Спецпроект

Бабушка с татуированным лицом, идиотизм и мужик в юбке. Айтишник переехал из Минска в Берлин

10 сентября 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: архив героя публикации
Спецпроект

Бабушка с татуированным лицом, идиотизм и мужик в юбке. Айтишник переехал из Минска в Берлин

Автор: Станислав Иванейко. Фото: архив героя публикации

Сергей переехал из Борисова в Минск, поступил в БГУ, параллельно был программистом в крупной компании, женился, завел кота Смоуки и пригнал Mercedes, но этого оказалось мало: хотелось уехать из Беларуси. Год поиска работы за границей и тысячи отправленных резюме окупились. Парень теперь живет в Берлине, работает в IT-компании и с недоумением комментирует новости из родной страны: «Собаку из машины взяли и выбросили? У нас за такое 25 тысяч евро штраф». Вместе со Streamline мы узнали, как Сергей привык к новой жизни и почему немцев совсем не беспокоит мнение окружающих.

Содержание 

Краков всё, в Гомель поедешь?

2010 год. Сергей закончил Борисовский государственный политехнический колледж и по настоянию родителей поступил в вуз. В БГУ тогда открылась новая специальность — «Веб-программирование и компьютерная графика». Как полагается студенту, вместе с учебой начал работать в студии по разработке сайтов. К четвертому курсу парня пригласили в одну из крупнейших IT-компаний Беларуси на курсы, но в итоге сразу взяли на работу.

Компания привлекла Сергея стабильностью зарплаты и важным аргументом: при уровне английского B2 (upper-intermediate) и стаже в 2—3 года предлагают релокацию. Конечно, для этого нужно было не просто ходить на работу: «Я проводил кучу активностей, „дрессировал“ студентов, везде что-то делал».

Энтузиазм окупился — предложили Краков. С невестой начал паковать чемоданы. Конкретной даты отъезда не было, и это прилично изводило. Потом случился Новый год. К весне поляки закончили праздновать и сообщили, что проект свернут:

— Разработку перенесли в Питер и Гомель. Спрашивают: «В Гомель поедешь?» Ну я как бы хочу «из», а не «в». Дело затягивалось. Стало ясно, что надо ехать самому.

— Зачем вообще переезжать? Айтишники вроде на жизнь в Беларуси не жалуются.

— Для меня все чужое — люди, транспорт, магазины. Я был не дома. Это в первую очередь мотивировало на переезд. Может, потому что сам не минчанин. 

Так Сергей начал рассылать резюме. Оно, говорит, было никудышным: «Многому научила белоруска, которая работает HR-менеджером в Голландии: отправлял ей CV, не прошел отбор. Она сказала, что у меня плохое резюме. Попросил скинуть хороший пример. Прислала. Я взял этот документ за основу. Белорусы не умеют себя хвалить: если спас проект, об этом в двух строчках напишут. А надо типа такого: „Я постоянно мотивировал людей, «дружил» разные отделы для достижения наилучшего результата, предлагал собственные идеи, в сложных ситуациях принимал ответственность“. Переделал резюме, откликов стало больше».

Сергей уже был героем публикации на Onliner.by: его рассказ о своей машине мы признали лучшим за июнь 2016 года

Оказывается, штаты не только в Америке

В неделю Сергей высылал примерно две сотни писем. На десять отправленных приходилось 1—2 ответа. Парень не думал о географии, рассматривал всё — от Австралии до Канады.

— Собеседования шли почти каждый день, иногда по несколько. Приходилось общаться и ночью, если, допустим, созванивался с австралийской компанией: хантер уже сонный, а я еще сонный. Порой назначали беседу посреди рабочего дня — ищешь свободную комнатку и вместо обеда общаешься. Собеседования пусть и закончились отказами, но дали хороший опыт. Знаешь все эти «почему вы хотите именно к нам?» и другие идиотские вопросы эйчаров? Постепенно я научился отвечать так, как они хотят услышать.

Спустя год поисков Сергей все еще работал в Минске. Запал начал гаснуть: «Ты прилагаешь столько усилий, но не получается. Шлешь и шлешь резюме. Бывало, мог на неделю-две махнуть рукой и ничего не отправлять».

Несколько раз письма шли совсем не туда, куда парень хотел: «Отправил резюме в какой-то штат, толком не глянув название. Кто ж знал, что штаты есть не только в Северной Америке, но еще и в Индии… Повезло, что отказали. Я к тому времени уже не понимал, куда собеседуюсь и чем компания занимается. На логотипе дохлый бобр — отлично, мне подходит».

Не платишь за квартиру — все равно не выселят

Неожиданно предложили работу в Берлине: стартап занимался доставкой свежих продуктов по Великобритании и искал front-end-разработчика. Заключили контракт — все, осталось собрать документы. Бюрократии оказалось много. Сергей претендовал на голубую карту (Blaue Karte EU). Это документ для квалифицированных специалистов — инженеров, программистов, врачей и так далее.

— Основное условие для ее получения — зарплата должна быть примерно 52 тысячи евро в год. Под все требования я подходил, но была одна загвоздка. Существует Anabin — это база данных других стран, чьи учебные заведения примерно эквивалентны по уровню образования немецким. Напомню, я веб-программист и компьютерный дизайнер — специальность новая, и ее не было в Anabin. Университет почему-то не добавил ее в список. Ну, я же лучший вуз страны закончил. Прихожу в визовый центр, говорю: «Есть отдельно веб-программист и отдельно дизайнер. А у меня смесь, но ее в перечне вашем нет». Отвечают: «Раз нет, то и разговора о голубой карте не будет». В посольстве предложили ехать без нее, но тогда жена не могла сразу поехать со мной. Пришлось такой вариант использовать.

Хватало и других проблем: немцам не понравился разный дизайн диплома и его копии, в деканате БГУ не сразу нашли нужные справки. С поиском жилья помогло релокационное агентство. Оно, говорит Сергей, решило массу проблем с переездом и на первых порах здорово помогало с любыми вопросами. Например, самому найти квартиру было бы слишком тяжело:

— Сдать жилье могут с мебелью. В чем проблема? Такие варианты всегда лимитированы по времени. А квартиры без мебели не ограничены по сроку сдачи. И если однажды перестанешь платить, тебя будут очень-очень долго выселять. Арендодатель побежит в полицию доказывать, что у тебя есть деньги, но платить не хочешь. Тебя просто не могут выселить, особенно зимой, хоть ты и должник. Поэтому немцы боятся непонятных арендаторов. Вторая проблема: мы привезли кота, и квартиру с мебелью никто не хотел сдавать. Здесь уже агентство не выдержало: «Вот тебе квартира — либо снимаешь ее, либо ищи сам».

Предложенное жилье пришлось снять за 920 евро в месяц с «коммуналкой». Вообще, квартира стоила чуть больше восьми сотен, но хозяйка потребовала плюс 75 евро ежемесячно за кота («Да, он в прямом смысле дорогой для нас»). Еще оказалось, что у немцев все идет очень неспешно, и за быстрое решение вопросов тоже надо платить:

— Хочешь подключить интернет? Не вопрос: оставляешь заявку, подписываешь договор, и недели через две-три придет мастер. Раньше никак. Но, конечно, у всех есть связи: благодаря хозяйке и еще 30 евро сверху за квартиру мы подключили интернет на следующий день. Скорость скачивания не космос — около 1,5 мегабайта в секунду.

Адаптация к новой жизни проходила с трудом: «Я слышал, что в Германии огромные штрафы, а как купить проездной, не знал — из Беларуси приехал, солома из носа еще торчит. Все страшно и непонятно. Каждый день километра четыре проходил туда-обратно». Другой проблемой стал язык. Сергей почти не знает немецкого. Как ни странно, это не мешает жизни в Германии, но в некоторых случаях он пригодился бы:

— Любой бытовой вопрос решается на английском. За исключением походов в государственные учреждения, банки, страховые компании. Там хорошо знают английский, но принципиально «нихт ферштейн». Они боятся, что тебе что-то неправильно скажут сделать. А ты потом в суд на специалиста подашь.

Айтишники не в тренде

Разочарование для белорусских айтишников: в Германии своей профессией и доходом вы никого, включая блондинистых немок, не удивите:

— Мне рассказывали, как казах знакомился с местной девушкой. Говорит, мол, я айтишник — намекая, что при деньгах и все такое. А она ему: «И че? Ты ж не врач». Это правда было мощно. Да, IT-специалисты зарабатывают на уровне людей из других сфер. Может, чуть больше, но не слишком.

Для примера: шел со знакомыми студентками из Ярославля возле их универа. На парковке стоит Porsche 911 — не новый, но все-таки «порш». Говорю им: «Ну у вас и студенты». Они: «Какие студенты? Это нашего препода!» А врач, да еще какой-нибудь нейрохирург и до кучи еще профессор — он, думаю, деньги из окна выбрасывает, потому что в доме не помещаются.

Страховка от «косяков» и больничный при усталости

Жизнь в Берлине обходится в приличную сумму: почти тысяча евро на квартиру, примерно 250 евро на продукты, около 150 на кафе и развлечения, порядка 80 на транспорт, еще сотни две на одежду и прочие покупки, плюс страховки. О них стоит сказать отдельно.

Во-первых, медицинская — она частично оплачивается работодателем. Точной суммы Сергей не знает, но по его подсчетам выходит около 700 евро в месяц. Зато человек может получить больничный за большую усталость на работе: «Врач выписывает бланк о нервном срыве. И все, ты неделю сидишь дома». Во-вторых, страховка на животное (17,5 евро в месяц) — коту нужно делать прививки, и они дорогие: «До 70 евро в год на вакцинацию и полный анлим на операции, включая последующий уход». В-третьих, две страховки на адвоката (19,8 евро): если понадобятся юридические услуги или возникнет спорный момент с работодателем, проблемы решит специалист.

В-четвертых, есть защита «от случайного идиотизма» (19,9 евро): «Открываешь дверь подъезда, ломаешь ключ, он застревает — придется менять и этот замок, и от мусорки, потому что они одинаковые. Плюс раздать всем жильцам новые ключи. Это обойдется примерно в две тысячи: замки копеечные, но работа мастера дорогая. Страховка такое покроет». Она же спасет при других случаях, когда вы что-то повредили. В-пятых, стоматология — пломбы, чистка и так далее.

Обычная медицинская страховка включает расходы только на то, что угрожает здоровью: «Допустим, развился пульпит, выступает гной — это полечат, но не более».

Такой набор Сергей называет необходимым минимумом, а в целом застраховать можно абсолютно все.

Парень уже успел поменять работу: проект не вышел на запланированный уровень, и инвесторы прекратили финансирование.

— Мне повезло: компания, которая отделилась от нашего маленького стартапа, позвала к себе. Она тоже занимается доставкой свежих продуктов. С едой, кстати, забавный случай был: немцы не готовят ссобойки, всегда ходят на обед в кафе. Однажды спросили, откуда у меня еда в контейнере. Говорю, что жена сделала. Они удивляются: «Стоп, так она же вчера тебе готовила». Ну да, отвечаю, жена каждый день еду собирает. Их просто порвало от осознания факта, что супруга может готовить мужу обеды постоянно. Да и немцы вообще к возрасту по-другому относятся. Если в Германии женился в двадцать — ты дурак. Здесь люди в 35—40 лет не думают о семье: мол, я еще молод, зачем?

Бабушка с татуировкой на лице — ничего странного

Различий в культуре и поведении людей Сергей за полтора года увидел немало, хоть и старается максимально стать «своим»:

— Неловких моментов хватало. Был ляп со словом «guys». Оно же не только для мужского пола, русский вариант — «ребята». И я в коллективе привык так обращаться. А потом на уровне руководства сообщают: давайте избегать слова «guys», потому что в команде еще и девушки есть, лучше используйте «team» или «teammates». Я им говорю, что по оксфордскому словарю оно подходит для обоих полов. Мне снова намекнули — просто не говори так, и все.

Общество реально повернуто на равных правах. Откроешь перед женщиной дверь — она спросит, мол, что ты себе позволяешь, я и сама могу. То же самое, если в транспорте место уступишь. И с женщинами обязательно за руку здороваются.

Сергей признается, что пришлось переламывать себя во многих моментах: часто возникают мысли вида «а что люди подумают?». Но у немцев этого вообще нет:

— Утром вышли в кафе позавтракать, смотрим — немка сидит в пижаме, уггах и пальто. А вот ей так удобно. Одежда чистая, ничего вызывающего во внешнем виде — значит, неуважения к окружающим нет. Да в метро здесь некоторые босиком ходят. Бабушка с татуировкой на все лицо — такое никого не удивит. Люди за удобство и комфорт. Девушки с мокрой головой сидят в транспорте — подумаешь, что здесь такого? Представь это в Минске, где за хлебом боятся ненакрашенными выйти. Поэтому здесь красивые бразильянки, россиянки, но не немки.

Дабы все слишком хорошо не звучало, напоследок просим Сергея составить топ насущных проблем. Вышло так:

  • Страшно медленная банковская система: «Транзакция замораживается на сутки. Если нужно перевести человеку деньги, они дойдут до него только завтра».
  • Бюрократия: «Я потратил 2,5 тысячи евро на документы для регистрации машины из Беларуси здесь. Сначала нужно заплатить за растаможку, а потом, когда повесишь немецкие номера, деньги вернут. Притом что по голубой карте мне вообще не нужно было бы ее растаможивать. В какой-то момент понял, что надо остановиться — автомобиль так и не зарегистрировал. Он здесь особо и не нужен: отличный транспорт, каршеринг. Так что продал машину в Беларуси».
  • Та самая толерантность: «На работу один бородатый чувак ходил в цветочной блузке и юбке в пол. И ты даже думать громко не можешь на эту тему. Чуть что скажешь — уволят моментом».
  • Медицина: «Она очень мощная и крутая, но часто бывает так: звонишь врачу (поликлиник нет) и жалуешься на сильную боль в, допустим, суставах. Ответа может быть два. Первый: „Я вас записал через два месяца. Держитесь, хорошего настроения“. Второй: „Мы не берем новых пациентов. Держитесь, всего хорошего“».

— Восторг есть? Пожалуй, нет. Нравится? Да, — завершает разговор Сергей. Возвращаться айтишник пока не планирует: говорит, уезжал не из-за денег (хотя здесь его доход вырос), а просто искал другое место для жизни. Наряду с Германией это могла быть и Мальта, и Швеция, и Польша, и еще какая угодно страна. Просто закрывшийся стартап оказался первым, кто предложил работу. Трудозатраты оказались приличными, но Сергей говорит, что раз переехал, то все окупилось.


Знание иностранного языка делает жизнь интереснее не только за границей, но и дома. Неважно, уезжаете вы или остаетесь, иностранный язык с вами всегда. Предложения по обучению можно найти здесь.

Партнерский спецпроект. Частное учреждение образования «Учебный центр „Образовательные технологии“», УНП 191197619.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by