Имя Трэвиса Каланика вряд ли скажет вам что-нибудь — «наверное, какой-то американец, но не факт». Может, кто-то слышал об этом человеке как о миллиардере, однако немногие свяжут его с Uber. Кто же такой Каланик? Человек, который случайно попал в струю, или бизнесмен, увидевший поле непаханое в сфере перевозок? Сегодня созданная им компания имеет оборот $6,5 млрд, тысячи сотрудников, оценивается почти в $70 млрд, но… по большому счету это лишь мобильное приложение, хоть и очень успешное.
Трэвис Каланик действительно американец, он родился в пригороде Лос-Анджелеса в Калифорнии в августе 1976 года. Его родители не были связаны с технологиями никоим образом. На тот момент Бонни Горвиц и Дональд Каланик занимались вполне обыденными вещами: мать Трэвиса трудилась в рекламном отделе газеты Los Angeles Daily News, отец был инженером.
Детство будущего миллиардера, судя по всему, не было насыщено какими-то яркими событиями: Трэвис ходил в школу, где сталкивался с обычными для этого возраста проблемами, и мечтал стать шпионом. Если верить немногочисленным источникам, желание добиться большего пришло к нему еще в школе. Как и Илон Маск, Трэвис получал тумаки от старших школьников. Жаловаться не было смысла, поэтому он занялся спортом, решив для себя: «Этого больше не будет». И стал агрессором, каким остается по сей день.
В остальном это был среднестатистический подрастающий американец, который еще только собирается реализовать свою мечту. Если она действительно на тот момент уже сформировалась. В любом случае она не была связана с высокими технологиями: парень намеревался пойти по стопам матери и стать рекламщиком.
Будучи подростком, он занялся торговлей ножами, путешествуя от дома к дому и предлагая товар домохозяйкам. В этом он немного походит на Джона Макафи, который в юности подрабатывал, продавая аналогичным способом подписки на журнал. Надолго Трэвиса не хватило: либо просто надоело, либо ему пришлись не по душе прямые продажи и многоуровневый маркетинг.
В 18-летнем возрасте Каланик-младший начал свой собственный бизнес — подготовительные курсы под названием New Way Academy, ориентированные на поступающих в вузы. Он и его партнер помогали учащимся заключительных классов школ максимально эффективно сдать тесты SAT, которые оценивают степень готовности к дальнейшему обучению и то, насколько хорошо усвоена школьная программа. Сам Трэвис якобы смог набрать в этих тестах 1580 баллов из 1600 возможных.
Грех было не воспользоваться собственными же наработками, и будущий основатель Uber, активно осваивавший компьютерную грамоту еще в средней школе, поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA), где изучал, грубо говоря, программирование и информатику. Пытался, но, как это нередко случается с успешными людьми, бросил учебу. Ради первого серьезного проекта — интернет-сервиса Scour. Стартап появился в 1997 году, он имел все шансы стать очередным интернет-гигантом, если бы не злые правообладатели.
Scour представлял собой поисковый сервис с возможностью обмена файлами между пользователями, когда Napster только маячил на горизонте. Нет, Трэвис Каланик не был его основателем, в 1998 году он лишь присоединился к команде из пяти студентов, придумавших платформу. Примерно в это же время Scour получил инвестиции от бывшего президента Disney Майкла Овитца, а также фонда миллиардера Рональда Беркла. Один из предшественников «торрентов» начал активное развитие, расширив спектр сервисов.
Napster наседал, и, чтобы оставаться в конкурентном поле, Scour, использующий протокол SMB, запустил собственный сервис P2P Scour Exchange. Одновременно платформа старалась объединить пользователей в едином аналоге того, что принято называть социальными сетями. Все шло хорошо до лета 2000 года.
Падение Scour было таким же стремительным, как и взлет. Сразу несколько гигантов, среди которых оказались Ассоциация звукозаписывающих компаний и Ассоциация кинокомпаний, выдвинули серьезные претензии стартапу. Несложно догадаться, в чем они заключались. Утверждалось, что в Scour доступны почти 2 млн защищенных авторским правом файлов, а в сети в каждый момент находится 25 тыс. пользователей (по другим данным — 250 тыс.). Позже была озвучена традиционно безумная для США сумма ущерба — $250 млрд. Scour не могла доказать свою непричастность к размещенным в сети файлам, и ей не оставалось ничего другого, кроме как подать на банкротство.
Трэвис ненадолго остался «безработным» и менее чем через полгода после закрытия Scour запустил стартап Red Swoosh. Он представлял собой легальный сервис обмена большими файлами, но во многом напоминал Scour. Целью создателей платформы было добиться максимальной эффективности ее работы (быстро, дешево). Партнером Каланика выступил сооснователь Scour Майкл Тодд, с которым у будущего миллиардера вскоре случился конфликт.
Сложностей добавил обвал фондового рынка после сентябрьских событий 2001 года. Трэвис ради экономии отказался от офиса и работал дома у матери, было принято спорное решение использовать нелегальную схему для привлечения средств на развитие. Все указывало на то, что Red Swoosh не взлетит. Тем временем пути с Тоддом окончательно разошлись, но Каланик смог найти инвестиции, и проблема (в том числе с законом) была закрыта.
Почивать на лаврах пока не получалось, и в 2006 году команда разработчиков во главе с основателем отправилась в Таиланд. Нет, не на отдых, а работать — затраты в этой стране намного меньше, чем в США. Да и сотрудники были рады поработать в не совсем обычной обстановке.
Параллельно Каланик решил сделать вид, что заинтересован в том, чтобы занять пост губернатора Калифорнии. В 2003-м он запустил сайт, продвигающий его в качестве независимого кандидата, хоть и не собирался возглавить штат. Кроме того, противостоять Шварценеггеру способен не каждый. Еще одним достижением бизнесмена в этот период мог бы стать мировой рекорд в теннисную игру на Nintendo Wii (в составе Wii Sports). Эту информацию нередко преподносят как факт, опуская подробности. На деле же эта история из разряда «пройти „Ну, погоди!“ до конца и посмотреть мультик», то есть придумана чуть более, чем полностью.
Закономерно или нет, однако в 2007 году настало время проститься с выросшим стартапом. Покупателем Red Swoosh выступила компания Akamai, предложившая Трэвису стать миллионером — за сервис выложили $19 млн. Забавно, но некоторые издания причисляют и второй стартап к неудачам Каланика. Что же тогда считать успехом?
Испортили ли его деньги? Сложный вопрос. Те, кто знал Каланика с начала его карьеры, высказывают разные точки зрения. Одни считают его беспринципным человеком, который готов идти по головам ради собственного успеха. Другие поддерживают его действия — «иного способа добраться до вершины нет». Все сходятся во мнении: Каланик — трудоголик.
«Свобода!» — воскликнул Трэвис, получив деньги. Ну, вероятнее всего. Иначе как объяснить его затянувшиеся каникулы. Первый год бытности миллионером он бесконечно путешествовал, посетив Испанию, Японию, Грецию, Исландию, Гренландию, Гавайи, Францию, Австралию, Португалию, Капе Верде и Сенегал. Часть стран — несколько раз. Но сидеть без дела? Не для Каланика.
«Хм… А не выпустить ли мне мобильное приложение Uber? Да, хорошая идея. Так и поступлю», — подумал наконец Трэвис. На самом деле все было немного сложнее.
Есть пара историй о том, как именно родился «Убер». Согласно наиболее правдоподобной, концепт появился во время посещения Трэвисом конференции LeWeb в Париже в декабре 2008 года. Здесь он познакомился с основателем рекомендательного сервиса StumbleUpon Гарретом Кэмпом, который и поделился идеей с будущим партнером по бизнесу. Он видел сервис как платформу для заказа автомобилей класса люкс, но без необходимости платить $800 за поездку (во столько как-то обошлась дорога Кэмпу). Другая история преподносит рождение Uber как инсайт Трэвиса Каланика: стоит он такой, неприкаянный, на улице и не может вызвать такси. И внезапно ему в голову приходит гениальная мысль. Дальнейшие события развивались одинаково.
Спустя некоторое время, уже в 2009-м, Каланик и Кэмп начали плотно трудиться над будущим проектом. Дома у Трэвиса они устроили мозговой штурм и создали завершенный образ UberCab (от второго слова в названии позже по ряду причин пришлось отказаться).
«Вызвать машину одной кнопкой», — так примерно можно озвучить идею стартапа. Объединять на одной платформе существующие службы перевозок не планировалось. Дело в том, что и у Трэвиса имелся неприятный опыт общения с профессиональными водителями: во время одной из поездок он повздорил с таксистом и якобы был вынужден выпрыгнуть из движущейся машины. Правда, случилось это в Мексике. А учитывая вздорный характер мужчины, инициатором конфликта мог стать он сам. В любом случае подобная причина кажется несколько притянутой за уши.
Вначале к системе предполагалось подключать только черные дорогие тачки, появилась первая версия приложения UberCab. Однако от такого подхода вскоре отказались. В июне 2010 года сервис заработал в Сан-Франциско, и инвесторы, которые не видели особенных перспектив, начали менять точку зрения. Летом того же года Uber получил $1,25 млн в рамках так называемого «посевного финансирования». Источником средств стала компания First Round Capital друга Каланика.
Кстати, Каланик поначалу не желал слишком усердствовать на работе, выступая в качестве своего рода советника. Поэтому пост главы компании занимал Райан Грейвс, который до этого откликнулся на призыв в Twitter. Однако постепенно Трэвис вошел во вкус и менее чем через год взял бразды правления в свои руки. Грейвс получил должность вице-президента, в которой находился до августа 2017 года (сейчас он входит в совет директоров).
В мае 2011-го Uber появился в Нью-Йорке и начал быстро распространяться сперва по американским городам, а к концу того же года стал международным, когда приложение запустили в Париже. Сейчас сетями компании оплетены более 600 городов. Создатели Uber намеренно игнорировали многие правила, характерные для индустрии такси. Это не нравилось (и не нравится) специализированным службам, однако особого успеха в борьбе с Uber им достичь не удалось, за редким исключением. В качестве примера можно привести ситуацию, когда перевозчиков обязывают иметь стоянки для автомобилей, обеспечивать дополнительную безопасность пассажиров. Детища Каланика это не касалось — это же просто приложение для мобильника. И, кроме того, сам сооснователь Uber «никому ничего не должен». Так можно? Да, если только в США на тебя работает несколько сотен лоббистов.
«Самая сильная черта Трэвиса заключается в его способности сносить начисто все преграды на пути к цели. Наиболее слабая черта Трэвиса заключается в этом же», — заявил как-то один из инвесторов Uber миллиардер Марк Кьюбан. Вероятно, неумение держать себя в руках, наплевательское отношение ко всем вокруг считается почти нормой в Кремниевой долине — без этого будет сложно оказаться на IT-олимпе. Кроме того, Каланика называют «трудоголиком» (как-то его даже заметили с ноутбуком в стриптиз-клубе), а такие люди требуют аналогичного подхода к жизни от окружающих. И многим это не нравится.
В 2015 году Каланик, Кэмп и Грейвс впервые пробрались в список богатеев по версии Forbes. Состояние первых двух оценили тогда чуть менее чем в $6,5 млрд, Грейвса — в $1,6 млрд. Однако что за история без драмы: черная полоса в жизни Трэвиса началась в 2014-м, и старт ей дал он сам. В интервью журналу GQ он назвал собственный сервис отличным способом завлекать женщин, чем возмутил общественность. Став «совсем публичным», Каланик пожинает плоды популярности: даже чих не остается незамеченным. «Чихает» сооснователь Uber, как и его компания, много и регулярно. В 2016-м Uber признала поражение в Китае: за внушительную долю в местном конкуренте Didi Chuxing Каланик отказался от экспансии в этой стране. Останься он здесь, финансовых потерь было бы не избежать, уверены эксперты.
К настоящему моменту Трэвис Каланик после череды громких скандалов и требований акционеров покинул пост главы Uber, рассорился с крупными инвесторами. Он уже не пользуется собственным сервисом, как раньше, предпочитая наемного водителя. Весной 2017-го бизнесмену досталось от бывшей подружки, с которой он встречался на протяжении двух лет: она рассказала о сексизме, царящем в компании, и визите топ-менеджеров в эскорт-караоке-бар в Южной Корее. По большому счету, кому какое дело? Но, оказывается, такие вещи надо делать тайно. Весной же погибла его мать и серьезно пострадал отец, начался конфликт между Uber и Google из-за технологий беспилотных автомобилей. Остается открытым вопрос финансового благополучия компании: 2016 год завершился для нее с минусом в $2,8 млрд при общей сумме поездок $20 млрд. Каким будет 2017 год, покажет время. Но это уже другая история.
Смартфоны в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by