«Люди имеют большее значение, чем деньги». Сооснователь Bulba Ventures об IT-стране, зарплатах айтишников и льготах ПВТ

19 248
10 мая 2018 в 14:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков

«Люди имеют большее значение, чем деньги». Сооснователь Bulba Ventures об IT-стране, зарплатах айтишников и льготах ПВТ

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков

У иностранцев это слово скорее с лампочкой (bulb) ассоциируется, чем с картошкой. Название компании вызывает улыбку, и это отличный эффект. Ведь «бульба» — одно из самых популярных слов на белорусском языке. Я радуюсь, когда меня бульбашом называют, — поясняет смысл названия Андрей Авсиевич, один из партнеров Bulba Ventures. Созданная при участии Юрия Мельничка (Maps.me, AIMATTER, WANNABY) инвестиционная компания — одна из немногих в Беларуси, которая готова вкладывать средства в местные стартапы. Основатели Bulba Ventures выступят на конференции EMERGE (17—18 мая), где расскажут о своей компании и инвестировании в стартапы, а незадолго до крупнейшего IT-события весны Андрей Авсиевич нашел время встретиться с Onliner.by.

О зарплатах айтишников

— Почему открыли Bulba Ventures именно в Беларуси?

— Мы сами белорусы. Но это не только из разряда «где родился, там и пригодился». Мой опыт общения с людьми, которые чего-то достигли, показывает: успешный человек успешен в любой среде. Какие-то активы всегда можно потерять в силу ряда причин. Но не мозг. Соответственно, люди с сильными бизнес-навыками могут реализовать желаемое в любой стране. Безусловно, где-то это сделать легче, где-то сложнее.

Беларусь — юрисдикция не самая легкая. Но если раньше в стране создавали условия для инвестиций и притока капиталов в традиционные секторы, то сейчас сформировалось понятие инновационной экономики. Интеллектуальная собственность, нематериальные активы занимают очень весомую, если не главенствующую роль. Чтобы быть конкурентоспособным в долгосрочной перспективе, необходимо интеллектуальную собственность создавать, привлекать в Беларусь, как и инвестиции в развитие интеллектуальной собственности.

Еще один важный момент: наша юрисдикция не очень понятна иностранным инвесторам. Они из новостей черпают информацию о рисках, мы изнутри видим тенденции изменения ситуации и стараемся их показывать миру.

— Не кажется, что сейчас весь фокус на IT-сектор, а другие отрасли экономики получают меньше внимания? 

— Логика вопроса из разряда «кому чего должны». Зарплата у айтишников больше, чем у, допустим, строителей не потому, что одни лучше, а другие хуже. Достойные люди что те, что другие. Просто спрос на айтишников сейчас выше. Если все станут айтишниками и будет меньше строителей, то зарплата последних вырастет. То же самое с отраслями.

Какая у нас глобальная цель? Мы хотим внести свой вклад в формирование благосостояния страны. Значит, вкладывать нужно в индустрии, которые могут быть драйверами благополучия. Развивать нужно то, что перспективно. IT работает на мировую экономику, а не на локальный рынок. В нее активно инвестируют во всем мире, и это возможность для Беларуси получить часть этих инвестиций.

Даже если небольшая часть средств, которые вкладывают в глобальную IT-индустрию, будет попадать в Беларусь, это даст ощутимую пользу для локальной экономики.

Через n лет границы, ограничения капиталов и вообще любые страновые ограничения перестанут работать. Люди и капиталы будут идти туда, где они почувствуют себя комфортно. Комфорт — это очень широкое понятие. Для многих людей жить в лесу очень комфортно. В Беларуси это реально и может быть плюсом для людей, которые хотят сюда переехать. ПВТ и его льготы — это создание таких же комфортных условий для IT-бизнеса, возможность привлечь такие бизнесы в страну и удерживать их в ней. Это не кто-то что-то теряет — это страна приобретает то, чего не получила бы в другом случае. Здесь и возврат материальных и интеллектуальных инвестиций в страну, и привлечение новых.

— Есть стартапы и компании, которые хвалят условия для IT-бизнеса в Беларуси, но сами зарегистрированы в других странах. Какая-то неувязка получается, нет?

— А это друг другу не противоречит. То, что кто-то имеет юрлицо за границей, не отменяет факта, что Беларусь старается стать хорошей юрисдикцией для центров разработки и ведения бизнеса. Проекты, которые мы проинвестировали, это белорусские юрлица с «момента рождения».

Грань между требованиями и пожеланиями

— Слышал, что у вас это чуть ли не требование — белорусская регистрация. Почему так? 

— Это не требование, а настоятельное пожелание. Здесь очень простая и понятная цель: мы своим стартапам готовы давать не только и не столько деньги, сколько компетенции. Есть определенный опыт прохождения проектами пути от начала до успешного выхода. Это в нашей компании аккумулировано. Людей и инвестиционных компаний с подобным пониманием в Беларуси мало. Это компетенции, которые интересны не только белорусским стартапам, но и зарубежным. Поэтому мы открыты для них: ждем стартапы из России, Украины, других стран.

Но чтобы наши компетенции могли быть использованы и мы встречались чаще, чем раз в квартал на совете директоров, желательно пару раз в неделю, — пожалуйста, поможем рядом с нами снять офис, открыть юрлицо, объясним условия вступления в ПВТ и как хорошо жить в городе без пробок. Хотите, чтобы мы участвовали в проектах? Приезжайте. Вы это формулируете как ограничения. На самом деле мы никого не стесняем, а говорим: вот так будет лучше.

Мы за привлечение инвестиций в Беларусь как в формате человеческого капитала, так и финансового.

— Еще один ваш пункт — стартапы с машинным обучением. Это тоже пожелание, а не требование? 

— Это одна из технологий, в которых у нас есть компетенции для создания конкурентного преимущества. А конкурентное преимущество — это уже требование. Необязательно машинное обучение: могут быть, например, уникальные данные, что-то еще.

Почему команда важнее продукта

— К вам приходят разработчики условно подходящего стартапа. Просят денег. На что вы смотрите? 

— «Просят денег» — это неправильно. Не надо никого ни о чем просить. Мы за взаимовыгодные отношения. Во всех компаниях, в которые мы инвестируем, значительная доля — опционный пул для сотрудников: они являются совладельцами компании или станут таковыми — если будут хорошо работать. Почему еще удобно в ПВТ — теперь благодаря декрету это можно сделать в правовом поле и не надо уезжать, чтобы структурироваться за границей.

Мы заинтересованы в хороших стартапах так же, как они — в деньгах. Но с моей точки зрения, в отрасли деньги сейчас не являются ограничивающим фактором. Финансы ограничивают там, где высока роль материальных активов.

Допустим, для запуска транспортного бизнеса нужно хотя бы фуры в лизинг взять, арендовать стоянки и так далее. В случае со стартапом основной актив — время. Как ни странно, есть люди, которые приходят и говорят: «У меня есть крутая идея, но работать много не готов, а если готов, то задорого. Проинвестируйте». Понятно, что так это не работает. В целом люди имеют большее значение, чем ресурсы.

— То есть приходим к тому, что команда важнее продукта?

— Команда может разработать другой продукт, если один не полетит. Команде можно помочь в создании конкурентных преимуществ. Но суперпроект, в котором никто не хочет работать, точно обречен. Это, кстати, больно видеть: идеи хорошие, а люди не готовы ими заниматься.

— Почему бы не выкупить такую идею?

— Потому что не порвешься. Надо самому становиться менеджером этого стартапа и развивать его. А это требует 25 часов в сутки.

— У вас довольно выборочный подход к стартапам…

— Безусловно. Мы инвестиционная компания, а не фонд. Последний для инвестиций на этапах Round A в Беларуси тоже не помешал бы, но правовая система еще не до конца готова. Типовой подход фонда: взять у кого-то много денег, раздать всем понемногу, практически не заниматься проектами, взять пару процентов за управление портфелем и получить 20% от прибыли, если вдруг где-то возникла прибыль.

У нас два проекта публичных (OneSoil и WANNABY. — Прим. Onliner.by) и еще с несколькими мы на разных стадиях переговоров. У нас даже между собой была договоренность — постараться не брать больше пяти проектов в первый год. Лучше меньше, но ими заниматься: найти основную проблему, помочь ее решить. Если же взять много стартапов, они останутся один на один со своими сложностями.

— Bulba Ventures ставит условия вроде «у вас год на выпуск продукта»?

— Стартап — это обычно не та история, где можно сказать: «Через год у тебя должно быть сделано то и то». Планы, куда идти и что делать, рисуются каждый месяц и двигают проект вперед. Мы квартал можем идти к определенной цели, затем смотрим, что у нас получается. Если цель сильно не изменяется, движемся дальше. Бывает, что на пути ты видишь что-то более важное, интересное. И это абсолютно нормально.

Задачи Bulba Ventures и плюсы стартапов

— Инвестиционные фонды и компании ассоциируются с чем-то корпоративным в худшем смысле слова, где серьезных боссов интересует только вытягивание прибыли. Это немного противоречит сути свободных стартапов. У вас не так?

— Только недальновидные инвестиционные структуры занимаются такими вещами. Это крайне неперспективно в долгосрочной стратегии. По нашему убеждению, только выигрышная ситуация для обеих сторон приведет к успеху. Более того, в балансе прибыль-развитие мы всегда выбираем развитие. Наша задача в том, чтобы максимум проектов реализовались.

Есть заблуждение: «Были бы деньги, я бы…» Это не так: чтобы пройти от идеи до MVP, много денег и не надо. Обычно требуется сумма, которую можно найти. Там больше труда нужно.

OneSoil, например, годами работали без денег. Они наработали базу, в которую комфортно инвестировать.

Знакомый рассказывал: опубликовал вакансию в компании. 90% человек за тестовое задание не принимались даже. О чем здесь говорить вообще? Часто люди не попадают на работу не потому, что она им не нужна — они даже ради тестового задания не хотят напрячься. То же самое со стартапами: в них придется много вкалывать. Основатели успешных стартапов понимают, что они работают только на себя.

Мы как инвестиционная компания стараемся быть крайне демократичными и неформальными. Нам важно говорить со стартапами на одном языке, быть на равных. Это помогает понимать ту проблематику, которую нужно решить, чтобы проект стал успешным.

— Главные достоинства белорусских стартапов для Bulba Ventures?

— Первое — наличие IT как социального лифта привлекает людей в стартапы. Второе: техническое образование. Базовое высшее образование дается в Беларуси хорошо. Первые три курса достаточно сильные, чтобы на их основе можно было стать квалифицированным специалистом.

Наконец, если рассматривать российские стартапы, то у них логика такая: проверим на своем рынке, а потом пойдем на мировой. Белорусские проекты сразу идут на мировую арену — это правильный подход, он делает их глобальными компаниями.

— Стартапам обязательно нужно масштабироваться?

— Да, безусловно. Приложения, которые продают такие сервисы, как тренировки, поездки, работают в масштабах всего мира, рекламируются во всем мире. Именно это дает им возможность становиться многомиллионными компаниями. Если компания делается под определенный рынок, то ее стоимость ограничена тем доходом, который с этого рынка можно получить.

— Что посоветуете белорусским стартапам?

— Верить в свои силы.


Международная конференция EMERGE пройдет 17—18 мая в Минске по адресу ул. Октябрьская, 16. На событии с докладами и лекциями выступят представители Microsoft, Dell, Facebook, Google и других компаний с мировыми именами.

В секции Philtech топ-модель и филантроп Наталья Водянова презентует собственный проект Elbi, который делает благотворительность доступнее. Также о поддержке благотворительных проектов через свой Philtech-акселератор расскажут представители «Рыбаков Фонда».

Выступления спикеров на EMERGE затронут темы инвестиций, развития технологий, влияния IT на современный мир и так далее.

На конференции пройдет конкурс стартапов EMERGE CHALLENGE. Проекты будут соревноваться за главный приз — 5000 евро — и подарки от спонсоров на 15 000 евро. Между питчами стартапов будут организованы панельные дискуссии на Unicorn Stage. Представители Gismart, Teslasuit и других компаний мотивируют начинающих разработчиков своими историями успеха, а представители акселераторов (EnCata, Funcubator, ФРИИ) расскажут об оценке рынков, стратегии поведения для стартапов и привлечении капитала.

Планшеты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by