История знаменитых фото. Первое покорение Эвереста и гибель «Гинденбурга»

66
02 апреля 2017 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

История знаменитых фото. Первое покорение Эвереста и гибель «Гинденбурга»

В проекте Onliner.by «История знаменитых фото» мы рассказываем об обстоятельствах появления самых известных и знаковых для всего мира снимков. Каждый выпуск рубрики посвящен паре совершенно разных по характеру и содержанию фотографий. Сегодня расскажем о трагической судьбе самого большого в мире дирижабля, а также о первом покорении человеком вершины Эвереста.

Гибель «Гинденбурга»

Кто знает, как сегодня выглядели бы воздушные перевозки, если бы не страшная катастрофа весной 1937 года. Может, небо бороздили бы не самолеты, а реактивные дирижабли? Как бы то ни было, но короткая и яркая жизнь пассажирских аэростатов закончилась ровно 80 лет назад.

Сравнение размеров «Гинденбурга» и крупнейших самолетов Boeing 747-8, Аэробус A380, Ан-225 и Хьюз H-4 Геркулес. Автор изображения: Clem Tillier /Wikipedia/

Весной 1937-го самый большой в мире дирижабль «Гинденбург» длиной 245 метров вылетел из Германии в сторону США. К тому времени судно совершило около четырех десятков трансатлантических перелетов и считалось крайне надежным. Очередной полет не должен был выделяться ничем особенным.

Удовольствие провести трое суток в довольно комфортабельной для того времени каюте высоко в небе было не из дешевых. Билет в одну сторону из Германии в Нью-Йорк стоил около $7000 в нынешних деньгах. Тем не менее пустыми каюты никогда не были. В свой последний полет «Гинденбург» отправился с 97 пассажирами на борту. Живыми американской земли достигли далеко не все.

Путешествие проходило без происшествий, если не считать сильного встречного ветра. Днем 6 мая 1937 года гигантская махина со свастикой показалась над Нью-Йорком. Над городом пришлось кружить несколько часов, поскольку приземление рядом с высокой швартовочной мачтой было опасно из-за приближающегося грозового фронта. Наконец вечером капитан «Гинденбурга» получил «добро» на приземление — снижаться надо было как можно быстрее, потому что гроза утихла ненадолго.

Прибытие гигантского дирижабля с другого края света всегда было событием интересным, в некотором роде даже величественным. Поэтому неудивительно, что встречать «Гинденбург» собрались не только родственники и знакомые пассажиров, но и многочисленная репортерская братия. Одни снимали приземление судна на кинопленку, другие вооружились фотоаппаратами, велась даже прямая радиотрансляция.

Фото: snimka.bg

Около 19:25 по местному времени мелькнула вспышка — в следующую секунду «Гинденбург» был объят огнем. Всего несколько мгновений понадобилось пламени, чтобы захватить половину дирижабля. Прозвучал взрыв. Еще через полминуты пылающее судно рухнуло на землю рядом с мачтой, возле которой оно должно было пришвартоваться.



В результате катастрофы погибли 36 человек, большинство из которых были членами экипажа. Одни сгорели, другие выпрыгивали из дирижабля и разбивались насмерть. Окончательной версии крушения не сформировано по сей день. Более того, сторонники теорий заговоров чуть ли не каждые десять лет придумывают свои все более и более изощренные версии. Вероятнее всего, во всем виновата искра, возникшая из-за разницы потенциалов между наружной оболочкой и каркасом дирижабля после прохождения машины через грозовой фронт.

Трагедию запечатлели десятки фотографов, на YouTube даже легко найти кинохронику со страшными кадрами. Однако в историю, несмотря на сотни опубликованных фотографий крушения «Гинденбурга», вошел только один снимок, который журнал Time недавно назвал одним из самых влиятельных в мире.

Автор фото: Сэм Шир

Эту фотографию сделал уроженец Минска, после революции вместе с родителями иммигрировавший в США. 32-летний Сэм Шир тогда работал в агентстве International News Photo, входившем в состав издательской империи медиамагната Уильяма Херста. К месту посадки «Гинденбурга» его послал редактор для того, чтобы сделать фотографии прибывших в Америку счастливых и успешных пассажиров. Как позднее вспоминал Сэм Шир, все случилось так быстро, что времени делать осмысленные фотографии с правильно выстроенной композицией у него не было времени.

Автор фото: Carlovsky /findagrave.com/

Фоторепортер буквально «от бедра» дважды щелкнул затвором. Один из этих снимков вошел в историю. Почему именно он, ведь катастрофу снимало множество других фотографов? Причин несколько. Во-первых, Сэм Шир оказался самым расторопным — он быстрее коллег успел отнести самый удачный снимок в издательство, поэтому фото уже через несколько часов красовалось на первых страницах большинства авторитетных изданий. Во-вторых, сделанная спонтанно, «от бедра», фотография завораживает своей непосредственностью и грандиозностью только-только разворачивающейся трагедии.

В том же 1937-м Сэм Шир получил награду за лучшее новостное фото года. Впоследствии уроженец Минска сделал еще много ставших известными снимков. Он активно работал во время Второй мировой войны, запечатлел не одного президента и короля, но в памяти истории на первой странице осталась фотография пылающего дирижабля. Сэм Шир умер в доме престарелых в возрасте 77 лет вскоре после хирургического лечения язвенной болезни.

Что же «Гинденбург»? Гибель гиганта привела к закату эры дирижаблей. Сразу были запрещены пассажирские перевозки, а в последующие несколько лет практически все дирижабли были демонтированы.

Первый человек на высочайшей вершине Земли

Люди всегда ищут что-нибудь или кого-нибудь, над чем или над кем можно одержать победу. Неважно, речь идет о новых территориях, другом народе или о природе. Часто это стремление приводит к большим бедам, но иногда оно заканчивается грандиозным подвигом, который входит в учебники истории в качестве примера мужества и целеустремленности.

Автор фото: Luca Galuzzi

Сколько раз люди пытались покорить Эверест, сегодня наверняка не скажет никто. Только задокументированных экспедиций, которые начали активно осваивать гору с начала XX века, насчитывается более 50. Почти полвека первопроходцы штурмовали Джомолунгму, но из-за физиологических преград (в первую очередь речь о недостатке кислорода на большой высоте) никак не могли взойти на непокорную вершину.

Тенцинг Норгей был родом из Непала и представлял народность шерпов. Благодаря альпинистским способностям и хорошему знанию высокогорья шерпы практически всегда сопровождали гималайские экспедиции. До 1953 года Тенцинг Норгей участвовал в нескольких миссиях по восхождению на Эверест, но удача ему улыбнулась лишь после того, как на штурм горы его пригласил новозеландский полковник сэр Эдмунд Персиваль Хиллари.

Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей. Автор фото: Jamling Tenzing Norgay

Всякое восхождение на высочайшую вершину мира — тяжелейшее испытание. Каждую секунду на большой высоте легкие ведут борьбу за кислород, люди изнывают от неутолимой жажды, мучаются от постоянной тошноты и головных болей, страдают от отсутствия аппетита и бессонницы — мало какой европеец может заснуть на Эвересте без снотворного. Это не говоря о невероятном напряжении сил и вездесущем холоде. Тенцингу Норгею как шерпу было немного легче. Он прекрасно засыпал в лагере, не знал, что такое головная боль и не замерзал, потому что все время находился в движении.

Фото: everest60.com

К вершине непалец дошел вместе с Эдмундом Хиллари. Шерпа чувствовал себя прекрасно, а вот новозеландец едва держался на ногах. Страхуя босса, Тенцинг Норгей двигался на несколько шагов позади офицера. Сугроб, второй, третий, и вдруг — голубое небо и горы далеко внизу! Первым на вершину Эвереста ступил Эдмунд Хиллари, за ним шагнул Тенцинг Норгей.

Фото: everest60.com

Позднее было много разговоров о том, кто все-таки первым взошел на Джомолунгму. Оба альпиниста договорились о формулировке «вступили на вершину почти одновременно». Ох, сколько вопросов потом было к трактовке этого «почти». Что ж, формально первым был Эдмунд Хиллари. Зато именно Тенцинг Норгей стал символом победы человека над могучей горой — все дело в знаковой для истории фотографии.

На фото, которое теперь навсегда ассоциируется с покорением Эвереста, запечатлен шерпа. В руке он держит ледоруб с прикрепленными к нему флагами Непала, Индии, Объединенных Наций и Великобритании. Фотографом, разумеется, в этой ситуации мог быть только Эдмунд Хиллари. Взойдя на вершину, он щелкал все подряд, подловив коллегу, когда тот разворачивал флаги.

Тенцинг Норгей хотел сделать ответный снимок новозеландца, но Хиллари только отмахнулся, мол, не до таких глупостей сейчас. Так в историю вошла фотография шерпы, покорившего Эверест аккурат ко дню коронации Елизаветы II.

Выкопав ямку и положив туда кулек конфет, пара альпинистов благополучно спустилась с Джомолунгмы. После успеха экспедиции к Эвересту потянулись новые исследователи, потом — туристы и даже любители. Сегодня склоны горы усыпаны сотнями трупов альпинистов, которые хотели повторить подвиг Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари.

Фотоаппараты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
02.04.2017 в 8:05
Хороший проект ,спасибо
02.04.2017 в 8:06
Покорители блин, фотограф впереди бежал.:)
А вообще,сильно!
02.04.2017 в 8:06
Дирижабль, - одна из величайших ошибок человека 20-века.
02.04.2017 в 8:06
дирижабль в свре время был круче чем сейчас боинг
02.04.2017 в 8:07
Не первый раз читал, но все равно спасибо!
02.04.2017 в 8:07
Чтобы покорить вершину, такую как Эверест, надо иметь очень хорошую подготовку!
Вот так сразу ее не возьмешь!
02.04.2017 в 8:07
Понравилось про Эверест.Смелые люди.Делайте больше статей про исторические подвиги,проишествия.
02.04.2017 в 8:08
Классные фото, давайте ещё
02.04.2017 в 8:10
Покорители блин, фотограф впереди бежал.:)
А вообще,сильно!
"Татьяна246":

ага, фотограф)))
в статье все написано, прочитать осталось)
02.04.2017 в 8:14
Хорошие статьи, продолжайте в том же духе. Интересно.
02.04.2017 в 8:14
Чтобы покорить вершину, такую как Эверест, надо иметь очень хорошую подготовку!
Вот так сразу ее не возьмешь!
"Роберт-----Мугабе":


деньги надо иметь.
Там так просто не подымешься, это много месяцев и много денег.
02.04.2017 в 8:17
хорошо,что тогда еще не знали о селфи,а так бы увидели и некоторые лица на полэкрана
02.04.2017 в 8:18
Чтобы покорить вершину, такую как Эверест, надо иметь очень хорошую подготовку!
Вот так сразу ее не возьмешь!
"Роберт-----Мугабе":


деньги надо иметь.
Там так просто не подымешься, это много месяцев и много денег.
"самизнаетекто":

О деньгах речь не идет!
О подготовке по восхождению!
Неопытные лезут!
А потом сотнями лежат на склонах!
02.04.2017 в 8:22
Покорители блин, фотограф впереди бежал.:)
А вообще,сильно!
"Татьяна246":

ага, фотограф)))
в статье все написано, прочитать осталось)
"booker":

Не волнуйтесь, статью читала. Улыбнули постановочные фото, типа "смотрите, мы идем". Поэтому и значок " :) " приставлен.
02.04.2017 в 8:24
Дирижабль, - одна из величайших ошибок человека 20-века.
"1994837":

Так же как и "Титаник" с "Бринаником".
02.04.2017 в 8:27
Многие великие фото сделаны случайно...
02.04.2017 в 8:29
без пастановы и фейка даже в те времена не обходилось!
02.04.2017 в 8:30
А разве первыми, кто покорил Эверест, не Мэллори с Ирвингом были? Или "не вернулся - не покорил"?
02.04.2017 в 8:39
Вот смотришь на фото Эвереста!
Кажется, раз!
И взошел!
Не тут-то было!
Не всё так просто!
02.04.2017 в 9:36
Человек ни что перед стихией...
02.04.2017 в 9:42
Что бы взойти на Эверест - нужно приличное количество денег!
Один восход на гору сколько стоит (не считая оборудования, проживания, экипировки).
Физ.подготовка дело вторичное.
02.04.2017 в 9:53
Говорят по трупам альпинистов, лежащих на Эвересте, сейчас ориентируются восходящие группы((
02.04.2017 в 10:09
Как бы ни чего нового но всё равно очень интересно.Жаль дережабли после крушения запретили.С современными технологиями дирежабли по комфорту были бы сопоставимы с акеанскими лайнерами а по скорости не очень уступали бы самолётам...
Такое ащющение что крушение Гинденбурга - заговор авиаторов , может быть даже и Говарда Хъюза.От такого можно что угодно ожидать...
02.04.2017 в 10:12
Как бы ни чего нового но всё равно очень интересно.Жаль дережабли после крушения запретили.С современными технологиями дирежабли по комфорту были бы сопоставимы с акеанскими лайнерами а по скорости не очень уступали бы самолётам...
Такое ащющение что крушение Гинденбурга - заговор авиаторов , может быть даже и Говарда Хъюза.От такого можно что угодно ожидать...
"vazzuki":

Полилась кровь из глаз и возникло неутолимое желание подарить Вам орфографический словарь.
02.04.2017 в 10:27
Чтобы покорить вершину, такую как Эверест, надо иметь очень хорошую подготовку!
Вот так сразу ее не возьмешь!
"Роберт-----Мугабе":


деньги надо иметь.
Там так просто не подымешься, это много месяцев и много денег.
"самизнаетекто":

О деньгах речь не идет!
О подготовке по восхождению!
Неопытные лезут!
А потом сотнями лежат на склонах!
"Роберт-----Мугабе":

Все равны. Лежат и неопытные, лежат и профи. Главная засада - гора непредсказуема. Всегда присутствует элемент удачи. Нет её - трижды кабан-профи станет на колени на полпути
02.04.2017 в 10:34
Выходите на улицу сегодня до +22
"viktor500011":

Самая здравая идея - хватит пылиться у компа...
У меня тут метеостанция вообще на солнце 37 градусов показывает. Пошла я на улицу.)))))
02.04.2017 в 10:34
А разве первыми, кто покорил Эверест, не Мэллори с Ирвингом были? Или "не вернулся - не покорил"?
"Гамадрила":

Не сфоткал себя - считай не был :)
02.04.2017 в 10:36
Фотографии впечатляют.
02.04.2017 в 10:41
Выкопав ямку и положив туда кулек конфет, пара альпинистов благополучно спустилась с Джомолунгмы. Сегодня склоны горы усыпаны сотнями трупов альпинистов, которые хотели повторить подвиг Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари.

Что ж там за конфеты такие, что народ так и лезет?
02.04.2017 в 10:44
жалко дирижабли, один громкий провал и всё, десятилетия забвения.
02.04.2017 в 10:45
По поводу аэростата авторы забыли упомянуть одну очень значительную деталь. В те времена аэростаты заполняли гелием, но в Германии для увеличения грузоподъемности решили накачать водородом. Это очень небезопасно, так как водород небезопасен и легко воспламеняется, в отличии от гелия, потому и вышла эта катастрофа.
02.04.2017 в 10:48
Фото дирижабля было на одноименном альбоме Led Zeppelin
02.04.2017 в 11:00
Что бы взойти на Эверест - нужно приличное количество денег!
Один восход на гору сколько стоит (не считая оборудования, проживания, экипировки).
Физ.подготовка дело вторичное.
"2111975":

ну конечно, отличное оправдание
02.04.2017 в 11:02
По одной из версий шерп просто не умел пользоваться фотоаппаратом. Поэтому нет снимков Хиллари.
02.04.2017 в 11:31
Одни снимали приземление судна на видео, другие вооружились фотоаппаратами, велась даже прямая радиотрансляция.

На видео в 1937 году... обалдеть!!!
02.04.2017 в 11:38
про Эверест не для слабонервных:

http://perevodika.ru/articles/26850.html
02.04.2017 в 12:10
Отличные статьи! Продолжайте в том же духе!
02.04.2017 в 12:27
Может, небо бороздили бы не самолеты, а реактивные дирижабли?

не может
Даже профан поймёт что реактивный двигатель на фиговине с такой парусность ничего хорошего не сделает. При достаточной прочности конструкции просто будет жечь тонны топлива впустую по сравнению с самолётом. А при недостаточной прочности сомнет эту конструкцию о сам воздух. Ну а третий вариант это движение со скоростью черепахи.
02.04.2017 в 13:24
По поводу аэростата авторы забыли упомянуть одну очень значительную деталь. В те времена аэростаты заполняли гелием, но в Германии для увеличения грузоподъемности решили накачать водородом. Это очень небезопасно, так как водород небезопасен и легко воспламеняется, в отличии от гелия, потому и вышла эта катастрофа.
"zeltom":

Заполняли гелием те, кто этот гелий добывал в достаточном количестве. То есть США и Канада.
02.04.2017 в 16:47
Сегодня склоны горы усыпаны сотнями трупов альпинистов
Гуглим "зеленые ботинки".
02.04.2017 в 19:01
Василий (Вильгельм) Данилович Гинденбург (Hindenburg; 1799—1877) — российский медик; председатель Минского медицинского общества.

Просто совпадение?
02.04.2017 в 19:28
Василий (Вильгельм) Данилович Гинденбург (Hindenburg; 1799—1877) — российский медик; председатель Минского медицинского общества.
Просто совпадение?
"aen1975":

Совпадение.
А вот президент Пауль Гинденбург уже не совпадение.
02.04.2017 в 19:43
Её покорили в за 20 лет до этого, также англичанин, которого видели в бинокль за 200 меторов до вершины, на обратном пути один сломал ногу, в итоге погибли двое. Их останки недавно пезахоронили. Есть док. фильм National Geographic
02.04.2017 в 20:27
Я в шоке от панорамы американского города 37го года.
02.04.2017 в 20:40
Чтобы покорить вершину, такую как Эверест, надо иметь очень хорошую подготовку!
Вот так сразу ее не возьмешь!
"Роберт-----Мугабе":


деньги надо иметь.
Там так просто не подымешься, это много месяцев и много денег.
"самизнаетекто":

О деньгах речь не идет!
О подготовке по восхождению!
Неопытные лезут!
А потом сотнями лежат на склонах!
"Роберт-----Мугабе":


Именно о деньгах. Цена восхождения от 10 до 70тыщ $. В последнем случае, тебя практически на горбах и затащат.
Фильм по дискавери был - Шерпа. Все подробно и в деталях.
02.04.2017 в 21:52
Посмотрите на Нью-Йорк в 1937 году и на Минск в 1937 году... просто космос и бесконечность в развитии... инфраструктуре и во всем остальном...
02.04.2017 в 22:20
Посмотрите на Нью-Йорк в 1937 году и на Минск в 1937 году... просто космос и бесконечность в развитии... инфраструктуре и во всем остальном...
"Ку-куу":

И совсем неважно, что в Нью-Йорке было 13 млн населения, а во всей БССР только 5 млн.
Хотя зачем сравнивать с Минском, в котором всего в 50 раз меньше населения, как-то нечестно, лучше с деревней Козловка сравним - просто космос и бесконечность в развитии... инфраструктуре и во всем остальном...
02.04.2017 в 23:27
Какое противоречие! Сравните:
склоны горы усыпаны сотнями трупов альпинистов

и
Стою на вершине. Я счастлив и нем.

Мы выбираем, нас выбирают…
02.04.2017 в 23:55
Гинденбург мне чем то напоминает батарейки из под телефона. вроде как круто но опасно.
03.04.2017 в 1:13
Лучше книги почитать про Эверест,что бы понять.Может вообще Джодж Меллори первым покорил гору в 1924 году.
03.04.2017 в 1:27
нет ни слова о Led Zeppelin )
03.04.2017 в 5:43
зачем вообще лезть туда, где опасно? природа сама говорит "здесь чертовски холодно и почти нет кислорода - не лезь сюда!!!"
03.04.2017 в 7:58
фотограф - из Минска, Кеннеди 'убил' минчанин...а Беларусь нигде не знают. нонсенс
03.04.2017 в 9:17
уроженец минска сэм шир. сапраудны беларус, есць чым ганарыцца.
03.04.2017 в 9:50
Led Zeppelin I
03.04.2017 в 10:18
Как бы ни чего нового но всё равно очень интересно.Жаль дережабли после крушения запретили.С современными технологиями дирежабли по комфорту были бы сопоставимы с акеанскими лайнерами а по скорости не очень уступали бы самолётам...
Такое ащющение что крушение Гинденбурга - заговор авиаторов , может быть даже и Говарда Хъюза.От такого можно что угодно ожидать...
"vazzuki":

одна из причин катастрофы это то что американца отказались продавать немцам гелий !!!! в случае если бы дирижабль был на гелии то такой катастрофы уж точно не случилось бы ....
03.04.2017 в 10:26
Нн-да, самое большое в мире высокогорное кладбище.
03.04.2017 в 10:27
Пост хороший и познавательный.
Только я бы еще дополнил его информацией о том, что единственные на момент существования «Гинденбурга» места добычи безопасного легкого газа гелия были только в США, которые отказывались его продавать гитлеровской Германии, поэтому немцам пришлось использовать более легкий но и черезвычайно горючий водород. Что и привело к катастрофе.
И до заката дирижаблей было еще далеко - их использовались в качестве патрульных воздушных судов до конца 50-х годов береговая охрана США.
Другое дело что их изготовление, эксплуатация и серьезная зависимость от погодных условий со временем стали невыгодны по сравнению с самолетами.
03.04.2017 в 12:34
фотограф - из Минска, Кеннеди 'убил' минчанин...а Беларусь нигде не знают. нонсенс
"Kaliani":

Ещё Луис Майер сын минского старьёвщика основал кинокомпанию (считайте и весь Голливуд) Metro-Goldwyn-Mayer. А о Беларуси главное что бы мы, беларусы, побольше знали. Остальное приложится.
Отличная статья! Благодарю автору!
03.04.2017 в 15:57
Дирижабль, - одна из величайших ошибок человека 20-века.
"1994837":

глупость и невежество поданное с авторитетным видом - вот одна величайших ошибок человечества. к вашему сведению дирижабль изобретение вовсе не 20 века. КПД у дирижаблей один из самых высоких из всех ЛА. "ахилесовой пятой" подобных ЛА тех времен являлось применение водорода, коим они были заполнены, но современные дирижабли и аэростаты лишены данного недостатка т.к. заправляются гелием.
03.04.2017 в 16:27
Чтобы покорить вершину, такую как Эверест, надо иметь очень хорошую подготовку!
Вот так сразу ее не возьмешь!
"Роберт-----Мугабе":


деньги надо иметь.
Там так просто не подымешься, это много месяцев и много денег.
"самизнаетекто":

О деньгах речь не идет!
О подготовке по восхождению!
Неопытные лезут!
А потом сотнями лежат на склонах!
"Роберт-----Мугабе":


Именно о деньгах. Цена восхождения от 10 до 70тыщ $. В последнем случае, тебя практически на горбах и затащат.
Фильм по дискавери был - Шерпа. Все подробно и в деталях.
"самизнаетекто":


Затащить-то затащат, но без подготовки вы сдохнете сразу на выходе из базового лагеря. Так что подготовка таки нужна.
03.04.2017 в 16:51
все случилось так быстро, что времени делать осмысленные фотографии с правильно выстроенной композицией у него не было времени.

что за бред я только что прочитал? :)
03.04.2017 в 20:02
Ба, да это же Сэм из Шира! А где Федор Сумкин?
03.04.2017 в 20:39
Именно о деньгах. Цена восхождения от 10 до 70тыщ $. В последнем случае, тебя практически на горбах и затащат.
"самизнаетекто":

Деньги -- обязательны. Но если будут только деньги -- получатся просто дорогие (но не пафосные) похороны.
03.04.2017 в 22:48
Именно о деньгах. Цена восхождения от 10 до 70тыщ $. В последнем случае, тебя практически на горбах и затащат.
"самизнаетекто":

Деньги -- обязательны. Но если будут только деньги -- получатся просто дорогие (но не пафосные) похороны.
"serwik":

еще нужна толика удачи, где-то наткнулся на высказывание, что в иные дни любой дурак залезет, а бывает так, что и опытнейшие погибнут без шансов.
04.04.2017 в 10:00
Как бы ни чего нового но всё равно очень интересно.Жаль дережабли после крушения запретили.С современными технологиями дирежабли по комфорту были бы сопоставимы с акеанскими лайнерами а по скорости не очень уступали бы самолётам...
Такое ащющение что крушение Гинденбурга - заговор авиаторов , может быть даже и Говарда Хъюза.От такого можно что угодно ожидать...
"vazzuki":

мои глаза (((( хочу развидеть этот пост