«Это не выдумка белорусского законодательства». Разбираемся в «налоге на Google»

39 693
13 декабря 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

«Это не выдумка белорусского законодательства». Разбираемся в «налоге на Google»

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Зарубежные компании с 1 января следующего года ожидает новый налог, который в народе прозвали «налогом на Google». Касается он не только поискового гиганта, но и вообще многих компаний и их услуг — мы пользуемся ими каждый день и не задумываемся, что сервисам и сайтам придется либо платить в белорусскую казну НДС, либо их гипотетически могут у нас закрыть (хотя почти наверняка до этого не дойдет).

Смысл налога в том, что иностранные компании, которые оказывают цифровые услуги физлицам на территории Беларуси, должны уплачивать налог на добавленную стоимость. Сейчас же они этого не делают. Как изменения коснутся обычных пользователей и пора ли искать замену Google, мы узнали у адвоката из адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Алексея Короля.

Мировая практика

— Зачем этот налог нужен?

— Сразу скажу: это не выдумка белорусского законодательства. Такой же налог действует и в Евросоюзе, и в России. Беларусь, внедрив новое правило в свое законодательство, стала в один ряд с другими государствами. Страна нашла еще один источник пополнения бюджета — общепринятый и признаваемый иностранными компаниями вроде Google, Amazon. Они с этим налогом уже сталкивались и знают о нем. Проблем с регистрацией и ведением таких компаний не будет. Если смотреть на опыт России, то первыми зарегистрируются крупные и всемирно известные компании — Netflix, Google, Airbnb и другие.

— Россия — огромный рынок, и компаниям есть смысл под него подстраиваться. А потеря Беларуси для Google и Netflix не будет столь критичной. Вдруг эти корпорации просто решат не заморачиваться с новым налогом?

— Заморочек на самом деле нет. Возможно, и расходов для Booking или Apple не будет, а издержки лягут на разработчиков либо физлиц. Также надо понимать, что у нас нет механизмов понудить эти компании зарегистрироваться в Беларуси. Риск только один — репутационный. Представьте: Facebook или Google не платит налоги — это большой ущерб их имиджу. Рисков, что белорусам закроют доступ в соцсети или поисковики, нет. Будут ли компании регистрироваться? Думаю, да. Для них это совершенно не проблема.

Под «налог на Google» попадет практически все, чем мы пользуемся при работе и досуге за компьютером, смартфоном, приставкой.

— Но в худшем случае, если белорусская сторона пойдет на принцип, тот же Google должны будут заблокировать в нашей стране?

— Чисто теоретически, из-за несоблюдения белорусского законодательства, такое может произойти. Но риск настолько маловероятен, что его и рассматривать не стоит. Если посмотреть на список зарегистрированных в России компаний, то там сотни названий — и неизвестных, и знакомых каждому. 

Более того, когда стало известно о введении такого налога, зарубежные компании обращались к нам за разъяснениями: спрашивали, попадают они или нет под налог — то есть они сами хотят соблюдать законодательство. Главный принцип работы крупной международной компании — чистота. Как могут крупные компании с одной стороны бороться, к примеру, с пиратством, а с другой — не платить налоги, нарушая законодательство? В случае с мелкими компаниями, конечно, делать прогнозы сложнее.

Под «налог на Google» попадет практически все, чем мы пользуемся при работе и досуге за компьютером, смартфоном, приставкой: игры, социальные сети, приложения, стриминговые и облачные сервисы, электронные книги, торговые площадки. Особенность налога — услуги должны целиком оказываться в цифровом виде. Благодаря этому часть зарубежных компаний освобождаются от дополнительных расходов:

— Например, мы покупаем цифровую версию книги и скачиваем ее на свою читалку. В таком случае компания должна уплатить налог. А если заказали через зарубежный сайт физическую копию книги и вам прислали ее в бумажном варианте по почте, то магазину не нужно платить налог. То же самое с компьютерными играми: за доступ к ней нужно заплатить, а за покупку дисковой копии — нет.

Налог будет на совести компаний

Заодно налог вынуждены будут платить сервисы, которые предоставляют услуги подписки — это касается не только музыкальных и видеосервисов (Apple Music, Netflix и так далее), но и сайтов газет, которые распространяют контент по платной модели. Покупка пространства на облачном хранилище тоже попадает под новый налог.

Компаниям не обязательно открывать в Беларуси свои представительства и вообще как-то здесь присутствовать: все можно будет делать удаленно. Достаточно только стать на учет в налоговом органе Республики Беларусь. Налоговая пришлет логин и пароль от личного кабинета, через который будет вестись вся работа.

Налог в размере 20% уплачивается раз в квартал. Он будет высчитываться из стоимости интернет-услуг, оказанных физическим лицам, с учетом суммы НДС. Для расчета суммы налога стоимость услуг нужно будет умножить на 20 и разделить на 120: продали тысячу игр по сто рублей — налог ориентировочно составит 16,5 тысячи рублей. Любопытный момент: «Налоговой, по сути, будет сложно убедиться в достоверности информации о размере дохода, полученного иностранными компаниями при оказании цифровых услуг. Это остается, скажем так, на совести иностранных компаний. В России налоговые органы заявляли, что если возникнут подозрения насчет подаваемых сведений, то потребуют подтверждения. Видимо, у нас будет такой же вариант».

Если в нашей стране уже есть присутствие зарубежной компании в форме зарегистрированного юридического лица, то нужно смотреть, кто именно оказывает услугу (например, какие-то рекламные услуги): белорусское юрлицо или иностранная компания. В первом случае будет обычный «внутренний НДС», который уплачивают белорусские субъекты. Во втором же — о «налоге на Google», который должен быть уплачен непосредственно иностранной компанией.

Именно по этой причине налог вообще и вводят — он касается отношений между зарубежными компаниями и отечественными физлицами: «Налог на Google» уравнивает условия для работы белорусских и заграничных компаний».

— Как налог коснется самих пользователей?

— Это зависит от действий конкретных компаний. Допустим, мы покупаем музыкальный альбом в Google Play Music. Во-первых, Google может вложить стоимость налога в цену услуги или товара, то есть альбом подорожает для нас на 20%. Во-вторых, компания может уменьшить свою маржу, не меняя цену товара. В-третьих, «бремя расходов» может быть возложено на правообладателя — доход музыкального лейбла или артиста от продажи альбома станет меньше.

В России компании поступают по-разному. Sony, например, не стала повышать цены на игры в своем сервисе. Также ожидалось увеличение цен на стоимость арендуемого жилья. А по итогам исследования оказалось, что они даже меньше стали. Так что все зависит от конкретного субъекта. Можно предположить, что у нас будут применяться те же подходы, которые компании используют на российском рынке.

В той же России Google увеличила стоимость приложений в магазине мобильных приложений, а Apple переложила налог на разработчиков программ и игр. Похоже, аналогичная ситуация будет и у нас: Google уже разослала письмо подписчикам Google Play Music, в котором сообщила о подорожании подписки на 20% в связи с новым налогом.

— Если налог затрагивает сервисы типа Airbnb, то авиакомпаниям тоже придется платить? Мы ведь покупаем билет на рейс в электронном виде.

— Мы покупаем перелет, а саму услугу человек получает физическим способом. То есть это прямое исключение, предусмотренное Налоговым кодексом. Airbnb регистрируется потому, что оказывает услуги физическим лицам, которые сдают жилье здесь — в Беларуси. А то, что белорусы пользуются сервисом для бронирования заграничных квартир и домов, неважно.

Получается, что в случае с Airbnb и другими подобными сервисами подорожание может коснуться только белорусов, которые сдают в нашей стране жилье. И только при условии, что компании переложат 20% НДС на плечи арендодателей.

Может даже случиться так, что налог будет стимулировать зарубежные компании расширять в Беларуси свое присутствие: «С одной стороны, это еще один повод заявить: Беларусь — европейское государство. С другой, компании должны будут вести отчетность о реализации своих товаров и услуг в Беларуси, то теперь им нужно это делать. Посмотрев на статистику, компания может подумать: раз дела идут хорошо, то нужно больше внимания уделить этой стране и пользователям. Глядя на размер выручки, компании поймут, насколько им интересен наш рынок».


Первые итоги о работе налога узнаем весной, когда закончится первый квартал 2018 года и компании должны будут подать первые сведения о доходах с физлиц Беларуси. А пока что смело гуглим, смотрим сериалы, качаем игры и слушаем музыку в стриминг-сервисах. Ведь мало ли что.

Компьютеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by