03 декабря 2017 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Рождение «китайского Стива Джобса», или Кто ты, основатель Xiaomi Лэй Цзюнь?

Автор: Ян Альшевский

Компания Xiaomi появилась на смартфонном небосклоне как чертик из коробочки: резко, как бы из ниоткуда. На самом деле, такое впечатление может создаться скорее у европейского или, в нашем случае, белорусского пользователя. В родной стране Xiaomi планомерно двигалась к успеху. Стоит признать, в очень короткие сроки.

Кто стоит за «китайским Apple»? Может, молодой да ушлый бизнесмен-айтишник? Не совсем так. Основателем компании (или, вернее, сооснователем) является Лэй Цзюнь, выходец из города Сяньтао, что в провинции Хубэй. Родился он в социалистическом Китае в 1969 году, и к настоящему моменту ему стукнуло 47 лет.

Новый Китай

Для многих Китай того времени имеет размытый образ — «какая-то закрытая страна, социализм и все такое». Узнать, как проходило детство Лэй Цзюня, практически невозможно. Юные годы будущий миллиардер провел в промышленном регионе. Здесь также выращивали пшено (совершенно случайно — xiaomi), сладкой жизнью в тот период и не пахло. Вероятно, люди, с детства преодолевающие трудности, способны добиться большего — они знают о сложностях и находят в себе силы, чтобы не остаться на дне.

Граница между Китаем и Гонконгом, 1960-е. Фото: South China Morning Post

В чем не приходится сомневаться, так это в том, что в 1987 году Цзюнь закончил обучение в средней школе и отправился в национальный Уханьский университет. Здесь он начал изучать программирование — судя по всему, молодой человек уже тогда знал, чем планирует заняться впоследствии. Будучи студентом, он обрел пример для подражания: таковым стал тот самый Стив Джобс из далекой Америки, именно его стопами хотел пойти Лэй. Многие знают, чего хотят в жизни, находят кумира, но не все способны следовать намеченному плану.

Не исключено, что будущему взлету «китайского Стива Джобса» способствовало реформирование системы образования, которое началось здесь в 80-х годах прошлого века. Тому предшествовали экономические трансформации, начавшиеся в конце 70-х. Была развернута борьба с бедностью, шедшая с переменным успехом. Согласно отчетам Всемирного банка, в 1981 году за чертой бедности находилось 200 млн человек. К 2002-му их количество сократилось до 28 млн. На тот момент это почти три Беларуси.

Икона Apple

Затем началась борьба с неграмотностью — если верить статистике, почти четверть населения Поднебесной в 1982-м не умела читать, писать, считать. Консультативная помощь поступала от Всемирного банка, программа же была инициирована правительством Китая. Родись Лэй Цзюнь лет на пять раньше, его жизнь могла бы сложиться иначе.

Учеба в университете стала для него процессом получения знаний, а не «корочки» — вряд ли наличие лишь одного диплома как-то сказалось бы на будущем молодого человека. В год поступления в вуз Цзюнь прочитал книгу, которая стала одним из кирпичиков в фундаменте его мечты. Fire in the Valley: The Making of the Personal Computer («Пожар в долине: Создание персонального компьютера») за авторством Пола Фрайбергера и Майкла Суэйна позже легла в основу документального телефильма «Пираты Кремниевой долины». Можно только предполагать, что тогда творилось в голове будущего успешного бизнесмена. Восторг? Зависть? Надежда? История показывает, что Лэй понял прочитанное правильно: Билл Гейтс, Стив Джобс — эти технологические звезды могут воодушевить кого угодно. «Я был вдохновлен и поставил перед собой задачу как можно скорее двигаться вперед», — заявил в одном из интервью Цзюнь примерно 20 лет спустя.

В городе Шэньчжэнь был открыт первый офис Kingsoft. Сейчас штаб-квартира компании находится в Пекине. Фото: buzzbuzzhome.com

В 1991 году Лэй закончил обучение со степенью бакалавра и практически сразу устроился инженером в фирму Kingsoft (сейчас известна благодаря WPS Office и некоторым другим продуктам), основанную за пару лет до этого. Цзюнь стал шестым сотрудником молодой компании, ориентированной, среди прочего, на разработку ПО для Windows-систем.

Китаец постепенно продвигался по карьерной лестнице и к 1998-му оказался на ее вершине, возглавив давно уже устоявшийся стартап. За время работы в Kingsoft Лэй успел выпустить книгу о программировании под DOS, написав ее в соавторстве с коллегами. Позже вышел аналогичный труд о программировании для Windows.

В середине 90-х амбициозный инженер уже помогает с организацией рабочего процесса и оказывается на короткой ноге с основателем компании: оба видят ее будущее в качестве технологического гиганта.

За пару лет до «нулевых» Цзюнь организует собственный стартап Joyo. Он напрямую не связан с Kingsoft, но ориентирован на IT-специалистов. В 1999 году Joyo становится информационным сайтом, а также источником программного обеспечения. По другим данным, стартап появился намного раньше.

И если в начале Joyo занималось пару человек, через полгода ресурс занял 33-е место в списке наиболее популярных сайтов в Китае. Компания занималась изданием CD с ПО и наращивала обороты. В 2000-м сервис превратился в книжный магазин, его география постепенно расширялась. Коммерчески успешный проект привлек внимание вначале инвесторов, а затем и Amazon. К тому моменту Лэй покинул пост CEO в компании Kingsoft, однако не разорвал отношений с той, что дала старт его карьере. В 2004 году Amazon приобрела Joyo.com за $75 млн, а чуть позже детище Цзюня предстало в образе Amazon China.

Одновременно бизнесмен работает над выводом Kingsoft на IPO: в 2007-м компания наконец получает $99 млн, но все это далось Лэю совсем нелегко. Пять попыток вымотали мужчину, и он решил взять передышку, став полноценным бизнес-ангелом. Цзюнь и до этого занимался инвестициями, но от случая к случаю. С его подачи, кстати, деньги и добрый совет получила и одна из популярных у нас компаний — UCweb. В общей же сложности разработчик инвестировал более чем в 20 стартапов.

Рождение «китайского Джобса»

Новая эпоха для Лэй Цзюня началась с основанием Xiaomi. Наконец он мог примерить образ Стива Джобса: пресса писала, что китайский бизнесмен во всем пытается походить на «прототип». Он так же одевается, ведет себя, использует подобные маркетинговые ходы. Западные же журналисты высокомерно называли мужчину «клоном».

«Китайские СМИ пишут, что я — Стив Джобс Китая. Я воспринимаю это как комплимент, но это также оказывает на меня серьезное давление. Xiaomi и Apple — совершенно разные компании, — заявил в интервью Reuters Лэй Цзюнь. — Xiaomi основывается на интернете. Мы не повторяем за Apple». Правда, это было пять лет назад.

У истоков Xiaomi стоит «великолепная семерка»: на официальном сайте компании перечислены все сооснователи. Среди них оказался и бывший топ-менеджер Google Линь Бинь, друг нашего героя. Он руководил разработкой MIUI с самого начала, а потом взял под крыло команду, отвечающую за интернет-сервисы и mi.com (это имя купили в 2014 году примерно за $3,6 млн).

Основатели Xiaomi. Фото: Xiaomi

Развитие Xiaomi можно сравнить с ростом Google, но только на стероидах. Китайская компания начинала с разработки прошивки для мобильных устройств — всем известной MIUI. Она должна была стать основой для будущих мобильников. Первая версия оболочки появилась под конец лета 2010 года. В разработке принимали участие десятки человек, которые придумывали «интерфейс мечты» для смартфонов на базе операционной системы американского интернет-гиганта. Выходит, на создание первой версии MIUI было отведено всего три месяца. Такой производительности труда можно только позавидовать.

Копирование, клонирование

А спустя всего год состоялась презентация первого мобильника Xiaomi — M1, который можно было купить только онлайн. Присутствие компании исключительно в сети на долгое время останется ее «фишкой». Лишь относительно недавно производитель начал активно завоевывать офлайн и отказался измерять успех количеством проданных смартфонов.

MIUI V1. Фото: Xiaomi

Аппарат M1 отражал стратегию Xiaomi: дешево, но очень сердито. Его можно отнести к топовым, при этом цена на модель оказалась весьма привлекательной — «мощнее iPhone, но в два раза дешевле». Компания намеревалась зарабатывать на сервисах, а не на продажах «железа». Но так было до поры до времени.

Xiaomi M1. Фото: Wikimedia Commons

В том же 2011 году Лэй Цзюнь возвращается в совет директоров Kingsoft. Вновь можно вспомнить историю Стива Джобса. В 1997-м, когда ему было 42, сооснователь Apple воссоединился со своим детищем. Так же поступил и китайский миллиардер. Совпадение? Может быть…

Компания Xiaomi выстроила интересную стратегию, активно взаимодействую с сообществом в сети. «Фан-база» росла очень быстро, производителя называли наиболее активно развивающимся мобильным стартапом страны. А в 2015-м он уже занимает третье место в мире по продажам мобильников, уступая паре гигантов в лице Samsung и Apple и оставляя позади мегаконкурентов уровня Huawei. Сейчас, правда, ситуация немного иная... Тем не менее оказалось, что электронная коммерция может быть очень успешной сама по себе.

Фото: GSMArena

Со стороны создается впечатление, что вся профессиональная карьера Лэй Цзюня состоит из сплошных взлетов. Конечно, так не бывает, однако говорить об этом по каким-то причинам не принято. Уже в современной истории Xiaomi появляется информация о каких-то огрехах (то продажи не так хороши, то другая проблема возникла) — за публичность и выход на международный рынок надо платить. В частности, компании регулярно приходилось (и приходится) отбиваться от нападок и обвинений в копировании. Тем не менее она достаточно успешно доказывает обратное, и примером тому могут служить мобильники серии Mi Mix.

Xiaomi Mi Mix 2. Фото: techadvisor.co.uk

Кстати, именно падения и неудачи, о которых мало кто знает, сыграли роль в успешности Лэй Цзюня: чтобы избежать их, он старается оказаться первым и подхватить «тренд до того, как это станет мейнстримом». Такое предположение в интервью The Wall Street Journal в 2015 году высказал нынешний глава Kingsoft Чжан Хунцзян.

Сходной точки зрения придерживался и Хьюго Барра, до прихода в Xiaomi работавший на Google. По словам бывшего топ-менеджера китайской компании (ее он покинул в 2017-м), главное — оказаться в нужное время и в нужном месте. Тогда и море по колено, и свинья полетит — ну, если окажется в центре смерча. Смешно, но правда. Как и то, что пару лет назад Лэй Цзюнь всерьез присматривался к WP-смартфонам как следующей цели. Тогда в поле зрения ненадолго появился Xiaomi Mi 4 с Windows 10, но, к счастью или сожалению, быстро исчез.

Миллиардная выручка, миллионы проданных смартфонов, тысячи сотрудников — за семь лет Лэй Цзюнь достиг многого. Вместе с тем «дешевые, но сердитые» мобильники отходят сегодня на задний план. Правда, это уже другая история.

Список источников: Bloomberg, Business Insider (1, 2), Forbes, Wall Street Journal, Amazon, Xiaomi, Britannica, FinanceAsia, Yo! Success, SuccessStory, Tech in Asia (1, 2), GizChina, South China Morning Post, «Газета.ру», Wikipedia.

Смартфоны Xiaomi в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by