«В Беларуси с такой зарплатой они точно не пропадут». Киберспортсмены из ANOX об играх, ставших работой

 
193
09 августа 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Алексей Матюшков

В конце июля Минск стал тренировочной базой для молодой киберспортивной организации ANOX, претендующей на попадание в топ сильнейших. Ее учредители посчитали белорусскую столицу практичной и экономичной площадкой для сбора команды по Overwatch. Да и двое ее участников могут похвастаться минской пропиской. Onliner.by посетил двухэтажные апартаменты с поварами, спортивным психологом, тренером и игроками в двух шагах от ТЦ «Рига».

ANOX — молодая интернациональная организация, которая на киберспортивной арене появилась совсем недавно. В частности, это касается ее состава по игре Overwatch от Blizzard. Сейчас в нем играют двое белорусов, двое россиян, один украинец и один житель Британии. У ребят есть свой менеджер (в прошлом комментатор), тренер (в прошлом киберспортсмен), спортивный психолог и аналитик. Игре всего два месяца от роду, но к обеспечению команды ее директор подошел ответственно.

Это и неудивительно, ведь созданием организации занимался Алексей «LeX» Колесников, прославленный российский киберспортсмен, расцвет карьеры которого пришелся на середину «нулевых» и Counter-Strike 1.6. Он стоял у истоков Virtus Pro, а потому багаж знаний в этой индустрии у него вполне достаточный для того, чтобы собрать и наладить работу новой организации.

— Бóльшая часть персонала команды базируется в Минске, а потому неудивительно, что именно этот город был выбран точкой сбора. Плюс стоимость аренды помещений заметно меньше, чем в Москве, а расположение позволяет легко добраться из России или Украины. Этакий централизованный хаб, — рассказывает менеджер команды Владимир Акиньшин, показывая квартиру, которая на две недели превратилась в геймерский буткэмп. На первом этаже кухня, ванные, спальни и гостиная с большим диваном и телевизором. На нем ребята смотрят игровые трансляции. На втором этаже комната отдыха и собственно игровая с пятью компьютерами и двумя вентиляторами, призванными разгонять жару. В Минске стоит духота.

Rubikon и менеджер Владимир

— В Overwatch, как в киберспортивную дисциплину, мы поверили сразу и уже на стадии закрытого бета-тестирования стали планировать команду. Игра ведь единственная в своем роде: похожа на Team Fortress 2, чья популярность уже миновала, чем-то напоминает Counter-Strike, Quake и т. д. Но, по сути, прямых конкурентов у нее нет, хотя понятно, что они будут создаваться. Когда выходила Heroes of the Storm, было очевидно, что это всего лишь очередная MOBA, которой придется конкурировать с гигантами в лице League of Legends и Dota 2.

«Мы не прогадали: все больше появляется турниров с призовыми от $100 000 в Германии до $300 000 в Америке. И это происходит с игрой, с момента релиза которой прошло всего два с половиной месяца»

Путь создания команды называют тернистым. Состав менялся, пока в компанию к «квакерам» Алексею «Cypher» Янушевскому, Антону «Cooller» Синьгову и Нормунду «Sharyk» Фатеринсу не добавились еще трое бывших игроков в Team Fortress 2: Кирилл «Anak» Николаенко, Рубен «Rubikon» Зурабян и Артем «Kensi» Будяк. К сожалению, у Нормунда возникли сложности с оформлением паспорта, и в Беларусь к ребятам он приехать не смог, хотя ежедневно с ними тренировался.

Kensi и Anak
Cooller (слева) на правах старшего в команде любит подтрунивать над младшими

Настоящими звездами в этом составе по праву можно назвать белоруса Алексея и россиянина Антона, которые считаются самыми титулованными игроками в Quake в СНГ и которых хорошо знают на международной арене. Антон пришел в киберспорт в 2002 году в возрасте 16 лет, выиграл российские отборочные на World Cyber Games в Корее, где в финале занял первое место в формате «2 на 2». Но уже на следующем чемпионате мира ESWC 2003 он стал безоговорочным чемпионом в дуэльном формате, после чего началась его медальная карьера в топовой немецкой команде Mousesports.

Россиянин и белорус когда-то были соперниками

— Года с 2006-го мы начали пересекаться на различных турнирах с Cypher'ом. Кажется, тогда был его первый крупный турнир, где в Quake 4 он смог занять второе место. Конечно, никто из нас не мог подумать, что однажды, спустя 10 лет, мы будем играть в одной команде. В то время даже намеков не было на командные дисциплины. Ранняя эра киберспорта — эра дуэльных соревнований, соло-игроков.

С Алексеем Onliner.by общался в январе этого года, когда ностальгировал по компьютерным клубам и зарождению киберспорта в Беларуси. Киберспортивная карьера этого «квакера» тоже началась в 16 лет, когда в качестве темной лошадки Cypher приехал на ESWC 2006 и сумел дойти до финального матча. За восемь лет игр в Quake парень успел выиграть десяток кубков ASUS Open, несколько раз победить на американском QuakeCon и выступить под цветами Fnatic. Со временем игра потеряла свой топовый статус, и Cypher оказался на распутье. Собственно, как и Cooller. Благо в это время появилась Overwatch. Возвращение в большой киберспорт, и в частности старт в OW, Антон считает перспективным.

«Во-первых, в России киберспорт признали официальным видом спорта. Во-вторых, в индустрию пришло очень много денег и очень много „хайпа“. В-третьих, курс рубля упал, а потому куда выгоднее зарабатывать в американской валюте. В-четвертых, я решил доказать, что и в другой игре могу добиться успеха»

«Капитанит» в ANOX белорус под ником Anak, который в эту игру пришел из Team Fortress 2. Серьезно, на соревновательном уровне, он увлекся ею в 2010 году, когда в стране наконец появился достойный безлимитный интернет. Это, а также скилл, стали путевкой в европейские команды. Отыграв несколько лет на высоком уровне в TF2, Кирилл соглашается, что механика в Overwatch схожая. Но первое впечатление обманчиво.

— Да, есть схожие элементы, режимы, роли персонажей. Поэтому нам, игрокам в Team Fortress 2, было проще адаптироваться. Вместе с тем в игре есть механики, которых не было в старой TF2: ультимативные способности, скиллы, набор персонажей с индивидуальным стилем игры, динамика.

— Как такая динамика влияет на киберспортивный потенциал игры?

— Зрителям, не знакомым с игрой, сложно смотреть трансляции, — включается в беседу менеджер команды. — До того как прийти в ANOX, я занимался комментаторством. Первый русский стрим с первого офлайн-чемпионата по OW собрал две с половиной тысячи человек. Бóльшая часть из них не понимала, что же происходит на экране. Но за два месяца ситуация кардинально поменялась, и комментариев наподобие «как это можно смотреть?» заметно поубавилось.

Еще один белорус в составе ANOX — тренер Юрий «Keep3r» Микульчик. В свое время он был капитаном белорусской команды snT по Counter-Strike 1.6.

Keep3r и Cypher

— После «контры» всегда пытался начать играть во что-нибудь более командное, но подходящей кибердисциплины не находилось. Все командные шутеры пали под гнетом CS. А потому, когда Blizzard анонсировала Overwatch, мы с Лешей сразу же решили, что будем в нее играть. Притом что и киберспортивный потенциал у игры точно есть. Ее ведь делает Blizzard. Кто-то эту компанию обожает, кто-то ненавидит, но было очевидно, что разработчики сделают проект с размахом и не дадут ему пропасть.

В силу своего возраста и семейного положения я понял, что не смогу уделять достаточно времени тренировкам. Да и стал слишком стар для такой быстрой и динамичной игры. А потому решил отойти немного на задний план и побыть тренером. О командной игре я знаю достаточно, опыта выступлений на турнирах хватает, а потому помогаю ребятам где-то игровыми советами, где-то подсказками по тактике.

Команда, тренер, спортивный психолог... Знакомясь с этими молодыми и увлеченными людьми, понимаешь, что пусть они и играют в игры, но игры эти крайне серьезные и настоящие.

«Все ребята на зарплате. Сколько они зарабатывают? Скажем так, уровень оплаты неплохой. В Беларуси с такой зарплатой парни точно не пропадут»

— Когда организация подписывает команду — это хорошо в любом случае, — замечает капитан Anak. — Серьезная структура помогает своим подопечным развиваться, вместе тренироваться. Бывает такой предел, когда команде нужна поддержка, чтобы перейти на новый, более качественный уровень.

Спортивный психолог и контент-менеджер команды

— Растет ли чувство собственной важности, когда, открывая западные рейтинги, вы видите, что команда подбирается к десятке сильнейших?

— На самом деле рейтинги пока не отображают реальное положение дел в молодой дисциплине. Те же австралийцы сыграли только местную лигу и сразу попали в топ-10.

— Там же сейчас очень много похожих американских команд. Я не думаю, что мы могли бы сегодня им проиграть, — замечает Cypher. — Некоторые команды «нафармили» себе очки на незначительных турнирах и оказались в топе. Конечно, это не касается таких серьезных организаций, как EnVyUs или Cloud9.gg.

Но несмотря на необъективный пока что рейтинг, мнение редакторов ресурса такое — ANOX входит в топ-5 европейских команд по Overwatch.

Результаты, которые ребята показали на последних турнирах, демонстрируют, что буткэмп не проходит даром. Фанаты молодой команды в интернете уверены, что картофельная минская диета пошла игрокам на пользу и они стали играть увереннее. Однако насколько эффективными окажутся картофельные припарки, покажут игры после отъезда из Минска.

— Основное преимущество, которое дает буткэмп, — это командный дух, — уверен Anak.

Тренер более скептично относится к пользе тренировочной базы.

— Прогресс и качество игр на буткэмпе не намного лучше, чем это было в онлайне. Конечно, нельзя отрицать фактор физического присутствия: ребята ближе познакомились, морально сплотились, подружились. Это положительно повлияло и на игру.

Тренировки у киберспортсменов начинаются в середине дня обычного работяги: к 13 ребята просыпаются, умываются, завтракают. До 17 часов у них свободное время: играют сольно в рейтинговых играх, кто-то стримит. Потом начинаются тренировки, которые продолжаются до поздней ночи. Чаще всего это практики с другими профессиональными командами из России и Европы, разбор записей игр, предыдущих турниров, работа с аналитиком.

— Насчет тренировок с мировыми топами раньше договориться было сложно, — замечает Cypher. — Все ведь делается по респекту. Если респекта команде мало, то по итогу с тобой никто не захочет играть.

— После того как мы обыграли Reunited (1-е место в Европе) и Rogue (4-е место), мне начали писать представители этих команд с предложением сыграть тренировочные матчи. Они поняли, что с нами тоже нужно считаться, — замечает менеджер Владимир. — В любой киберспортивной игре нет смысла тренироваться со слабым противником. Надо выбирать тех, кто сильнее вас или играет на равных, чтобы можно было чему-то научиться, понять, насколько крутая у вас стратегия.

К концу нашего знакомства у ребят начинается очередная тренировка. На этот раз схлестнуться придется с парочкой европейцев и американскими топами. Геймеры отправляются за свои игровые места, где их ждут личные девайсы. Во всех киберспортивных сферах играют исключительно на своих девайсах. Даже на крупных турнирах спонсоры не стремятся отобрать у геймеров их родные мышки и клавиатуры, с которыми те играют годами.

Спрашиваем у менеджера о проблемах, с которыми в Минске может столкнуться киберспортсмен.

— Я родился и вырос в Москве, и когда приехал в Минск, то вздохнул свободнее. Москва слишком хмурый и серьезный город. С социальной адаптацией никаких проблем у нас не возникло. Но с точки зрения инфраструктуры… В Москве выбор провайдеров больше, тогда как в Минске их крайне мало, а техническая способность канала слабее, у игроков порой случаются досадные дисконнекты. В остальном же город уютный и тихий.

Ребята из ANOX провели в Минске около двух недель. Говорят, что так толком изучить город и не получилось: слишком много тренировок и турниров. В данный момент парни борются за выход на LAN-финал в Штатах, где среди лучших команд из Европы и США будет разыграно $300 000. Неплохая сумма для старта молодой киберспортивной дисциплины.

Во время нашей январской встречи с Cypher'ом о начале его новой карьеры было практически ничего неизвестно. Молодой чемпион, который в свое время блистал на Западе, казался потерянным и угрюмым. Вместе с его коронной дисциплиной куда-то на задворки геймерского мира отодвинулся и он сам. На этот раз с тренировочной базы нас провожал уже уверенный и активный парень, который видел перед собой цель, а главное — имел возможность к ней идти. Ничего больше белорусскому чемпиону и не требуется.

Клавиатуры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ