Страшнее войны. Как сто лет назад эпидемия гриппа едва не уничтожила человечество

27 марта 2018 в 8:00
Источник: Клим Картохин

Страшнее войны. Как сто лет назад эпидемия гриппа едва не уничтожила человечество

Источник: Клим Картохин

Осенью этого года мир обязательно вспомнит об окончании Первой мировой войны — как-никак сто лет уж прошло. Массовая мясорубка унесла жизни от 20 до 30 миллионов человек (хотя бы более-менее точные подсчеты в то время были невозможны). При этом мало кто помнит, что одновременно с войной на земном шаре свирепствовала другая напасть, намного более смертоносная. Сто лет назад человечество едва не уничтожил грипп, забравший, по некоторым данным, под сотню миллионов жизней!

А-а-апчхи! — Будьте здоровы!

Как известно, 3 марта 1918 года Советская Россия капитулировала и вышла из войны. Разумеется, на фоне этого грандиозного события там и сям появляющиеся сообщения о некоем гриппе мало кого волновали. Солдаты гниют в окопах, немцы травят противников газом, русские сдались — кому дело до чьих-то соплей и повышенной температуры?

«В Мадриде обнаружена странная болезнь. Эпидемия распространяется довольно легко, о смертельных случаях пока не сообщалось», — так весной агентство Reuters рапортовало о событии, которое вот-вот охватит всю планету и станет чуть ли не страшнее эпидемии бубонной чумы середины XIV века.

Тем не менее в мае 1918 года стало ясно, что человечеству пришлось в очередной раз столкнуться со страшной напастью, от которой не спасут горячий чай, сироп и аспирин. В историю пандемия вошла под названием «испанка», что намекает на место возникновения вируса. На самом деле точно сказать, где зародилась болезнь, сегодня невозможно. Своим названием пандемия обязана… свободе СМИ. Военная цензура того времени тщательно оберегала сознание солдат (а заодно и гражданских) от любых передряг, не связанных с боевыми действиями. А вот в Испании, которая придерживалась нейтралитета, таких ограничений не было, поэтому панические статьи и заметки о неизведанной болезни (которой заболел даже король Альфонс XIII) хлынули в мир именно оттуда.

Американские солдаты полоскают рот соленой водой, защищаясь от «испанки». Фото: reddit

Все же считается, что распространение вируса началось с американского штата Канзас. Именно там в одном из тренировочных армейских лагерей в самом начале 1918-го было зафиксировано несколько необычных смертей, симптоматически сходных с «испанкой». Затем американские солдаты завезли болезнь во Францию, откуда она проникла в Германию, Англию и в конце концов охватила весь мир.

Согласно другой теории страшный грипп проник в Европу вместе с китайскими рабочими. Эта версия основана на том, что родиной всех предыдущих эпидемий, пусть и не таких масштабных, была Азия.

Маски в случае с вирусом практически бесполезны. Фото: Office of the Public Health Service Historian

В общем, о точном происхождении «испанки» сегодня можно лишь гадать с той или иной степенью вероятности. Однозначно даже нельзя сказать, от каких животных грипп передался людям. Сошлись на том, что первоначальное заражение произошло от птиц или свиней.

«Испанка» — дело молодых

Пандемия свирепствовала на протяжении полутора лет и проходила в три этапа. Первый отличался массовым заражением и относительно небольшой смертностью. Вторая и третья волны были не столь всеохватывающими, но оказались чрезвычайно опасными.

Главное отличие «испанки» от привычного гриппа в том, что она в основном забирала жизни молодых людей в возрасте от 15 до 40 лет. Обычно же от гриппозных осложнений умирают маленькие дети и пожилые.

Симптомы тоже имели мало общего с привычной нам простудой. Хотя бы потому, что характер течения болезни был чрезвычайно многогранным. Одних «испанка» убивала на следующий день после заражения, причем больной не жаловался ни на высокую температуру, ни на кашель, ни на утомляемость. Другие мучились неделями, изнывая от кашля, воспаления легких и заболеваний сердца.

В самом начале пандемии все решали первые три дня болезни. Если за это время человек не умирал, то с высокой долей вероятности в конце концов выздоравливал. Вторая волна была опасней, потому что вызывала большое количество осложнений, которые и приводили к смерти, причем летальный исход мог наступить как через день, так и спустя пару недель.

Кондуктор не пускает в трамвай пассажира без маски

Умирали в основном от вызываемой «испанкой» пневмонии. Врачи с удивлением отмечали стремительное и обширное поражение легких с большим количеством отхаркиваемой крови. Следом наступало поражение сердечно-сосудистой системы, сопровождавшееся синюшным окрасом кожи, аритмией, тахикардией, одышкой и резким снижением кровяного давления. Ко всему прочему очень часто наблюдались признаки поражения нервной системы — от головных болей, бессонницы или сонливости до буйства. Считалось, что если человек впадал в состояние болезненного бреда, его уже было не спасти.

Из-за чрезвычайно высокой интоксикации организма, наблюдавшейся при «испанке», медики полагали, что возбудителем болезни является бактерия под названием «гемофильная палочка» (она же «палочка инфлюэнцы»). Существовало мнение, что она целенаправленно поражает систему кровообращения сильнодействующими токсинами.

Лечили «испанку» как обычный грипп, симптоматически. Против кашля в дело шли наркотики, для нормализации дыхания использовали кофеин, работу сердца поддерживали настойкой наперстянки, сверху все это заливали аспирином. Конечно же, ничего из этого не помогало. Более того, часто передозировка аспирином (людям прописывали лошадиные дозы лекарства) приводила к отеку легких и летальному исходу.

Под больницы отдавали любые муниципальные здания, библиотеки, корпуса учебных заведений и т. д.

Лишь много лет спустя выяснилось, что возбудителем «испанки» была не бактерия, а вирус типа H1N1, потомки которого, к слову, до сих пор время от времени бушуют в мире. Механизм развития болезни был одновременно прост и страшен. Попадая к человеку, вирус моментально подавлял иммунитет человека. «Шокированный» столь мощной и внезапной атакой организм спешно восстанавливал иммунную систему и наносил по вирусу сильнейший ответный удар, под который попадал не только вредитель, но и легкие. Через пораженные и ослабленные органы дыхания проникали бактерии, вызывавшие воспаление легких, с которым далеко не каждый больной мог справиться.

Именно поэтому «испанка» косила в первую очередь молодых и сильных — у них был мощный иммунитет, который всеми силами старался избавиться от вируса, одновременно открывая путь для бактериальных заражений.

По всем фронтам

«Испанка», которую также называли «пурпурной смертью» и «москитной лихорадкой», не знала пощады и не выбирала, на чьей стороне воевать. В 1918—1919 годах она несколько раз обогнула Землю, не оставив без внимания практически ни одного уголка. Говорят, лишь на одиноком острове Маражо в устье Амазонки обошлось без жертв.

Фото: Historic UK

В Германии только в 1918 году было зарегистрировано более 10 миллионов случаев заражения. В городах останавливалось трамвайное движение и месяцами не работали школы — все для того, чтобы хоть как-то помешать молниеносному распространению заразы.

В США была инфицирована треть населения, причем всего за несколько дней «испанка» добралась даже до самых отдаленных уголков Аляски. Люди умирали прямо на улице по пути на работу. Был создан Национальный комитет по гриппу, к уходу за больными, которые заполнили все больницы, привлекались студенты младших курсов медицинских вузов — врачей и медсестер остро не хватало.

Всем людям строго-настрого запрещалось выходить на улицу без марлевых повязок. Магазины торговали пару часов в день, причем продавцы не пускали покупателей внутрь — позвонили, сказали, что вам надо, через дверную щель передали деньги и быстро забрали свой хлеб. Не замедлил заявить о себе острый дефицит гробов. Порой умерших больных хоронили массово в одной большой могиле, без обрядов и отпеваний, за 15 минут. Некоторые населенные пункты ввели «сертификаты» на въезд, без которых полиция просто не выпускала пассажиров из поезда.

Впрочем, попытка закрыть целые города на карантин не увенчалась успехом — распространению эпидемии ничего не могло помешать. Отчаявшиеся врачи из охваченных заразой штатов советовали коллегам на Западном побережье всех столяров и плотников отправлять делать гробы, а всех дорожных рабочих — копать могилы. Только в этом случае будет шанс вовремя хоронить трупы.

Маски настолько вошли в жизнь людей, что стали модными. Фото: State Library of New South Wales

Россию «пурпурная смерть» накрыла в конце лета 1918-го. В Наркомздрав практически со всех губерний понеслись донесения о сильной «чумноподобной» эпидемии, сопровождающейся высокой смертностью. Первой удар на себя приняла территория современной Украины — в Киеве «испанкой» заболело все население! Непросто пришлось Витебской и Могилевской губерниям. А вот в Минской на удивление было отмечено всего 15 случаев заражения.

Разумеется, столь масштабное событие, к тому же по времени распространения совпавшее с войной, не могло обойтись без истерии и массовых помешательств. Тут и там возникали самые разные теории и предположения. Одни говорили о божьем наказании, которое ниспослано на человечество из-за развязывания братоубийственной войны. Другие винили во всем немцев, которые якобы травили консервы и распыляли яд в общественных местах. «Испанка» стала одним из пропагандистских инструментов в войне, до которой ей совершенно не было никакого дела.

Прибывающих в США иммигрантов осматривают на предмет наличия симптомов гриппа. Фото: Pinterest 

Может повториться?

Количество жертв гриппа столетней давности никто и никогда не сможет подсчитать. Сначала говорили, что «испанка» погубила около 21 миллиона человек, затем эта цифра выросла до 39 миллионов, потом — до 50 миллионов. Сегодня ученые не исключают, что жертвами заразы могли стать около 100 миллионов человек. Такая разница в оценках связана с тем, что очень часто причиной смерти людей считался не грипп, а по некоторым странам и вовсе нет никаких документальных данных о погибших в те годы.

Тем не менее достаточно проанализировать известную статистику, чтобы понять катастрофические масштабы пандемии. Как ни странно, но тяжелее всего пришлось африканским странам, которые не участвовали в войне. А ведь антисанитария в военных лагерях и медицинских частях считалась одной из главных причин распространения «испанки». Однако именно в Африке, а не Европе наблюдалась наибольшая смертность исходя из соотношения количества проживающих и погибших.

Так, в Замбии грипп унес жизни почти четверти населения, в Зимбабве и Танзании умер каждый десятый. В Азии процент пострадавших меньше, но в количественном исчислении наиболее впечатляющий — эпидемия забрала жизни 18 миллионов индийцев и 10 миллионов китайцев!

В США от гриппа умерло около 700 тысяч человек, то есть почти в десять раз больше по сравнению с количеством погибших в окопах Первой мировой американских солдат. В Европе тяжелее всего пришлось Франции, Германии и балканским странам.

По современным подсчетам «испанкой» была заражена примерно треть населения планеты. Вымерло от 3 до 6% человечества, средняя продолжительность жизни упала на 12 лет. Никогда раньше (как, впрочем, и позднее) эпидемии гриппа не были такими разрушительными — даже в самых тяжелых случаях смертность от болезни не превышала 0,1%.

Главный вопрос, ответ на который сегодня пытаются найти ученые, — может ли такая эпидемия повториться? Нас в последние годы пугали и «птичьим» гриппом, и «свиным». Однако по масштабам они не сопоставимы с пандемией 1918—1919 годов. Тем не менее медики настроены пессимистично. По их словам, даже с учетом современных вакцин, противовирусных и антибактериальных препаратов, а также профилактики возвращение пандемического вируса гриппа с потенциалом своего столетнего «предка» приведет к смерти не менее 100 миллионов человек.

Сварочные маски в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by