27 декабря 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Видео: Игорь Деменков

«Побор»? «Подачка»? «Мировая практика»? «Деньги из воздуха»? Мнения всех сторон о белорусском «налоге на болванки»

Автор: Виталий Олехнович. Видео: Игорь Деменков

С 12 декабря в Беларуси заработала организация, которая будет собирать так называемый «налог на болванки». Для обычного потребителя это значит одно: техника и носители информации хоть незначительно, но подорожают. Импортеры говорят о сотнях тысяч и миллионах долларов, глава новой организации — о шагах к цивилизованному потреблению контента, а Александр Солодуха — о том, что надо зарабатывать честным трудом. Onliner.by собрал мнения всех заинтересованных сторон.

О том, что в Беларуси появилась своя структура по взиманию «налога на болванки», стало известно в конце октября. Тогда Сергей Кухто, глава Белорусского общества авторов, исполнителей и иных правообладателей, заявлял, что организация дожидается государственной аккредитации. 12 декабря эта аккредитация была выдана специальной комиссией при Государственном комитете по науке и технологиям. С этого же момента общественное объединение получило право взимать с импортеров флешек, аудиоаппаратуры (и не только) процентный сбор в пользу белорусских (и не только) певцов, музыкантов и прочих правообладателей.

Реакция белорусов

Для простых белорусов новость стала такой же неожиданной, как первый снег в начале декабря. Кто-то уже привык к подорожаниям и воспринимает их неотвратимость как смену дня и ночи. Кто-то возмущен тем, что хоть и косвенно, но придется платить музыкантам, чьи композиции они не слушают. Кто-то, наоборот, готов помочь артистам: «Не обеднеем». Корреспонденты Onliner.by узнали реакцию прохожих на «налог на болванки».

Закон есть закон

Пока решены далеко не все нормативные вопросы касаемо действия закона. Однако уже с начала следующего года Сергей Кухто планирует получить первые отчисления в фонд общества. Об этом он сообщил в интервью корреспонденту Onliner.by.

— Как прописано в законе, все импортеры и производители обязаны были платить этот сбор с 2011 года. Но в связи с тем, что им некому было отчислять деньги, механизм не работал. С 12 числа такая организация с расчетным счетом официально появилась. По букве закона точкой отсчета как раз и является 12 декабря.

Речь идет о ст. 35 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах», который был принят в мае 2011 года. Согласно его положениям, сбором, распределением и выплатой вознаграждения должна заниматься организация по коллективному управлению имущественными правами. На протяжении более пяти лет такой организации не существовало. И некому было истребовать с импортеров или белорусских производителей 0,1% от отпускной цены оборудования и 3% от цены материальных носителей.

— На данный момент основной костяк общества — это белорусские исполнители, — разъясняет Сергей Кухто. — Согласно закону, для регистрации нам необходимо было набрать не менее 50 творческих личностей. Они не только из Минска, но и из всех областных центров. Предела количеству участников у нас нет.

— В общество могут вступить все белорусские артисты либо только те, кто имеет статус творческого работника?

— К нам вступить могут не только белорусские артисты какого-то определенного вида деятельности, жанра или направления. Мы с нетерпением ждем и творческие коллективы, и артистов кино, то есть всех тех, кто попадает в категорию «исполнитель», «автор» или «иной правообладатель». А также юридически оформленные звукозаписывающие компании. Естественно, это могут быть любые представители американских топ-звезд, европейских, российских. Мы ни в коем случае не делим их по территориальному принципу.

Помимо заявления им необходимо отдать на коллективное управление конкретное произведение. У артиста может быть 100 произведений, но по каким-то причинам он решит передать нам, например, 20. Вот эти 20 и будут находиться в коллективном управлении нашего общества.

Lady Gaga. Фото: James Devaney/GC Images

Вознаграждение правообладателям будет перечисляться поквартально в зависимости от фактического использования: прослушивания и скачивания. Мы уже заключаем договоры с сервисами, которые обеспечивают доступ к музыке и фильмам в онлайне. Будем получать от них информацию по просмотрам и прослушиваниям. Готовим соглашение об обмене информацией с таможенными органами.

— Не получится ли так, что недобросовестный артист накрутит на том же YouTube количество просмотров, чтобы получить больше отчислений от общества?

— Это уже компетенция МВД, так как подобные действия могут расцениваться как мошенничество. Но у нас не будет только одного YouTube, с которым мы уже заключили соглашение. Как показывает мировой опыт, если какое-то произведение лидирует на каком-то определенном сервисе, то оно должно быть в лидерах и на других площадках. Мы же будем ориентироваться на несколько источников. Накрутки на одном сервисе не помогут, надо будет крутить на всех площадках. А это далеко не так просто.

— Освобождает ли этот сбор от ответственности за пиратство?

— Этот сбор ни в коем случае не легализирует пиратство. Это первый шаг к цивилизованному использованию контента в интернете.

Возможно, вы заметили такой тренд: «Мосфильм», «Одессфильм» выкладывают свои фильмы в общий доступ. Это умный шаг к работе с организациями наподобие нашей. Студии дают возможность легального просмотра своих фильмов и прослушивания музыки, а статистика по этим произведениям и будет определяющей в нашей работе.

— Как быть с теми, кто пользуется исключительно легальным контентом? Они ведь тоже косвенно попадут под влияние этого сбора?

— С этим вопросом вы попали прямо в глаз. Как я и говорил в самом начале, нам предстоит реализовать еще много нормативных документов. В законе об авторском праве даны требования, которые следует отработать на практике. Я надеюсь, что в течение 2017 года мы выработаем в соответствии с законом механизмы: и по группам товаров, и по взаимоотношениям с платными сервисами.

Артист должен зарабатывать своим трудом

Никаких предложений о вступлении в общество исполнителей знаменитому белорусскому певцу Александру Солодухе не поступало. О существовании подобной организации артист узнал только недавно. На вопрос о том, как Александр относится к подобной инициативе, он отвечает кратко: «Привык зарабатывать своим трудом».

— Вы ведь далеко не последний человек на белорусской эстраде. Не планируете вступить в ряды общества?

— Я привык зарабатывать своим честным трудом. Это намного сложнее. Но когда достигаешь поставленной цели, чувствуешь неимоверное моральное удовольствие. А финансово получаешь то, что заслуживаешь.

Мне кажется, каждый артист должен зарабатывать своим трудом. Не ждать подачек, дотаций.

Я избрал такой путь давным-давно. Я считаю, это правильный и честный путь. Так работают все российские артисты, так работает мировой шоу-бизнес. Благодаря своему труду ты находишься в своем загородном доме, владеешь своим шикарным гастрольным автобусом. Никому не кланяешься, ни у кого ничего не просишь. Мне легко идти с высоко поднятой головой и честно смотреть в глаза людям.

К сожалению, большинство артистов ждет, когда кто-то что-то принесет и даст. Поэтому сидят на месте и влачат жалкое существование. А люди, которые пашут с утра до ночи и верят в свою победу, свой успех, достигают высот и отлично себя чувствуют.

Скептически к инициативе «налога на болванки» относится участник белорусской рок-группы Akute Роман Жигарев.

— В свое время я посещал Министерство культуры и мне было отказано в статусе творческого работника. Я так понимаю, что для этого общества лично я — никто.

Что касается налога на флешки — он далеко неоднозначен. Большинство людей слушает музыку в интернете и качает ее оттуда. Флешка стоит совсем небольших денег, чтобы заказать ее из Китая. Если уж так не хочешь платить этот процент, то найдешь возможность не покупать технику в Беларуси. Этот сбор вполне реально обойти, если не хочешь платить белорусским звездам.

— Косвенно этот сбор можно назвать «налогом на пиратство» — бесплатное скачивание музыки из интернета.

— К пиратству мы относимся совершенно спокойно. Все альбомы сразу же выкладываем от своего имени в интернет. Потому как в этой среде невозможно что-то спрятать: быстро обойдут, скачают и выложат на торрентах. Заработать можно на таких сервисах, как Spotify, iTunes. Но это не такие большие деньги.

Сотни тысяч и миллионы долларов

Если простых белорусов «налог на болванки» лишь слегка пощекочет, то импортеры флешек, жестких дисков, аудиотехники прочувствуют его на себе уже в ближайшее время. Как повышение скажется на розничной цене и какими суммами будет оперировать общество исполнителей? С этими вопросами мы обратились к поставщикам флеш-накопителей и аппаратуры.

Фото: Joe Pugliese

По словам заместителя директора «Сота ЛТД» Сергея Жука, новость о сборе стала для них полной неожиданностью. О том, что придется выплачивать какие-то отчисления белорусским артистам, в компании узнали только из интернета.

— Кроме того, что подобный сбор существует в России, мы не знали ничего. Думаю, это стало неожиданностью для многих дистрибьюторов. Так ведь не делается. В любом случае должно было пройти какое-то обсуждение.

Естественно, это отразится на конечной цене. Никто из производителей и импортеров не покроет за свой счет эти 3%. Для оптового канала — это огромные деньги. В розничной марже они могут и раствориться.

Мы считаем, что 3% — это не только много, но и совершенно не обоснованно. В мировой практике подобный налог как бы приемлем. Но это не 3%. Куда эти деньги пойдут? Это же огромные суммы. Даже в России аналогичный сбор составляет всего 1%.

Я затрудняюсь сказать, о суммах какого порядка идет речь, но это могут быть сотни тысяч, а может и миллионы долларов в годовом исчислении.

Лично я белорусскую музыку не слушаю, и за что платить — совершенно непонятно. Но если и платить, то цифры должны быть совершенно другие. Ноль, запятая, и вот после нее какая-нибудь цифра.

Начальник отдела продаж компании «Нереида» Дмитрий Кабанов слышал о «налоге на болванки» как о планируемой мере, однако о каких-то конкретных действиях не знал.

— Нас никто не уведомлял о необходимости уплаты сбора. Декларанты, которые занимаются таможенным оформлением, ни о чем подобном нам не сообщали.

Дистрибьютор постарается компенсировать все расходы через производителей. Например, выбив себе небольшую скидку, которая позволит избежать удорожания товара после уплаты сбора.

— 0,1% — это не та сумма, которая может сильно повлиять на цену товара. Основная часть маржи в цене товара — это маржа ретейлеров на полке магазина. А потому не думаю, что розничная стоимость должна взлететь выше необходимого. Для организации, которая будет получать эти отчисления, сумма в итоге окажется весомой. Но, по моему мнению, опять-таки получаются какие-то выплаты из воздуха.

К тому же может возникнуть неоднозначная ситуация с двойным налогообложением в Таможенном cоюзе, так как аналогичный авторский сбор существует и в России.

— Дело в том, что у некоторых брендов есть локальные склады в Москве. Они импортируют из-за пределов ТС товары и, соответственно, уплачивают какие-то авторские сборы в России. Вроде как на территории ТС это уже оплачено… Не получится ли здесь двойного налогообложения? Вопрос сложный, и в нем надо глубже разобраться.

Музыкальные центры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by