В Минске открылась первая в стране киберспортивная школа. Увлеченные «контрой», «танками» или «дотой» дети могут прийти туда и под началом инструктора начать свою успешную карьеру киберспортсмена. По крайней мере, так заявляют создатели школы. Onliner.by в качестве тайного посетителя отправился в учебное заведение для геймеров и попытался выяснить, что же скрывается за этой чудной вывеской.
Начинание взбудоражило неравнодушных к играм белорусов рекламой в метро: громкая вывеска «первой киберспортивной школы» и знакомые многим символы Dota 2, Counter-Strike и World of Tanks заставили сердца геймеров биться чаще, а обычных людей — лишь саркастически улыбнуться. То, что сперва приняли за очередной турнир, оказалось школой, которая на полном серьезе, но не без грамматических и орфографических ошибок на сайте, обещала сделать из обычных игроков настоящих профессиональных геймеров. Тех, кто в будущем сможет зарабатывать на компьютерных играх.
Не афишируя свою трудовую книжку, корреспондент Onliner.by в один из выходных дней отправился в школу на так называемый бесплатный открытый урок. Перед офисом под «домом Чижа» к вечеру воскресенья набралось по меньшей мере 30 человек. Очень юных, молодых, чьи лица не успела тронуть щетина. Толпясь у дверей кибершколы, они в группках обсуждали «контру» и «доту» либо отстраненно смотрели в потолок узкого коридора. Естественно, корреспондент Onliner.by оказался самым старшим во всей этой компании, а потому сошел бы исключительно за «танкиста».
Как выяснилось позже при перекличке, ребята подобрались в возрасте от 12 до 19 лет. Кто-то привел на урок родителей, чтобы показать им, на какой такой киберспорт он собирается тратить по 150 рублей в месяц. Одна «ну ма-а-ам!», которая позже присела на диванчике рядом со своим чадом, пыталась сохранить самообладание посреди оравы школьников, разговаривающих на непонятном сленге. Чей-то папа, наоборот, активничал, подталкивая долговязого сына к компьютеру во время импровизированного спарринга. Но это позже, а пока толпу запускают в учебный класс, и директор школы Валерий начинает объяснять, для чего все это надо.
— Я уверен, что каждый из вас, особенно задний ряд [с намеком на бородатого журналиста и его друга. — Прим. Onliner.by], потратил очень много времени на «доту», «контру», «танки»… Можно потратить на игру еще полжизни, но о вас никто никогда не узнает и вы не научитесь монетизировать данную деятельность.
Когда мы заметим в вас перспективность, мы начнем освещать ваши достижения в СМИ, чего уж вы точно не получите дома, играя в пабчике. О вас никто не узнает, вы не научитесь зарабатывать на игре, на рекламе.
В классе начинается перекличка. Директор попросил школьников назвать игровую дисциплину и достижения в ней. У подавляющего большинства достижением оказывается количество проведенных в игре часов: начиная от 500 и упираясь где-то в 3000.
— Мы можем выбрать парня, который потратил больше всего времени, и спросить, знаете ли вы его никнейм. Узнают его единицы, — подытоживает директор заведения.
По его словам, в школу принимают ребят от 12 лет, которые проявляют способности, а главное, желание обучаться киберспортивным дисциплинам наподобие Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2 и World of Tanks. За месяц обучения (15 занятий по 2 часа) придется платить 150 рублей. Способных и перспективных ребят уже начиная со второго месяца обещают учить бесплатно. Каждые три месяца в школе заявлено проведение внутреннего турнира с денежными призами. Сумма немалая даже для некоторых зарубежных турниров — $5000.
К тому же учителя хотят поменять представление о киберспортсменах в обществе: заявлено физическое и личностное развитие ребят. Говоря простыми словами, их хотят отучить материться во время игры, наказывая временным удалением за пределы школы. «Поблажки предусмотрены лишь для трех топовых команд, которым бывает очень тяжело держать себя в руках», — улыбается директор под пристальным взглядом матери в первом ряду.
— Применение навыков, которые вы здесь получите… Возможно, не за один, а за три-четыре курса… В любом случае той базы, которую мы даем по личностному развитию, вам будет достаточно, чтобы себя презентовать, нормально общаться с людьми, повысить уровень коммуникации. Это все пригодится.
Выбор дисциплин объясняют не только их популярностью, но и юридическими условиями деятельности.
— Мы планировали запустить Hearthstone и League of Legends, но в чем беда? Беда в преподавателях. Юридически наша организация нуждается в том, чтобы учитель был с педагогическим образованием. Он должен иметь право работать с детьми начиная с 12-летнего возраста. Найти по LoL’у человека с высшим образованием, очень хорошо играющего и желательно еще кандидата в мастера спорта по какому-нибудь единоборству?.. Это очень тяжело. Два месяца искали, не нашли.
Школьники тем временем покорно сидят в креслах, поглядывая на компьютеры у окна. Там размещено порядка 25 мониторов. На них висят геймерские наушники, а на столах лежат клавиатуры и мыши, позиционируемые производителями как киберспортивные девайсы. Одним только этим можно подкупить любого юного киберспортсмена.
Как удалось выяснить корреспонденту Onliner.by, проинвестировала данный проект белорусская компания, которая занимается разработкой лазеров. Отсюда и ресурсы на оборудование, аренду, зарплату персонала, а также планы по масштабированию бизнеса с открытием новых классов в Беларуси. Насколько такая модель жизнеспособна в условиях нашей страны? Пока непонятно. Однако руководство школы заверяет, что каждый день им поступает до 60 анкет от желающих учиться, в то время как пропускная способность класса составляет 160 человек в месяц.
— Даю 100%, что никто из вас никогда не выиграет ни International, ни «мажор», ни какой-то другой крупный чемпионат. Если вы будете делать все то же самое, что делали до сих пор, готов поставить на это свою квартиру, — подытоживает директор заведения. По его мнению, после прохождения курса появляется 10-процентный шанс, что ученик попадет в белорусскую команду, которая когда-нибудь съездит на чемпионат по Dota 2.
Появление киберспортивной школы не осталось незамеченным в компактном игровом сообществе Беларуси. Корреспондент Onliner.by попытался выяснить у киберспортсменов со стажем, игрового комментатора и организатора геймерских мероприятий, что же кроется за вывеской подобного заведения, а также спросил о его перспективах в нашей стране.
— Руководство школы подчеркивает, что в Беларуси профессиональные коллективы можно пересчитать по пальцам одной руки, причем достижений у них нет никаких, — отмечает стример и комментатор игры Heroes of the Storm Виктор «Luffi» Ковалев. — Но в то же время ребята пытаются искать таланты для популярных дисциплин с большими призовыми. Их можно понять, потому что Dota 2 и CS:GO — это популярные дисциплины, как хоккей и футбол в офлайне. Вот только команд что в «доте», что в «контре» — огромное количество. Существует высокая конкуренция, прорваться крайне сложно.
А те же Overwatch и Heroes of the Storm от Blizzard — не самые популярные дисциплины. Призовые в них пониже, но и команд хороших мало. При правильном подходе за короткий срок можно было бы сделать команду, претендующую на топ-8 Европы. То есть сыграть на том, что в дисциплине мало хороших команд и игроков и за счет этого занять лидирующие позиции. По аналогии с тем же керлингом.
Вместе с тем в случае с «контрой» и «дотой» обрисовать инвестору перспективы и получить финансирование заметно проще. Да и аудитория потенциальных учеников получается шире. Корифей белорусского киберспорта, а нынче спортивный директор киберспортивной организации Natus Vincere Евгений «ugin» Ерофеев считает, что с выбором дисциплин кибершкола оказалась права.
— Флагманы — это «контра», «лол» и «дота». Overwatch и новые дисциплины — куда более рискованное поле, чем популярные игры.
Сама идея классная. Рад, что такой прецедент создан именно в Минске, а не где-то в Москве или Киеве. Вопрос в другом: кто будет преподавать, кому люди будут платить 150 рублей в месяц? Пацаны, которые туда придут, должны получить качественный продукт. А его сегодня может обеспечить совсем небольшое количество людей. Чтобы это не было похоже на услуги гадалок в интернете… В эту сферу не боятся инвестировать, и денег достаточно. Другая проблема — нехватка качественных специалистов. Кадры решают все.
Подобные проекты не новы. Есть похожее в Европе, Бразилии, имеются просто онлайн-школы. Мы в Na’Vi подобный проект разрабатываем не один год. Подходим основательно, и то до сих пор не открыли. А создатели этой школы пошли простым путем: откроем, а там разберемся. Гораздо проще было бы открыть такие академии под тегом Na’Vi или Virtus.pro.
В местных учителях сомневается и Денис Богуш, директор минского компьютерного клуба «Тарантул».
— Если бы обучением занимался кто-то из профессиональных кибератлетов, его фотография как минимум была бы представлена на сайте школы. Заниматься обучением без методологии (а ее не существует) можно лишь опираясь на личный опыт, которого, как мне кажется, тут нет. А без опыта это просто аренда компьютеров по премиум-прайсу.
Юрий «Keep3r» Микульчик признает положительный сдвиг в этом направлении, но настроен скептически. Как игрок в «контру» и тренер на профессиональном уровне, он хорошо знает опытных белорусских «атлетов», которые могли бы делиться своими знаниями с молодежью, но среди преподавателей школы он знакомых имен не нашел.
— Открытие в нашей стране такого заведения — только плюс. Но на моей памяти были организации и в Беларуси, и в России, и в Украине, которые пытались собрать состав из игроков, подающих надежды и играющих на полу- и профессиональной сцене. Из этого в итоге ничего не вышло. Сделать что-то с ребятами, которые, по сути, нигде еще себя не опробовали? При качественной работе тренеров и специалистов из этого, может быть, что-то да выйдет.
Чтобы попасть в топ хотя бы СНГ, нужно не просто много времени уделять игре, а иметь талант, рвение. Никакой тренер, специалист не сможет сделать из ребят мировых звезд без их собственного дикого желания самосовершенствоваться.
Данная школа действительно может помочь целеустремленным подросткам, если тренеры смогут направить их в нужное русло. На своем опыте прекрасно знаю: многие талантливые ребята забросили игры только потому, что с ними никто не хотел работать и тренироваться. Есть куча закрытых ресурсов, где обитают профессионалы и любители. Простому смертному в такие сообщества не попасть. И вот если эта школа откроет своим талантам туда дорогу, то это будет огромный буст для ребят, которые вкалывают и хотят добиться результатов.
Клавиатуры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by