3335
36
19 марта 2018 в 7:41
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский
«Им сложно сформировать образ». Центр организовал бесплатные курсы для слабослышащих детей

Вика, Юлиан и другие ребята никак не реагируют на щелчки камеры фотографа. Может показаться, что они слишком увлечены Lego — честно говоря, мы и сами боремся с желанием присоединиться к сборке роботизированной лодки в учебном классе. Но реальность более жестока: дети просто не слышат эти звуки. ООО «Сила знаний» организовало бесплатные курсы для слабослышащих детей и надеется, что в будущем уроки помогут им определиться с профессией и стать, например, инженерами или программистами. Onliner.by побывал на занятии для детей, имеющих проблемы со слухом, и узнал, как проходит такое обучение.

Не поворачиваются на звуки, не смотрят по сторонам

Преподаватель Елизавета обучает ребят основам робототехники пять лет. Со слабослышащими занимается второй год. Особенности у процесса преподавания таким детям, само собой, есть:

— У них ограничен словарный запас. Если обычным детям не нужно объяснять, что такое винт, то слабослышащим необходимо показать, как он выглядит и для чего он вообще используется. Из последнего, например, я объясняла, что такое космос. Обязательно нужно показывать визуально, объяснять даже простые слова.

Виктория и Елизавета

— Какие, например?

— Да хоть та же отвертка. Надо объяснить, что ей можно делать, показать на картинке и еще раз рассказать словами. Детям очень сложно сформировать некий фантазийный образ. Если мы читаем про какую-нибудь супергалактику, то можем ее представить. Слабослышащему ребенку сделать это трудно. Мы что-то услышали и просто совместили два слова. Допустим, робот-трансформер. Как это? Ребенку нужно его собрать, и если он что-то добавит от себя, дофантазирует, будет уже очень хорошо.

Глухие привыкли все делать по подобию. Им так проще. Из-за отсутствия слуха они не поворачиваются на звуки, не смотрят по сторонам. От этого страдает воображение, — говорит сурдопедагог Виктория, которая работает вместе с Елизаветой и переводит на язык жестов устную речь преподавателя.

В группе занимаются дети 1—2 классов. Им по 7—8 лет: слабослышащие начинают учиться в школе немного позже по сравнению с обычными школьниками. Но ребята как можно раньше осваивают чтение — зрительная информация должна компенсировать проблемы со слухом. Дома родители зачастую подписывают все предметы, чтобы ребенок запоминал названия. Если учили иностранный язык, наверняка и сами пробовали такой способ закрепления слов. Некоторые ребята к своим 7—8 годам уже научились читать по губам. Со временем, говорит Виктория, это пригодится.

На занятиях дети работают с наборами Lego Education. Это формирует базовые представления о робототехнике, информатике, математике, алгоритмике и физике. О чем-то серьезном речь не идет: детям рано знать дискриминант и теорему Виета.

О языке жестов

Упор делается на визуальную составляющую: много рисунков, наглядные схемы сборки. Программа рассчитана на 3—4 года. Как отразятся полученные знания на развитии детей, никто не знает — в компании признают, что программу они запустили в качестве эксперимента. Но программирование, решение прикладных задач и сборка конструкторов еще никому не навредили (если, конечно, не наступать на кубики босиком — эту боль явно помнит каждый).

Например, создание модели лодки, которая раскачивается на волнах, помогает ребятам понять принцип работы программы (требуется написать последовательный сценарий: спокойное море, шторм и так далее) и устройство подвижных элементов.

Слух некоторых детей утрачен не сильно. Через слуховые аппараты они нормально распознают речь — жесты на занятиях им не особо нужны. Правда, Виктория уверена, что дети со слабым слухом все-таки должны знать язык жестов: «От этого им никуда не деться. Но не все родители обучают этому… Хотят, чтобы их дети были как все».

Один и тот же жест каждый человек покажет чуть по-другому. Педагог говорит, что можно идеально запомнить язык и прекрасно понимать себя стоя перед зеркалом. Но при первом разговоре со слабослышащим окажется, что ты почти ничего не разбираешь. Сам язык устроен следующим образом:

— Есть дактильный алфавит. На руке у вас все буквы — А, Б, В, Г и так далее. Алфавит используется для имен, названий и определений. Например, я не знаю жеста «инженер» — и тогда показываю слово буквами. Или, допустим, нам нужно сказать «хорек». А жест обозначает всех грызунов. Сперва показываешь его, а потом уточняешь, что это именно хорек. В русском и белорусском дактильный алфавит совпадает. Для английского, конечно, уже все другое. В жестовой речи тоже есть отличия между языками: носители, которые с детства используют этот язык, способны понять, например, американца. Но различий хватает. Профессиональные сурдопереводчики успевают переводить все в реальном времени. Я часто переворачиваю слова так, чтобы это было понятно детям. Приходится подбирать синонимы.

Постепенно появляются новые жесты — эквиваленты терминам, которые вливаются в повседневную речь (например, «инстаграм», «ютуб» и другие). Виктория говорит, что эти жесты придумывают сами слабослышащие. Идеальным переводчиком специалист называет того, кто слышит, но родился в семье слабослышащих. Такой человек, говорит Виктория, с детства запоминает язык жестов и при этом может нормально разговаривать голосом. Получается что-то вроде двух родных языков, и переводить с одного на другой он может на лету.

Абсолютная глухота, по словам специалистов, встречается крайне редко: «Обычно это бывает при отсутствии слухового нерва или ушной улитки». На ступеньку выше по шкале находится четвертая степень тугоухости. Это не полная потеря слуха, но замечает человек только что-то очень громкое. При четвертой степени слышны звуки на уровне 70—90 децибел. Для сравнения, примерно такой гул стоит при работе пылесоса. Все, что тише, ухо не воспринимает.

Виктория замечает интересную особенность: дети совсем без слуха быстрее собирают конструктор, а слабослышащие лучше осваивают учебную программу для компьютера. Как это объяснить — непонятно, но тенденция есть. Сурдопедагог рассказывает, что у детей с приобретенной глухотой речь развивается быстрее, чем у тех, кто сразу родился слабослышащим:

— Есть дети с нарушением слуха четвертой степени, и они хорошо говорят. Да, не удивляйтесь, такое возможно. Нужна только очень большая работа родителей и педагогов.

В подтверждение тут же отчетливо доносится детский крик: «Вика! Ой, Лиза!»


Для детей такие занятия больше походят на игру — возможность собрать конструктор, поработать за компьютером. Предполагается, что в будущем сформированная база знаний поможет ребятам выучиться, скажем, на программистов.

Конструкторы в каталоге Onliner.by

Читайте также: 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
19.03.2018 в 7:46
Надеюсь у малышей все сложится хорошо. Удачи им и терпения!
Представить даже сложно, как жить без звуков!


П.с. хорек - хищник, не грызун)
19.03.2018 в 7:54
В таких ситуациях все ложится на плечи родителей и учителей..От их настойчивости и последовательности будут и изменения
19.03.2018 в 8:04
Дай Бог терпения этим девочкам, которые работают с малышами
19.03.2018 в 8:05
ООО «Сила знаний» организовало бесплатные курсы для слабослышащих детей

Государство в сторне?
19.03.2018 в 8:06
Полезное нужное люди дело организовали.Успехов Вам!
19.03.2018 в 8:06
ООО «Сила знаний» организовало бесплатные курсы для слабослышащих детей

Государство в сторне?
"SOLDYK":

А что оно там может взять?
19.03.2018 в 8:13
Хорошее дело делают !
19.03.2018 в 8:13
Уважение!!! Спасибо таким людям, кто делает что-то для таких ребят! Дай Бог счастья таким деткам
19.03.2018 в 8:17
У меня ребенок тоже слабослышащий. На Сухой было проведено много времени и в стационаре и так приезжали. Хочу сказать, что врачи там просто отличные, но вот почему у нас один центр отоларингологии на всю республику, этого я понять не могу. Люди приезжают со всей республики. В очереди на лечение заикания и дизартрии стояли почти два года. Неужели нельзя вместо бесполезных дворцов открыть в каждом областном городе центры, которые занимаются нарушением слуха?
19.03.2018 в 8:39
У меня ребенок тоже слабослышащий. На Сухой было проведено много времени и в стационаре и так приезжали. Хочу сказать, что врачи там просто отличные, но вот почему у нас один центр отоларингологии на всю республику, этого я понять не могу. Люди приезжают со всей республики. В очереди на лечение заикания и дизартрии стояли почти два года. Неужели нельзя вместо бесполезных дворцов открыть в каждом областном городе центры, которые занимаются нарушением слуха?
"Механизм":


95% заикания у детей виноваты родители, которые на их орут (ну конечно вы из 5%, ага))
Что могу сказать.... не на тех орете.
19.03.2018 в 9:01
Робототехника итак не самая простая наука, а сурдопереводом так даже не могу представить
19.03.2018 в 9:01
ООО «Сила знаний» организовало бесплатные курсы для слабослышащих детей

Государство в сторне?
"SOLDYK":

Разумеется,хайп не словишь,это ж не медальками трясти перед телекамерами.
19.03.2018 в 9:07
Все зависит только от родителей!. Педагогов.... что бы вы не говорили... их нет уже! Сильнейшие педагоги были в советское время. С детского сада г.Бобруйск ул. Семисалова дети выходили с базовыми знаниями (уже могли говорить; знали язык жестов; элементарную математику на уровне сложения и вычитания до 10; не говоря от том что умели трусы с колготками одевать).
А сейчас? После встречи выпускников пару лет назад в школе г.Бобруйска я был в шоковом состоянии.... Всем глубоко фиолетово на этих детей со стороны родителей и педагогов тоже! Дети там как в другом мире в котором сами приспосабливаются.... Теперешним выпускникам этой школы задай элементарный вопрос, не ответят.
19.03.2018 в 9:22
У меня мама сурдопереводчик, так что детство мое было наполнено слабослышащими людьми. И даже во взрослой жизни очень трепетно отношусь к таким людям. Отсутствие слуха для многих профессий - не порок. Знаю, что в Бобруйске таких людей на работу на фабрику Алмаз принимали в свое время. Часто на убере встречаю слабослышащих водителей. Если им будут доступны и другие специальности, в том числе востребованное сейчас программирование, то это будет только плюсом.
19.03.2018 в 9:25
У слабослыщащих (в зависимости от степени потери слуха) еще какой-то выбор есть - в колледже связи кто-то учится, на техника-протезиста или девочки в педагогике. Вопрос с трудоустройством встанет позже. А глухим один путь - завод за копейки, выезд на продажу мелочевки (Москва, Сочи, если повезет за границей), уборка... К сожалению у глухих, несмотря на старания родителей, шансов на хорошую работу и высокую зарплату нет. Я таких примеров не знаю. Ну может где-то есть 1-2 исключения.
19.03.2018 в 9:35
У слабослыщащих (в зависимости от степени потери слуха) еще какой-то выбор есть - в колледже связи кто-то учится, на техника-протезиста или девочки в педагогике. Вопрос с трудоустройством встанет позже. А глухим один путь - завод за копейки, выезд на продажу мелочевки (Москва, Сочи, если повезет за границей), уборка... К сожалению у глухих, несмотря на старания родителей, шансов на хорошую работу и высокую зарплату нет. Я таких примеров не знаю. Ну может где-то есть 1-2 исключения.
"alberto_rafael":

Сейчас проще. Могут стать программистами и вообще голосом не общаться с заказчиком.
19.03.2018 в 9:36
ООО «Сила знаний» организовало бесплатные курсы для слабослышащих детей

Государство в сторне?
"SOLDYK":

а разве у нас бывает иначе?) оно у нас рядом только когда можно хайпануть за чужой счет или денежек стрясти, всё остальное не интересно
19.03.2018 в 10:16
Частично потерял слух после болезней (корь и грипп последовательно) в 10-летнем возрасте - первоначальный диагноз "нейросенсорная тугоухость значительной степени", если сказать проще - я не слышу слова, сказанные шепотом (если конечно, они не произносятся в полной тишине непосредственно в ухо). Учился в обычной школе. Могу сказать, что опыт еще тот - ведь дети есть существа достаточно жестокие ("а уши на "что"", "иди уши помой" и т.п. Правда. после болезни стал учиться лучше - никто и ничто не могло отвлечь меня на уроке от занятий. :)
Хочу пожелать и самим детям и их родителям - не сдавайтесь! Слабость всегда можно превратить в силу - так как "поле возможностей" существенно сократилось, то из среднего ученика стал "отличником", получил два диплома о высшем образовании с "отличием". Также хороши развились воображение и аналитические способности, что существенно помогает мне в работе.
У слабослыщащих (в зависимости от степени потери слуха) еще какой-то выбор есть - в колледже связи кто-то учится, на техника-протезиста или девочки в педагогике. Вопрос с трудоустройством встанет позже. А глухим один путь - завод за копейки, выезд на продажу мелочевки (Москва, Сочи, если повезет за границей), уборка... К сожалению у глухих, несмотря на старания родителей, шансов на хорошую работу и высокую зарплату нет. Я таких примеров не знаю. Ну может где-то есть 1-2 исключения.
"alberto_rafael":
Абсолютно верно. Некуда им идти,учи его,не учи...финал один. Умственная деградация и работа за копейки.Спасибо государство пенсию платит.Это неплохая поддержка.
19.03.2018 в 15:52
Частично потерял слух после болезней (корь и грипп последовательно) в 10-летнем возрасте - первоначальный диагноз "нейросенсорная тугоухость значительной степени", если сказать проще - я не слышу слова, сказанные шепотом (если конечно, они не произносятся в полной тишине непосредственно в ухо). Учился в обычной школе. Могу сказать, что опыт еще тот - ведь дети есть существа достаточно жестокие ("а уши на "что"", "иди уши помой" и т.п. Правда. после болезни стал учиться лучше - никто и ничто не могло отвлечь меня на уроке от занятий. :)
Хочу пожелать и самим детям и их родителям - не сдавайтесь! Слабость всегда можно превратить в силу - так как "поле возможностей" существенно сократилось, то из среднего ученика стал "отличником", получил два диплома о высшем образовании с "отличием". Также хороши развились воображение и аналитические способности, что существенно помогает мне в работе.
"1810713":

Ваш пример не совсем корректный. Слабослышащий, с несильной потерей слуха - это почти здоровый человек. Это те, кто кто окончил массовую или 13-ю школу для слабослышащих (в Дражне). А как живут выпускники 14-й школы для глухих? Выживают при помощи близких родственников.
19.03.2018 в 15:55
У меня 25-летний слабослышащий знакомый работает без проблем в IT больше, чем за 500. И везде эти люди могу работать. Где нет критических требований к слуху, вроде музыки. И то сомневаюсь. Бетховен писах песни оглохнув
19.03.2018 в 16:02
Ваш пример не совсем корректный. Слабослышащий, с несильной потерей слуха - это почти здоровый человек. Это те, кто кто окончил массовую или 13-ю школу для слабослышащих (в Дражне). А как живут выпускники 14-й школы для глухих? Выживают при помощи близких родственников.
"alberto_rafael":


К слову, на фото именно ребята из 14-й школы.
19.03.2018 в 16:34
Частично потерял слух после болезней (корь и грипп последовательно) в 10-летнем возрасте - первоначальный диагноз "нейросенсорная тугоухость значительной степени", если сказать проще - я не слышу слова, сказанные шепотом (если конечно, они не произносятся в полной тишине непосредственно в ухо). Учился в обычной школе. Могу сказать, что опыт еще тот - ведь дети есть существа достаточно жестокие ("а уши на "что"", "иди уши помой" и т.п. Правда. после болезни стал учиться лучше - никто и ничто не могло отвлечь меня на уроке от занятий. :)
Хочу пожелать и самим детям и их родителям - не сдавайтесь! Слабость всегда можно превратить в силу - так как "поле возможностей" существенно сократилось, то из среднего ученика стал "отличником", получил два диплома о высшем образовании с "отличием". Также хороши развились воображение и аналитические способности, что существенно помогает мне в работе.
"1810713":

Ваш пример не совсем корректный. Слабослышащий, с несильной потерей слуха - это почти здоровый человек. Это те, кто кто окончил массовую или 13-ю школу для слабослышащих (в Дражне). А как живут выпускники 14-й школы для глухих? Выживают при помощи близких родственников.
"alberto_rafael":


В определенной мере с Вами согласен, привел себя в качестве примера, так как прочел, что там есть ребята, которые слышат в той или иной степени. Относительно тех, кто совсем не слышат - родной дядя глухонемой с детства, поэтому проблемы социализации людей с полной потерей слуха мне также известны.
19.03.2018 в 19:25
У меня ребенок тоже слабослышащий. На Сухой было проведено много времени и в стационаре и так приезжали. Хочу сказать, что врачи там просто отличные, но вот почему у нас один центр отоларингологии на всю республику, этого я понять не могу. Люди приезжают со всей республики. В очереди на лечение заикания и дизартрии стояли почти два года. Неужели нельзя вместо бесполезных дворцов открыть в каждом областном городе центры, которые занимаются нарушением слуха?
"Механизм":


95% заикания у детей виноваты родители, которые на их орут (ну конечно вы из 5%, ага))
Что могу сказать.... не на тех орете.
"самизнаетекто":

Есть какие-то научный доказательства или вы просто придумали?
20.03.2018 в 1:42
SOLDYK, Если вам рассказать во всех красках, КАК государство таким детям, молодым людям и неслышащим других возрастов "помогает"..... Это что-то сродни борьбы на выживаение, вся жизнь, каждый день в среде слышащих - для них квест.
20.03.2018 в 7:50
К этой статье - меньше всего комментариев!
Где вы? Комментаторы онлайнера?
Или только техно-статейку прокомментировать можете?
--
Детки-малыши, у Вас все получится. И Вы будете самыми одаренными людьми. Потому что стараетесь Вы в жизни уже с самого детства в разы сильнее обычных деток.
Спасибо людям, кто помогает таким малышам. Родителям - максимум терпения и любьви!
20.03.2018 в 7:55
самизнаетекто, жена заикается, возможно наследственное. Заикаться стал, когда пошел в детский сад. Плюс есть асимметрия языка и губ при разговоре, возможно повреждены нервные связи. Беременность была тяжелая, многие врачи говорят про органические повреждения мозга во время беременности.
21.03.2018 в 6:50
Сейчас проще. Могут стать программистами и вообще голосом не общаться с заказчиком.
"lernox":

К сожалению, нет, не проще. У глухих, кто выбирает язык жестов, довольно редко хорошо получается с образованием. И это мало зависит от страны. К тому же у них проблемы с абстрактным мышлением, а без этого программистом не стать.
21.03.2018 в 6:56
Ваш пример не совсем корректный. Слабослышащий, с несильной потерей слуха - это почти здоровый человек. Это те, кто кто окончил массовую или 13-ю школу для слабослышащих (в Дражне). А как живут выпускники 14-й школы для глухих? Выживают при помощи близких родственников.
"alberto_rafael":


К слову, на фото именно ребята из 14-й школы.
"Fredina":

Это [здесь было много идиоматических выражений] государство. Если они с 3-ей и 4-ой степенью тугоухости, то почему я не вижу детей с кохлеарными имплантами? Почему государство вполне нормальных детей по сути лишает будущего? Неужели так сложно подсчитать, что единовременное вложение средств (кохлеарная имплантация и последующая реабилитация в дошкольном и раннешкольном возрасте) и воспитание полноценного члена общества, намного выгоднее чем бесконечная трата средств на полностью глухого человека?
21.03.2018 в 7:00
У слабослыщащих (в зависимости от степени потери слуха) еще какой-то выбор есть - в колледже связи кто-то учится, на техника-протезиста или девочки в педагогике. Вопрос с трудоустройством встанет позже. А глухим один путь - завод за копейки, выезд на продажу мелочевки (Москва, Сочи, если повезет за границей), уборка... К сожалению у глухих, несмотря на старания родителей, шансов на хорошую работу и высокую зарплату нет. Я таких примеров не знаю. Ну может где-то есть 1-2 исключения.
"alberto_rafael":
Абсолютно верно. Некуда им идти,учи его,не учи...финал один. Умственная деградация и работа за копейки.Спасибо государство пенсию платит.Это неплохая поддержка.
"ЧикМак:

Спасибо государству? За что? За то что фактически угробили человека?
21.03.2018 в 13:09
Gin_Tonic, один кохлеарный имплант государство оплачивает детям. Должна быть двухсторонняя глухота или пороги слышимости выше 85 Дб, или разборчивость речи ниже 20%.
21.03.2018 в 18:16
Gin_Tonic, один кохлеарный имплант государство оплачивает детям. Должна быть двухсторонняя глухота или пороги слышимости выше 85 Дб, или разборчивость речи ниже 20%.
"Механизм":

Так почему на фото дети без имплантов и без слуховых аппаратов?
22.03.2018 в 18:13
Gin_Tonic, один кохлеарный имплант государство оплачивает детям. Должна быть двухсторонняя глухота или пороги слышимости выше 85 Дб, или разборчивость речи ниже 20%.
"Механизм":

Так почему на фото дети без имплантов и без слуховых аппаратов?
"Gin_Tonic":

А не носят дети в 14 школе слуховые аппараты. Смысл? Глухому аппарат - это как слепому очки. Что там усиливать? Аппараты слабослышащим помогают. А глухих детей учи-не учи, как ни устраивай показуху... путь один - на завод и дальнейшая жизнь в своем мирке((
27.03.2018 в 2:38
Gin_Tonic, С КИ мы ненужное ,как выглядит полуробот
27.03.2018 в 2:40
Gin_Tonic, Если носил аппарт и быстро устал мозг ,не привык шум,и другое не воспринимаю звук
27.03.2018 в 2:42
alberto_rafael, я сам учил 14 школе,глухих любой вид работа можно,люди быстро воспринимают ,из за нет слуха - нет работа