Карьера в киберспорте у Владиславы Захлебиной началась с университетского увлечения Counter-Strike 1.6. Тогда она и подумать не могла, что эта игра превратит ее в менеджера киберспортивной команды HellRaisers, довезет до зарубежных городов и турниров и подарит опыт, с которым в жизни не пропадешь. В интервью Onliner.by Владислава рассказала о буднях на первый взгляд простой девушки из киберспорта.
На втором курсе университета Владислава обратила внимание на сайт CyberAreana.tv, где набирали женский состав по Counter-Strike. До этого она 12 лет занималась легкой атлетикой, но в конце концов решила, что профессиональный спорт довольно травмоопасен. Плюс надо либо заниматься профессионально, либо не тратить свое время на какие-то компромиссы. Занятия спортом остались в расписании, но не с такими серьезными нагрузками по 5—7 дней в неделю. А образовавшееся свободное время девушка чуть позже решила посвятить киберспорту.
— К тому же в CS 1.6 играли мои друзья, а я им часто помогала с турнирами, организационными моментами. Конечно, я никогда не сидела по компьютерным клубам до тошноты. Развлекались с ребятами на «мясных» серверах: попал, не попал, играли в удовольствие, особенно не вникая в физику игры, ее стратегии. Позже наблюдала, как на турнирах выступали друзья, и с большего разобралась во всех тонкостях.
Не мешали погружению в киберспортивный мир и родители. Они, наоборот, относились ко всему с пониманием и поддержкой. Сама по себе я всегда была энергичным ребенком, играла в футбол, казаков-разбойников, но, как и у любой девчонки, у меня была кукла Barbie и домик для нее. Когда увлеклась Counter-Strike, родители не доставали меня нравоучениями о компьютерных игрушках. Видели, что я хорошо учусь — на стипендию, не прошу у них денег.
— Наверное, с большим неприятием ты столкнулась со стороны других игроков-парней?
— В киберспорте парни постоянно «хейтят» девушек: «Вы никто и ничто». Но это касается не только девушек-киберспортсменов, но и всех девушек в игровом комьюнити. Если ты стримишь, то обязательно будешь продажной и дурой. Хотя можешь вести свой стрим адекватно. Я не ухожу в жесткую наигранность, не строю из себя дурочку, не надеваю вызывающих нарядов с большими вырезами. Но тем не менее постоянно кто-то залетает рассказать, какая же я глупая, как плохо играю и т. д. При этом у меня на стриме не написано, что я про-игрок и гонюсь за суперстатусом «нагибатора». Не надо мне рассказывать, что я никто: я знаю свое место в жизни, знаю, чего добилась, обладаю двумя высшими образованиями.
Чаще всего об этом пишут люди, которые при личной встрече даже не могут ничего сказать в глаза. Очень часто бывает, что на гневные комментарии ты отвечаешь адекватно, и сразу же тон разговора меняется: «Ой, а можно роспись на стенку?» Спустя какое-то время к подобным наездам начинаешь относиться спокойнее, хотя если они накладываются на какие-то неурядицы в реальной жизни, то бывает тяжеловато не загореться. Всем угодить не выйдет, а потому надо оставаться самим собой, стоять на своем. Не гнаться за чьим-то одобрением, чтобы в результате потерять свое лицо.
Некоторое время в студенчестве Владислава играла в женской команде по Counter-Strike. Позже ей предложили поработать журналистом по этой тематике. Посещение ESWC в Париже, работа над дипломом. Молодому оформившемуся специалисту пришло приглашение от активно растущей медийной площадки StarLadder на позицию ньюсмейкера, ведущего социальных сетей. Всего за пару лет все это киберспортивное движение превратилось в серьезное занятие.
— Еще несколько лет назад комментаторы могли выходить в эфир в футболках. Никто не заморачивался строгим представительским стилем, пиджаками. Но в результате все пришли к тому, что на турнирах надо выглядеть красиво, особенно когда Valve начала вливать в киберспорт огромные деньги.
— После знакомства с закулисьем киберспортивного канала тебя призвали на помощь в качестве менеджера тогда еще неизвестной команды HellRaisers. С чего она начиналась?
— Изначально HR начали свое существование с состава по CS и менеджера. В принципе, с этой шестерки мы и развились до нескольких составов и полноценного сайта, став настоящей киберспортивной организацией. Как менеджеру мне доводилось разбираться и в финансах, и в работе с сайтом, и в социальных сетях, в составлении графика выступлений, переписке с организаторами турниров, покупке билетов, бронировании отелей и финансовой отчетности. Надо было работать 24/7, разбираться абсолютно во всем. После полутора лет работы в таком режиме я получила опыт, с которым нигде не пропадешь.
По возвращении из HellRaisers на киберспортивное телевидение Владиславу заангажировали засветиться в кадре. Руководство посчитало, что присутствие в студии аналитики девушки, которая разбирается в Counter-Strike, разбавит мужской коллектив и станет своеобразным преимуществом канала. На данный момент Владислава совмещает в своей работе функции ведущей, комментатора-аналитика и репортера.
— В апреле в Киеве крупный турнир по Dota 2 с призовым фондом $3 млн. Справится ли ваша столица с таким мероприятием?
— Главное, чтобы не подвели зрители. Потому как у нас в СНГ все довольно ленивые, пеняют на цену билетов. На зарубежных турнирах собираются толпы народу, которые с первого дня на мероприятии, они не выбирают билет только на финал. Для них турнир как праздник, и они пользуются его эмоциями на все сто процентов. У нас же сумеют придумать сотню оправданий, чтобы остаться дома и пропустить крутой турнир.
Киберспорту еще определенно есть куда расти. ИТ-индустрия развивается, и через пару лет мы, может, уже будем смотреть турниры совершенно нового уровня и масштаба. На последнем The International в прямой трансляции показывали виртуальные 3D-модельки выбранных героев из Dota 2. Это было видно только зрителям за экранами, но кто знает, может, через пару лет это будут смотреть воочию, просто надев на стадионе специальные очки. И возможно, участники будут играть не на клавиатурах, а на совершенно другом… может, будут садиться в этих виртуальных героев (смеется). Кто знает, ведь технологии развиваются так быстро…
Но как бы быстро они ни менялись, люди остаются прежними, не становятся роботами. А потому и традиционный спорт будет существовать. Хотя, может, со временем мы станем киборгами и наблюдать за тем, как одна железяка обгонит другую, будет не так интересно.
Все люди любят дух соперничества и соревнуются во всем. В обычной жизни это проявляется в новых машинах, квартирах, на потребительском уровне. Спорт и киберспорт — это все тот же дух соперничества, заложенный глубоко в наших генах, от которых не убежать.
Можно ли зарабатывать на медийности и стримерстве? Все зависит от того, где и как ты работаешь. Англоязычные комментаторы за один турнир на 4—5 дней зарабатывают $2000. Ты можешь получить и $100 за месяц. Но многие уже доказали, что зарабатывать на стриминге можно достойно. Хватит и на жизнь, и на путешествия, и, может быть, на автомобиль. Знакомый стример за год благодаря донатам насобирал на Volvo.
Но, конечно, у всего этого есть и другая сторона медали: завтра это может закончиться. Вдруг Twitch закроется, вдруг игру перестанут смотреть. Если успеешь правильно перестроиться, то сохранишь подписчиков. Но все равно остается доля риска… А что будет дальше? Об этом задумываются и киберспортсмены, и стримеры. Но ведь многие работают на привычных работах и не знают, что их ждет дальше. Ты думаешь, что еще долгие годы это место будет твоим, а на самом деле тебя уволят через месяц или фирма обанкротится. И остаешься в такой же неопределенности. В медийной же сфере у тебя есть подстраховка в виде аудитории и опыта.
В любом случае, для любого занятия работает принцип: если ты будешь профессионалом, то сможешь реализовать себя во всяком деле и найдешь место в жизни.
Сейчас Владислава не только работает на киберспортивном телевидении, но и активно стримит на Twitch, развивает YouTube-канал и собственную страницу во ВКонтакте.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by