4133
19 марта 2018 в 7:41
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский

«Им сложно сформировать образ». Центр организовал бесплатные курсы для слабослышащих детей

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Вика, Юлиан и другие ребята никак не реагируют на щелчки камеры фотографа. Может показаться, что они слишком увлечены Lego — честно говоря, мы и сами боремся с желанием присоединиться к сборке роботизированной лодки в учебном классе. Но реальность более жестока: дети просто не слышат эти звуки. ООО «Сила знаний» организовало бесплатные курсы для слабослышащих детей и надеется, что в будущем уроки помогут им определиться с профессией и стать, например, инженерами или программистами. Onliner.by побывал на занятии для детей, имеющих проблемы со слухом, и узнал, как проходит такое обучение.

Не поворачиваются на звуки, не смотрят по сторонам

Преподаватель Елизавета обучает ребят основам робототехники пять лет. Со слабослышащими занимается второй год. Особенности у процесса преподавания таким детям, само собой, есть:

— У них ограничен словарный запас. Если обычным детям не нужно объяснять, что такое винт, то слабослышащим необходимо показать, как он выглядит и для чего он вообще используется. Из последнего, например, я объясняла, что такое космос. Обязательно нужно показывать визуально, объяснять даже простые слова.

Виктория и Елизавета

— Какие, например?

— Да хоть та же отвертка. Надо объяснить, что ей можно делать, показать на картинке и еще раз рассказать словами. Детям очень сложно сформировать некий фантазийный образ. Если мы читаем про какую-нибудь супергалактику, то можем ее представить. Слабослышащему ребенку сделать это трудно. Мы что-то услышали и просто совместили два слова. Допустим, робот-трансформер. Как это? Ребенку нужно его собрать, и если он что-то добавит от себя, дофантазирует, будет уже очень хорошо.

Глухие привыкли все делать по подобию. Им так проще. Из-за отсутствия слуха они не поворачиваются на звуки, не смотрят по сторонам. От этого страдает воображение, — говорит сурдопедагог Виктория, которая работает вместе с Елизаветой и переводит на язык жестов устную речь преподавателя.

В группе занимаются дети 1—2 классов. Им по 7—8 лет: слабослышащие начинают учиться в школе немного позже по сравнению с обычными школьниками. Но ребята как можно раньше осваивают чтение — зрительная информация должна компенсировать проблемы со слухом. Дома родители зачастую подписывают все предметы, чтобы ребенок запоминал названия. Если учили иностранный язык, наверняка и сами пробовали такой способ закрепления слов. Некоторые ребята к своим 7—8 годам уже научились читать по губам. Со временем, говорит Виктория, это пригодится.

На занятиях дети работают с наборами Lego Education. Это формирует базовые представления о робототехнике, информатике, математике, алгоритмике и физике. О чем-то серьезном речь не идет: детям рано знать дискриминант и теорему Виета.

О языке жестов

Упор делается на визуальную составляющую: много рисунков, наглядные схемы сборки. Программа рассчитана на 3—4 года. Как отразятся полученные знания на развитии детей, никто не знает — в компании признают, что программу они запустили в качестве эксперимента. Но программирование, решение прикладных задач и сборка конструкторов еще никому не навредили (если, конечно, не наступать на кубики босиком — эту боль явно помнит каждый).

Например, создание модели лодки, которая раскачивается на волнах, помогает ребятам понять принцип работы программы (требуется написать последовательный сценарий: спокойное море, шторм и так далее) и устройство подвижных элементов.

Слух некоторых детей утрачен не сильно. Через слуховые аппараты они нормально распознают речь — жесты на занятиях им не особо нужны. Правда, Виктория уверена, что дети со слабым слухом все-таки должны знать язык жестов: «От этого им никуда не деться. Но не все родители обучают этому… Хотят, чтобы их дети были как все».

Один и тот же жест каждый человек покажет чуть по-другому. Педагог говорит, что можно идеально запомнить язык и прекрасно понимать себя стоя перед зеркалом. Но при первом разговоре со слабослышащим окажется, что ты почти ничего не разбираешь. Сам язык устроен следующим образом:

— Есть дактильный алфавит. На руке у вас все буквы — А, Б, В, Г и так далее. Алфавит используется для имен, названий и определений. Например, я не знаю жеста «инженер» — и тогда показываю слово буквами. Или, допустим, нам нужно сказать «хорек». А жест обозначает всех грызунов. Сперва показываешь его, а потом уточняешь, что это именно хорек. В русском и белорусском дактильный алфавит совпадает. Для английского, конечно, уже все другое. В жестовой речи тоже есть отличия между языками: носители, которые с детства используют этот язык, способны понять, например, американца. Но различий хватает. Профессиональные сурдопереводчики успевают переводить все в реальном времени. Я часто переворачиваю слова так, чтобы это было понятно детям. Приходится подбирать синонимы.

Постепенно появляются новые жесты — эквиваленты терминам, которые вливаются в повседневную речь (например, «инстаграм», «ютуб» и другие). Виктория говорит, что эти жесты придумывают сами слабослышащие. Идеальным переводчиком специалист называет того, кто слышит, но родился в семье слабослышащих. Такой человек, говорит Виктория, с детства запоминает язык жестов и при этом может нормально разговаривать голосом. Получается что-то вроде двух родных языков, и переводить с одного на другой он может на лету.

Абсолютная глухота, по словам специалистов, встречается крайне редко: «Обычно это бывает при отсутствии слухового нерва или ушной улитки». На ступеньку выше по шкале находится четвертая степень тугоухости. Это не полная потеря слуха, но замечает человек только что-то очень громкое. При четвертой степени слышны звуки на уровне 70—90 децибел. Для сравнения, примерно такой гул стоит при работе пылесоса. Все, что тише, ухо не воспринимает.

Виктория замечает интересную особенность: дети совсем без слуха быстрее собирают конструктор, а слабослышащие лучше осваивают учебную программу для компьютера. Как это объяснить — непонятно, но тенденция есть. Сурдопедагог рассказывает, что у детей с приобретенной глухотой речь развивается быстрее, чем у тех, кто сразу родился слабослышащим:

— Есть дети с нарушением слуха четвертой степени, и они хорошо говорят. Да, не удивляйтесь, такое возможно. Нужна только очень большая работа родителей и педагогов.

В подтверждение тут же отчетливо доносится детский крик: «Вика! Ой, Лиза!»


Для детей такие занятия больше походят на игру — возможность собрать конструктор, поработать за компьютером. Предполагается, что в будущем сформированная база знаний поможет ребятам выучиться, скажем, на программистов.

Конструкторы в каталоге Onliner.by

Читайте также: 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by