Крутые фильмы, которые никогда не покажут в белорусских кинотеатрах
290
27 сентября 2018 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Крутые фильмы, которые никогда не покажут в белорусских кинотеатрах

Каждый божий месяц мы пишем о классных и не очень премьерах, которые завезут в наши кинотеатры. Но вы не представляете, как много крутых фильмов проходит мимо отечественного проката. Причины могут быть самыми разными. Чаще всего дело не в какой-нибудь идеологической или политической подоплеке, а в том, что картину изначально недооценили, не подумали, что она может быть кассово успешной или просто интересной. Сегодня вспомним несколько лент, которые никогда не покажут в белорусских кинотеатрах.

«Аннигиляция» (2018 год)

Режиссер: Алекс Гарленд.

В ролях: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Бенедикт Вонг, Соноя Мидзуно, Оскар Айзек.

Многие, в том числе мы, включали «Аннигиляцию» в число самых ожидаемых премьер года. При этом были сомнения в плане того, что фильм окажется обычным стерильным блокбастером со спецэффектами и нулевым смыслом. На деле из посредственного романа кинематографисты сварганили добротную западную версию «Сталкера» и «Соляриса» в одном лице. Которую в итоге фактически положили на полку.

Фабула и впрямь вторичная. На Землю падает метеорит, вокруг которого образуется и постоянно расширяется аномальная зона. Там вроде как нет живых существ, а экспедиции из нее не возвращаются. В отчаянии ученые направляют в зону пять женщин. У каждой свои проблемы, и вообще все это звучит уныло. Но каким-то непостижимым образом картина обманывает ожидания всех и показывает то, о чем вы и подумать не могли.

Это не феминистская история победы над всемирным злом и не псевдонаучная фантастика с «пиу-пиу». «Аннигиляция» поднимает вопросы самоопределения и саморазрушения, пытается понять, что делает человека личностью и что представляет собой природа зла, затрагивает проблемы конечности бытия и стремления человечества к бессмертию.



У ленты сложная судьба. Продюсеры, как и все остальные, ожидали блокбастер, а получили такую «шляпу». В итоге — ограниченный прокат в США и Китае, а также последовавший за этим полный кассовый провал. Восторженные отзывы кинокритиков работу не спасли.

«Счастливчик» (2017 год)

Режиссер: Джон Кэрролл Линч.

В ролях: Гарри Дин Стэнтон, Дэвид Линч.

Глушь одноэтажной Америки, ковбой в трусах поливает (из поливочного шланга!) двухметровый кактус. Перед нами такой же одинокий, как все вокруг, старик, которому не сегодня завтра предстоит умереть. Он почти забыл детство, кое-как помнит молодость, но точно знает, что уходить в пустоту надо с улыбкой и без претензий ко всему миру. Просто потому, что так устроена Вселенная.

«Светлая грусть» — состояние, которое фильмам удается вызвать очень редко. «Счастливчик» как раз из этих редких примеров. При этом на экране не происходит почти ничего. 90-летний дед смотрит телешоу, разгадывает кроссворды, заходит в кафе, бар, изредка кому-то звонит, медленно курит под хрипотцу Джонни Кэша и едко, по-стариковски шутит над окружающими. А еще ему очень страшно.

Гарри Дина Стэнтона вы точно видели, но вряд ли сразу вспомните, где именно. Вечный герой второго плана снялся почти в 170 картинах. Помните первую жертву в «Чужом»? «Твин Пикс», «Зеленая миля» — актер успел засветиться в культовом кино, а его харáктерная внешность запоминается даже без главных ролей. Но здесь Гарри Дин Стэнтон — самая что ни на есть звезда, актерище! До американской премьеры он не дожил всего пару недель.



Режиссерский дебют актера Джона Кэрролла Линча. Примечательно, что в ленте снимается режиссер Дэвид Линч, при этом оба Линча — ни разу не родственники, а Джон Кэрролл Линч вовсе никакой не Линч. Запутанно и забавно, особенно с учетом того, что в «Счастливчике» полно отсылок к почерку автора «Твин Пикса».

«Горе-творец» (2017 год)

Режиссер: Джеймс Франко.

В ролях: Джеймс Франко, Дэйв Франко, Сет Роген.

Фильм, который заслуживает «Оскара» больше, чем все объявленные киноакадемиками в этом году победители. Увы, под сотрясавшие Голливуд секс-скандалы попал и Джеймс Франко, так что его «Горе-творца» проигнорировали. И сделали это совершенно зря.

Есть Уве Болл — автор дрянных блокбастеров. А есть Эд Вуд и Томми Вайсо — тоже режиссеры и тоже плохих картин. Но благодаря своей одержимости кино, вопреки почти полному отсутствию умения, профессионализма и чутья они стали культовыми персонами. Просто потому, что их попытки снять что-нибудь гениальное приводят к такому трэшу, что еще шажок — и будет шедевр.

«Горе-творец» — лента про Томми Вайсо и то, как он снимал свой дебютный (и пока единственный) фильм «Комната». Очень странный поляк каким-то образом раздобыл кучу денег, заразил своим киноазартом кучу бездарных и не очень кинематографистов и на серьезных щах снял самую глупую в мире картину. Настолько фальшивую и тупую, что она обрела статус культовой и вот уже 15 лет прокатывается по всему миру.



Джеймс Франко настолько вжился в роль, что чуть не стал настоящим Томми Вайсо. После титров можно убедиться, насколько похожи по поведению, манере разговаривать и даже снимать кино оба гения. Вышло очень серьезно и невероятно смешно. Браво, Джеймс Франко!

«Синг Стрит» (2016 год)

Режиссер: Джон Карни.

В ролях: Фердия Уолш-Пило, Келли Торнтон, Мария Дойл Кеннеди, Джек Рейнор.

«Ни одна женщина не полюбит мужика, которому нравится Фил Коллинз». А вот если мужик является фанатом Depeche Mode, Duran Duran, a-ha и The Cure, то его не грех полюбить. «Синг Стрит» — это безгранично милая подростковая версия «Ла-Ла-Ленд», только про Ирландию и музыку 1980-х.

Главному герою нравится сразу все, он готов напяливать дурацкую одежду, красить челку и губы, смешивать рок и электро-поп. Это взрыв, сама жизнь здесь и сейчас без высоких философствований. Так они взрослели тогда, впитывали в себя все, что лилось из радиоприемников и телевизоров. Так они скрывались от жизненных неурядиц, тосковали по первой любви, строили грандиозные планы по завоеванию Вселенной.

«Синг Стрит» — это еще и путеводитель в не такое уж богатое прошлое вон тех парней с дублинских заводов и фабрик. И каждый из них — личность, со своими забавными и обязательно музыкальными заскоками.



Фильм номинировался на «Золотой глобус», от него остались в восторге критики и зрители. Но, увы, не русскоязычные, поскольку этот маленький уютный шедевр не попал в наших краях в прокат. Впрочем, найти ленту в интернете ничего не стоит.

«Вопль» (2016 год)

Режиссер: На Хон-джин.

В ролях: Квак То-вон, Хван Джон-мин и много других корейцев.

Корейское кино вообще и это в частности — особенное. Смотришь на деланную по европейским меркам игру актеров, почти засыпаешь от темпа повествования, а через минуту уже не понимаешь, откуда на экране появилось столько кровищи и кишок. «Вопль» в этом смысле — типично корейский фильм, но со своими тараканами.

Глухая деревня Коксон с одноэтажными домиками, мрачным лесом и непутевыми полицейскими. Здесь происходит что-то странное. Некогда мирные люди набрасываются на родных и зверски их убивают. Одни говорят, что виной всему местные грибы. Бабушки шепчут, что источник злодейств — странный японец с красными глазами, поселившийся в лесу и избегающий людей.

Форматно «Вопль» — ужастик, но примерно такой же, как «Вечера на хуторе близ Диканьки», то есть крайне аутентичный и с толикой юмора. Прежде всего это кино про атмосферу, которая потихоньку обволакивает зрителя своей мистически-фольклорной паутиной. Картина умело играет с киношными жанрами, бросаясь из черной комедии в социальную драму, а потом еще и в ужастики.



Не всегда понятно, что здесь вообще происходит. Объяснить все с точки зрения логики не получится. Могучие шаманы и призраки — в норме вещей, хотя изначально ни о чем таком и предположить не смеешь. «Вопль» — очень вкусный фильм, который просто интересно смотреть и который хочется разгадывать даже после просмотра.

«История призрака» (2017 год)

Режиссер: Дэвид Лоури.

В ролях: Кейси Аффлек, Руни Мара.

Очень странное кино, которое оказывается совсем не тем, чем поначалу кажется. Вот совсем-совсем не тем! А режиссер будто специально подливает масла в огонь, всячески стараясь запутать неподготовленного зрителя. Ах, ужастики! Ах, про призраков! Ах, история любви наподобие «Привидения»! Но нет, все не то.

«История призрака» — предельно меланхоличная лента, в которой ровным счетом ничего не происходит. Ну как не происходит. Здесь десять минут в полном молчании едят пирог (одна из лучших сцен!), постоянно стоит «одетый» в простыню мужик, время от времени ковыряющий дверной косяк. И вот эта меланхоличность, если ей не сопротивляться, возможно, подарит вам очень много эмоций. А может, и не подарит.

Главный визуальный секрет фильма — в сверхдлинных кадрах, с помощью которых режиссер словно пытается нащупать само Время. Жаль, что несколько раз он отступает от собственных принципов и все портит. На всю картину диалогов и монологов хорошо если на пару минут наберется, но есть сцена со спичем рыжего хипстера, который в запале на протяжении пяти минут объясняет задумку ленты. Зря он так, недосказанность была бы более уместна.



И все равно «История призрака» зайдет не всем. Мне не зашла. Но то, что это событие в мире кино, неоспоримо. В качестве нового опыта и расширения кругозора смотреть такое надо.

«Из машины» (2014 год)

Режиссер: Алекс Гарленд.

В ролях: Донал Глисон, Алисия Викандер, Оскар Айзек.

Алекс Гарленд, пожалуй, самый недооцененный кинопрокатчиками режиссер. В сегодняшнюю подборку попала его «Аннигиляция», но как не вспомнить «Из машины» — четырехлетней давности дебют британца.

Калеб — смышленый парень, который только что получил работу мечты. Известный во всем мире миллиардер и гений позвал его в удаленный от цивилизации особняк, напичканный электроникой. Единственная задача Калеба до смешного простая — протестировать на «человечность» робота по имени Ава. Робот, что очень важно, женского пола.

Каким окажется будущее для человечества? Каких прав достоин искусственный интеллект? Стоит ли его вообще отождествлять с человеческим сознанием, даже если очень хочется? Можно ли наплевать на законы и мораль ради праведной цели? А если цель не такая уж праведная? Всегда ли создатель божественен? Может, машины — это вообще все мы?



Алекс Гарленд ставит привычные проблемные вопросы об искусственном интеллекте, но ответы дает нестандартные, витиеватые и непростые. «Мир Дикого Запада» по сравнению с «Из машины» — предсказуемый сериальчик, проходняк и совсем «не айс».

Проекторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович