Затяжное падение: как Kodak сделала фотографию массовой и проиграла рынок «цифре»

33 824
30 сентября 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: fortune.com

Затяжное падение: как Kodak сделала фотографию массовой и проиграла рынок «цифре»

Автор: Станислав Иванейко. Фото: fortune.com

История Kodak — кошмар любого предпринимателя. Компания с более чем столетней историей, занимавшая ведущую позицию на рынке фотографии, оказывается на задворках бизнеса. Угроза банкротства, реструктуризация и слабый, едва уловимый пульс — нынешняя реальность Kodak, которая последние шесть лет находится почти что в вегетативном состоянии. Основатель Джордж Истмен и подумать не мог, куда последующие управленцы заведут его компанию. 

Удел профи

Фотография в относительно привычном для нас понимании возникла в начале девятнадцатого века, но даже во второй половине XIX столетия камеры и процесс создания снимков оставались уделом профессионалов: что фотоаппарат, что расходные материалы стоили дорого. Еще одна проблема — на съемку нужно было тащить с собой чуть ли не передвижную лабораторию, потому как проявлять снимки приходилось прямо на месте: иначе химия на пластинке высыхала. Все это очень не нравилось Джорджу Истмену.

Детство парня не задалось: рано умер отец, денег практически не было и Джордж даже не окончил школу — пришлось искать подработку. Все свободное время уходило на разнос посылок и почты для страховой компании. Повзрослев, Истмен занялся сперва оформлением страховых полисов, а потом перешел клерком в банк. Знаний не хватало, поэтому после работы он изучал нюансы самостоятельно.

Изображение: kodak.com

Как ни странно, отсутствие образования не помешало парню хорошо проявить себя в банке: его повышали и все складывалось вполне радужно — особенно по сравнению с условиями, в которых парень вырос. В двадцать с лишним лет клерк собрался ехать в Доминикану и планировал взять с собой фотоаппарат. Но устройство оказалось настолько большим, что идею пришлось забросить. Это подстегнуло Джорджа к изучению фотодела.

Начало бизнеса

Истмен освоил сложный процесс создания и получения снимка — и понял, что все можно сделать намного проще. Интересно, что Джордж толком не был знаком с химией: многое изучал по ходу. В итоге он разработал гораздо более удобный «сухой» материал для фотографии — на основе бромида серебра и желатина. Польза изобретения очевидна, но требовались деньги на производство, а их у молодого банкира не было. На помощь пришел Генри Стронг — крупный бизнесмен, который пожертвовал около пяти тысяч долларов (сейчас это примерно $120 тысяч). Так появилась Eastman Dry Plate Company. Подобно многим бизнесменам, Истмен не удержался и назвал компанию своим именем, но настоящую славу принесет совсем другое название — взятое от балды.

В 1881 году парень наладил выпуск сухих пластинок по своей технологии — к тому времени уже существовали аналоги, но вариант неизвестного Истмена понравился аудитории: продажи оказались довольно стабильными. Совмещать работу в банке и собственное дело к тому времени было уже непросто. Предприниматель решил выбрать бизнес, хоть это и оказалось рискованным: дела шли не очень хорошо, попадались бракованные партии пластинок, из-за чего большие деньги уходили на перевыпуск продукции. Вскоре к компании присоединится важный человек — изобретатель и любитель фотографии Уильям Уокер.

Изображение: independent.co.uk

Вместе с ним основатель Eastman Dry Plate Company придумал революционный по тем временам способ получения снимков: стеклянные пластинки они заменили бумажными, которые можно сворачивать лентой. Это повышало удобство, однако камеры оставались громоздкими и тяжелыми. К тому же фотографы не спешили переходить на непривычный для них формат пленки. Стало ясно, что нужно расширять аудиторию, а для этого требовалось выпустить свой аппарат. Истмен загорелся идеей сделать фотографию доступной каждому — главным условием было удобство и простота использования.

Первая камера Kodak. Изображение: americanhistory.si.edu

Фотографии доступны каждому

Устройство добралось до магазинов в 1888 году. Покупателей интриговали необычным названием — Kodak. Означает оно ровным счетом ничего: основатель компании искал слово, которое не вызывало бы ассоциаций с чем-то другим, исключало ошибочное произношение и при этом начиналось на его любимую букву — «К». Бизнесмен отлично понимал, что камеру человек покупает один раз, а вот снимков будет делать много. Финансовая модель строилась вокруг проявки катушек с пленкой. Это можно было сделать и самому, но пришлось бы покупать оборудование и возиться с проявкой. Гораздо проще за небольшую сумму отправить пленку производителю и получить конверт со снимками, что люди и делали.

Бизнес шел отлично. Ставка на массового покупателя сработала: никому не хотелось вникать в методы проявки. Слоган отлично передавал идею новаторской камеры: «Вы жмете кнопку — мы делаем остальное». Постепенно компания удешевляла фотоаппараты: если первая модель стоила $25 (примерно $660), то потом вышли примитивные девайсы в виде прямоугольной коробки за $5, или около $130 сейчас. Заодно развивалось другое направление — пленки. К 1892 году Истмен упрощает название компании до Eastman Kodak, а в 1900 году появляется первая модель легендарной серии бюджетных фотоаппаратов — Kodak Brownie стоимостью всего один доллар. Это был успех: запоминающиеся моменты жизни стали доступны практически каждому человеку.

Изображение: wikipedia.org

Следующие тридцать лет Kodak лишь наращивала позиции: новые модели, улучшенные версии пленок, рост компании. Однако 75-летний юбилей Джордж Истмен встретил с проблемами. У него обнаружили серьезную болезнь — стеноз позвоночного канала. Через два года, в 1932-м, бизнесмен застрелился. На делах компании трагичное обстоятельство не отразилось: позиции Eastman Kodak усиливались, в том числе благодаря военным заказам: компания поставляла пленку инфракрасного диапазона, взрыватели и другие компоненты по заказу Минобороны США. Так было вплоть до семидесятых годов двадцатого века.

Сложности адаптации

В 1975 году происходит революция в мире фототехники. Инженер Eastman Kodak Стив Сассон закончил 3,6-килограммовую громадину с разрешением сенсора — внимание — 0,01 мегапикселя. Это была первая в мире цифровая фотокамера. Снимки только черно-белые, носителем выступала пленочная кассета. Боссы компании новинку не оценили. Как потом вспоминал Сассон, ему сказали: «Забавно, но никому про камеру не говори». Проблема была в том, что Eastman Kodak продолжала делать основную кассу не на аппаратах, а на пленке. Раз цифровой камере она не нужна, то и смысла в разработке нет.

Стив Сассон и его цифровая камера. Изображение: spokesman.com

Компания все же взялась развивать это направление, но по остаточному принципу. Зато перспективы цифровой камеры увидели конкуренты, и особенно хорошо продвигалась Sony. Но у Eastman Kodak оставалась фора на многие годы вперед.

Спустя одиннадцать лет после прототипа Сассона компания разработала первую камеру с разрешением сенсора в один мегапиксель, а в 1996 году появляется модель с системой Advantix Preview. На технологию ушло полмиллиарда долларов. Ключевое преимущество: после щелчка затвора снимки можно просмотреть. Но выводить изображения приходилось все равно через пленку.

Eastman Kodak оказалась заложником своего бизнеса: руководство не игнорировало цифровой сегмент камер, но и не могло целиком переключиться на него — это означало бы постепенное сворачивание выпуска пленок, за счет чего компания и жила. Смена ориентиров вылилась бы в колоссальные затраты, однако теперь можно утверждать, что рисковать в любом случае нужно было.

Занявший в 1993 году пост главы компании Джордж Фишер вспоминал, что тогда в стенах компании цифровые камеры воспринимались негативно — в новом направлении видели не возможность, а угрозу бизнесу. Выпуск дополнительных продуктов, вроде принтеров, тоже оказался не особо успешным, к тому же хватало конкурентов.

Изображение: photo.net

Eastman Kodak разрабатывала цифровые камеры как альтернативу, а не замену пленочным моделям. В начале нулевых компания занимала лидирующие позиции на рынке потребительских камер, однако все еще не могла отбросить пленку. Конкуренты тем временем оказались менее сентиментальны и куда гибче — японские Sony, Canon, Nikon и Fujifilm нагоняли очень быстро. Плюс новый удар — мобильная фотография, которая развивалась фантастически быстрыми темпами. За каких-то пару лет появились телефоны со вспышками, поддержкой видео и вполне сносным качеством изображения. Для типичных домашних фотографий уже не требовалась отдельная камера, да и проявлять фотографии уже было незачем: ведь можно посмотреть с устройства. Дела Eastman Kodak шли все хуже: с девяностых годов началась распродажа патентов, на которые набросились конкуренты.


В происходящее сложно было поверить: лидер в своей области со столетней историей не смог разгадать, куда движется индустрия, хотя их же сотрудник показал то самое будущее — и сделал это еще в 1975 году, разработав первую в мире цифровую камеру. В 2012 году Eastman Kodak объявила о банкротстве. К тому времени ее акции практически ничего не стоили: примерно 36 центов за единицу. Но вскоре компания заявила о возвращении: она закрыла долги и провела реструктуризацию. Сейчас Eastman Kodak разрабатывает решения для промышленной печати изображений и 3D-принтеры.

Фотоаппараты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by