Белорусы прошли в акселератор Долины и стали партнерами Amazon. Им только чуть за 20

149
08 мая 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Белорусы прошли в акселератор Долины и стали партнерами Amazon. Им только чуть за 20

Двое парней из Гомеля и Калинковичей за полгода побывали в двух акселераторах Кремниевой долины, закрыли одну компанию и сделали стартап, став партнерами Amazon. Как у разработчиков это все получилось, почему креативные люди делают приложения лучше технарей и каким образом попасть в главный акселератор мира, нам рассказали руководители Storyline Василий Шинкоренко и Максим Абрамчук. Также Василий выступит с презентацией на крупнейшей конференции весны EMERGE, где расскажет свою историю попадания в Y Combinator.

Акселераторы и неудачная идея

— Вы начинали с проекта BotCube. Что с ним теперь?

Максим: Мы начали работать над ним в декабре 2016 года. У нас было агентство: делали ботов для мессенджеров по заказу больших брендов и бизнесов. Например, в Беларуси работали с «Еврооптом» и Workfusion. Развивали агентство, растили команду — нас было семь человек перед тем, как мы поехали в Долину. Пытались перестроить агентство в продуктовую компанию, но не получилось. Агентство продолжает работать, делает другие проекты.

Максим Абрамчук и Василий Шинкоренко

— С чем вы в итоге поехали в Долину?

Василий: Сначала мы попали в акселератор Boost VC. Это был август 2017 года. Туда мы поехали с проектом по автоматизации ресторанов. С помощью нашего продукта для каждого заведения создавался мессенджер-бот, через который можно было бы заказывать еду, чтобы не стоять в очереди. А ресторан экономил бы на покупке дорогих терминалов.

В общем, мы приехали, за две недели обошли сотню заведений. Оказалось, что продукт никому не интересен.

Малым ресторанам нужно больше клиентов, не автоматизация; а у больших есть на нее деньги. И сделки с ними могут длиться годами. Вот почему важно говорить с людьми, для которых делаешь проект. Мы решили: окей, это не работает, нужно двигаться дальше. Поскольку с ботами работали уже три с половиной года, то знали все проблемы в индустрии. Так появился Storyline.

— Как серьезный акселератор — Boost VC — принял в свой набор неработающий стартап?

Василий: Они никогда не инвестируют в продукт. Они инвестируют в команду — смотрят, насколько та энергична, готова работать. Ты не можешь на первой стадии предсказать, заработает продукт или нет. У тебя нет долгосрочной финансовой модели. Бизнес-план написать можешь, но это будет нерелевантно.

Большинство хороших идей в момент старта выглядят либо как плохие, либо как игрушки. Вспомните первую Tesla — электрический спорткар. Искусство в том, чтобы отличать хорошие идеи, которые выглядят как плохие, и развивать их.

— И как у вас это получилось?

Максим: Опыт. Чтобы родилась хорошая идея, ты должен стать человеком, у которого они появляются. Не бывает такого: сел, подумал — и получилась крутая идея. Мы придумали продукт, потому что три года работали в этой индустрии и понимали все проблемы. Мысль о Storyline возникла еще до Boost VC, но мы трудились над развитием агентства.

— Как оказались в Y Combinator?

Василий: Я давно о нем знаю, смотрел их курс How To Start a Startup. Но подаваться в тот зимний набор даже не думали. Один из парней, который был с нами в Boost VC, отправил знакомым свой топ-3 компаний из набора. И мы оказались в тройке. Письмо получил руководитель Y Combinator и связался с нами. Мы пообщались с ним по почте, он спросил, будем ли подаваться в акселератор. Сказали, что не планировали — на тот момент подача заявок уже месяц как была закрыта. Потом подумали и решили, что на данном этапе развития компании это большой плюс, и подали заявку.

— Эти акселераторы можно сравнить? Какой больше понравился?

Василий: Я бы не сравнивал их в лоб, потому что компания была на разных этапах. В мире две с половиной тысячи акселераторов. На 2015 год из них вышло восемь компаний стоимостью больше миллиарда. Угадай, откуда именно они вышли?

— Y Combinator, видимо?

Василий: Да. Большинство людей не понимают, насколько это network-effect-бизнес. Stripe, Dropbox, Airbnb, Instacart, Quora — все это компании, которые вышли из YC. Через десять лет это будет целый город.

Уровень акселераторов сложно сравнивать: есть Y Combinator, и есть все остальные.

Наш предыдущий проект тоже был полезен. Ментор, который нам помогал, в итоге стал нашим инвестором, как и сам основатель и управляющий директор Boost VC — Adam Draper.

Гуманитарии и их приложения

— Storyline — что это в двух словах?

Василий: Storyline позволяет делать приложения для Amazon Alexa без навыков программирования.

— Что конкретно можно сделать?

Василий: Есть три популярные категории приложений. Первая — новости. Захочет Onliner.by запустить новости на колонке — через нас вы за десять минут сможете сделать программу и Amazon Echo будет читать ваш контент. Второй кейс — все, что связано с аудиоконтентом: звуки камина, водопада. Говоришь «Алекса, проиграй звуки камина» — и запускается конкретное приложение. Третий сегмент — игры. Есть детские, вида «Море волнуется раз», есть развивающие — «Кто хочет стать миллионером?» и так далее.

Максим: Исторически сложилось, что креативные люди, которые хорошо делают контент, чаще всего не программисты. Маркетологи, дизайнеры, но не технари. Они могут делать крутые приложения под Alexa, потому что все программы для колонки — это контент. Там нет сложного бэкэнда, как на мобилках, нет UI/UX-паттернов. Все приложение — диалог. У людей не было места, где можно было это делать.

— Это не приведет к захламлению магазина по аналогии с Google Play?

Василий: Не думаю. Мы видим, что нетехнические пользователи делают приложения, которые работают лучше всего. Через Storyline разработана самая популярная программа для детей на Alexa. Игра называется Kids Court («Детский суд»). Приложение спрашивает у детей имена, а затем интересуется причиной конфликта — например, «она меня толкнула».

Потом Alexa, как судья, опрашивает свидетелей и все в таком стиле и выносит шуточный вердикт: допустим, замотаться в туалетную бумагу. Эта игра работает космически круто. Девушка, которая ее сделала, впервые разрабатывала приложение — она вообще не знает, как программировать. Сделала проект на Storyline, выиграла конкурс от Amazon и получила 25 тысяч долларов в подарок. Отличное доказательство, что наша идея работает.

— Какие у вас конкуренты?

Василий: Есть PullString, но они делают продукт для больших компаний. Еще одних наших конкурентов две недели назад купила Adobe. Это хорошо показывает инвесторам привлекательность сегмента: пока на рынке не происходит ни одной сделки, сложно кому-то доказать его значимость.

— Чем Storyline лучше конкурентов?

Максим: Наш продукт проще. Уже есть два похожих проекта — оба скопированы со Storyline.

Когда копируешь, ты всегда на шаг позади: ведь конкуренты не знают, над чем мы работаем дальше. Они повторяют версию, которая уже устарела.

Мы создали комьюнити вокруг приложения — сейчас там полторы тысячи человек.

— Сколько программ выпущено с помощью Storyline?

Василий: Чуть больше тысячи, если говорить о тех, что уже опубликованы. Тех, которые просто сделаны, но не выложены в открытый доступ, — около 12 тысяч. Сейчас в Amazon Store 40 тысяч приложений. У нас, получается, примерно 3% магазина. Первая версия Storyline, которая позволяла публиковать программы, вышла в ноябре.

— Сами какие приложения делали?

Василий: У меня их штук сорок. Самое любимое — программа со звуками волн, океана. Люблю по вечерам слушать. Еще нравятся интерактивные истории — как текстовые квесты и RPG из 1980-х. Это выглядит так: «Ты находишься в темном лесу, перед тобой два пути. Куда, Станислав, пойдешь?» Детям такое очень хорошо заходит.

Максим: Делал игры для детей. Например, «Битва на мечах». Говоришь программе имена игроков, она запускает звук сражения на мечах и случайно выбирает конкурента.

— Кажется, дети сейчас больше визуалы — им нужно смотреть на что-то. А здесь, выходит, воображать еще не разучились?

Василий: Голос — всегда более интимный интерфейс. Читаешь книгу и слышишь внутренний голос. Визуальная составляющая, конечно, очень важна. Мы в декабре купили Echo Show — умную колонку Amazon с сенсорным экраном. Заметили, что стали намного чаще использовать Alexa, потому что она все время напоминает о себе: на экране появляются всплывающие запросы — новости, приложения.

Чем колонки Amazon круче остальных

— Какая из смарт-колонок больше всего нравится?

Василий: Давай разделим: какая лучше для нас как разработчиков, а какая — как для обычных пользователей.

С точки зрения разработки лучше, конечно, Amazon. У них самый крутой API, благодаря которому мы можем публиковать приложения. Не нужно устанавливать серверы, писать код. Просто создаешь контент, указываешь, что за чем идет, и мы все это публикуем за тебя в Alexa. Можно даже live-стримы организовывать, включать радиостанции.

Максим: В Apple HomePod вообще нет API — колонка самая закрытая из всех. У Google Home есть API, но процентное соотношение на рынке у нее очень маленькое. Также Amazon недавно разрешила встроенные покупки. Допустим, новый аудиосет или различные бонусы для игр — вроде дополнительных жизней.

— А с точки зрения пользователя?

Василий: Amazon Echo часто выбирают потому, что это мейнстрим. Компании интегрируют возможность использования Alexa. Например, с помощью ассистента можно управлять в Штатах любым TV-сетом. Это аудитория в сотни миллионов людей. Грубо говоря, колонка используется как пульт. Она стала точкой входа.

Есть такая штука с автомобилями: у Amazon заключено партнерство с BMW, все новые машины этой марки идут со встроенной Alexa. Также заключены партнерства с другими брендами. Идет развитие экосистемы. Тем не менее ту же Apple будет сложно догнать: HomePod очень хороша как колонка — звучание классное для своих размеров. Alexa, конечно, звучит хуже.

Максим: Думаю, Apple выступает в другой нише. Самая популярная модель колонки Amazon — Echo Dot — стоит $40. Люди покупают ее в подарок, например. На Amazon в праздники это самый популярный товар был. А сколько HomePod стоит? Почти в десять раз больше.

— Насчет голосового управления: сейчас его пиарят, но не проще ли нажать кнопку на пульте, чем говорить «переключи канал»? Это как минимум дольше.

Василий: Согласен, но все зависит от кейса. Это дольше, когда телефон под рукой. Но ты умеешь обращаться с ним. А в мире есть пару миллиардов людей, которые никогда не держали телефон в руках. Для них голос — самый натуральный интерфейс. Не нужно даже учиться печатать. Если пытался объяснить бабушке, как запустить приложение на смартфоне, то понимаешь, о чем я.

Теперешние дети совсем по-другому разговаривают с Alexa, Google Assistant или Siri. Они видят в колонке друга.

Дети задают вопросы, просто говорят с ними часами. Лет через пять эти ребята станут платежеспособной аудиторией и начнут что-то покупать. В тот момент Alexa станет советчиком — люди будут ей сильно доверять.

— Упомянули, что одного из конкурентов Storyline купила Adobe. Это то, чего вы хотите?

Василий: Мы не строили Storyline с целью продажи. Когда делаешь под продажу, можешь ошибиться с планированием, работая на краткосрочные цели. А что делать, если не купят? Y Combinator рекомендует не думать о продаже, пока твое предложение лежит на столе. Нужно думать, как строить бизнес, а не как его продать. Сейчас мы открываем офис Storyline в Минске и ищем специалистов в команду.


Международная конференция EMERGE пройдет 17—18 мая в Минске по адресу ул. Октябрьская, 16. На мероприятии выступят представители ведущих корпораций мира — Microsoft, Dell, Facebook, Google. Также конференцию посетит топ-модель и филантроп Наталья Водянова — она представит благотворительный проект Elbi. Выступления спикеров будут посвящены инвестициям, развитию технологий в различных сферах, влиянию IT на мировые тенденции и другим актуальным темам.

В рамках конференции состоится конкурс стартапов EMERGE CHALLENGE. Победитель получит приз — 5000 евро, кроме этого, будут подарки от спонсоров на 15 000 евро. Между питчами проектов будут организованы панельные дискуссии на Unicorn Stage. Своими историями успеха поделятся Gismart, Teslasuit и другие команды, а представители акселераторов (EnCata, Funcubator, ФРИИ) расскажут об оценке рынков, стратегии поведения для стартапов и привлечении капитала.

Беспроводные и портативные колонки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий