Легенды о короле Артуре, Робин Гуде и других исторических фигурах передаются из поколения в поколение уже не одну сотню лет. Хотя уверенности, что эти и другие знаменитые личности существовали на самом деле, не обращая внимания на их легендарный статус, нет. Собрали таких исторических персонажей, о реальности которых идут споры, в один материал.
Наверное, один из наиболее очевидных претендентов, о которых стоит рассказать в подобной статье. Истории о короле Артуре из Камелота, который, согласно средневековой легенде, возглавлял войска (и его доверенных рыцарей Круглого стола) в битве против саксонских захватчиков в начале VI века, известны всем.
Но жил ли Артур на самом деле? Или, по крайней мере, имел ли исторический прототип? History пишет, что «полное описание» Артура появилось только в IX веке, а рассказ о леди Гвиневре и знаменитых рыцарях Круглого стола — в сохранившихся текстах Гальфрида Монмутского, священника и писателя, XII века.
«Даже если современное представление об Артуре как о рыцаре в сияющих доспехах — миф, некоторые историки верят, что эти истории были основаны на реальном человеке. Они утверждают, что легенда об Артуре, возможно, была вдохновлена подвигами короля-воина Амвросия Аврелиана или, возможно, римского полководца по имени Луций Арторий Каст», — отмечается в тексте издания.
Впрочем, Discovery выпустил материал про Амвросия Аврелиана, в котором также не уверен в реальности уже этой фигуры. Первое упоминание об Аврелиане относится к VI веку и трудам Гильда Премудрого (или Гильдаса), «древнейшего историка бриттов».
В них Амвросия описывают как человека «благородного происхождения, возглавившего бриттов в критический период борьбы с вторгшимися саксами». Гильд говорит об Аврелиане как об «оплоте сопротивления, мужественном солдате, демонстрирующем традиции и ценности Древнего Рима во времена великих потрясений».
«Хотя король Артур, возможно, и не был реальным человеком, его мифическая сила только усиливалась с течением веков. Английские правители использовали легенду об Артуре в политических целях, в то время как множество писателей, художников, режиссеров и других деятелей искусства создавали собственные версии для потомков», — резюмируют в History.
Робин Гуд — еще одна распиаренная историческая фигура, о реальности которой споры не стихают десятки лет.
History кратко сообщает, что преступник Шервудского леса впервые появился в поэмах и балладах в XIV и XV веках, хотя нерукописные упоминания, вероятно, еще старше. Большинство литературных рассказов описывают Робин Гуда как простолюдина, возглавлявшего «банду» бандитов и бросавшего вызов шерифу Ноттингема (город в Великобритании). А после — отдававшего награбленное у богатых бедным простолюдинам.
Впрочем, в последующие столетия Робин Гуда в том числе переосмысливали в качестве аристократа, ставшего преступником, — один из наиболее популярных рассказов говорит о нем как о последователе короля Ричарда Львиное Сердце.
Хотя в вопросе реальности персонажа — как оказывается, именно персонажа, а не личности — многие исследователи более или менее сходятся. В BBC пишут: историки, углублявшиеся в изучение Средневековья, отыскали «отсылки» не к одному человеку по имени Робин Гуд, благодаря чему пришли к следующему выводу.
Робин Гуд — псевдоним, которым пользовались разные преступники на протяжении более чем сотни лет.
«Гомер — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм „Илиада“ (древнейшего памятника европейской литературы) и „Одиссея“. Жизнь датируется VIII—VII веками до нашей эры (иногда IX веком до нашей эры), однако историчность все же не бесспорна. Предположительно, был аэдом (профессиональным исполнителем эпических поэм в классической Греции)», — такое короткое описание предлагают в сети.
Впрочем, о его натуре продолжают спорить (хотя и не особо активно, в отличие от других героев материала). В статье издания The Washington Post, например, пишут: «Гомера, возможно, никогда не существовало — или, по крайней мере, он был совсем не таким, каким его часто изображают».
Как ученые могли прийти к подобным предположениям? Для столь значительной фигуры, как Гомер, отсутствует достаточное количество описаний его жизни. О древнегреческом поэте зачастую говорят как о «слепом человеке, родившемся на острове Хиос» [такой на самом деле есть в Эгейском море]. Но даже эти детали выступают предметом споров.
Отсутствие биографической информации (или, по крайней мере, ее высокая разрозненность) и привело к теории, что «Илиада» и «Одиссея» на самом деле написаны разными людьми или, возможно, взяты из популярных историй, передаваемых устно на протяжении целых поколений.
Если это правда, то Гомер, возможно, мог оказаться первым, кто объединил такие истории в более-менее связные повествования. Впрочем, Гомер также мог быть собирательной фигурой, призванной выступить единым автором мифов. Но еще раз подчеркнем: подобных формулировок придерживается лишь часть (вероятно, не решающая) научного сообщества.
«Ликург — это древнегреческий политический деятель, которому приписывают реформы государственного строя Спарты». Такое достаточно краткое описание нашлось в сети.
Если же чуть углубиться в тему, выяснится: Ликурга воспринимают как персону, превратившую Спарту в одну из наиболее грозных военных держав древнего мира. Ликург, как утверждается, провел ряд жестких реформ, затрагивающих различные сферы жизни общества — от вопросов брака до воспитания детей.
Последнее, вероятно, важнее всего. Речь про агогэ — систему гражданского воспитания спартанских мальчиков, призванную превратить их в бесстрашных воинов. Да, миф о том, что жители древнего города-государства сбрасывали слабых и болезненных младенцев со скалы, берет начало отсюда (хотя этот миф позднее неоднократно также ставили под сомнение).
Вместе с тем Britannica пишет: ученые не смогли окончательно определить, был ли Ликург исторической личностью, а если он действительно существовал, то какие именно институты следует приписать ему. Почему? Спартанцы, по History, не вели историю в письменном виде, поэтому значительная часть из того, что [якобы] известно об их выдающемся лидере, исходит из более поздних, часто крайне противоречивых источников.
Биография Ликурга также полнится несколькими мифическими событиями. Так, например, в одном из рассказов утверждается, что он покончил жизнь самоубийством, уморив себя голодом. По версии некоторых ученых, так ему придавали вид «богоподобной фигуры».
Когда в конце прошлого века Disney познакомил детей со всего мира с легендой о Мулан, сняв одноименный мультфильм, она уже давно являлась значительной фигурой в китайской литературе. Рассказ о дочери воина, которая притворилась мужчиной и сражалась вместо своего отца, — вечный пример самопожертвования и женской силы. Впрочем, доказательств существования Мулан на самом деле, мягко говоря, немного.
Time пишет: самая ранняя письменная версия истории, дошедшая до наших дней, есть в антологии XII века, известна она как «Баллада о Мулан» (или «Песнь о Мулань» — да, с мягким знаком в конце). Полагается, что оригинальное стихотворение возникло как народное предание еще в IV или V веке.
«Все, чего нет в оригинальной поэме, было придумано гораздо более поздними авторами и не может быть исторически обоснованно», — говорит исследователь, на которого ссылаются в издании.
В известной нам версии отца Мулан призывают на битву, и она добровольно отправляется вместо него. Хотя в настоящей поэме ее отец не описывается как старый или больной человек, как в более поздних версиях. Оригинал говорит, что в семье не было взрослых сыновей, которые могли бы занять его место. После 12 лет войны Мулан возвращается в родной город вместе со своими товарищами, которые потрясены, узнав, что она женщина.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by