В наших краях телефоны BlackBerry всегда воспринимались настоящей диковинкой, но на Западе это был невероятно популярный бренд. Компания захватила 50% американского рынка и 20% мирового, продавая в год по пятьдесят миллионов устройств — в середине нулевых казалось, что канадской компании ничто не угрожает. Но планы канадцев нарушили Apple и Google: они ворвались на рынок смартфонов и начали устанавливать свои порядки. BlackBerry долго сопротивлялась и жива даже сейчас, однако вернуть позиции и величие — задача уже невыполнимая.
Долгое время у компании было самое скучное название, которое только можно вообразить: Research in Motion, или RIM по-простому. Основал ее Михалис Лазаридис — сын эмигрантов, которые перебрались из Турции в Канаду. Детские увлечения техникой привели Михалиса, который на западный манер стал представляться Майком, в Университет Ватерлоо, где студент изучал электронику и информатику.
К 1984 году Майк, еще будучи студентом выпускного курса, выиграл первый серьезный контракт. Причем не от кого-нибудь, а от самой General Motors. Автомобильный гигант заказал сеть для использования на своих заводах, и 23-летний студент получил контракт примерно на полмиллиона долларов. До вручения диплома в университете оставалось каких-то два месяца, но Майк к тому времени явно не видел смысла в корочке — он забросил учебу.
Полученные деньги от General Motors стали капиталом для открытия Research in Motion. К Майку присоединился друг детства Дуглас Фреджин. Дела с заказом GM пошли неважно: контракт в итоге разорвали и основатели компании не особо понимали, что делать дальше. После нескольких неудачных разработок RIM решила попробовать себя в развитии технологии Mobitex, которая в дальнейшем и прославила будущий бренд BlackBerry.
Саму сеть Mobitex создала шведская компания Televerket, ее запустили в 1986 году. Стандарт отличается высокой степенью защиты и идеально подходит для, например, передачи электронных писем. RIM, как и другие компании, увидела в этом возможность. В Канаде начали готовить инфраструктуру для Mobitex, и производители пейджеров уже разрабатывали устройства для работы на этом стандарте.
Лазаридис решил обогнать всех и в 1996 году выпустил Inter@ctive Pager 900. По большому счету сейчас этот девайс описали бы как «мессенджер в виде гаджета»: если пейджеры работали на прием данных, то Inter@ctive Pager 900 позволял вести полноценное текстовое общение между пользователями. Выглядел он так:
Позднее RIM выпустила более удобное и продуманное устройство — модель 950. Оно хоть и оказалось успешнее преемника, но особым спросом не пользовалось: во второй половине девяностых коммуникация обычно шла или через голос, или через объемные письма, в то время как RIM 950 звонить не умел, а писать развернутые сообщения на крошечном дисплее не очень удобно.
Примерно в то же время RIM задумалась о создании запоминающегося бренда и обратилась к Lexicon Branding. Компания, которая занимается разработкой брендов, сочла кнопки клавиатуры похожими на косточки ежевики — так и появилось название BlackBerry.
RIM разработала почтовый сервис, который через собственный сервер BlackBerry Enterprise Server обрабатывал данные и обеспечивал их защиту. Это определило целевую аудиторию BlackBerry — люди, которые хоть мало-мальски беспокоятся о конфиденциальности информации. То есть бизнесмены, сотрудники оперативных служб, знаменитости. За ними подтянулись и обычные пользователи. Дела RIM наконец-то наладились: в 1999 году компания даже стала публичной и за полученные от продажи акций деньги могла развернуть полномасштабный бизнес.
В начале нового тысячелетия под брендом BlackBerry по-прежнему выходили пейджеры, которые использовали сеть Mobitex. Мобильные телефоны постепенно вытесняли обычные пейджеры, но продукты RIM были все же другого толка, хотя с развитием беспроводного интернета их тоже ждал неминуемый конец. Однако компании в каком-то смысле здорово помогли теракты 11 сентября 2001 года. В тот день Нью-Йорк оказался практически без сотовой связи из-за обилия звонков, но относительно свободная Mobitex отлично работала: пострадавшие могли связаться с родственниками, экстренные службы поддерживали связь по пейджерам. Устройства BlackBerry проявили себя в лучшем виде.
Но в том же году RIM получает серьезный иск в суд. Американская NTP, которая запатентовала систему беспроводной передачи писем, обвинила канадцев в незаконном использовании своих разработок. RIM долго отпиралась и не признавала нарушения, но в итоге суд встал на сторону NTP. Что еще хуже, компании грозил запрет на эксплуатацию устройств BlackBerry, в которых используются технологии с нарушением патента. Это могло уничтожить RIM. На защиту встало Министерство обороны США. Ведомство заявило, что продукты BlackBerry используют многие государственные учреждения и отказаться от них нельзя. В итоге RIM отделалась выплатой $612,5 млн в пользу NTP в 2006 году. Заодно компания выиграла время на разработку сервисов, которые не нарушают патенты соперника.
Несмотря на успех пейджеров, RIM понимала: телефоны вытеснят такие устройства. В 2002 году компания выпустила свой первый мобильник — модель BlackBerry 5810. Правда, полноценным телефоном назвать его не получалось: микрофона и динамика у девайса не было. Звонки предлагалось совершать через подключение проводной гарнитуры. RIM по-прежнему делала акцент на текстовой передаче информации, но уже по GPRS. Покупатели оказались не в восторге от модели: при цене в полтысячи долларов устройство не было полноценным телефоном — подключать для каждого звонка гарнитуру просто неудобно.
Все устройства RIM ориентировала на корпоративный сегмент: в те времена корпорации закупали для своих сотрудников коммуникаторы и другие средства связи, а защита сервисов BlackBerry внушала клиентам доверие относительно безопасности рабочей переписки. Но постепенно компания решила полноценно выйти на потребительский рынок. Ее мобильники обрастали цветными экранами, камерами, музыкальными плеерами. При этом RIM сохраняла важную особенность — QWERTY-клавиатуру, что стало отличительной чертой бренда. Дела продолжали идти хорошо вплоть до 2007 года, когда на рынке телефонов появился новый игрок — Apple.
Купертиновцев поначалу не воспринимали всерьез: iPhone был дорогущим ($500 за базовую версию!), отсутствие физической клавиатуры вызывало много вопросов, да и Apple предстояло вступить в бой на новом для себя поле — где господствовали Nokia, Samsung, BlackBerry и другие. Пусть первый iPhone и был весьма компромиссным устройством, но направление для развития смартфонов он задал более чем ясно. Однако другие производители, включая RIM, продолжали стоять на своем.
Лазаридис в интервью открыто ругал iPhone: «Я не мог и не могу писать на нем, и множество моих друзей тоже. Сложно писать по куску стекла». Удивительно, но в том же 2008 году вышла модель BlackBerry Storm с виртуальной клавиатурой. Устройство подвела операционная система, которая делалась по старым принципам и ощутимо уступала iOS. Но хуже всего была даже не ОС — по какой-то немыслимой причине в смартфоне отсутствовал Wi-Fi.
Продажи по-прежнему держались: BlackBerry в нулевые годы быстро стал одним из самых популярных мобильных брендов в США, лояльная аудитория продолжала выбирать именно его. Смартфоны компании глобально разделились на две ветки: одни модели выходили с кнопочными клавиатурами, другие выпускали с сенсорными — в угоду трендам.
В 2011 году компания представляет новый продукт — планшет BlackBerry PlayBook. RIM купила разработчика QNX Software ради ее операционки QNX, которая легла в основу ОС планшета. Систему доделывали в жуткой спешке, и она получилась сырой: к релизу планшета не успели даже добавить нативный почтовый клиент, поддерживаемые приложения для Android работали медленно. PlayBook ждала судьба BlackBerry Storm: продажи оказались слабыми и RIM даже отменила разработку второго поколения устройства.
2011—2013 годы становятся самыми неприятными для RIM: она упустила практически весь рынок. Начались массовые сокращения, компанию переименовали в BlackBerry Limited, а Лазаридис ушел с поста исполнительного директора: и совет директоров, и он сам понимали, что упущено слишком много возможностей и нужен свежий взгляд на ситуацию. У руля становится Джон Чен, который предложил вернуться к корпоративному сегменту и сервисам. Последняя попытка ворваться на рынок смартфонов, с которого компанию уже целиком вытеснили, была в 2013 году. Компания представила новую операционную систему BlackBerry 10 и устройства Q5, Q10 и Z10. Ничего путного в очередной раз не вышло, и тогда у Чена осталась только одна идея — попробовать Android.
Так появился слайдер BlackBerry Priv: под сдвижным экраном пряталась все та же QWERTY-клавиатура (с сенсорной поверхностью), от которой BlackBerry так и не смогла отказаться.
Телефон выглядел многообещающе: изогнутый по краям дисплей (как в Samsung Galaxy S6 Edge), 5,4-дюймовый экран, 3 ГБ оперативной памяти, чип Snapdragon 808. Но аппарат оказался довольно медленным в плане производительности, а для флагмана это недопустимо. В то же время обозреватели отмечали, что это лучший смартфон BlackBerry за последние годы.
Сейчас компания практически ушла с рынка смартфонов и сконцентрировалась на программном обеспечении для бизнеса. Устройства продолжают изредка выходить, причем остались модели с физической клавиатурой — видимо, есть люди, которым такой формат нравится. Но BlackBerry как компания уже не занимается разработкой телефонов: смартфоны под этим брендом выпускает китайская TCL. Сейчас BlackBerry — компания исключительно по разработке софта.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by