), которая в определенный момент начала копировать бизнес-модель Dell. Майкл затеял серьезные перестановки в топ-менеджменте и в итоге выправил положение компании.
Кроме того, как и Джефф Безос, Делл вовремя сообразил, что за интернетом будущее, поэтому отправился покорять всемирную паутину. В 1996 году многие не рассматривали сеть как торговую площадку, но только не Майкл. Одновременно с выходом в интернет компания Dell предприняла новую попытку оказаться на рынке ноутбуков, на этот раз более успешную — с серией Latitude XPi. Схема заработала без рекламы, и компьютеры начали расходиться как горячие пирожки — по 30—50 штук в день. К концу 1990-х ежедневные онлайн-продажи приносили $18 млн. Dell Computer стала самым прибыльным продавцом компьютеров в мире с рыночной капитализацией более $120 млрд.
Майкл настолько был уверен в своих силах, что в 1997 году, отвечая на вопрос, что он сделал бы с Apple, ответил: «Закрыл бы и вернул деньги инвесторам». Стива Джобса это так зацепило, что во время одного из выступлений он так ответил на выпад конкурента: «Мы придем за тобой, приятель». С годами страсти, конечно, поулеглись.
В «новой истории», в начале нулевых, Dell продолжила трансформацию в предприятие, подзабывшее ценности «золотого века». Позже Майкл Делл сказал: «Можно научиться на своих ошибках и ошибках других, успех таких уроков не преподнесет».
Действительно, в определенный момент компания подверглась критике за низкое качество продукции, что вылилось в сотни миллионов долларов, которые пришлось направить на ремонт и улаживание конфликтов. Впрочем, это произошло после 2004 года, когда основатель корпорации отошел от управления. Чтобы исправить ситуацию, в 2007-м он вновь оказался у руля. Правда, вывести предприятие из длительного заноса ему удалось не полностью — инерция, которую легко победить в небольшой фирме, в крупнейшей компании активно подпитывается изнутри. Не помогало и то, что ее сотрудники были в курсе технических проблем, однако сделать они ничего не могли. Или не хотели.
Dell давно перестала быть «Майклом Деллом», бизнесмену оставалось только разгребать накопившийся мусор. И платить, платить, платить, чтобы задобрить раздосадованных клиентов и, что важнее, комиссию по ценным бумагам и биржам — за недостоверную информацию об экономическом положении. В попытках найти выход Майкл решает перевести предприятие в статус частного (то есть уйти с биржи). На выкуп акций в 2013 году было направлено $24—25 млрд — это была крупнейшая на тот момент подобная кампания. Несколько лет ушло на реорганизацию и наведение порядка, и в 2018-м Dell вновь стала публичной.
Предпринятые Майклом действия постепенно возымели успех. Вряд ли он вновь согласится отправить дело всей своей жизни в свободное плавание. Тем более в последние пять лет в R&D было вложено более $21 млрд и выплачено долгов на $14 млрд. Личное состояние Делла Forbes оценивает сейчас в $28,6 млрд, что ставит бизнесмена на 39-е место среди самых богатых людей мира. Детская мечта сбылась.
Список источников: CNBC (1, 2), Inc. (1, 2), Britannica, Dell, Biography, The Verge (1, 2), Business Insider (1, 2), Fort Boise, Entrepreneur, Institute of Education Sciences, Academy of Achievement, Cult of Mac, Your Story, CRN, Benzinga, Notable Biographies.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by