21 292
580
11 июня 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович
Найди отличия. Какие западные фотоаппараты позаимствовал СССР

Советское — лучшее! При отсутствии альтернатив эта фраза для многих граждан СССР служила постулатом. Хотя некоторые советские изделия иногда отличались от западных только логотипом. Мы уже видели это на примере изделий «Электроники». То же можно наблюдать и в фотоиндустрии. ФЭД — это советская Leica, «Киев» — советский Zeiss Contax. Рассказываем об этих и других устройствах, которые лежали у истоков советской фотографии и чьи аналоги можно найти на Западе. 

Leica — ФЭД и «Зоркий»

Как водится, даже в руководстве к фотоаппарату советские авторы не могли не уколоть буржуев. Так, в книжке «Фотоаппараты „ФЭД“ и „Лейка“», которая является сильно сокращенной переработкой Leica Handbuch, уже на первых страницах натыкаемся на такую фразу: «Как водится в буржуазных государствах, талантливый конструктор камеры Оскар Барнак остался в тени; слава и доходы достались предпринимателю».

Другое дело — Советский Союз. В этом руководстве за 1935 год без обиняков говорится, что «удача германской конструкции» заинтересовала советскую промышленность и вторая модель Leica была воспроизведена на харьковском заводе Трудовой коммуны НКВД им. Ф. Дзержинского. Собственно, ФЭД и является аббревиатурой от «Феликс Эдмундович Дзержинский».

ФЭД. Фото: Дмитрий Кожан

Leica II. Смотрите не перепутайте

Удивительно, но сейчас все мобильные устройства гонятся за псевдобоке и размытием фона, тогда как в 1935 году ценили большую глубину резкости, которая «живописно вырисовывает детали заднего плана».

Советский ФЭД (как и его вдохновитель Leica II) был небольшим компактным фотоаппаратом, рассчитанным на 35-мм пленку и формат кадра 24×36 мм. Нижняя крышка металлического корпуса была съемной. Через нее происходила зарядка пленки.

Всего до Великой Отечественной войны было выпущено порядка 160 650 фотоаппаратов ФЭД. И если в 1934 году было собрано только 1800 устройств, то к началу сороковых выпускали уже под 33 000 штук. После войны производство довольно быстро возобновилось. И уже в 1955-м с конвейера сошли почти 150 000 фотоаппаратов.

А это уже «Зоркий»

Тогда же, после войны, на Красногорском механическом заводе начали выпускать фотоаппарат «Зоркий», который был полным аналогом ФЭД. В 1951 году КМЗ освоил выпуск модели «Зоркий-3», создатели которой вдохновлялись конструкцией немецкого Leica III. В новинке была съемная задняя стенка, которая облегчала зарядку пленки. Со временем эти устройства модернизировались, от анахронизмов избавлялись опытным путем. Например, в поздних модификациях крышка не снималась, а откидывалась.

Впоследствии эти фотоаппараты пользовались популярностью у различных мошенников, которые с помощью косметических ухищрений переделывали их в «Лейки» и пытались продавать по завышенным ценам. На отдельных экземплярах, чтобы поднять их стоимость в глазах коллекционеров, даже штамповали гравировку под Luftwaffe в золотой отделке. Цену на такие устройства устанавливали в пределах от $5000 до $10 000.

На базе «Зоркого» был разработан один из первых зеркальных фотоаппаратов в мире — «Зенит». Первые модели сошли с конвейера Красногорского механического завода в 1952 году. Над механизмом подъемного зеркала расположилась пентапризма.

Фото: Дмитрий Кожан

 

Voigtländer Brillant — «Комсомолец» — «Любитель»

Первые среднеформатные фотоаппараты Brillant немецкой компании Voigtländer начали выпускать в 1932 году. А в 1946-м они стали источником вдохновения для двухобъективного шкального фотоаппарата «Комсомолец» с форматом кадра 6×6 см от Государственного оптико-механического завода, который вскоре был переименован в хорошо знакомое сегодня ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение).

Над основным объективом располагался объектив видоискателя. Наводиться на резкость следовало по метражной шкале, вращая переднюю линзу объектива. Всего до 1951 года было выпущено около 28 000 таких фотоаппаратов.

Логичным развитием «Комсомольца» стал «Любитель». В нем наводка на резкость осуществлялась уже через видоискатель, который при помощи шестерен «передавал» резкость на основной объектив для съемки.

В оригинальном же Brillant до 1938 года использовалась фокусировка по типу съемки с маркировками «Портрет», «Группа» и «Ландшафт», а также стандартными расстояниями и глубиной резкости. С фотоаппаратом шла специальная небольшая таблица, где эти расстояния были прописаны. Позже была изобретена система фокусировки по непрозрачному пятну в видоискателе.

Zeiss Contax-II — «Киев-2»

Немецкой компании Zeiss Ikon в 1932 году приходилось изобретать велосипед заново, избегая нарушений патентов людей, которые придумали фотоаппараты Leica. Модель Contax отличалась металлическими многозвенными шторками с минимальной выдержкой до 1/1000 секунды и съемной задней крышкой, а ко второй версии обзавелась совмещенным видоискателем и дальномером, тогда как у конкурентов из Leica в ту пору дальномер и видоискатель по-прежнему находились в разных окулярах.

В 1947 году именно конструкцию Contax-II и Contax-III взяли за основу на киевском заводе «Арсенал» для производства линейки фотоаппаратов «Киев». Оборудование для производства этих устройств, а также документацию от фирмы Zeiss Ikon Советский Союз получил в счет репараций после войны. А потому первые модели «Киев-2» собирались из немецких комплектующих.

Новинку в первую очередь рекомендовали для покупки фоторепортерам, так как за счет движения шторок вдоль короткой стороны кадра сверху вниз были возможны очень короткие выдержки вплоть до 1/1250 с. Да и совмещенный дальномер-видоискатель позволял более оперативно делать снимки с хорошей резкостью.

Энтузиаст фотодела Питер Хенниг, знакомя западную аудиторию с копией разработок Contax, процитировал одного шведского продавца, торговавшего советскими фотоаппаратами: «Это не советская камера — это немецкая камера, сделанная в Советском Союзе».

Линейка фотоаппаратов «Киев» не стояла на месте и постоянно дорабатывалась. Иногда неудачно, в результате чего изначальная немецкая надежность терялась. Со временем под этим названием на смену дальномерным пришли зеркальные устройства.

Ikonta C 521/2 — «Москва-1»

Вместе с наработками по фотоаппаратам Contax в счет репараций было перевезено и производство среднеформатных камер Ikonta, которые в СССР приобрели название «Москва». Первый фотоаппарат из этой линейки был собран на Красногорском механическом заводе в 1946 году.

«Москва-1» представляла собой копию Ikonta C 521/2 с откидными передней и задней стенками. При откидывании раздвигался мех, на конце которого находился объектив «Индустар» (f/4,5). Путем вращения линзы производилась наводка на резкость по метражу. К 1949 году было выпущено 31 632 таких фотоаппарата.

Более массовой стала модификация «Москва-2» со встроенным дальномером. С видоискателем он совмещен не был, но механически связывался с передней линзой объектива. До 1956 года было выпущено более 197 000 таких фотоаппаратов.

Hasselblad 1600F — «Салют»

В 1957 году на все том же киевском заводе «Арсенал» освоили производство модульной системы «Салют». Это был среднеформатный зеркальный фотоаппарат, который повторял конструкцию шведского Hasselblad 1600F. Короткая выдержка металлических гофрированных шторок обеспечивал выдержку вплоть до 1/1600 с.

Складывающаяся светозащитная шахта, объектив и кассетный блок были съемными. Их можно было заменять по желанию владельца. В комплекте поставки находилась вторая кассета для съемки, что позволяло фотографу более гибко выбирать чувствительность и подбирать тип пленки.

Всего было выпущено около 50 000 «Салютов». Один раз за жизненный цикл они пережили переработку: был убран автоспуск и выдержка 1/1500 с. В 1972 году модернизированный фотоаппарат получил название «Салют-С». Таких было выпущено 30 000 штук. С 1980 года эта модель под названиями «Зенит-80» и «Киев-80» предназначалась для экспорта.


Со временем пальму первенства на рынке фотоаппаратов перехватили японские фирмы. Сместился также вектор заимствований советских конструкторов. Да, в СССР выходили и оригинальные устройства, дорабатывались модели, произведенные по немецким технологиям. Но с 1960-х годов в советских магазинах можно было отыскать в том числе копии японских Ricoh, Olympus, Konica и Minolta.

Например, первый автоматический фотоаппарат «Зоркий-10» очень похож на Auto 35V.

А разошедшийся партий в 110 000 экземпляров миниатюрный «ФЭД-Микрон» напоминает Konica Eye.

Его последователь «ФЭД-Микрон-2» мог позаимствовать конструкцию у Konica C35.

А выпускавшийся с 1960 года Minolta-16 едва уловимо напоминает миниатюрный фотоаппарат «Киев-Вега».

беззеркальная камера, матрица Full frame 24 Мп, с объективом F1.4 35 мм

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович