Драгоценности с функцией звонка. История бренда Vertu, который снова вернулся
297
18 ноября 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко
Драгоценности с функцией звонка. История бренда Vertu, который снова вернулся

Месяц назад культовый бренд Vertu неожиданно появился с новинкой — смартфоном Aster P. Компания, о которой мы уже и не надеялись услышать, вновь нацелилась на пухлые кошельки людей, способных отдать за сотовый телефон многие тысячи долларов. Долгое время Vertu считалась символом всего сразу: достатка, наличия вкуса или его полного отсутствия — в зависимости от модели. Компания, которая продавала обычные телефоны под видом ювелирных изделий, не смогла вовремя уловить тенденции и обанкротилась, но, похоже, нашла в себе силы вернуться. Как все начиналось и почему Vertu не нашлось места в мире Apple, Samsung и Xiaomi — читайте в нашем материале.

Когда цена не имеет значения

На дворе конец 1990-х. Лихое время становилось спокойнее: если подчеркнуть свой статус сперва можно было лишь одним фактом наличия сотового телефона, то постепенно мобильник становился тем, чем изначально задумывался — обычным средством связи. Но массовость распространения вынуждала производителей искать «своих» пользователей — тех, которые надолго останутся с одним брендом.

Компания Nokia быстро получила стабильную долю на рынке, но была одна проблема. Состоятельные люди, сидя за столиком в мишленовском ресторане и поглядывая через окно на свой суперкар, обсуждали поставки нефти и покупку подлинника Моне по самым обычным звонилкам в пластиковом корпусе, в лучшем случае — со вставками «под металл». Главный дизайнер Nokia Фрэнк Нуово понимал, что ситуацию надо исправлять: есть клиенты, готовые заплатить практически любую сумму за телефон соответствующего качества. Босс финской компании сумел продавить идею нового бренда — мобильники фирмы должны быть такими же бескомпромиссными по качеству и авторитетности, как люксовые аксессуары.

Фрэнк Нуово. Изображение: tw.saowen.com

Руководство Nokia согласилось с доводами Нуово, и осенью 1998 года в Англии официально появляется компания Vertu. Название отсылает к латинскому слову virtus — «превосходство». Интересно, что имя подгоняли под узнаваемый штрих дизайна. Нуово придумал обыгрывание буквы V на клавиатуре или крышке телефона еще до выбора названия компании. Также сразу было оговорено, что аппараты должны собираться вручную — подобно другим вещам (часы, автомобили, обувь) высшего класса.

Любой каприз

Компания на старте получилась небольшой: примерно полсотни сотрудников. К новому тысячелетию у Vertu не было ничего — ни концепта, ни тем более работающего устройства. Производитель понимал, что мобильники, в отличие от часов, устаревают очень быстро — всего за пару лет. Поэтому Vertu планировала зачаточную версию модульной конструкции. Со временем, когда начинка морально станет никудышной, некоторые элементы «железа» (антенну, например) можно будет заменить.

К тому времени Nokia начала намекать, что надо бы что-то показать миру. Презентацию первого телефона — Signature — получается организовать только к началу 2002 года. По факту это был самый обычный мобильник, но ведь можно сказать, что и «Rolls Royce — всего-то машина».

Vertu Signature

Корпус Signature мог быть платиновым либо золотым (по желанию покупателя). Причем никаких имитаций — использовался настоящий драгметалл. На этом фоне крепкое сапфировое стекло (о Gorilla Glass еще никто и знать не знал) уже выглядело как нечто само собой разумеющееся. При входящих вызовах владелец аппарата слышал рингтон за авторством Лондонского симфонического оркестра. Отсюда и баснословная стоимость — примерно €24 тыс. Расчет Нуово сработал — мобильник приглянулся людям, которые на ценники в принципе не смотрят.

Компания предлагала клиентам гораздо больше, чем просто дорогущий телефон. Была разработана полноценная служба помощи Vertu Concierge, в которую можно было обращаться практически по любым вопросам, где бы вы ни находились. Купить билет на самолет, забронировать отель и ресторан, арендовать автомобиль — все это можно сделать через звонок консьержу. Кое-как такие вопросы сейчас помогают решать умные ассистенты вроде Siri. Но, во-первых, тогда подобных технологий не было, а во-вторых, делегировать ежедневные хлопоты живому человеку надежнее и приятнее, чем доверить их искусственному интеллекту. Уровень сервиса Vertu Concierge, судя по рассказам, действительно стоил своих денег (€89 в месяц за стандартный пакет услуг и VIP-вариант с персональным ассистентом за €300). Например, если вы забыли положить в багаж туфли, а по прилету вас ожидает важная встреча, специалисты компании могут доставить обувь прямо в номер отеля или к терминалу в аэропорту.

Расширять модельную линейку производитель решил через лимитированные версии и партнерство с топовыми брендами из мира моды и автомобильной индустрии. Характеристики устройств целевую аудиторию почти не интересовали. Какая разница, сколько там мегагерцев у процессора, если корпус — титановый, со вставками из кожи, один в один как в вашей Bentley? К слову, у бренда было партнерство как с этим британским автопроизводителем, так и с Ferrari: логотипы на телефонах, особый рингтон, повторявший звук двигателя, и другие приятные для владельцев мелочи.

Vertu Acent Ti Ferrari. Корпус модели выполнен из титана

Компания представляла новинки в разных формфакторах: вышла и раскладушка Constellation Ayxta, и смартфон с QWERTY-клавиатурой — Constellation Quest. Он был еще на Symbian, если помните такую операционную систему. Различных модификаций, включая редкие версии, было несчетное множество. Производитель не стеснялся лепить на них запредельный ценник — все равно же купят. Прайсы на эксклюзивные гаджеты взлетали до сотен тысяч долларов, а свежая версия Signature Cobra Limited Edition стоила $360 тыс. Зато телефон с 439 рубинами в корпусе доставляли вертолетом.

Вдруг появляется iPhone

Казалось бы, дела у Vertu идут хорошо, но наступил 2007 год. Компания Apple представила свое видение смартфона, и стало ясно, что другие телефоны если не тотально устарели за один день, то как минимум здорово отстали от iPhone. Финская Nokia и остальные бренды оказались к такому не готовы. А если плохо головной компании, то не будет хорошо и ответвлению.

Финны начали скатываться: их Symbian ни на что не годилась по сравнению с iOS, которая задала новые стандарты для операционных систем в смартфонах. В гонку быстро включилась Google со своим Android. Компания Microsoft тоже сперва не сдавалась и развивала Windows Phone. Так в начале 2010-х сформировалась новая тройка лидеров, а для Nokia и Vertu настали смутные времена.

Первый смартфон с сенсорным экраном Constellation появился лишь в 2011 году. К тому времени удивить этим никого уже было нельзя, и даже консервативные приверженцы бренда вряд ли ощутили вау-эффект от тыканья пальцем в дисплей. Причем устройство было на Symbian, которая радикально не изменилась и с каждым месяцем все больше отставала от набирающих обороты Android и iOS. Дела становятся все хуже, и Nokia решает избавиться от Vertu.

Vertu Constellation

В 2012 году компанию покупает примерно за €200 млн (точная сумма не разглашалась) инвестиционный фонд из Швеции EQT Partners. Новые владельцы решают вскочить в последний вагон и представляют первое устройство Vertu на Android. Это модель Ti с титановым корпусом. Экран в 3,7 дюйма по тем временам не казался крохотным, аппарат поддерживал карты памяти microSD, имел 1 ГБ оперативной памяти и основную камеру на 8 Мп… В общем-то, это был самый обычный смартфон, но в шикарном корпусе и с итоговой ценой около $10 тыс. Причин выбирать такой мобильник вместо iPhone либо флагманов на Android становилось все меньше: да, это по-прежнему «дорого-богато», но прочие смартфоны тоже качественные, а операционная система такая же.

Компания расширила список доступных сервисов. В довесок к Vertu Concierge дебютировал почтовый клиент Vertu Me, а также сервис Vertu Life, который был посвящен развлечениям высшего общества и светской жизни. Заодно публике представляют Certainty — программа отвечает за сохранность и защищенность данных пользователя.

Но EQT Partners не смогла устаканить бренд и через несколько лет решила избавиться от него. Смена владельцев идет бурная: компания была под крылом и гонконгской Godin Holdings, и кипрской Baferton. Именно последняя, к слову, и выпустила обновленный вариант той самой Vertu с рубиновой коброй.

Летом прошлого года, казалось бы, в истории бренда ставится точка — фирма заявила, что распускает сотрудников и сворачивает производство телефонов. Но вдруг появляется информация о выпуске Aster P за $4 тыс. Аппарат, мягко говоря, вызывает вопросы: дисплей Full HD, процессор Snapdragon 660 (даже не флагманский Snapdragon 845!), 6 ГБ оперативной памяти — навскидку можно вспомнить далеко не один смартфон с ценой в пределах $600—700, который раскатает новый Vertu в любом бенчмарке. Вместе с тем у гаджета титановая рамка и среди материалов отделки доступна крокодилья кожа — думается, покупателям гораздо важнее именно это, а не цифры в тестах.


Будущее Vertu очень непростое. С одной стороны, компания сумела создать мощнейший бренд, который в мире мобильников значит то же, что Rolex в индустрии часов. А с другой — если нужно выделиться особым смартфоном, множество компаний с радостью изготовят корпус для iPhone или любого другого аппарата хоть из золота, хоть из платины, хоть из авиационных сплавов — лишь бы у клиента хватило на свою прихоть денег. И на этом фоне стилизованная буква V теряет былой шарм.

Сотовые телефоны в каталоге Onliner

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко