Не каждый стартап становится компанией. История SayMask от демки до поглощения

8870
30 октября 2017 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич

Не каждый стартап становится компанией. История SayMask от демки до поглощения

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич

Истории о том, как из маленькой команды вырастает феноменально огромная компания, остались, по сути, в прошлом. В нынешних реалиях большие компании стараются пораньше поглотить стартапы с интересными технологическими наработками. Примером может служить белорусская SayMask, перед которой раскинулся огромный рынок, но на его покорение банально не хватило ресурсов.

В гости в редакцию Onliner.by пришел Денис Кондратович, успешный белорусский IT-предприниматель, который стоял у истоков «MaeSens» и Eventer.by. Дениса уже можно назвать серийным предпринимателем: он поучаствовал в запуске не одного технологического продукта, нашедшего свою аудиторию. Последний такой проект — SayMask.

— Примерно год назад мы начали делать технологию, похожую на MSQRD, — сделали маски, добились приличного уровня. Но у нас была другая бизнес-модель: мы решили продавать эту технологию бизнесу — делали платное встраивание подобного функционала. Мобильные приложения были в Google Play и AppStore, но сугубо для демонстрации. Мол, посмотрите, как мы умеем, давайте работать вместе.

Поиски себя в B2B

— Почему решили ориентироваться сразу на бизнес, а не ловить хайп на массовом пользователе?

— Потому что ловить хайп — это сложная и высокорискованная история. Мы чувствовали, что можем разработать технологию, но не видели прорывного хайпового направления, так как на тот момент это была сложная и уникальная технология. Мы входили в бизнес, который только начинал зарождаться.

Да, многие компании купили себе стартапы в этой сфере, однако был еще длинный список проектов, которые не стоят миллиарды, но нуждаются в такой технологии. Самостоятельно они не могут ее разработать, но готовы лицензировать. И в расширении подобной B2B-модели мы видели огромную перспективу. Плюс мы не рассчитывали на быструю продажу и собирались планово строить большой бизнес, на котором мы будем зарабатывать, а не привлекать пользователей с массового рынка и пытаться их монетизировать.

— Я так понимаю, заработать на обычных пользователях в данном случае довольно сложно.

— Это делается скорее для демонстрации. Если ты просто продаешь технологию — это одна история. Если же ты продаешь технологию, которая доказала, что будет популярной у конечного пользователя, — это совсем другая история. А потому гораздо дороже можно продать свою техническую базу, если ты доказал, что продукты, которые она создает, пользуются у людей спросом.

Рынок только зарождается

— Такую технологию стало проще продать после громкого успеха белорусского стартапа, приобретенного компанией Facebook?

— Мы даже не успели добраться до широкого маркетинга, чтобы во всеуслышание заявить, что делаем продукт для B2B. Клиенты появлялись сами и с самыми разнообразными кейсами. Различные приложения и медийные агентства поняли, что могут использовать маски как маркетинговый инструмент.

Например, к нам обратился крупный российский хоккейный клуб. Знаете, в перерывах матчей на экранах часто показывают зрителей. Это могут быть парочки, которые должны поцеловаться. Клуб хотел предложить своим спонсорам расширенный пакет, чтобы контент в виде брендированных масок можно было надевать во время перерывов. Например, шапки с брендом клиента.

И мы поняли, что подобных кейсов может быть много. К нам обратился всего один клуб, но его кейс в будущем можно было бы расширить на десятки и сотни других по всему миру.

Также мы работали с московским агентством, которое продвигало корм для животных. Они хотели разместить в людных местах стенды, превращающие прохожих в котиков, которым бы в рот залетал корм. Очень забавный кейс, который показывает, что рынок еще только зарождается. Есть еще множество кейсов, в которых данную технологию можно использовать, но мы их банально пока не видим.

Продаться или расширяться

— Но рынок оказался слишком большим для маленького белорусского стартапа?

— Некоторое время назад мы начали работу по интеграции масок в видеомессенджер Connect. Это довольно амбициозная задача, потому что потоки видео идут с двух сторон, плюс нужно наложить трекинг на лицо на пользовательском устройстве. Понятно, что эта проблема уже решена, но в том же Snapchat только трекингом лица занимаются семь человек. Мы поняли, что по качеству технологии нам очень сложно угнаться за рынком. В рамках нашей белорусской команды у нас было всего восемь технических специалистов на все. Догнать и обогнать конкурентов в таких условиях очень сложно.

И у нас было два варианта. Либо поднимать большой раунд инвестиций, чтобы расширять бизнес, либо присоединяться к существующей команде. Мы пошли по второму пути. Выбрали самого интересного клиента и сфокусировались на одной его задаче. В какой-то момент поняли: чтобы решить все амбициозные задачи, которых набралось на год вперед, надо объединиться.

Да, возможно, мы пошли каким-то более простым путем. Мы видели, что технологически все задачи похожи, но на каждую задачу, на каждого клиента надо было чуть ли не отдельную команду собирать. По нашим ресурсам это было нецелесообразно. На данном этапе для нас это был выход в том числе для того, чтобы развиваться дальше.

— Получается, вы полностью перешли под крыло более крупной компании?

— Да, присоединились к их юрлицу и по сути являемся подразделением компании Connect в Минске. У них еще есть офисы в Питере и на Кипре. И в наши задачи входит проектирование фильтров, масок, помощь в дизайне. Тем, где заработали себе экспертизу за год.

К тому же Connect больше нас по ресурсам и инвестициям. Объединившись с ними, мы получили более комфортные условия, чем когда работали в рамках SayMask. Это радует всю команду. Плюс перед нами ставятся цели, по достижении которых мы получаем бонусы.

— Как быстро шла наработка экспертизы в рамках этой технологии?

— Мы за полтора месяца по выходным на хакатонах сделали демку. С ее помощью получили от кипрской компании инвестиции на год вперед, выпустили несколько демопродуктов. Наш SayMask был доступен для скачивания в магазинах приложений.

Разработка шла очень сложно. Трекинги и рендеры существуют давно, но задача запустить их на мобильном устройстве — амбициозная. В целом мы с ней справились. Но когда речь заходит о том, чтобы эту технологию вживить в видеочат, нагрузка на телефон возрастает еще больше. С нашей маленькой, но хорошей командой мы не могли добиться скорости, чтобы обогнать мировых конкурентов. Да, задача проще, чем миллионы клиентов в B2B, но для этого одного клиента мы можем выполнить одну задачу идеально.

Головной боли стало меньше

— Вы довольно быстро получили первые инвестиции. 

— Да, относительно других историй мы получили финансирование довольно быстро. Конечно, это объясняется хайповостью технологии, которая выглядела очень круто. Мы были в тренде, у нас была рабочая демка.

Ее делали семеро технарей. Все разработчики были призерами республиканских олимпиад по математике, программированию. У всех были основные работы, когда мы полтора месяца делали первую демоверсию. Естественно, когда получили первые инвестиции, ребята выбрали полную занятость и ушли в проект с головой.

На сегодня в Беларуси достаточно команд, которые работают в этом же направлении, с большим штатом специалистов. Та же Banuba Виктора Прокопени работает в B2B-направлении, от которого мы решили отойти.

— Стало ли легче после того, как стартап ушел под крыло большой компании?

— Когда ты работаешь в стартапе и по сути являешься его сооснователем, есть очень много стрессовых ситуаций, которые тебе надо решать. Помимо технических задач появляется куча предпринимательских, стратегических.

Для нас присоединение стало глотком свежего воздуха, потому что количество теряемых в течение дня нервных клеток уменьшилось на порядок. Потому что часть полномочий мы делегировали другим людям и получили возможность сконцентрироваться непосредственно на продукте.

Сделать видеочат нужным

— Что это за продукт? Насколько я помню, видеочаты существуют давно, но какой-то гиперпопулярности они не снискали: люди боятся показывать себя собеседнику.

— Connect — сервис для видеообщения. Идея не новая, но в данном случае создатели подошли к ее реализации с другой стороны. Сервис анализирует большие объемы данных, и тебе в собеседники подбирают человека с общими интересами, с которым есть о чем поговорить. Данные подтягиваются из соцсетей.

Но основная цель, к которой мы сейчас движемся, — создание клубов внутри мессенджера. Например, мы создали клуб основателей компаний из СНГ. В этом случае приложение для клиента работает как нетворкинг в рамках закрытой группы, где люди могут найти полезные знакомства. В закрытом клубе нашей компании мы договариваемся, например, в среду в шесть вечера запустить программу. И общаемся со случайным человеком из команды.

— Люди не боятся видеообщения?

— Когда я начинал работу над этой идеей, то у меня тоже был своеобразный барьер. Я был уверен, что меня туда никто не заманит.

Может, вы замечали, что молодежь сейчас очень много отправляет голосовых сообщений в соцсетях. Я тоже этого не понимаю, но это эволюция. Возможно, со временем и мы к этому придем. Подобные приложения для видеообщения набирают большую популярность в США. Это следующий этап общения между людьми.

В нашей же программе это применяется для нетворкинга. И когда ты видишь своего собеседника, это совсем другие ощущения. Ты можешь заглянуть ему в глаза. Конечно, для многих людей подобный формат останется непонятным.

Проблемы воспитания аудитории

— Чем больше аудитория приложения, тем больше проблем. С какими трудностями сталкиваются разработчики видеомессенджера?

— У приложения было около 200 000 установок, прежде чем мы закрыли к нему доступ и ушли на доработку. Регистрировалось много пользователей из арабских стран, которых подобные сервисы почему-то активно привлекают. Со временем стало появляться много неприличного контента. Нам такое не надо, и потому мы решили тестировать различные барьеры.

Например, если трекинг не обнаруживает лицо человека в кадре, то картинка затягивается блюром. Правда, это оказалось далеко не идеальным вариантом. Когда люди много общаются в такого рода мессенджерах, то они не находятся постоянно в кадре — могут отвернуться, отложить телефон. А постоянное заблюривание картинки напрягает собеседников.

Пробуем ввести систему жалоб. Если на человека не поступало ни одного негативного отзыва, то система будет добавлять его к таким же «чистым» пользователям. А тех, на кого жалуются, система будет сводить друг с другом. Ну и естественно, есть возможность создания закрытых модерируемых групп, куда попадают только доверенные пользователи.

— Какую функцию в мессенджерах выполняют маски?

— Наши маски — это своеобразные ледоколы, которые помогают людям сделать первый шаг и растопить лед в общении. Понятно, что миллионерам маски не сильно нужны, но а если это клуб любителей Dota 2? Им подобная косметика придется как нельзя кстати.

Некоторые люди чувствуют себя одинокими, много времени проводят в смартфонах, не всегда находят понимание вокруг, а потому нуждаются в общении. Общение в соцсетях — это вчерашний день, оно не так динамично. Цепочка, которая может привести к видеозвонку, — очень длинная. А в нашем приложении ты заходишь и можешь сразу найти интересного собеседника.

Портативные зарядные устройства в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by