Этим летом белорусы столкнулись с новыми словами, одни загадочнее других: только улеглись в голове «блокчейн» и «криптовалюта», как вдруг биткоин разделился на две ветки, а стартапы начали выходить на какое-то ICO и продавать там свои токены — в общем, черт ногу сломит. ICO может стать более продвинутым и удобным вариантом краудфандинга, но люди старой закалки еще помнят, чем закончились обещания известного деятеля о прибыли, которой Эскобар позавидовал бы. Объяснить ситуацию вокруг этой технологии согласился Владимир Сержанович. IT-инвестор одним из первых в Беларуси ввел покупку товаров через биткоин (но с оговорками), а теперь реализует ICO для Conpay с белорусской командой.
ICO — простой способ привлечения средств. Это новая технология, которая позволяет легко привлекать инвестиции в самые разные проекты. Отчасти ICO можно сравнить с краудфандингом. Именно на краудфандинг-платформы в последние годы выходят стартапы и традиционный бизнес в поисках средств для реализации своих идей. Взамен они предоставляют сертификат, право требования на будущий продукт: «То же самое делают сейчас на ICO — выдают токен, который является правом требования на блокчейне на будущий продукт. Только в случае с блокчейн-проектами эта история органическая. Токен — топливо для системы. Невозможно воспользоваться запущенным сервисом без него».
Все кажется более-менее понятным и простым, однако начали появляться неоднозначные истории: на ICO выходят не только IT-стартапы, но и компании, которые, мягко говоря, странно смотрятся среди будущих покорителей Кремниевой долины. Небольшие рестораны, завод по производству диоксида циркония (из сырья, например, можно получить безметалловую керамику, которая используется в стоматологии), кофейни — видимо, скоро дойдет и до шаурмичных.
Причем запрашиваемые суммы солидные: десятки миллионов долларов в эквиваленте. Многократный рост стоимости этих токенов не так очевиден, как при выходе на ICO чего-нибудь типа Ethereum. Владимир говорит, что нужно разделить ICO на две части:
— Существует одна сторона ICO, которая связана с блокчейн-проектами. Именно для них этот инструмент изначально и создавался. Другая часть — для традиционного бизнеса, что стало популярным в России. На белорусском рынке тоже появляются такие истории.
Разница вот в чем: когда происходит ICO проекта для блокчейна, то сам по себе стартап — технологический. На первом этапе он требует достаточно много средств. Фондам сложно инвестировать в такие проекты. По большей части, у разработчиков есть всего лишь идея, которую основатель формулирует и пишет в whitepaper — документ с полной информацией о стартапе. Изучив проект, инвестор может вложить средства через заключение смарт-контракта и получение токенов. Сбор суммы идет в криптовалюте.
Разработчики проекта не выводят эту криптовалюту. Она остается на специальных счетах, сведения доступны инвесторам: куда и на что тратятся средства. В то же время краудфандеры видят, что происходит с проектом. Все продукты на блокчейне — с открытым кодом. Даже если стартап не выполнит свои обязательства и не дойдет до рынка, останется код, который может взять кто-то другой и закончить начатое. Это инструмент, который развивает всю экосистему блокчейна.
Теперь посмотрим на второй тип ICO. Традиционный бизнес имеет отношение к блокчейну только как к инструменту для выхода на этот формат привлечения инвестиций. Дальше происходит конвертация криптовалюты в фиатные деньги [обычные валюты, чья номинальная стоимость гарантируется государством: рубли, евро, доллары и так далее. — Прим. Onliner.by]. Ведь традиционный бизнес не может возвести завод за криптовалюту: ему нужны обычные деньги, чтобы платить зарплату, заниматься строительством и другими делами. А дальнейшее развитие ситуации никому неизвестно.
— Что именно не так?
— Возникают разные истории: можно выкопать котлован и на этом обанкротиться. Можно купить Ferrari и вообще уехать подальше от краудфандеров. Инвестор совершенно не защищен, он не понимает, что происходит с продуктом. Появляются какие-то ICO куба песка, ICO кирпичного завода, литейного и прочих. На хайпе привлекаются деньги, но отсутствуют юридические, финансовые эксперты или отраслевые специалисты в сфере, в которой стартап реализуется. Ведь это может быть и кофе, и цемент, и одежда — нет контроля и понимания рынка.
А вот в блокчейн-проекты дилетанты вкладываться не будут, потому что ничего в этом не понимают — тема сложная. Вложить в куб песка по рублю, хотя на рынке он стоит пять, и все под прикрытием ICO — это легко. Человек вспоминает: на дачу брал песок по пять рублей, тут по рублю продают — значит, выгодное вложение.
У реального бизнеса есть другие инструменты. Нет денег — обратитесь к банкам, к венчурным инвесторам, которые помогут с консалтингом, финансами и стратегией. Если не получилось или не хотите с ними работать, можно попробовать традиционный краудфандинг.
— Зачем тогда нужно ICO, если хватает инструментов для привлечения финансов?
— Здесь просто много желающих поймать золотую рыбку в мутной воде. Отсутствие законодательной базы, слабая защита инвесторов и хайп. На ICO выходят компании без аудированной бухгалтерской отчетности, без общедоступных балансов счетов, с темными схемами управления. Инвесторы, которые вкладываются в такие проекты, никогда не будут точно знать, что там в реальности происходит. Если компании решат кого-то кинуть, то при текущем структурировании ICO смогут это сделать очень легко.
Кроме того, у традиционного бизнеса существуют ограничения в развитии: как правило, это локальный рынок, высокие затраты на создание продукта, неэффективный менеджмент и так далее.
ICO нужно для блокчейн-проектов. Туда инвестируют в основном гики и специальные фонды, там нет бабушек. Обычному человеку, не связанному с индустрией, сложно разобраться с тем, как завести криптовалюту на кошелек, как успеть перевести с кошелька на счет краудфандинга, как сохранить купленные токены и прочее. У этих людей есть два мотивирующих фактора — спекулятивный интерес и содействие развитию блокчейн-экосистемы. И они понимают, что рискуют своими деньгами.
«Статью за мошенничество ведь никто не отменял. Если заведомо ввел в заблуждение инвестора, то все равно придется отвечать»
— Выходить стартапам на ICO или нет?
— Если они на блокчейне, то да. Чем больше блокчейн-проектов, тем сильнее будет конкуренция и тем качественнее будут сами проекты. Истории, когда люди вкладывали бешеные деньги в три строчки кода и непонятные проекты, уйдут в прошлое.
В противном случае я за венчурные инвестиции: там специалисты и финансово помогут, и дадут консультации по продукту. Да, вы расстанетесь с долей в стартапе, но получите маркетинговую поддержку, анализ рынка, юридическую помощь.
— ICO как-то оговорено в правовых нормах?
— В мире вводят законодательное регулирование ICO: например, в США его приравняли к ценным бумагам. Следом похожую систему сделал Сингапур, но там разделяют токены и применяют к ним разные подходы. Думаю, такие изменения будут происходить по всему миру. Что касается Беларуси, то ждем того самого Декрета о ПВТ 2.0.
Важно понимать, что проведение удачного ICO еще не говорит об успешности бизнеса — это лишь первый этап, который нужен для развития продукта. Потом надо выполнять обязательства перед инвесторами. И небольшие инвестиции, в районе $100, часто идут из стран, где люди бедные и доверчивые. Появляется огромная ответственность для руководителей проекта.
— Получается, сейчас такой ответственности нет?
— Прямой нет, но есть косвенная. Статью за мошенничество ведь никто не отменял. Если заведомо ввел в заблуждение инвестора, то все равно придется отвечать. Фантазии на тему «напишу красивый whitepaper, получу деньги и начну хорошую жизнь» не станут реальностью. Инвесторам, конечно, вернуть средства будет почти невозможно. Однако люди, проводившие ICO, все равно окажутся в суде. Но эти риски касаются обычного бизнеса — в проектах с блокчейном действуют смарт-контракты и есть прозрачность.
— Снова начались разговоры, что все это пирамида XXI века: мол, на всякий случай надо все запретить. Ваше мнение?
— Как и в любой новой экосистеме, в ICO очень много проектов, которые в целом не предполагают реализации. Либо же, проводя ICO, разработчики не знают, как сделать свой продукт. Грустных историй не избежать. Повторюсь: если блокчейн-проект провалится, то после него останется открытый исходный код, разработку которого может продолжить другая команда.
Бухгалтеры в сервисе «Услуги» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by