От них болит голова и появляются болезни? Странные мифы о мобильной связи

1735
4
06 декабря 2025 в 8:00

От них болит голова и появляются болезни? Странные мифы о мобильной связи

Говорят, от 5G появляются мурашки, а если переключить смартфон в авиарежим, то он зарядится быстрее. Но правда ли это? Собрали девять популярных мифов и заблуждений, связанных с мобильной связью, и рассказываем, насколько близки они к реальности. Некоторые из них возникли просто потому, что никто не задавался вопросом: «Так ли это?», а другие родились как древние легенды о богах: ведь если мы чего-то не понимаем (или не хотим понять), наверняка это происки чего-то потустороннего или рептилоидов-инопланетян.

1. Болит голова из-за смартфона

Смотря с какой стороны к этому мифу подойти. На просторах сети можно найти заявления о том, что излучение от смартфона может вызвать головную боль. Более того, в некоторых исследованиях прямо утверждается: электромагнитное излучение от мобильников ответственно чуть ли не за половину всех мигреней в мире.

Правда, есть перечень но, после изучения которых выводы уже не столь очевидны. Да, головная боль от смартфона возможна во всех возрастных категориях, однако вовсе не из-за «облучения». Причем боль может возникнуть не сразу, а спустя время: многие минуты и даже часы.

Из-за чего она может появиться? От напряжения глаз, неправильной позы, в которой вы пялитесь в экран (вспомните свою согнутую и напряженную шею), играют роль малая подвижность, банальная усталость от поступающей информации или однотипных движений в мобильной игре, например, и даже чрезмерно яркий дисплей. Гоняли шарики по экрану или листали тиктоки в течение нескольких часов и заболела голова? Излучение тут ни при чем.

Покрытый пылью анекдот в тему:

В небольшом городке установили вышку сотовой связи, спустя некоторое время в адрес оператора стали поступать претензии: люди жалуются на головные боли, общее ухудшение состояния, проблемы с памятью и так далее.

Когда информация дошла до руководителя, он вызвал на ковер техдиректора. Тот ответил:

— Да, мы знаем об этой проблеме. Вы только представьте, что будет, когда мы ее включим.

2. Современные смартфоны излучают в разы больше кнопочных мобильников прошлого

Требования к излучению со временем практически не меняются (точнее, их ужесточают), и обычно мобильные устройства не приближаются к разрешенному максимуму. Также не стоит путать разные типы излучения, и действительно опасных ни смартфоны, ни мобильные телефоны не излучают, и уж точно в одиночку не вызывают раковых заболеваний.

Современные смартфоны и кнопочные мобильники становятся, напротив, более эффективными, что приводит к снижению уровня излучения — обычно говорят о таком параметре, как SAR (specific absorption rate, или удельный коэффициент поглощения электромагнитной энергии). Играет роль и покрытие: чем оно плотнее, тем меньше энергии нужно, чтобы «добить» до смартфона, а мобильник, в свою очередь, меньше «напрягается», ища антенны и подключаясь к ним.

Простая аналогия: человека в пяти метрах можно подсветить слабым фонариком, а для ста метров понадобится мощнейший источник света и желательно еще отражающий жилет на объекте. Так и с мобильной связью: достаточно слабого сигнала от множества антенн, в прошлом же и передатчик, и приемники в определенных условиях повышали мощность для обеспечения связи.

3. eSIM хуже ловит сеть

Вероятно, эта легенда из прошлого, когда технология еще не была достаточно обкатана и казалась непонятной, программное обеспечение хромало, а еще играл роль эффект ноцебо, когда негативные ожидания как будто подтверждаются.

На деле же eSIM скорее отличается повышенной стабильностью работы в сравнении с физическим модулем идентификации. Она не подвержена механическим повреждениям, не может сместиться в слоте или окислиться: это интегрированный модуль, который либо работает, либо нет.

С точки же зрения взаимодействия с сетью eSIM не отличается от обычной «симки». Сила сигнала и качество связи зависят от работы антенны и состояния сотовой сети: ведь eSIM, которая представляет собой впаянный в плату компонент, использует ту же сеть, что и SIM, а на скорость влияет пропускная способность модема смартфона и транспортной инфраструктуры.

4. Смартфон заряжается быстрее в авиарежиме

Судя по доступной информации, включение авиарежима действительно позволяет в некоторых случаях добиться прироста скорости зарядки в диапазоне 5—10% в зависимости от типа проводной зарядки (сверхбыстрые и обычные) и других переменных, заметнее прирост у беспроводной зарядки смартфонов при отсутствии чехлов и других лишних «прослоек» на корпусе.

К влияющим на скорость зарядки переменным можно отнести то, как активно использует смартфон свои ресурсы: включены ли в дополнение к мобильной связи другие беспроводные модули наподобие Bluetooth и Wi-Fi, насколько активно работают GPS-сервисы, как хорошо ловит мобильная сеть в принципе. То есть чем больше потребителей энергии, тем больше окажется разница при зарядке в авиарежиме.

В целом же влияет и состояние аккумулятора (старая батарейка может набирать заряд медленнее), работа в фоне приложений, температура окружающей среды (чем теплее, тем медленнее может идти зарядка), стоит учитывать и зарядное устройство с кабелем (износ компонентов, поврежденные провода и несертифицированные аксессуары могут замедлять процесс).

Правда, если у вас быстрая зарядка и есть минут 10, чтобы зарядить телефон, вряд ли авиарежим сыграет значительную роль. Это из разряда «выключу в машине кондиционер и доеду из Минска до Борисова не за 50 минут, а за 46».

5. В 4G батарейка садится быстрее

Потребление энергии в 4G/LTE может заметно вырасти, если зона покрытия идет пятнами, сеть выстроена недостаточно эффективно, есть какие-то помехи. Однако эти же утверждения актуальны и для 3G, если уходить в сравнения с прошлым поколением связи.

Батарейка напряжется, если вы прокачиваете гигабайты трафика, на обработку которого тратятся вычислительные ресурсы смартфона. А если сюда добавить слабое покрытие, утверждение «в 4G батарейка садится быстрее» становится истинным: чтобы поддерживать связь, смартфону банально приходится тратить больше энергии. Если сеть выстроена грамотно, доступны наиболее эффективные частоты, драматичной разницы в энергопотреблении между 4G и 3G не будет.

6. Под антенной сотовой связи жить опасно (и тоже будет болеть голова)

Место под антенной — самое «спокойное», что обусловлено спецификой работы таких конструкций. В случае с мачтами, их основание расположено в «зоне отчуждения», однако основная его цель — не допустить посторонних. Кроме того, во множестве регулирующих документов прописаны безопасные нормы, а реальный уровень излучения нередко в разы меньше максимально разрешенного. Так что влияния на здоровье «большие» вышки не оказывают, если вы не захотите жить на верхушке мачты.

То же касается антенн на крышах домов в городах и на столбах: «веер» их сигнала настроен так, чтобы не «светить» на ближайшие объекты (и тем более под себя), зона же покрытия относительно невелика и «излучение» потому минимизировано. Более того, в уверенной зоне приема снижается и мощность приемника смартфона: и он «светит» меньше обычного.

7. Чем больше «палочек», тем быстрее мобильный интернет

«Палочки» на экране смартфона иллюстрируют лишь силу сигнала, но не его качество. Если сигнал сильный, но базовая станция перегружена, интернет станет медленным, да и вообще связь перестанет радовать. Чтобы избежать этого, операторы увеличивают емкость сети в проблемных местах, в том числе добавляя базовые станции и антенны.

8. Мобильная связь в самолете работает только от спутника

Существует заблуждение, что интернет на самолете не может работать от базовых станций на земле. Не исключено, что в далеком прошлом так действительно было и спасала только спутниковая связь, однако сегодня также применяется технология передачи данных Air-to-Ground (ATG). Правда, доступна она не повсеместно, так как требует размещения на земле специализированных базовых станций, направленных вверх по маршруту воздушного судна. На нем, в свою очередь, устанавливается оборудование для приема сигнала.

Скорости, правда, не всегда космические. В Bombardier, например, говорят о 10 Мбит/с на весь самолет, компания Gogo заявляет о 80 Мбит/с, распространены варианты на несколько мегабит в секунду. Если же маршрут пролегает над водой или труднодоступной местностью, никакого ATG не будет.

Ну и остается спутниковый интернет со скоростями более 200 Мбит/с (средняя все же заметно ниже). Такой обычно требует установки на самолете дорогого и массивного оборудования, да еще с тончайшей настройкой.

9. С помощью новых поколений связи запускают новые вирусы и болезни

Сериал «Одна из многих» (Pluribus) напомнил о череде прекрасных заблуждений: согласно некоторым теориям заговора, вместе с новыми поколениями мобильной связи в мир отправляют новые же болезни.

По одной из теорий, в 2003 году с запуском 3G появился SARS, атипичная пневмония. Есть небольшой нюанс: 3G запустили в Японии в 2001 году, а всплеск SARS случился в 2002-м в Китае, где развертывание нового поколения связи началось только годы спустя.

С 4G и свиным гриппом чуть сложнее: и то и другое появилось в 2009-м. Однако распространение болезни началось до того, как на коммерческой основе заработали первые LTE-сети, да и вспышки болезни были не там, где запустили 4G.

Честно говоря, с 5G и коронавирусом еще сложнее: запуск сетей нового поколения в США и вспышка ковида идут ноздря в ноздрю с минимальной паузой. В оправдание можно сказать, что «корона» распространялась и там, где 5G не было (и нет).

Да, звучит так, что это все-таки возможно. Но лишь для того, кто незнаком с физикой и химией на уровне начальной школы.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

ОБСУЖДЕНИЕ