Можно ли собрать игровой компьютер по цене консоли? Да. Можно ли на нем комфортно играть в большинство игр? К сожалению, не всегда. Мы собрали такой компьютер с процессором Pentium G4560, видеокартой GTX 1050 Ti и другими комплектующими на общую сумму 990 рублей. Примерно столько нынче стоит Xbox One X. И выясняем, на что за эти деньги мы можем рассчитывать в играх.
Кто-то уверен, что идеальная игровая платформа — это консоль от Sony (в крайнем случае от Microsoft), а кому-то для развлечений достаточно и мобильного телефона. Во всех случаях споры с такими ребятами сводятся к двум позициям: консольщики пеняют на необходимость обновлять «железо», «пекари» — на чертовски дорогие игры для приставок.
К тому же есть расхожее мнение о том, что хорошая игровая «пекарня» стоит не меньше $1000. А обновлять ее придется едва ли не каждый год с выходом новых поколений видеокарт и процессоров.
Мы же решили собрать игровой компьютер за минимально возможную сумму и посмотреть, способен ли он выдавать приемлемую частоту кадров в играх, вышедших за последние годы.
За основу сборки мы взяли советы бывалых с форума Onliner.by в ветке «Выбор компьютера». Если надумаете собрать собственный компьютер, то обязательно туда загляните. Все комплектующие для сборки и тестирования предоставили ребята из магазина Socket.by, за что им отдельная благодарность.
Наш компьютер будет стоить примерно столько же (982,79 рублей, разница на 30 рублей), сколько и Xbox One X, консоль, которая была выпущена осенью 2017 года. Но, конечно, на 4K-гейминг претендовать не будет. А скорее на игры в Full HD с частотой кадров больше 30 и на средне-высоких настройках графики.
Мы взяли процессор Intel Pentium G4560. Процессор из поколения «пентиумов», которые в первом квартале 2017 года обзавелись поддержкой технологии Hyper-Threading. Конечно, поддержку набора инструкций AVX 2.0 Intel оставила для Core i3, но прирост производительности от них заметен далеко не всегда.
Наш конкретный Pentium G4560 работает на частоте 3,5 ГГц, обладает двумя процессорными ядрами и четырьмя потоками, поддерживает работу с оперативной памятью DDR4 с тактовой частотой до 2400 МГц. Для кого-то печаль, а в нашем случае весьма хорошо, что «гиперпень» разработан для сокета LGA1151, под который проще найти дешевую материнскую плату.
К тому же берем коробочную версию, чтобы не тратиться дополнительно на кулер. Спойлер: комплектного вполне хватает для охлаждения и так не горячего «камня».
Видеокартой была выбрана ASUS GeForce GTX 1050 Ti. На данный момент это одна из самых дешевых GTX 1050 Ti, не считая карточки от Palit, которая стоит на 6 рублей меньше. Наша видеокарта работает на референсной частоте 1290 МГц (Turbo-разгон до 1392 МГц), а память GDDR5 — на частоте 1752 ГГц. Почему не GTX 1050? Во-первых, ценовая разница между нашей видеокартой и самой дешевой GTX 1050 равна всего 80 рублям. Во-вторых, 2 ГБ видеопамяти в 2018 году уже недостаточно, а 4 ГБ являются необходимым минимумом. Нехватка видеопамяти может заметно сказаться на производительности.
Все это мы будем монтировать на материнскую плату ASRock H110M-DGS R3.0. Плата третьей ревизии и без дополнительной прошивки BIOS поддерживает работу с процессорами поколения Kaby Lake. Она совсем небольшая, выполнена в формате mATX с чипсетом Intel H110 и располагает двумя слотами для планок оперативной памяти DDR4 с максимальной частотой до 2133 МГц. В один из слотов поместим 8 ГБ памяти от Crucial (DDR4 DIMM, 2400 МГц) — одну из самых дешевых планок на рынке.
Конечно, хотелось бы поддержать нашу систему твердотельным накопителем. К тому же нынче можно взять SSD на 250 ГБ по цене самой дешевой планки оперативной памяти. Правда, это скорее беда неадекватного ценообразования на ОЗУ. Однако SSD не позволит нам добиться паритета по цене с Xbox One, а потому с кислой миной останавливаемся на жестком диске объемом 1 ТБ — WD Caviar Blue со скоростью 7200 об/мин и буфером на 64 МБ.
Все это запитываем от Chieftec Eco Series GPE-500S на 500 Вт, добавляем планку оперативной памяти Crucial на 8 ГБ (DDR4, частота — 2400 МГц) и монтируем в корпус Zalman ZM-T2 PLUS — компактный и дешевый корпус с одним предустановленным вентилятором.
Помог нам в непосредственной сборке компьютера Слава из магазина-партнера, который каждый день собирает по несколько компьютеров.
В итоге обошлась нам сборка в 982,79 рублей. Естественно, цены на «железо» довольно часто меняются, а потому и итоговая цена может со временем прыгать.
Признаемся сразу, что мы не профи в тестировании игр и у нас нет многолетнего бэкграунда и отработанной методики. Мы подходили к тестированию скорее как среднестатистический потребитель, который приобрел компьютер и запускает на нем различные игры — от сетевых пострелушек до всяческой «японщины» и стратегий. При этом мы пробовали запускать игры на различных пресетах настроек: от супернизких до ультра. Подыскивали те, при которых показатель средней FPS (частота кадров в секунду) был бы субъективно удовлетворительным. В нашем понимании это должна быть минимальная цифра в пределах 50 кадров в секунду.
Но беда в том, что показатель средней частоты кадров в секунду не отражает объективную реальность. Это средний показатель «по больнице», который не демонстрирует, насколько плавно на том или ином «железе» идут игры. На подготовку каждого кадра видеокарта частенько затрачивает разное время (frametime). Например, чтобы выдать за секунду 60 кадров, каждый новый кадр должен сходить с конвейера раз в 16,7 мс. Но в отдельных случаях кадр может задержаться на экране на 80 мс. И тогда пользователь наблюдает «микрофриз» — кратковременное зависание картинки, которое тем не менее свидетельствует о проблеме.
Да, если просадки случаются редко, то с ними вполне можно смириться. Но если они регулярны, то игра буквально становится неиграбельной. Хотя показатель среднего FPS на бумаге и может выглядеть вполне приличным. Такой пример будет и в нашем тестировании. Отметим лишь, что подобные провалы далеко не всегда являются виной одной лишь видеокарты. Процессор, загруженность оперативной памяти и даже подгрузка данных с жесткого диска также могут быть причиной просадок.
Как же в цифрах продемонстрировать дерганую картинку? С недавних пор на Западе, а также все чаще в рунете для этого используются показатели «1% low» и «0,1% low». Это соответственно среднее значение 1% и 0,1% минимального FPS на тестовом участке игры. Чем он лучше привычного «минимального FPS»? Классический минимальный FPS чаще всего демонстрировал уникальный и неповторимый самый медленный кадр, который мог случиться лишь однажды за игру. Тогда как выборка из 1% самых медленных кадров может продемонстрировать, насколько частыми являются эти просадки. Если критических просадок много, то 1% low будет заметно меньше среднего FPS. А если критические просадки случаются редко, то большее число «хороших» кадров будет поднимать и 1% low.
Что надо сказать сразу. В инди-платформеры на этой платформе вы сможете играть без проблем. Можете даже прикупить монитор на 144 Гц, чтобы наслаждаться плавной картинкой в, например, Hollow Knight. Средний FPS — за 300 к/с, а 1% low — у 142,1 к/с. Но это так, замеры исключительно для успокоения совести. В том же Cuphead частота кадров, например, заблокирована на 60 fps.
Геройский соревновательный шутер Overwatch долго мучить не пришлось. Настройки были выставлены на эпические. При этом средний показатель колебался у отметки 69,9 fps, 1% low продемонстрировал играбельные 45,4 fps, тогда как просадка опустила 0,1% low до вполне терпимых 26,1%. Отметим только, что в динамике это не особо было заметно.
Не пришлось испытывать муки выбора и с World of Tanks 1.0. Мы сразу же выставили все настройки HD-клиента на «ультра» — игра продемонстрировала нам стабильные 58 кадров в секунду. Показатели минимальных процентов также оказались на приличном уровне. За оптимизацию новой версии «Танков» белорусских разработчиков можно только похвалить.
С Wolfenstein II: The New Colossus трюк с выкручиванием настроек на максимум не прокатил. Игровая сессия попросту не запустилась. Мы сбросили все настройки на минимум, и игра полетела со средним показателем в 101,1 fps. Просадки если и были, то совсем незаметные глазу, что и демонстрирует минимальный процентный FPS. При этом игра не выглядела убого.
Повышение ставок и настроек до высоких не сильно сказалось на производительности. Средний показатель частоты кадров припал, а минимальный был все таким же замечательным. Неиграбельной Wolfenstein II стала только на сверхвысоких настройках, когда средняя частота кадров упала до 17. Скорее всего, видеокарта банально уперлась в объем памяти, так как судя по данным MSI Afeterburner, та была забита под завязку.
PUBG — это минное поле для компьютера. Никогда не знаешь, где и что залагает. Для теста мы высаживались в самую излюбленную локацию на карте Мирамар — Пекадо, куда обычно десантируются около двух десятков игроков. И на любых настройках графики игра ведет себя крайне нестабильно. На самых низких нам удалось зафиксировать 74 среднего FPS, тогда как процентные показатели не столь радужные: 1% low — 20 fps, 0,1% — 6,6 fps. При повышении настроек, естественно, лучше не становится.
Для теста Divinity: Original Sin 2 мы задействовали, как нам кажется, одну из самых сложных батальных сцен, которая со временем превращается в сущий ад из проклятого пламени. При этом разница на ультра и высоких настройках оказалась незначительной. Для изометрической игры с видом сверху — это вполне играбельный результат.
Больше всего проблем связке процессора и видеокарты доставила Kingdom Come: Deliverance. При этом узким горлышком оказался «гиперпень». Нет, он вполне хорошо вел себя в локациях за городом, демонстрируя стабильные 50—60 кадров в секунду без критических просадок. Однако все коренным образом меняется при попытке посетить город. Это именно тот момент, когда 1% low приходит на помощь, так как средний показатель частоты кадров в секунду по результатам пробежки по городу оказался равен 48 fps. А вот 1% замер на 4,5 fps.
Dark Souls III на высоких настройках запустился сразу же в удобоваримом FPS. Хотя просадки и случались, судя по данным бенчмарка, критичными они не были.
Middle-earth: Shadow of War показала себя отлично оптимизированной игрой. Она запустилась на высоких настройках со средним показателем 40 fps, а показатель 1% low закрепился на 35 кадрах в секунду. На средних настройках FPS подрос до 51, что нас вполне устроило. К тому же подрос показатель 0,1% low — 34 fps.
Для градостроительного симулятора Frostpunk не столь важен FPS, а потому даже на очень высоких настройках при средних 49 кадрах в секунду играть было вполне комфортно. Да, процентные показатели немного настораживают, но отметим, что проседания не были заметны.
Файтинг Injustice 2 на максимальных настройках качества графики держал 56 кадров в секунду. Процентные показатели опускались до играбельных 29 fps. Нареканий на связку процессора и видеокарты нет.
А кто это тут у нас? Ах, да, горячо любимый «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». Среди других тестов он затесался просто так, по приколу. Скажем лишь, что он так же крут на этой сборке со средней частотой кадров в 137.
GTA Online уже относительно старовата (хоть и моложе «Сталкера»), но играется на высоких настройках весьма комфортно — 58 fps в среднем. «Процентные» просадки на уровне 30 кадров в секунду.
В Fallout 4 все настройки были выкручены на «ультра». В том числе и дальность отрисовки. В различных зонах средний FPS не опускался ниже 58 кадров в секунду. Некоторые просадки можно было наблюдать от взрывающихся поблизости автомобилей. Наверное, этим можно объяснить 4,6 кадров в секунду по показателю 0,1% low. При этом показатель 1% low зафиксировался на 40 кадрах в секунду, что говорит о нетребовательности движка от Bethesda.
Несмотря на то что The Witcher 3 релизнулся уже относительно давно, тем не менее он запросто может нагрузить как видеокарту, так и процессор. Особенно непросто последнему в Новиграде, когда приходится посылать огромное количество команд по отрисовке полигонов. С этой задачей «гиперпень» справляется с трудом. На средних настройках пробежка по Новиграду происходила при средних 42 fps. Однако просадки были значительными: 1% low — 13 fps. А вот в полях с этим проблем не возникает: средний FPS — 57, 1% low — 22. Можно лишь посоветовать максимально уменьшить детальность сцен и количество персонажей на экране, чтобы снизить нагрузку на процессор.
К сожалению, далеко не в каждой игре связка «гиперпня» и GTX 1050 Ti смогла продемонстрировать играбельную частоту кадров даже на минимальных настройках. И тут скорее претензии стоит выдвигать процессору, двух ядер которого не хватает некоторым играм с дрянной оптимизацией. Тем не менее, в большинстве протестированных игр мы остались крайне довольны показанным результатом. Однозначно, такую сборку можно смело рекомендовать тем, кто концентрируется на мультиплеерных соревновательных играх, так как в них даже на самых высоких настройках графики связка отрабатывает картинку с удовлетворительной частотой кадров в секунду.
И даже свежие проекты удивляют своим щадящим отношением к нашему бюджетному компьютеру. Особенно нас порадовали Wolfenstein II: The New Colossus и Middle-earth: Shadow of War, которые не вызвали дискомфорта от игры на не самом богатом «железе».
Благодарим за предоставленные комплектующие и помощь в сборке компьютера интернет-магазин Socket.by
Геймпады в каталоге Onliner.by
Больше про игры в нашем Telegram-канале «Картофельное лобби»
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by