22 449
09 августа 2017 в 10:00
Автор: Влад Борисевич

Они вдохновляли Apple и Sony: большой фоторепортаж о производителе hi-end-акустики Bang&Olufsen, ставшем иконой дизайна

Автор: Влад Борисевич

Корреспондент Onliner.by побывал в недрах Bang&Olufsen — датской компании, которая уже половину века является иконой дизайна элитной акустики и мультимедиа. Ее дизайнерские решения использовала Apple при разработке первого iPod, а музыкальный проигрыватель датчан молодой Джобс купил себе домой даже раньше, чем мебель. Только для читателей Onliner.by — большой эксклюзивный фоторепортаж о Bang&Olufsen и ее работе.

Немного истории

Вы вряд ли слышали о городке Струер, расположенном между ферм и фьордов в датской Ютландии, в четырех часах езды от Копенгагена. Но именно тут находится одна из старейших компаний потребительской электроники. Вот уже 90 лет она конкурирует с «большими парнями», регулярно ломая правила продуктового дизайна и диктуя свои порядки в домах состоятельных людей.

В этом маноре в 1925 году началась история Bang&Olufsen: увлеченные радио друзья Питер Бэнг и Свен Олуфсен запустили производство приемников Eliminator, работающих от сети переменного тока.

Изначально компания создавала электронику, едва ли отличавшуюся внешним видом от аналогов. Как и полагается нормальным электронщикам, Бэнг и Олуфсен концентрировались на технологических улучшениях. Однако в середине 50-х годов производитель прошел стремительную трансформацию под руководством команды дизайнеров. Все началось с «революции» мебельщиков — диваны, шкафы и обои становились более яркими, более разноцветными. Угловатые радиостанции уже не вписывались в дизайн типичного датского дома.

«Вынуждать покупать эти монструозные радио — оскорбление людей, которые ценят современную мебель. Их что, конструируют торговцы брюквой?» — примерно так обозначалось недовольство устаревшим видом домашних приемников.

Компания Bang&Olufsen начинает сотрудничать с архитекторами и занимается коллаборациями со сторонними дизайнерами. Это и определит ее политику до новейшего времени.

«Дизайнеры должны быть свободными и не приземленными тонкостями процессов производства. Нам нужен их дух для прорывных решений»,— так объясняет неочевидный плюс работы со сторонними дизайнерами нынешний CEO компании.

А это — Beocenter 9000, представленный в 1986 году. Именно таким вдохновлялся Стив Джобс.

Считается, что эстетика сенсорного интерфейса и использование анодированного алюминия во многом определило промышленный дизайн компании из Купертино. Проигрыватель поддерживал кассеты и компакт-диски.

Компания сегодня

Переносимся в настоящее — на «Ферму», 20-летнюю штаб-квартиру Bang&Olufsen. Несмотря на свой возраст, здание выглядит так, будто построено вчера: стекло, бетон и много свободного пространства.

Начинаем знакомство с заводом с 30-метровой стены почета. Тут изображен каждый сотрудник компании, проработавший на производстве больше 25 лет:

Сегодня Bang&Olufsen выпускает акустику класса hi-end, системы управления умным домом, телевизоры и портативную акустику:

Во многих современных приборах, а также в автомобилях Audi и Aston Martin компания использует акустические линзы:

Из шоу-рума попадаем в лабораторию, где показывают BeoSound Shape — настенную беспроводную музыкальную систему из ячеек-шестиугольников.

Они могут выступать и как динамик, и как система шумоподавления. Про нее рассказывает молодой инженер Джейкоб:

Основная идея устройства — сделать «стену звука», которая позволяла бы почувствовать себя в центре воспроизведения музыки, но не захламляла бы пространство комнаты множеством колонок.

Алгоритм распределения звуковых каналов между динамиками настраивается для каждого помещения индивидуально. Кстати, инсталляция на фотографии стоит примерно $23 000, говорит нам Джейкоб и тут же убегает в больницу — на роды своей жены.

Ну а мы переходим к дизайнерам, которые разработали акустическую систему BeoLab 50. Примечательно, что ее мировая премьера как раз запланирована на сегодня, 9 августа.

Не секрет, что топовые продукты Bang&Olufsen — дорогие и покупают их на несколько декад. К слову, акустика 1975 года выпуска до сих пор ремонтируется, а проигрывателю 1986 года можно отдавать команды голосом через приложение умного дома. Таким образом, новая акустика обязана сохранить актуальность форм как минимум до 2040 года.

Процесс поиска нужной внешности занимает долгое время. Перебираются все возможные прототипы:

А также возможные комбинации материалов и способов их обработки:

— Если в продукте есть кнопки, обязательно есть и щели между ними и корпусом. Сенсорный интерфейс избегает визуальных разрывов и позволяет создавать плавные формы, на которые наносятся только иконки кнопок. Это отличный способ повысить визуальную привлекательность. До сих пор сенсорные панели воспринимаются пользователями как магия, к ним привыкли только в смартфонах и ноутбуках.

Мы создаем опыт не для аудиофила, у которого одно кресло и специальная комната. Мы делаем это для людей, у которых есть друзья и семья. Наилучшие и запоминающиеся моменты жизни, как правило, связаны с музыкой. Наша идея — расширить эти приятные переживания на группу людей, — делятся своими взглядами дизайнеры BeoLab 50.

Экспертиза в работе с алюминием — гордость Bang&Olufsen. Но об этом мы расскажем позже.

Дизайн — это только заготовка

Мы переносимся в интерьер среднестатистической европейской жилой комнаты: 6,5×4 метра, потолок высотой 245 см. Тут примерно такая же толщина и материал стен, то же количество мебели. Даже число книг в комнате выверено, ведь они тоже сильно влияют на акустику помещения.

— Субъективное восприятие музыки человеком для нас важно точно так же, как и показания приборов. Мы стараемся найти компромисс, — начинает свой рассказ специалист.

Музыкальная система задернута шторками. Тут проводятся слепые тесты на фокус-группе, набранной из работников компании. В группу набирают людей с хорошим слухом, любовью к музыке и... воспроизводимостью своих оценок. Если человек ставит колонке оценку 7,5, то через два месяца с того же места прослушивания той же колонки на той же громкости его оценка должна быть с погрешностью не более 0,5 балла. Под эти критерии подходит только один из 20 человек. Отобранных людей обучают: их возят на концерты живой музыки, учат находить нюансы в звучании инструментов.

Тут проверяют прототипы, модели в раннем производстве и устройства конкурентов.

Если профессиональный слушатель ненавидит звук виолончели на концерте — он должен точно в такой же степени ненавидеть ее звучание из колонки.

В этой комнате получают статистически верные данные о всех проблемах, которые могут беспокоить слушателей. Динамик захлебывается на высокой громкости? Почему-то пищат гитары? Проблема, если она подтверждается слушателями, решается программным способом.

Куб — основная лаборатория

Перемещаемся в огромную комнату 12×12×13 метров. Под потолком на металлическом кране установлена подопытная акустическая система.

Первое, что тут делают, — смотрят на акустические особенности: какие нужны динамики, сколько воздуха должно быть в кабинете. Пока это всего лишь динамики в коробке, набитой абсорбционным материалом. Усилитель и процессор обработки сигнала находятся снаружи. Конструкцию подвешивают на кран и подают в нее звук.

Звук выходит и попадает на микрофон, который закреплен на дистанции 3 метра. Компьютер знает, какой звук он подал на колонки, и получает сигнал, который приходит с микрофона. Умная техника смотрит на разницу, вычеркивает влияние комнаты, оптоэлектроники и микрофона на сигнал...

Вуаля! Это лишь первая стадия. Проблема в том, что большинство людей не слушают музыку, плавая в воздухе в комнате с бесконечно далекими стенами.

Теперь колонка вращается с шагом в 1°, затем ее кладут на бок и замеры повторяются — инженеры замеряют «шар звуковой энергии» в 200 точках плоскости.

— Ведь на самом деле, когда вы сидите в идеальной комнате в кресле с идеально выставленными на вас колонками, только 1% звука приходит напрямую. 99% звука приходит отраженным от стен и предметов вокруг. А 99% значительно важнее 1%. Если, конечно, вы не сидите в комнате, сделанной из подушек, плюшевых медведей и котиков, — с улыбкой отмечает сотрудник Bang&Olufsen.

На этой стадии специалисты определяют, где в акустике должны быть звукопоглощающие элементы и где нужно поправить угол направления динамика.

— Если мы определяем, что конструкция дает мало баса и много средних частот, мы заставляем компьютер выдавать больше баса и меньше средних частот. И мы снова замеряем 200 точек звуковой сферы, которую испускает продукт. Измеряем, дорабатываем и вставляем внутрь электронику и провода. Каждый продукт проходит четыре стадии эволюции прототипа. Первую модель, собранную на конвейере, снова отправляют на тест. Тестируется не только продукт, но и сам процесс его производства — на десяти впервые собранных устройствах вычленяют типичные проблемы, привнесенные автоматизацией, — продолжает инженер.

После этого специалисты слушают колонку и пытаются найти недочеты, которые не попали в замеры. Они записывают замечания вроде «шум на частоте 105 Гц, интермодуляционные искажения на частоте 40 Гц», после чего звукоинженер проводит тесты и корректирует проблемы. Так повторяется много раз, но колонка все еще не звучит хорошо (сюрприз!). И это из-за проблемы «99 к 1», описанной выше.

Теперь встает вопрос о работе колонки в комнатах со стенами. Процесс повторяется: если специалист считает нужным, добавляются басы, средние частоты и так далее. Это происходит в четырех разных типовых помещениях. Если настраивается портативная колонка, то добавляется тестирование на открытом воздухе.

Стоит понимать, что почти все правки звука — это коррекция под особенности конкретной комнаты. Поэтому все исправления объединяются и отдаются инженеру, который проводил измерения. Он вычеркивает правки, которые не повторяются для всех помещений. Если в одной комнате звук исправлялся на 55 Гц, в другой — на 46 Гц, в третьей — на 26 Гц, все это отбрасывается.

Результаты вшиваются в DSP устройства. На конечной стадии при помощи лазерной голографии оценивается вклад корпуса колонки в резонанс.

Любовь к алюминию

Десять минут пешком — и мы попадаем в Factory 5, завод по обработке алюминия. Тут металл отливают, режут, раскатывают, полируют, анодируют, красят. Рука об руку трудятся роботы и люди:

Формы для экструзии должны быть изготовлены определенным образом, чтобы избежать кристаллизации металла:

А так выглядят эти нежелательные кристаллы, если раскатывать алюминий слишком быстро:

Это брак. Если, конечно, текстурой не вдохновится какой-нибудь дизайнер:

Алюминиевые заготовки раскатываются и формуются:

Они анодируются и красятся. Анодирование — электрохимическое окисление алюминия, в результате которого металл покрывается почти неразрушимой защитной пленкой оксида. Предварительная обработка и органические красители позволяют сделать металл похожим на медь, олово, нержавеющую сталь, матовую бронзу и полированную латунь.

Электрохимические чудеса происходят в гальванической ванне:

А это — роботизированные руки Kuka:

Они натирают до блеска корпусы пультов, детали акустических систем и прочего:

Ниже — специальный станок для изготовления одной детали отделки флагманской акустической системы BeoLab 90.

А тут части представленной сегодня миру акустической системы BeoLab 50 проходят проверку на прецизионном измерительном стенде Zeiss. Точность измерений — до нескольких микрон.

Теперь переносимся в Хернинг, в один из флагманских магазинов Bang&Olufsen. Его владелец работал продавцом в магазине компании с 14 лет и мечтал открыть собственный. Эта мечта сбылась:

Датские законы требуют от владельцев магазинов устанавливать металлические роллеты от грабителей. Однако этой торговой точке разрешили обойтись без них. Тут применяется толстое 6-сантиметровое стекло, которое делала на заказ немецкая компания.

Стекло нужно здесь лишь для того, чтобы вечером (когда магазин закрыт) прохожие на улице могли поуправлять умным домом внутри помещения со своих смартфонов и посмотреть системы в деле.

А это — шоу-рум для флагманской акустической системы BeoLab 90. Одна такая колонка весит 137 кг, имеет 18 динамиков и может выдавать 8200 Вт на канал. Стоимость двух динамиков — примерно $80 000.


Дания — страна с самым высоким внешнеторговым оборотом на душу населения. Одновременно это и самая старая монархия в Европе. Датчане выглядят расслабленными и много шутят, но решают вопросы методично, как немцы. Это родина непереводимого на русский Hygge — концепции уюта, доброжелательного отношения друг к другу и получения удовольствия от маленьких радостей жизни. Поэтому на родине Lego в другой ценовой нише просто не могло не появиться компании, в которую захотели бы «играть» и взрослые.

Благодарим за помощь в организации поездки магазин New Store и салон Bang&Olufsen в Минске:

Беспроводные и портативные колонки Bang & Olufsen в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by