Такое кино нам не нужно. Рецензия на «Геошторм»

20 октября 2017 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Такое кино нам не нужно. Рецензия на «Геошторм»

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Само провидение было готово уберечь меня от «Геошторма». Днем в четверг оказалось, что больше никто на киносеанс не пришел. Премьерный показ были готовы отменить, но, к сожалению, в последнюю минуту все испортила подоспевшая парочка — можно заряжать катушку с пленкой! Эх, если бы знать заранее, что предстояло увидеть в следующие полтора часа.

Ближайшее будущее. Людям надоели стихийные бедствия, поэтому они решили покончить с симптомами глобального потепления. Крупнейшие ученые со всего мира пораскинули мозгами и не придумали ничего лучше, чем опоясать весь земной шар сетью спутников, которые умеют регулировать температуру, влажность и давление. Координировать деятельность самых мозговитых представителей рода человеческого доверили слегка помятому и дерзкому Джейку Лоусону. События картины начинаются с того, что за своеволие и непокорность ни капельки не похожего на ученого ученого отстраняют от работы…

Снимать фильмы-катастрофы очень сложно. В первую очередь потому, что речь идет о зрелище, для создания которого не обойтись без гигантского бюджета. Но даже несколько вагонов бумажек с портретами американских президентов не гарантируют хорошее кино. Вспомните выдающиеся фильмы-катастрофы. Таких нет. За всех пытается отдуваться Роланд Эммерих со своими «Послезавтра», «2012» да «Днем независимости». У остальных попытки в лучшем случае заканчиваются чем-то наподобие «Разлома Сан-Андреас».

Автор «Геошторма» Дин Девлин (продюсер, сценарист и режиссер в одном лице) в 1990-х плотно работал с Роландом Эммерихом, а в прошлом году помог другу снять провальный «День независимости: Возрождение». Почувствовав в себе не только желание творить, но и силы, Дин взялся за собственный фильм-катастрофу, с глобальными бедствиями и персонажами широкой души. Для этого потребовалось 120 миллионов долларов, несколько подзабытых актеров и шариковая ручка.

Последней явно на коленке записывался сценарий. Дин Девлин хорошо усвоил уроки Роланда Эммериха, особое внимание уделив клише. Этот материал он сдал на твердую десятку. В «Геошторме» есть все штампы, которые когда-либо были в кино о глобальных катастрофах. Записывайте: жертвенность, неожиданное спасение, не менее неожиданное возвращение, плачущая и страдающая от вечной занятости отца дочь, замирающий на последних секундах счетчик апокалипсиса, жизненно важный компьютер, рычаг для выключения жизненно важного компьютера, код для разблокировки рычага для выключения жизненно важного компьютера, глупый злодей, объясняющий мотивы глупого злодея умный хакер.

Для «Геошторма» хочется придумать отдельный жанр — фильм-фейспалм. Это нечто среднее между комедией и трэшем, сделанным с серьезным выражением лица. Тогда никто не посмотрит на вас косо, если будете хохотать над высосанной из пальца интригой, изнасилованной создателями ленты физикой, натужной драмой, угадывающимся на десятой минуте злодеем и главным героем, который использует шаттл как такси — пришел, сел, пристегнулся и полетел.

Ближе к середине «Геошторма» в картине все становится настолько плохо, что начинаешь подозревать — уж не добрался ли до режиссерского кресла кто-нибудь из российских кинотворцов? Федор Бондарчук? Сарик Андреасян? Странно, но в титрах никого похожего нет.

Однако почерк человека, который очень хочет снимать кино, но не умеет этого делать, виден четко. К чертям летит монтаж, индийские дети в трущобах плачут от смеха над сюжетом, медведи раньше времени укладываются в спячку, чтобы случайно где-нибудь не увидеть игру здешних актеров. Как? Как можно было сделать все настолько плохо, что уже почти хорошо? Чтобы адекватно воспринимать «Геошторм», в кино надо изначально идти как на трэшовую комедию абсурда — только тогда есть шанс досидеть сеанс до конца.

Печальная судьба премьеры становится понятнее, если поискать историю появления картины. «Геошторм» снимали три года назад, а выпустить на экраны его собирались в 2016-м. Уже первые тестовые просмотры показали, что блокбастер не отобьет бюджет. Последовали пересъемки, пустили под нож несколько эпизодов. Страшно представить, насколько все плохо было в первом варианте «Геошторма», если то, что получилось в итоге, посчитали пригодным для кинопроката.

Фильм могли бы спасти спецэффекты. В конце концов, «2012» тоже не бог весть каких художественных достоинств лента, но она хотя бы развлекает масштабными разрушениями. Однако даже этот сверхважный для любого фильма-катастрофы элемент то ли пал жертвой доработок, то ли изначально задумывался как трейлерный довесок к глупой истории. Как бы то ни было, но спецэффектов здесь не наберется и на пять минут. Причем все они есть в трейлерах. Остальное время посвящено заштампованной по самые уши истории о раскрытии мирового заговора без четких мотивов и с умиляющими своей простодушностью диалогами.

2
Оценка Onliner.by
Уже по кривеньким трейлерам было заметно, что «Геошторм» даже не пытаются хотя бы завернуть в красивую обертку. Реальность оказалась еще хуже — это антикино, которое можно представить разве что в качестве забытой в темном и пыльном углу видеокассеты.

Что посмотреть вместо «Геошторма»

«Армагеддон». В 1990-е старина Майкл Бэй еще мог приятно удивлять. И пусть фильм об угрозе со стороны огромного астероида напичкан пафосом и клюквой, но его хотя бы интересно смотреть. Здесь дурацкие, но все-таки живые персонажи, крутые для того времени эффекты и достойно сыгранная драма.

«Послезавтра». Тематика этой картины во многом пересекается с «Геоштормом». Здесь тоже идет речь о глобальном потеплении с последствиями в виде засухи, резкого похолодания и потопа. Но, в отличие от сегодняшнего подопытного, в «Послезавтра» хотя бы есть вменяемый сюжет и герой, которому даже немножко сопереживаешь.

«Монстро». Тоже фильм-катастрофа, но не о стихийных бедствиях, а про гигантского монстра, разрушающего Нью-Йорк. По меркам подобного рода лент «Монстро» — малобюджетный проект. Денег не хватило даже на тварь, которую здесь показывают всего несколько раз, да и то мельком. Тем не менее перед нами настоящее кино, в котором спецэффекты уступили место пристойной постановке.

«Меланхолия». Самый нестандартный в нашей подборке фильм-катастрофа. Но все-таки именно эту картину Ларса фон Триера мы рекомендуем для просмотра в первую очередь. В ленте нет масштабных разрушений, хотя Земля со всем живым в итоге погибает. Но «Меланхолия» не об этом, а о человеческих пороках и одиночестве, не менее разрушительных, чем природные катаклизмы.

 Батуты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович