Приезд в чужую страну часто становится причиной стресса — особенно если имеются заметные культурные и экономические различия. Ричард уже стал героем нескольких репортажей нашего спецпроекта: он безуспешно попытался снять в Минске квартиру и попасть в «VIP»-ресторан, а также благополучно проехал по белорусским дорогам. На этот раз мы отправились в один из минских магазинов техники Apple, зашли в ГУМ и поинтересовались ценами на мобильную связь и интернет в США.
Ричард — улыбчивый и жизнерадостный американец. Он с интересом рассматривает все вокруг, а иногда в его глазах читается неподдельное удивление. Особенно явно оно проявилось во время посещения ГУМа и его отдела электроники, но об этом чуть ниже.
Белорусские пользователи регулярно жалуются на качество мобильной связи и дороговизну интернета. Операторы, в свою очередь, стремятся компенсировать рост курса доллара и в обязательном порядке переводят абонентов на новые тарифные планы, не очевидно активируют наборы дополнительных услуг. Поэтому мы решили поинтересоваться у Ричарда, как обстоят дела за океаном, в частности с качеством и ценами на сотовую связь и высокоскоростной интернет.
Оценить все достоинства и недостатки сотовой связи в Беларуси американец не успел из-за ограниченного времени пребывания здесь, да и необходимость звонить кому-либо попросту отсутствовала. Кроме того, голосовые звонки не так уж и популярны в США — там предпочитают обмен текстовыми сообщениями посредством SMS да общение через различные интернет-сервисы.
— Скорость доступа в интернет в Беларуси показалась высокой?
— Да, для серфинга более чем достаточно.
— Если сравнивать цены — в Беларуси дороже, просто дешевле или совсем дешево?
— Мне сложно сравнивать цены, так как у меня не было времени на это. Что касается высокоскоростного интернета, то я плачу около 90 долларов в месяц и о качестве не задумываюсь — оно высокое. Телефон обходится мне в 75 долларов в месяц, но часть оплачивает мой работодатель: без этого ежемесячный платеж был бы в районе 100 долларов.
— Какие услуги входят в абонентскую плату сотовому оператору?
— Это полный анлим. Я могу отправлять сколько угодно SMS и использовать интернет без ограничений. Я почти не звоню и предпочитаю текстовые сообщения. Звонки не особенно популярны.
Домашние телефоны, распространенные на постсоветском пространстве, являются скорее исключением, ими пользуются люди старшего поколения. Другие получают линию в рамках контракта с оператором — американские компании, в отличие от белорусских, имеют возможность предлагать куда более широкий спектр услуг.
Оказалось также, что Ричарда, в общем-то, мало интересуют технические особенности предоставляемых ему услуг связи. Что касается интернета, то его не волнует, какую конкретно скорость предлагает оператор — главное, чтобы она была высокой и отсутствовали обрывы связи. А их за время пользования было не так много: всего один, да и тот оказался связан с проблемами на стороне провайдера.
— Я просто покупаю высокоскоростной интернет и в детали не вникаю до тех пор, пока меня удовлетворяет качество сервиса.
Чтобы решить вопросы, не нужно следовать сложным алгоритмам и отправлять компании, предлагающей свои услуги, логи, результаты тестирования и другие данные. Достаточно позвонить в техподдержку, и та проведет все необходимые мероприятия самостоятельно.
— Какие бренды мобильных телефонов популярны в Штатах? Иметь iPhone престижно?
— iPhone перестал быть «статусной» вещью пару лет назад, наверное. Теперь иметь его не так престижно, потому что он есть у всех подряд. Наиболее популярны iPhone и Galaxy (оказалось, что в США мобильники корейской компании именуют по названию линейки, а не бренда. — Прим. Onliner.by).
— Blackberry кто-то пользуется?
— Я встречал не так много людей с Blackberry. Скорее это исключение.
— Китайские бренды вам знакомы? Lenovo, Xiaomi, Meizu?..
— О чем вообще речь? Кто это?
Ответ оказался исчерпывающим, и своей искренней реакцией Ричард подтвердил свои слова.
— У всех моих друзей iPhone, — добавил наш гость.
— А что слышно о смартфонах Microsoft и Nokia?
— Они не популярны. Windows Phone встречается, однако редко. Когда мы приехали в Беларусь, я видел их рекламу и мой первый вопрос был — «что это за телефон?»
Техническо-лирическое отступление
Чуть позже друг Ричарда Виталий, по совету которого американец решил посетить нашу страну, уточнил важные моменты, ставшие предметом бурного обсуждения. Мы поинтересовались условиями роуминга и практикой подключения дополнительных услуг с уведомлением абонентов уже постфактум.
Предложения операторов, конечно, отличаются, и часто эти отличия весьма существенны. В ряде случаев цены сопоставимы с теми, которые предлагают белорусские сотовые компании, или заметно превышают их. Но есть и услуги, стоимость которых гораздо меньше.
Так, абоненту AT&T, неожиданно оказавшемуся в РБ, мегабайт трафика обойдется примерно в $15 (ок. 261 тыс. рублей), одна SMS будет стоить 50 центов (8700), минута разговора — около $2 (34 800). Однако есть операторы, которые предлагают льготный роуминг в нашей стране. Компания T-Mobile, например, берет 20 центов (3480) за минуту разговора и не взимает плату за SMS, MMS и даже интернет (но скорость будет всего 128 кбит/с).
Белорус, пользующийся услугами МТС, в Америке заплатит 2700 рублей за текстовое сообщение, 152 000 за мегабайт и 45 340 за минуту звонка. Абоненту velcom минута разговора обойдется в 49 200 рублей, SMS будет стоить 5000, мегабайт трафика — около 70 000. Абонент life:) потратит за минуту разговора 105 720 рублей, 7680 за SMS и 261 480 за мегабайт интернета (в сети T-Mobile цифры заметно меньше: 5 640, 720 и 26 280 рублей за упоминаемые услуги соответственно). Некоторые из операторов предлагают условные анлимы за сопоставимые с американскими деньги.
Второй вопрос касался подключения дополнительных услуг в виде «тонингов», «мелорингов», «Будь в курсе», «Что нового?» и так далее. Оказалось, что такая практика считается дурным тоном и грозит судебным иском с последующими выплатами в пользу абонента.
То же касается рекламных и «информационных» звонков: от телефонного спама можно оградить себя с помощью сервиса Do Not Call. В противном случае отправитель будет отвечать согласно федеральным законам.
Поход в магазин техники Apple
Наконец мы решили оставить в стороне расспросы и отправились с Ричардом на короткую экскурсию в центр Минска с целью посетить салон техники Apple и зайти в ГУМ, который называет себя «крупнейшим в Беларуси универсальным магазином (супермаркетом)». Если в первом случае нас ждал приятный сюрприз, то во втором — столь же неожиданное разочарование: тем, кто не был в центральном универмаге длительное время, он покажется вратами в прошлое. Что уж говорить об иностранце…
Журналисты Onliner.by не стали сопровождать Ричарда в магазине i-Store: заморский гость ради чистоты эксперимента отправился в салон один, мы же остались снаружи, чтобы потом расспросить о впечатлениях. В какой-то момент показалось, что американец все же поддался на уговоры сотрудника магазина и решил купить iPhone или другую технику Apple — он провел там достаточно длительное время.
— Когда я зашел, консультант бросил на меня беглый взгляд и продолжил заниматься своими делами. Интереса ко мне, как к потенциальному покупателю, он не проявил, — поделился впечатлениями Ричард. По его словам, пока он разглядывал гаджеты в витринах, салон посетила женщина, которая получила необходимое внимание. — С ней он поздоровался и спросил, что ее интересует.
Мы, в свою очередь, наблюдая со стороны, также обратили внимание на реакцию консультанта, который нашел себе занятие спустя несколько секунд после того, как в дверь вошел Ричард.
Избирательность сотрудника i-Store понять было сложно: следующий посетитель вновь оказался вне поля его внимания и принялся за изучение ассортимента в гордом одиночестве. Что ж, настало время оценить, насколько хорошо сотрудник салона владеет английским языком и знает технические особенности iPhone.
— Вполне адекватно. Все корректно: он рассказал об особенностях экрана, батареи, упомянул некоторые другие тонкости. Адекватная консультация, — рассказал наш англоязычный «тайный гость». — Сервис хромает, но в остальном магазин ничем не отличается от точек Apple в США. И по дизайну, и по размерам.
Судя по реакции Ричарда, в целом он оказался удовлетворен обслуживанием, но некоторый осадок все же остался.
На «сладкое» мы оставили отдел техники в ГУМе. Магазин встретил нас огромными дверьми. Наверняка американцу казалось, что за такими вратами в центре города скрывается просторное и по-современному оформленное помещение.
Смешанное с восторгом удивление от увиденного читалось на лице Ричарда совсем уж очевидно. Шаблоны затрещали по швам, и кое-как их сдерживало кажущееся обилие товаров, расставленных чуть ли не на самом входе. Узкие проходы между стеллажами и стойками, множество людей, приглушенное освещение создавали вместе какой-то сюрреалистический образ прошлого.
Отдел техники мы нашли сразу благодаря надписям на табло, туда и направились. Здесь нас встретили ЖКИ-телевизоры «Горизонт», несколько телеприемников от импортных производителей, небольшой шкаф с различными аксессуарами, глубже — прилавок с товарами и несколько продавцов. Ричард сам вызвался проверить подкованность сотрудников ГУМа: его заинтересовала портативная батарея, о технических характеристиках которой он решил узнать подробнее.
Общение, к сожалению, не заладилось, и примерно через 5—10 секунд американец вернулся: «Они не говорят по-английски». Расспрашивать его о впечатлениях было излишне, однако резюме в отношении магазина все же прозвучало: «Junk» («Хлам»).
Дальше наши пути разошлись, и Ричард в компании с Виталием отправился осматривать Минск самостоятельно, задержавшись перед этим в супермаркете — вероятно, чтобы по достоинству оценить царящую здесь атмосферу.
Впечатлений от посещения Беларуси американец наверняка получит массу: чего стоят только путешествие в Каменную Горку да поездка на электричке на концерт Виктора Калины, о которой мы расскажем в следующий раз.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by