Польские IT-консультанты: «У Беларуси отличный имидж как страны для IT-бизнеса»

12 308
29 сентября 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский

Польские IT-консультанты: «У Беларуси отличный имидж как страны для IT-бизнеса»

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский

Саймон Станич и Эрик Веснер — партнеры польской консалтинговой компании NorthStar, которая оказывает IT-фирмам услуги по развитию бизнеса. Специалисты приехали на несколько дней в Минск из Кракова, чтобы поучаствовать в конференции HotSalesDay и посетить Парк высоких технологий, а заодно пообщаться с белорусскими айтишниками. Также Эрик с Саймоном нашли время увидеться с Onliner.by и рассказать о своем видении IT-сферы в Польше, Беларуси и мире в целом.

IT-страна и важность менталитета

— Беларусь получила новый вектор развития — IT-страна. Как обстоят с этим дела в Восточной Европе?

Саймон: Вообще, Восточная Европа — Польша, Словакия, Украина, Беларусь — имеет огромный потенциал в IT-сфере. Причина в первую очередь в образовании. Во-первых, оно действительно хорошее. Во-вторых, его легко получить, к тому же образование бесплатное.

Саймон Станич (Simon Stanicz)

Классный момент IT-отрасли в том, что она не ставит границ. Если вы, например, парикмахер, то можете еще и удаленно работать айтишником. Неважно, где ты находишься, важно, насколько ты талантлив. Именно поэтому в Восточной Европе индустрия очень быстро развивается. Причем IT здесь проникает во все сферы.

Можно возразить: а как же Индия, Китай и другие азиатские страны — ведь там огромное количество специалистов? Но дело в культуре и менталитете. Для заказчиков неважно, откуда вы именно — из Польши, Беларуси, Украины, Норвегии или Англии. Важна возможность легко объяснить, чего именно от вас хотят. Ведь кроме профессиональных навыков имеют значение культурные аспекты, знание английского.

— Но считается, что индийские разработчики обходятся компаниям дешевле. Заказчики все равно готовы переплачивать европейцам?

Саймон: Приведу такой пример: можно купить подержанную машину и постоянно ее ремонтировать, а можно доплатить и взять новый автомобиль, у которого будет гарантия и ремонтировать который будут бесплатно.

Эрик Веснер (Erik Wesner)

Эрик: То, что сперва кажется дешевым, не всегда по факту оказывается более выгодным. Вы найдете недорогих разработчиков, но какой в этом смысл, если потом придется переделывать их работу, еще и по несколько раз. Затянутся сроки проекта, и в конечном счете все равно потратите больше, чем если бы сразу наняли профессионалов. Опять же, очень важно, что разработчик и заказчик предельно ясно понимают друг друга. Между культурами США и Беларуси большая разница, но не такая, как между американской и китайской.

— Что думаете о белорусской IT-отрасли?

Саймон: У Беларуси действительно отличный имидж как страны для IT-бизнеса. По всей Европе люди знают, что здесь хорошие разработчики и инженеры. Но есть один нюанс, который характерен в том числе для Польши, Словакии и Украины: сфера технологий связана с бизнесом непродолжительное время. Поэтому первоклассные инженеры зачастую не знают, как позиционировать свой продукт на рынке, как его продать. Они должны вести себя примерно так: «Эй, со мной у тебя будут лучше связи, лучше результаты, лучше жизнь — и в сумме это означает, что станешь счастливее».

Владельцы IT-бизнеса должны думать не о том, чего хотят клиенты, а о том, в чем они нуждаются. Разница есть: если продать желаемый продукт, то человек не будет по-настоящему доволен. Например, вам на самом деле нужен не дешевый разработчик, а специалист с разумным соотношением цены своих услуг, компетенции и опыта.

Эрик: Местные компании говорили, что иногда бывает такая ситуация. Сперва завал работы и не хватает разработчиков, нанимаются новые кадры. Через полгода проект сдали и не знают, чем занять такое количество сотрудников. Думаю, компаниям нужно эффективнее подходить к распределению рабочих процессов и обязанностей, а также внимательнее планировать нагрузку. У сотрудников должна быть уверенность, что они будут заняты и востребованы.

Как там за границей

— В Польше есть аналог Парка высоких технологий?

Саймон: Да, в отдельных городах есть подобные парки. Но они фокусируются в основном на стартапах, а в последнее время стали обращать внимание на исследования и разработки уже опытных компаний.

— Если сравнивать IT-климат в Польше и Беларуси, какую страну выберете?

Эрик: Ну, мы же поляки (оба смеются. — Прим. Onliner.by).

Саймон: Преимущество Польши в том, что в поисках разработчиков сюда съезжается много клиентов из, скажем, Англии. Но большое количество польских специалистов уже уехало на запад Европы, потому что это довольно легко сделать. У нас происходит утечка талантов, в то время как в Беларуси их много.

Появляется много бизнесменов, которые думают так: открою небольшой офис в Польше, а разработка продукта будет проходить в белорусском представительстве фирмы. У такого решения много плюсов. Например, если появится заказчик, который желает работать только с польской фирмой, то никаких проблем — вот польский офис, компания зарегистрирована там же. Хочет работать с белорусами — опять же, вот центр разработки в Минске или другом городе. Таким образом получается достичь баланса, причем схема работает — количество заказов растет.

«До тех пор пока работаешь над проектом в гараже и не занимаешься продажами, это хобби, а не бизнес. Но вы же не хотите потратить всю жизнь на хобби?»

— В Беларуси большой разрыв между зарплатами айтишников и специалистов из других сфер. У вас так же?

Саймон: Думаю, сейчас так практически во всех странах. Главная причина — разработчиков все еще недостаточно. Поэтому компании начинают работать над улучшением условий труда (бесплатный кофе, обеды и так далее), чтобы привлечь на свою сторону сотрудников. Работодатели сражаются буквально за каждого специалиста.

Если говорить о зарплатах, то, думаю, все справедливо. Айтишники не просто работают, они постоянно развиваются, ходят на курсы, повышают свои навыки — то есть инвестируют в себя, и это должно окупаться.

— За последние годы у нас появилось много стартапов. Какие сферы считаете наиболее перспективными?

Саймон: Думаю, главные направления — интернет вещей, большие данные, бизнес-аналитика.

Эрик: Пожалуй, выделю еще умный город. Пару недель назад как раз общались с компаниями, которые работают над такими проектами.

— А дополненная реальность?

Саймон: Исходя из нашего опыта, она хорошо подходит для игр. В других сферах, конечно, тоже есть успешные примеры, но надо еще разобраться, что стоит за всем этим хайпом. Например, Facebook продвигает AR/VR для сбора данных. Если получится совместить AR, большие данные и искусственный интеллект, то, вероятно, проект сразу заинтересует крупные корпорации. 

В целом, стартапам надо думать, как продать свои технологии и наработки. Мы сотрудничали с немецким оператором T-Mobile, и его представитель сказал: «До тех пор пока работаешь над проектом в гараже и не занимаешься продажами, это хобби, а не бизнес. Но вы же не хотите потратить всю жизнь на хобби? Поэтому нужно превратить его в бизнес».

— Глядя на количество стартапов, кажется, что разрабатывать их стало слишком просто. А ведь в 70-е не было акселераторов и стартап-битв, но появились Microsoft и Apple. Что об этом думаете?

Саймон: Даже с лучшей технологией еще не факт, что вы окажетесь лидером индустрии или что сумеете долго продержаться на вершине. Вспомните Kodak: долгое время компания была впереди всех, однако сосредоточилась на создании продуктов и упустила из виду развитие бизнеса. И где она сейчас? Главное — думать о том, как продать товар клиентам, и постоянно держать тесную связь с аудиториями. Именно поэтому корпорации Джобса и Гейтса столь мощные: они делают продукты, в которых люди нуждаются. Пока не появились компьютеры с графическими интерфейсами, потенциальные пользователи не понимали, где и как их применять. То же самое с Google: аудитория не знала, что поисковая система может работать именно так, пока ей не показали готовое решение.

Эрик: Стартапы теперь стали эдаким образом жизни: людям нравится быть частью этого, работать над проектами, переезжать с одного места на другое при смене акселератора и так далее. Одни любят просто побыть в команде, обменяться опытом и затем переключиться на другой проект, а другие сразу смотрят на продукт как на бизнес.

Бухгалтеры в сервисе «Услуги» Onliner.by

Читайте также: 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by