14 994
06 августа 2018 в 9:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

История Gurtam: как бросить учебу и сделать с родственниками IT-компанию для мирового рынка

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Курьеры и дальнобойщики, наверное, точат зуб на Gurtam: из-за этой компании слить солярку и объяснить внезапной пробкой просроченную доставку стало как минимум очень сложно. Уже больше пятнадцати лет белорусы разрабатывают систему контроля за транспортом. Применяется она в сферах, где что-то куда-то ездит: таксопарки, фермерские хозяйства, пассажирские и грузовые перевозки, курьерские службы доставки. Сейчас к системе белорусской разработки подключено больше 1,6 миллиона объектов примерно в 130 странах мира. Onliner.by поговорил с основателями Gurtam о том, как все начиналось и к чему идет.

Семейное дело

Алексей Щурко, его отец Владимир Щурко и двоюродный брат Денис Страх не слушали советов от бизнес-гуру, иначе знали бы: начинать дело с родственниками — так себе затея. Но Gurtam оказалась исключением:

— У нас получилась семейная компания. Поначалу, когда только все создавалось, мы часто собирались вместе, решали бизнес-вопросы прямо на кухне. Потом уже, с расширением бизнеса, требовалось расставить приоритеты. Мы определили, у кого какие компетенции. Алексей — программист высочайшего уровня, архитектор, у него есть решимость и лидерские качества, поэтому он управляет всем бизнесом. Владимир Михайлович [отец Алексея и крестный Дениса] хорошо закрывает административные вопросы и обеспечивает безопасность. Моя сфера — разработка. Я ставлю сам процесс, занимаюсь командами, которые делают наш продукт, — объясняет Денис.

Денис Страх и Алексей Щурко

При этом руководство Gurtam соглашается: нередки ситуации, когда начатый парой или родителями с детьми бизнес раскалывается. Собеседники и не отговаривают, и не советуют поступать как они — здесь уже, мол, надо смотреть на партнеров и их планы.

Начинала Gurtam (говорят, иностранцы часто ставят ударение на «а», но верно на первый слог — слово взято из белорусского языка) с аутсорсинга. Тогда это была популярная тема. Однажды появился заказ на программу для мониторинга транспорта, и в дальнейшем компания сменила направление — стала продуктовой. До сих пор Wialon (а это слово уже выдумал Алексей, чтобы не было совпадений в поисковиках) считается одним из лучших решений в сфере телематики. Если в двух словах, термин означает спутниковый мониторинг транспорта.

Веб-интерфейс как главное отличие

По-простому, легковушка или грузовик обвешивается датчиками сторонних производителей. Можно учитывать расход топлива, время и скорость в пути, температуру груза и так далее — смотря на что фантазии заказчика хватит. Весь набор данных Wialon превращает в наглядные графики и таблицы, по которым руководство транспортной компании видит свои слабые места. Например, в одном случае пропущенное ТО привело к поломке и пришлось платить заказчику за срыв дедлайна по доставке, а вот здесь водитель нарушил график труда и отдыха, из-за чего компания получила штраф.

— Что сами водители говорят о таких системах? Они теперь как на ладони.

— Раньше им нужно было часть денег зарабатывать по-черному: воруя топливо, например. Когда у них не стало возможности халтурить, предприятие начало зарабатывать больше и, соответственно, больше платить водителю.

— Или все-таки себе оставлять больше?

— Нормальные предприятия и себе оставляют, и водителям платят больше, — замечает Алексей.

Конкуренты у Wialon были уже тогда. Главное отличие — продукт Gurtam сразу создавали в виде веб-интерфейса, в то время как остальные решения представляли собой классические программы. Благодаря такому подходу белорусская компания могла быстро внедрять новые «фишки» и исправлять баги, не требуя от клиентов установки обновлений. Более того, в Wialon изначально заложили технологию, которая принимает данные от GPS-трекеров и подключенных к ним датчиков разных производителей — привязки к конкретному «железу» нет.

Сейчас Wialon используют более чем в 130 странах мира. География широкая: Африка, США, страны Латинской Америки, Европа, СНГ, Ближний Восток. Нет только Китая — с ним как-то не сложилось:

— Мы до сих пор на этот рынок не вышли. Платформа Wialon создана белорусами, у нас схожий менталитет с европейцами и россиянами. Еще, как ни странно, мы похожи на латиноамериканцев и африканцев по менталитету. Вот в этих регионах наш продукт хорошо заходит. Китайцы по-другому воспринимают мир, и Wialon им не очень понятен. Европейцы и американцы, конечно, тоже со своей спецификой, но общий язык находим.

— Желание повысить эффективность бизнеса, по идее, не зависит от менталитета?

— Если взять СНГ, то — давайте прямо — люди чуть-чуть воруют: иногда взятки бывают и так далее. В Европе такого понятия в бизнесе нет: они больше беспокоятся об экономии времени и эффективности труда. У них другие ключевые принципы, но они нам тоже понятны. А в случае с Китаем я даже не могу выделить какую-то их идею бизнеса, — поясняет Алексей.

Из-за этого заказчиков из разных регионов интересуют разные возможности Wialon: одни транспортные компании хотят повысить скорость доставки грузов за счет сокращения временных издержек, другие надеются сэкономить на топливе и штрафах: «У Wialon широкие возможности, и заказчик может использовать только те, которые нужны ему. Поэтому каждый адаптирует продукт под свои задачи».

«На дипломы сотрудников не смотрю»

Алексей повторил классический для айтишников путь: бросил университет на предпоследнем курсе, потому что не хватало времени на учебу. Высшее образование так и не получил, но по этому поводу совершенно не переживает:

— На дипломы сотрудников, когда нанимаем новых, я не смотрю. Думаю, это неправильно, когда у тебя самого нет высшего образования. Обращаю внимание на глубину знаний человека в определенных сферах. Могу сказать, что сейчас у людей очень поверхностные знания. Не знаю, проблема это белорусского образования или вообще по миру. Люди не привыкли копать, разбираться в теме. Когда решение состоит из готовых компонентов, ты уже не можешь что-то подкрутить, разработчик связан.

— С другой стороны, это повышает скорость разработки, — замечает Денис. Он, к слову, университет закончил, но тогда уже учеба была не в приоритете: — Я все-таки дотерпел до пятого курса. Оглядываясь назад и вспоминая, сколько времени я уделял тогда учебе, могу сказать, что это был ровно тот кусочек времени, который позволил мне закончить университет.

— Вы за какой метод: модульный или когда все вручную?

— Я за баланс, а Алексей — когда вручную.

Дальше разговор заходит на опасную территорию: кажется, еще немного, и прозвучит фраза — индикатор старости — «раньше было лучше». Алексей поясняет, что стремление к комфорту и тотальному упрощению к чему-то да приведет, но к чему и когда — непонятно:

— Раньше люди ездили на механической коробке, теперь на «автомате». Раньше не было ABS и всего остального — приходилось думать, прежде чем нажмешь на педаль. Автоматизация подменяет человека и в этой сфере, и во множестве других. Насколько интеллектуальными мы останемся? Кто-то ведь должен это создавать.

— Так лень — двигатель прогресса, согласны?

— Ну, в определенной степени — да. Вопрос только, к чему нас это приведет. Я это не позитивно и не отрицательно оцениваю — просто принимаю, что такие процессы идут.


Кроме Wialon компания работает над flespi. Это что-то вроде инструментария для разработки телематических систем и внедрения их в другие платформы. Разработчики описывают проект так: «Если Wialon — продукт для людей, то flespi — для компьютеров. Условно, на базе flespi мы можем построить такую же систему мониторинга, как Wialon. Если компания-разработчик хочет создать систему мониторинга, она берет flespi в качестве бэк-энда, дополняет новыми функциями и получает собственное решение. Wialon — готовая система мониторинга, ей нужно научиться пользоваться. А в будущем данные с автомобилей будут стекаться в другие инструменты — 1С и так далее. То есть бухгалтер получит ту же информацию через привычный ему интерфейс. Закрутить все на Wialon — дорого, неэффективно и достаточно сложно». Помимо этого в Gurtam намекнули на разработку еще одного продукта — тоже в области телематики. Но что за он, пока не говорят.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by