С 12 декабря в Беларуси заработала организация, которая будет собирать так называемый «налог на болванки». Для обычного потребителя это значит одно: техника и носители информации хоть незначительно, но подорожают. Импортеры говорят о сотнях тысяч и миллионах долларов, глава новой организации — о шагах к цивилизованному потреблению контента, а Александр Солодуха — о том, что надо зарабатывать честным трудом. Onliner.by собрал мнения всех заинтересованных сторон.
О том, что в Беларуси появилась своя структура по взиманию «налога на болванки», стало известно в конце октября. Тогда Сергей Кухто, глава Белорусского общества авторов, исполнителей и иных правообладателей, заявлял, что организация дожидается государственной аккредитации. 12 декабря эта аккредитация была выдана специальной комиссией при Государственном комитете по науке и технологиям. С этого же момента общественное объединение получило право взимать с импортеров флешек, аудиоаппаратуры (и не только) процентный сбор в пользу белорусских (и не только) певцов, музыкантов и прочих правообладателей.
Для простых белорусов новость стала такой же неожиданной, как первый снег в начале декабря. Кто-то уже привык к подорожаниям и воспринимает их неотвратимость как смену дня и ночи. Кто-то возмущен тем, что хоть и косвенно, но придется платить музыкантам, чьи композиции они не слушают. Кто-то, наоборот, готов помочь артистам: «Не обеднеем». Корреспонденты Onliner.by узнали реакцию прохожих на «налог на болванки».
Пока решены далеко не все нормативные вопросы касаемо действия закона. Однако уже с начала следующего года Сергей Кухто планирует получить первые отчисления в фонд общества. Об этом он сообщил в интервью корреспонденту Onliner.by.
— Как прописано в законе, все импортеры и производители обязаны были платить этот сбор с 2011 года. Но в связи с тем, что им некому было отчислять деньги, механизм не работал. С 12 числа такая организация с расчетным счетом официально появилась. По букве закона точкой отсчета как раз и является 12 декабря.
Речь идет о ст. 35 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах», который был принят в мае 2011 года. Согласно его положениям, сбором, распределением и выплатой вознаграждения должна заниматься организация по коллективному управлению имущественными правами. На протяжении более пяти лет такой организации не существовало. И некому было истребовать с импортеров или белорусских производителей 0,1% от отпускной цены оборудования и 3% от цены материальных носителей.
— На данный момент основной костяк общества — это белорусские исполнители, — разъясняет Сергей Кухто. — Согласно закону, для регистрации нам необходимо было набрать не менее 50 творческих личностей. Они не только из Минска, но и из всех областных центров. Предела количеству участников у нас нет.
— В общество могут вступить все белорусские артисты либо только те, кто имеет статус творческого работника?
— К нам вступить могут не только белорусские артисты какого-то определенного вида деятельности, жанра или направления. Мы с нетерпением ждем и творческие коллективы, и артистов кино, то есть всех тех, кто попадает в категорию «исполнитель», «автор» или «иной правообладатель». А также юридически оформленные звукозаписывающие компании. Естественно, это могут быть любые представители американских топ-звезд, европейских, российских. Мы ни в коем случае не делим их по территориальному принципу.
Помимо заявления им необходимо отдать на коллективное управление конкретное произведение. У артиста может быть 100 произведений, но по каким-то причинам он решит передать нам, например, 20. Вот эти 20 и будут находиться в коллективном управлении нашего общества.
Вознаграждение правообладателям будет перечисляться поквартально в зависимости от фактического использования: прослушивания и скачивания. Мы уже заключаем договоры с сервисами, которые обеспечивают доступ к музыке и фильмам в онлайне. Будем получать от них информацию по просмотрам и прослушиваниям. Готовим соглашение об обмене информацией с таможенными органами.
— Не получится ли так, что недобросовестный артист накрутит на том же YouTube количество просмотров, чтобы получить больше отчислений от общества?
— Это уже компетенция МВД, так как подобные действия могут расцениваться как мошенничество. Но у нас не будет только одного YouTube, с которым мы уже заключили соглашение. Как показывает мировой опыт, если какое-то произведение лидирует на каком-то определенном сервисе, то оно должно быть в лидерах и на других площадках. Мы же будем ориентироваться на несколько источников. Накрутки на одном сервисе не помогут, надо будет крутить на всех площадках. А это далеко не так просто.
— Освобождает ли этот сбор от ответственности за пиратство?
— Этот сбор ни в коем случае не легализирует пиратство. Это первый шаг к цивилизованному использованию контента в интернете.
Возможно, вы заметили такой тренд: «Мосфильм», «Одессфильм» выкладывают свои фильмы в общий доступ. Это умный шаг к работе с организациями наподобие нашей. Студии дают возможность легального просмотра своих фильмов и прослушивания музыки, а статистика по этим произведениям и будет определяющей в нашей работе.
— Как быть с теми, кто пользуется исключительно легальным контентом? Они ведь тоже косвенно попадут под влияние этого сбора?
— С этим вопросом вы попали прямо в глаз. Как я и говорил в самом начале, нам предстоит реализовать еще много нормативных документов. В законе об авторском праве даны требования, которые следует отработать на практике. Я надеюсь, что в течение 2017 года мы выработаем в соответствии с законом механизмы: и по группам товаров, и по взаимоотношениям с платными сервисами.
Никаких предложений о вступлении в общество исполнителей знаменитому белорусскому певцу Александру Солодухе не поступало. О существовании подобной организации артист узнал только недавно. На вопрос о том, как Александр относится к подобной инициативе, он отвечает кратко: «Привык зарабатывать своим трудом».
— Вы ведь далеко не последний человек на белорусской эстраде. Не планируете вступить в ряды общества?
— Я привык зарабатывать своим честным трудом. Это намного сложнее. Но когда достигаешь поставленной цели, чувствуешь неимоверное моральное удовольствие. А финансово получаешь то, что заслуживаешь.
Мне кажется, каждый артист должен зарабатывать своим трудом. Не ждать подачек, дотаций.
Я избрал такой путь давным-давно. Я считаю, это правильный и честный путь. Так работают все российские артисты, так работает мировой шоу-бизнес. Благодаря своему труду ты находишься в своем загородном доме, владеешь своим шикарным гастрольным автобусом. Никому не кланяешься, ни у кого ничего не просишь. Мне легко идти с высоко поднятой головой и честно смотреть в глаза людям.
К сожалению, большинство артистов ждет, когда кто-то что-то принесет и даст. Поэтому сидят на месте и влачат жалкое существование. А люди, которые пашут с утра до ночи и верят в свою победу, свой успех, достигают высот и отлично себя чувствуют.
Скептически к инициативе «налога на болванки» относится участник белорусской рок-группы Akute Роман Жигарев.
— В свое время я посещал Министерство культуры и мне было отказано в статусе творческого работника. Я так понимаю, что для этого общества лично я — никто.
Что касается налога на флешки — он далеко неоднозначен. Большинство людей слушает музыку в интернете и качает ее оттуда. Флешка стоит совсем небольших денег, чтобы заказать ее из Китая. Если уж так не хочешь платить этот процент, то найдешь возможность не покупать технику в Беларуси. Этот сбор вполне реально обойти, если не хочешь платить белорусским звездам.
— Косвенно этот сбор можно назвать «налогом на пиратство» — бесплатное скачивание музыки из интернета.
— К пиратству мы относимся совершенно спокойно. Все альбомы сразу же выкладываем от своего имени в интернет. Потому как в этой среде невозможно что-то спрятать: быстро обойдут, скачают и выложат на торрентах. Заработать можно на таких сервисах, как Spotify, iTunes. Но это не такие большие деньги.
Если простых белорусов «налог на болванки» лишь слегка пощекочет, то импортеры флешек, жестких дисков, аудиотехники прочувствуют его на себе уже в ближайшее время. Как повышение скажется на розничной цене и какими суммами будет оперировать общество исполнителей? С этими вопросами мы обратились к поставщикам флеш-накопителей и аппаратуры.
По словам заместителя директора «Сота ЛТД» Сергея Жука, новость о сборе стала для них полной неожиданностью. О том, что придется выплачивать какие-то отчисления белорусским артистам, в компании узнали только из интернета.
— Кроме того, что подобный сбор существует в России, мы не знали ничего. Думаю, это стало неожиданностью для многих дистрибьюторов. Так ведь не делается. В любом случае должно было пройти какое-то обсуждение.
Естественно, это отразится на конечной цене. Никто из производителей и импортеров не покроет за свой счет эти 3%. Для оптового канала — это огромные деньги. В розничной марже они могут и раствориться.
Мы считаем, что 3% — это не только много, но и совершенно не обоснованно. В мировой практике подобный налог как бы приемлем. Но это не 3%. Куда эти деньги пойдут? Это же огромные суммы. Даже в России аналогичный сбор составляет всего 1%.
Я затрудняюсь сказать, о суммах какого порядка идет речь, но это могут быть сотни тысяч, а может и миллионы долларов в годовом исчислении.
Лично я белорусскую музыку не слушаю, и за что платить — совершенно непонятно. Но если и платить, то цифры должны быть совершенно другие. Ноль, запятая, и вот после нее какая-нибудь цифра.
Начальник отдела продаж компании «Нереида» Дмитрий Кабанов слышал о «налоге на болванки» как о планируемой мере, однако о каких-то конкретных действиях не знал.
— Нас никто не уведомлял о необходимости уплаты сбора. Декларанты, которые занимаются таможенным оформлением, ни о чем подобном нам не сообщали.
Дистрибьютор постарается компенсировать все расходы через производителей. Например, выбив себе небольшую скидку, которая позволит избежать удорожания товара после уплаты сбора.
— 0,1% — это не та сумма, которая может сильно повлиять на цену товара. Основная часть маржи в цене товара — это маржа ретейлеров на полке магазина. А потому не думаю, что розничная стоимость должна взлететь выше необходимого. Для организации, которая будет получать эти отчисления, сумма в итоге окажется весомой. Но, по моему мнению, опять-таки получаются какие-то выплаты из воздуха.
К тому же может возникнуть неоднозначная ситуация с двойным налогообложением в Таможенном cоюзе, так как аналогичный авторский сбор существует и в России.
— Дело в том, что у некоторых брендов есть локальные склады в Москве. Они импортируют из-за пределов ТС товары и, соответственно, уплачивают какие-то авторские сборы в России. Вроде как на территории ТС это уже оплачено… Не получится ли здесь двойного налогообложения? Вопрос сложный, и в нем надо глубже разобраться.
Музыкальные центры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by