Белорусский чемпион по Warcraft III: «Иногда кажется, что лучше бы книжки читал»

 
11 мая 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский, ESWC
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский, ESWC

Дмитрий Зеленко честно признается, что совсем недавно отнес на мусорку кубки и награды, завоеванные в различных клубных чемпионатах по Warcraft III: «Чего пыль собирать?» Да и особой ценности в них он не видит. Возможно, только как память. Оглядываясь на 10—15 лет назад, известный в нулевые под ником v4.Pro-Human парень говорит, что будь у него возможность что-то поменять в прошлом, он вряд ли бы столько времени посвящал играм. Хотя о периоде расцвета компьютерных клубов и заграничных соревнованиях по Warcraft III вспоминает с улыбкой.

Сегодня Дмитрию уже за 30. Расцвет компьютерных клубов в Минске пришелся как раз на его школьные и студенческие годы. Собственно, как и увлечение стратегиями от Blizzard, которые стали одними из первых серьезных киберспортивных дисциплин в мире.

— Естественно, все начиналось еще в девяностые с консолей: Dendy, SEGA. Потом появились какие-то первые квартирные клубы. У себя дома мужик расставлял 3—4 компьютера, и мы приходили играть в первый Quake, Need for Speed 2, позже появился и StarCraft. И это был просто разрыв шаблона: ребята толпой собирались за компьютером и вместе проходили одиночную кампанию.

Во Дворце детей и молодежи в те времена были курсы программирования, которые я посещал. В конце учебного дня преподаватели разрешали минут 10—15 поиграть в свое удовольствие. А на выходных можно было задержаться и подольше. Два местных админа запускали карту на восемь человек: «Мы вдвоем, вы вшестером. Окей?» Они «раскатывали» нас, пока у нас, зеленых, не появилось понимание игры.

Массовое увлечение стратегиями Blizzard началось с 1998 года, когда вышел первый StarCraft, появились компьютерные клубы и dial-up. Warcraft III, которому Дмитрий посвятил немалую часть своей жизни, вышел только спустя четыре года.

— В эти стратегии от Blizzard можно было более-менее сносно играть через интернет, в отличие от «шутеров» наподобие Quake или Counter-Strike. Даже через dial-up, каким бы плохим и медленным он ни был. Поэтому «квакеры» и «каэсеры» зависели от клубов, куда и набивалась куча народу.

Школа Дмитрия находилась в районе Комаровки, где базировался и компьютерный клуб «Стелс». У него была, можно сказать, своя команда по Quake, которая играла в отдельной комнатке на шесть машин. С ними-то будущий «крафтер» и поигрывал в StarCraft.

— Однажды команда поссорилась с хозяином «Стелса» и перешла в клуб V3 в районе площади Победы. Клуб был небольшой, компьютеров на 30, часть из которых досталась избранным игрокам. Позже хозяин попросил таких ребят перебраться в клуб V4 в Малиновке. Туда, конечно, никто ездить не хотел: окраина города, добираться неудобно. Но что поделать, играть-то хотелось.

В V4 часто проходили большие турниры, призовой фонд которых формировали сами игроки. Раз в год организовывали самый крупный чемпионат сразу по трем дисциплинам: Warcraft III, Counter-Strike 1.6, Quake 3. Победителям раздавали призовые и какие-никакие кубки.

— Warcraft, по сути, был соло-дисциплиной. Пару раз устраивали соревнования 2 на 2, но впоследствии остановились на индивидуальной игре. Такой формат и прижился. В целом клубная тусовка Минска была довольно дружной. «Квакеры», «каэсеры» и «стратеги» играли друг против друга на отборочных, а затем вместе в одном поезде выезжали на чемпионаты в ту же Москву.

Когда Дмитрию впервые довелось поехать на крупный чемпионат ESWC во Францию в 2005 году, он уже был студентом и подрабатывал в клубе V4 администратором.

— Надо было получить соответствующую визу, и сотрудник посольства беспокоился, что из-за своей маленькой зарплаты я захочу остаться во Франции. Ну а я объяснял, что работаю в клубе, чтобы бесплатно тренироваться, совмещать приятное с полезным и все в таком духе. В посольстве поверили и пропустили.

Конечно, на такого уровня мероприятиях, как ESWC, всегда нервничаешь. Главное было — не оказаться во время матча рядом с «каэсерами». Тогда никаких звукоизолирующих будок не существовало: играли 5 на 5, перекрикивались, рядом еще такая же группа, и еще одна. В общем, в формате ESWC это был целый галдящий стадион. Шум стоял знатный. И пока «катку»-другую не отыграешь, внутренняя дрожь не унимается.

На ESWC 2005 в Париже v4-pro Human выступил неплохо, сумел преодолеть первую групповую стадию и по итогу попасть в топ-16 турнира по Warcraft III. За год до этого Францию в аналогичной дисциплине штурмовал белорус под ником NightWolf, соклановец Дмитрия по клубу V4, но его первый блин оказался комом. Правда, уже в 2006-м ему удалось повторить успех соотечественника, однако в плей-офф ESWC наши «варкрафтеры» так и не побывали.

— К концу этой эпохи компьютерные клубы стали чаще устраивать различные чемпионаты по воскресеньям. Им это было выгоднее, чем держать весь день клуб полупустым. С моим тим-мейтом Ярославом «NightWolf» Кавецким ходили и выигрывали практически все эти местные турниры, делили между собой призовые.

Если я стал увлекаться «Варкрафтом» раньше и уже был в какой-то игровой колее, то NightWolf начал свою киберспортивную карьеру чуть позже и был в догоняющих. Потом уже он стал заметно сильнее. Хотя и его раса эльфов была посильнее моих людей: баланс в игре хромал. Я пробовал пересесть на другую расу, но не понравилось. В те времена у игроков не было такой универсальности, что все отлично играли за все расы: ребята придерживались одной любимой и меняли ее только в матче с определенным соперником.

Дмитрий вспоминает, что в стратегиях и киберспорте того времени не было места случайностям. Все зависело от усиленных тренировок и личного навыка. Для сравнения в той же современной карточной игре Hearthstone от Blizzard уж слишком много рандома для киберспортивной дисциплины: выпадет нужная карта или не выпадет, раскроется ли ее эффект полностью — все зависит от броска виртуального кубика.

— Играя в Warcraft, я знал, что благодаря ежедневным тренировкам мой личный навык будет расти. Мы изучали механику игры: за сколько ударов начальный юнит орков может убить человеческого пехотинца. Отсюда начинается математика и подсчеты. Высчитывается время: что будет на базе у противника, если вместо одного рабочего я раньше начну строить бараки и создавать армию. Например, можно было в лесу вырубить пару деревьев и построить вышку, которая будет доставать до рабочих противника и смешивать ему все карты, ведь он не сможет с ней быстро расправиться.

Приятно, что в Warcraft играют до сих пор. Хотя это и не удивительно: стратегии от Blizzard стали чуть ли не национальным видом киберспорта в Южной Корее. У многих европейских игроков основной целью был переезд в Корею. Уезжали туда на месяц-другой, выступали в топовой лиге, становились кумирами. С утра встал, потренировался, сыграл матч, ушел готовиться к следующему через два-три дня. Так было в Корее еще 10 лет назад, а сегодня это уже повсеместная практика.

Дмитрий признается, что в Беларуси он совсем не ощущал себя какой-то киберспортивной звездой:

— Тяжело почувствовать себя звездой на уровне своей деревни. Да и времена, когда я блистал на про-сцене, впоследствии сменились расцветом Nightwolf’a. Конечно, было приятно у всех выигрывать. Приходишь в клуб, и все говорят: «Вот, чемпион пришел, сейчас покажет игру». Или когда в клуб приезжали, чтобы сразиться именно с тобой.

Для этого, собственно, директора клубов и держали любимчиков: ты выигрывал чемпионаты и прославлял свое заведение, а также привлекал людей, которые покупали время, чтобы поиграть с тобой. От «каэсеров» пользы еще больше, ведь к ним приезжали поиграть целые команды, которые занимали пять компьютеров. Конечно, это не основной заработок клуба, но команды влияли на его имидж и косвенно на доходы.

Кажется, что Дмитрий до сих пор толком не определился, как относиться к своим увлечениям 10-летней давности. О Warcraft и клубной тусовке он рассказывает с улыбкой и энтузиазмом. А вот на прямой вопрос «Не жалеешь ли?» задумывается:

— Иногда кажется, что лучше бы книжки читал. Может быть, стал бы начальником отдела кадров в банке. Возможно, это время можно было бы потратить с большей пользой. Никто ведь не знает, как бы все сложилось.

Многие «варкрафтеры» ушли зарабатывать в онлайн-покер. Для некоторых эта карьера сложилась даже удачнее. Я тоже пробовал, но мне банально не хватило терпения: эти полеты вверх-вниз, непредсказуемость и случайность…

Кто рано туда ушел, еще успел застать время, когда с базой знаний мог обыгрывать простачков. Но общий уровень уже подрос. Хорошо, если ты предвидел это раньше и не спустил все деньги, вложил что-то в недвижимость. Мой знакомый жил в «однушке», построил «двушку» в Малиновке. Теперь может сдавать, играть в покер на небольшой «плюс». Через какое-то время и на BMW накопит.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by