Вслед за IT-страной в Беларуси ненароком появятся и IT-города, они же технологии смарт-сити. В некоторых мегаполисах подобные проекты уже используются, но для большинства жителей они незаметны. Умные алгоритмы регулировки светофоров в зависимости от плотности трафика, централизованные базы данных по оплате различных услуг, автоматизация работы коммунальных служб — сферы применения можно перечислять долго. За подробностями концепции умных городов и реалистичности их внедрения в Беларуси Onliner.by обратился к Александру Смирнову, директору по развитию бизнеса на Ближнем Востоке компании Gurtam, работающей в отрасли телематики.
— Когда умные города появятся в Беларуси?
— Важно, чтобы все эти проекты реализовывались на уровне государства и воспринимались гражданами как нечто естественное. Парк высоких технологий получил хорошие возможности для работы и создания экосистем. Многое появляется как будто незаметно для нас.
Например, в Дубае есть система объединенного электро- и водоснабжения DEWA. Это электронная платформа, которая объединяет все платежи и учет расхода электроэнергии и воды. Нужно просто зайти в профиль и оплатить банковской картой все расходы.
— Звучит точно как ЕРИП. Или нет?
— Да, именно. Дубай очень быстро подхватывает то, что пробовалось где-то в других странах. В Беларуси, как вы сами заметили, тоже много чего реализовано. Видишь здесь привычные для нас вещи, потом выезжаешь за рубеж и удивляешься, что там чего-то нет.
— Но в случае с Беларусью заметен большой разрыв между разными сферами: говорим сейчас об умном городе, а в регионах школьные автобусы в снегу застревают. Как-то одно плохо вяжется с другим.
— Это приходится наблюдать в разных странах. С одной стороны, наметилась тенденция перехода ко всему умному. С другой — есть проблемы с теми же дорогами. Дело в том, что IT-сфера предлагает решения, которые должны дойти до соответствующих служб.
В Дубае, например, трассы может замести песком, а не снегом, но суть не меняется. На этот случай транспортная организация использует технологии и борется с возникающими проблемами. Соответственно, наше ЖКХ тоже может работать со смарт-проектами. Где произошла поломка, какой участок замело снегом — технологии способны быстро установить очаг проблемы.
Необходимо налаживать диалог, а для этого требуется прослойка специалистов в сфере implementation — внедрения технологий в сферу ЖКХ в данном случае.
— Вместе со смарт-сити часто упоминают интернет вещей, говоря, однако, о нем абстрактно. Можете привести конкретный пример?
— Передача информации от любого объекта — дом, машина, качели, мусорный ящик — на какую-то платформу в интернете.
— Это уже много где реализовано, а преподносится как нечто революционное.
— Технологию нужно назвать, чтобы она существовала как понятие. Например, транспортная телематика существует давно — мы этим бизнесом уже 15 лет занимаемся. Хотя наше «облачное» решение появилось не очень давно — в 2009 году, и для того времени считалось большим прорывом.
Интернет вещей — идеология, которую пытаются сейчас внедрять во все. Окей, мы понимаем, как отслеживать автомобили. Но мусорные ящики и, например, счетчики в домах еще не подключены к единой платформе. Насколько я знаю, в некоторых новых домах Минска такое есть, но в большей части еще ничего не подключено. Проникновение телематики в сфере транспорта тоже еще недостаточно большое: от 2—3 до 20 процентов — в зависимости от страны.
На перенос хотя бы этой сферы в интернет нужно много времени. Просто вы связаны с этой областью, поэтому знаете об используемых технологиях. А на самом деле люди не в курсе, какие средства они могут высвобождать и каким образом увеличивать эффективность благодаря правильному внедрению телематики и других решений.
— Подобные технологии нужно добавлять повсеместно. Сможете объяснить начальнику ЖКХ, зачем ему нужно купить датчики для мусорных контейнеров?
— Для достижения масштабируемости проекты должны внедряться на государственном уровне. Посредством указаний и распоряжений делать это, конечно, неправильно — нужно убедиться в эффективности мер на практике.
Cамый простой способ доказать преимущества IT-решений — показать, как было до них и как будет с ними. Приходим к директору предприятия: вот сколько вышло из строя автомобилей из-за несвоевременного техобслуживания, вот сколько штрафов собрали водители — это же все затраты. А мы сокращаем расходы на топливо на 10%, и это только начало. На грузовик у компании может уходить около $24 тысяч в год. Берем автопарк из ста машин — получаем экономию в $240 тысяч.
С датчиками для мусорных контейнеров все тоже предельно четко. Подключение к единой платформе расскажет нам, какие емкости заполнены, а какие нет, какие из них заполняются раньше, а какие позже. Все это даст возможность более правильно планировать рейсы водителей уборочной техники. Не говоря уже о том, что можно будет предотвращать кражи контейнеров.
Нужно оснастить датчиками автомобили, чтобы контролировать время выполнения работы, отклонения от маршрута, получать уведомления о состоянии машины и водителя. Теперь сделайте расчет по моему первому примеру во всех этих процессах и сравните с тем, что есть сейчас. Покажите начальнику ЖКХ, сколько удастся сэкономить средств и сколько выгоды получит его подразделение. Уверен, это десятки или даже сотни тысяч рублей. В итоге этот руководитель, увидев реальные цифры экономии, определенно задумается об использовании технологий в своей организации.
— Получается, для повышения эффективности нужно убрать человеческий фактор? Не инженер и бухгалтер должны вести отчетность, а смарт-система?
— Процессы могут быть отданы машинам: условно говоря, автономный транспорт выполнит не девять рейсов, а пятнадцать. Но принятие любых решений должно остаться за человеком. Нужно понимать, что мы отдаем на откуп машинам, а что оставляем себе.
— Концепция умного города хорошо ложится на блокчейн. Планируете разработки с этой технологией?
— Вопрос в ценности. Вы ее здесь видите?
— Децентрализованность защитит те же транспортные и энергетические системы от, например, хакерских атак.
— Абсолютно верно. Суть всех технологий — интеграция. Но мы не пытаемся сделать одну универсальную платформу для всего. Нет, это должны быть блоки, которые качественно обрабатывают информацию и дают результат.
Пока мы видим, что в нашем телематическом направлении нужно много чего сделать. Весь наступивший год будет посвящен повышению эффективности.
— Павел Дуров недавно открыл в Дубае офис и похвалил местное законодательство в отношении IT-бизнеса. Что же там такого хорошего?
— Да, в этом городе (наверное, как нигде в мире) видят потенциал инноваций и особенно тех разработок, которые дают IT-компании. Поэтому правительство Дубая создает специальные условия для привлечения компаний из этой сферы. Возьмите, к примеру, целые районы этого мегаполиса, которые нацелены на сферу IT — Internet City, Dubai Silicon Oasis. Там располагаются как солидные компании, так и стартапы, каждый месяц проводится масса конференций, конкурсов и выставок, посвященных IT, смарт-технологиям. Отдельные компании получают поддержку в виде грантов или иных субсидий.
Дубай, может быть, не настолько эффективен в налоговом плане — с 1 января в ОАЭ и Саудовской Аравии действует 5-процентный НДС. Мы открыли там офис с одной целью — оказание поддержки местным партнерам. Саудовская Аравия, к слову, тоже является хорошим вариантом для офиса. Я только вернулся оттуда и хочу сказать, что мы многого об этой стране не знаем и думаем о ней стереотипно. Она стала прогрессивной, люди хотят развивать технологии.
— Сейчас в Беларуси много стартапов. В Эмиратах тоже такое есть?
— В Дубае такого масштаба нет, но все это приветствуется — стартапам обеспечивают отличные условия, как я уже упомянул ранее. А у нас стартапы появляются потому, что в конце семидесятых, если не ошибаюсь, в Беларуси было больше всего людей с высшим образованием среди жителей СССР. Существовала сильная концентрация интеллекта, и уже их дети и внуки — результат таких показателей.
— Все сводится к IT-бизнесу. А что делать без льгот нашим заводам?
— Замечу, что теперешние белорусы — совсем не те, что были в девяностые годы. Не надо этих переживаний за бизнес: экономика выправится самостоятельно. У нас хорошее геополитическое расположение, налажены связи как с восточными, так и западными странами. Все это будет использовано для еще большего повышения качества жизни в Беларуси. Мы же транспортный узел, еще со времен пути из варяг в греки. Многие вещи должны решаться внутри людей.
— И что белорусам надо изменить в себе?
— Нужно более позитивно смотреть на вещи и повышать социальную ответственность. Видишь лужи и ямы — залатай сам или призови службы, инструменты же есть. Да, так делается, но когда у людей возникнет чувство «это же мое, я хозяин земли», тогда процесс пойдет быстрее.
Если взглянуть на будни иностранцев, у них все распланировано. Спортзал, завтрак, активность, вечером «аут» — что-то обязательно должно принести эмоциональное удовольствие. Прогулка, кино, кафе — что угодно. А у многих белорусов, к сожалению, может быть одно дело за весь день. Мы должны требовать от себя радости.
Камеры CCTV в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by