Говорят, от 5G появляются мурашки, а если переключить смартфон в авиарежим, то он зарядится быстрее. Но правда ли это? Собрали девять популярных мифов и заблуждений, связанных с мобильной связью, и рассказываем, насколько близки они к реальности. Некоторые из них возникли просто потому, что никто не задавался вопросом: «Так ли это?», а другие родились как древние легенды о богах: ведь если мы чего-то не понимаем (или не хотим понять), наверняка это происки чего-то потустороннего или рептилоидов-инопланетян.
Смотря с какой стороны к этому мифу подойти. На просторах сети можно найти заявления о том, что излучение от смартфона может вызвать головную боль. Более того, в некоторых исследованиях прямо утверждается: электромагнитное излучение от мобильников ответственно чуть ли не за половину всех мигреней в мире.
Правда, есть перечень но, после изучения которых выводы уже не столь очевидны. Да, головная боль от смартфона возможна во всех возрастных категориях, однако вовсе не из-за «облучения». Причем боль может возникнуть не сразу, а спустя время: многие минуты и даже часы.
Из-за чего она может появиться? От напряжения глаз, неправильной позы, в которой вы пялитесь в экран (вспомните свою согнутую и напряженную шею), играют роль малая подвижность, банальная усталость от поступающей информации или однотипных движений в мобильной игре, например, и даже чрезмерно яркий дисплей. Гоняли шарики по экрану или листали тиктоки в течение нескольких часов и заболела голова? Излучение тут ни при чем.

Покрытый пылью анекдот в тему:
В небольшом городке установили вышку сотовой связи, спустя некоторое время в адрес оператора стали поступать претензии: люди жалуются на головные боли, общее ухудшение состояния, проблемы с памятью и так далее.
Когда информация дошла до руководителя, он вызвал на ковер техдиректора. Тот ответил:
— Да, мы знаем об этой проблеме. Вы только представьте, что будет, когда мы ее включим.
Требования к излучению со временем практически не меняются (точнее, их ужесточают), и обычно мобильные устройства не приближаются к разрешенному максимуму. Также не стоит путать разные типы излучения, и действительно опасных ни смартфоны, ни мобильные телефоны не излучают, и уж точно в одиночку не вызывают раковых заболеваний.
Современные смартфоны и кнопочные мобильники становятся, напротив, более эффективными, что приводит к снижению уровня излучения — обычно говорят о таком параметре, как SAR (specific absorption rate, или удельный коэффициент поглощения электромагнитной энергии). Играет роль и покрытие: чем оно плотнее, тем меньше энергии нужно, чтобы «добить» до смартфона, а мобильник, в свою очередь, меньше «напрягается», ища антенны и подключаясь к ним.
Простая аналогия: человека в пяти метрах можно подсветить слабым фонариком, а для ста метров понадобится мощнейший источник света и желательно еще отражающий жилет на объекте. Так и с мобильной связью: достаточно слабого сигнала от множества антенн, в прошлом же и передатчик, и приемники в определенных условиях повышали мощность для обеспечения связи.
Вероятно, эта легенда из прошлого, когда технология еще не была достаточно обкатана и казалась непонятной, программное обеспечение хромало, а еще играл роль эффект ноцебо, когда негативные ожидания как будто подтверждаются.
На деле же eSIM скорее отличается повышенной стабильностью работы в сравнении с физическим модулем идентификации. Она не подвержена механическим повреждениям, не может сместиться в слоте или окислиться: это интегрированный модуль, который либо работает, либо нет.
С точки же зрения взаимодействия с сетью eSIM не отличается от обычной «симки». Сила сигнала и качество связи зависят от работы антенны и состояния сотовой сети: ведь eSIM, которая представляет собой впаянный в плату компонент, использует ту же сеть, что и SIM, а на скорость влияет пропускная способность модема смартфона и транспортной инфраструктуры.
Судя по доступной информации, включение авиарежима действительно позволяет в некоторых случаях добиться прироста скорости зарядки в диапазоне 5—10% в зависимости от типа проводной зарядки (сверхбыстрые и обычные) и других переменных, заметнее прирост у беспроводной зарядки смартфонов при отсутствии чехлов и других лишних «прослоек» на корпусе.
К влияющим на скорость зарядки переменным можно отнести то, как активно использует смартфон свои ресурсы: включены ли в дополнение к мобильной связи другие беспроводные модули наподобие Bluetooth и Wi-Fi, насколько активно работают GPS-сервисы, как хорошо ловит мобильная сеть в принципе. То есть чем больше потребителей энергии, тем больше окажется разница при зарядке в авиарежиме.
В целом же влияет и состояние аккумулятора (старая батарейка может набирать заряд медленнее), работа в фоне приложений, температура окружающей среды (чем теплее, тем медленнее может идти зарядка), стоит учитывать и зарядное устройство с кабелем (износ компонентов, поврежденные провода и несертифицированные аксессуары могут замедлять процесс).
Правда, если у вас быстрая зарядка и есть минут 10, чтобы зарядить телефон, вряд ли авиарежим сыграет значительную роль. Это из разряда «выключу в машине кондиционер и доеду из Минска до Борисова не за 50 минут, а за 46».
Потребление энергии в 4G/LTE может заметно вырасти, если зона покрытия идет пятнами, сеть выстроена недостаточно эффективно, есть какие-то помехи. Однако эти же утверждения актуальны и для 3G, если уходить в сравнения с прошлым поколением связи.
Батарейка напряжется, если вы прокачиваете гигабайты трафика, на обработку которого тратятся вычислительные ресурсы смартфона. А если сюда добавить слабое покрытие, утверждение «в 4G батарейка садится быстрее» становится истинным: чтобы поддерживать связь, смартфону банально приходится тратить больше энергии. Если сеть выстроена грамотно, доступны наиболее эффективные частоты, драматичной разницы в энергопотреблении между 4G и 3G не будет.
Место под антенной — самое «спокойное», что обусловлено спецификой работы таких конструкций. В случае с мачтами, их основание расположено в «зоне отчуждения», однако основная его цель — не допустить посторонних. Кроме того, во множестве регулирующих документов прописаны безопасные нормы, а реальный уровень излучения нередко в разы меньше максимально разрешенного. Так что влияния на здоровье «большие» вышки не оказывают, если вы не захотите жить на верхушке мачты.
То же касается антенн на крышах домов в городах и на столбах: «веер» их сигнала настроен так, чтобы не «светить» на ближайшие объекты (и тем более под себя), зона же покрытия относительно невелика и «излучение» потому минимизировано. Более того, в уверенной зоне приема снижается и мощность приемника смартфона: и он «светит» меньше обычного.
«Палочки» на экране смартфона иллюстрируют лишь силу сигнала, но не его качество. Если сигнал сильный, но базовая станция перегружена, интернет станет медленным, да и вообще связь перестанет радовать. Чтобы избежать этого, операторы увеличивают емкость сети в проблемных местах, в том числе добавляя базовые станции и антенны.
Существует заблуждение, что интернет на самолете не может работать от базовых станций на земле. Не исключено, что в далеком прошлом так действительно было и спасала только спутниковая связь, однако сегодня также применяется технология передачи данных Air-to-Ground (ATG). Правда, доступна она не повсеместно, так как требует размещения на земле специализированных базовых станций, направленных вверх по маршруту воздушного судна. На нем, в свою очередь, устанавливается оборудование для приема сигнала.
Скорости, правда, не всегда космические. В Bombardier, например, говорят о 10 Мбит/с на весь самолет, компания Gogo заявляет о 80 Мбит/с, распространены варианты на несколько мегабит в секунду. Если же маршрут пролегает над водой или труднодоступной местностью, никакого ATG не будет.
Ну и остается спутниковый интернет со скоростями более 200 Мбит/с (средняя все же заметно ниже). Такой обычно требует установки на самолете дорогого и массивного оборудования, да еще с тончайшей настройкой.
Сериал «Одна из многих» (Pluribus) напомнил о череде прекрасных заблуждений: согласно некоторым теориям заговора, вместе с новыми поколениями мобильной связи в мир отправляют новые же болезни.
По одной из теорий, в 2003 году с запуском 3G появился SARS, атипичная пневмония. Есть небольшой нюанс: 3G запустили в Японии в 2001 году, а всплеск SARS случился в 2002-м в Китае, где развертывание нового поколения связи началось только годы спустя.
С 4G и свиным гриппом чуть сложнее: и то и другое появилось в 2009-м. Однако распространение болезни началось до того, как на коммерческой основе заработали первые LTE-сети, да и вспышки болезни были не там, где запустили 4G.
Честно говоря, с 5G и коронавирусом еще сложнее: запуск сетей нового поколения в США и вспышка ковида идут ноздря в ноздрю с минимальной паузой. В оправдание можно сказать, что «корона» распространялась и там, где 5G не было (и нет).
Да, звучит так, что это все-таки возможно. Но лишь для того, кто незнаком с физикой и химией на уровне начальной школы.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by