34 зарплаты — и вы на связи. Как и когда в Беларусь впервые пришла мобильная связь?

19 184
37
03 ноября 2025 в 8:00
Автор: Дима Михеев. Фото: Максим Малиновский, Влад Борисевич, открытые источники

34 зарплаты — и вы на связи. Как и когда в Беларусь впервые пришла мобильная связь?

Автор: Дима Михеев. Фото: Максим Малиновский, Влад Борисевич, открытые источники

Не все сегодня знают, кто был первопроходцем в сфере сотовой связи Беларуси. Еще до прихода в нашу страну трех операторов, которые и сегодня представлены на рынке, в нише мобильников правила компания «БелСел». Недалеко от Минска остался уникальный артефакт той позабытой эпохи — вероятно, последний в своем роде таксофон мобильной сети. Рассказываем, как начиналась эра мобильников и куда делся первый белорусский оператор.

Веlarusian Cellular

В самом начале 1990-х в Беларусь пришла американская компания Commstruct International, чтобы провести анализ экономической и технической целесообразности развертывания мобильной сети. Так появилась компания «БелСел» — совместная организация Commstruct International и Министерства связи. Ее название образовано от английского Belarusian Cellular, что в переводе означает «Белорусская сотовая».

Вскоре к американцам добавились британцы — компания Cable & Wireless. Фирма была основана еще в 19-м веке и начинала с прокладки телеграфных кабелей. Так три организации — из США, Великобритании и Беларуси — стали развертывать первую систему мобильной связи, на которую участники выделили $10 миллионов.

Официальное открытие компании «БелСел» состоялось 7 мая 1993 года. Офис разместили в здании на улице Золотая Горка, оно при СССР было секретным объектом — там работала «глушилка», огромная антенна, блокирующая зарубежные радиостанции, неугодные компартии. Подобную демонтировали на проспекте Независимости летом 2025 года.

Забавно, как в то время описывали возможности новой технологии. Вот отрывок из одной ранней листовки первого сотового оператора Беларуси: «Представьте: вы можете позвонить в Нью-Йорк, Париж, Лондон, находясь в офисе или даже на улице. Или же вам могут позвонить из любой страны мира. И на все это вам потребуется лишь несколько секунд — не правда ли, впечатляющая экономия времени, в особенности для тех, кто его по-настоящему ценит. Мобильный телефон — это ваша связь со всем миром и всего мира с вами».

кнопочный телефон, Nokia Series 30+, экран 2.8" TFT (240x320), UniSoC Tiger T107, ОЗУ 48 Мб, память 128 Мб, поддержка карт памяти, камера 0.3 Мп, аккумулятор 1450 мАч, раскладушка
кнопочный телефон, Nokia Series 30+, экран 2.8" TFT (240x320), UniSoC 6531F, ОЗУ 8 Мб, память 16 Мб, поддержка карт памяти, камера 0.3 Мп, аккумулятор 1450 мАч, моноблок
кнопочный телефон, экран 2" TFT (176x220), ОЗУ 32 Мб, память 32 Мб, поддержка карт памяти, аккумулятор 1600 мАч, моноблок

Факт, что у каждого человека будет собственный мобильник и номер телефона, казался в те времена полуфантастическим сценарием будущего — «Мобильный телефон становится надежным средством связи. Его популярность даже больше, чем предполагалось. Поэтому планируется создание глобальных мобильных телефонных сетей — тогда каждый человек будет иметь свой абонентский номер. Сейчас это кажется невероятным, но таким же невероятным казался проект создания настоящей мобильной телефонной системы 20 лет назад».

Мобильник за 34 средние зарплаты

На начальном этапе оборудование от компании Ericsson, привезенное прямиком из Швеции, обеспечило сотовую связь, рассчитанную на 5000 номеров. Первые базовые станции покрывали сетью Минск и радиус в 60 километров от МКАД. Это был передовой на тот момент аналоговый стандарт связи NMT-450, который активно внедряли в Европе, а позднее и в постсоветских странах. Так как мобильные телефоны и сотовые услуги были жутко дорогими, основными клиентами поначалу были не простые граждане, а госучреждения, банки, крупные бизнесы и посольства. Абонентские номера, к слову, были шестизначными, как обычные городские в столице.

Для звонков в другие страны использовалась спутниковая связь. В пресс-релизе «БелСела» 1994 года это описывалось так: «Сигнал передается с базовой станции на спутник, оттуда — в центр международной связи Mercury в Лондоне, а затем, через международную систему спутниковой связи Eutelsat, — в любую точку земного шара».

Чтобы стать абонентом «БелСела», вы не могли купить любой мобильный телефон — нужны были определенные устройства, которые могли функционировать в белорусской сети. В 1995 году предлагалось всего три мобильника. Самым громоздким из предложенных был Nokia 720 — он весил 1,4 килограмма, но зато заявлялся как самый мощный — то есть мог ловить связь дальше от базовых станций, чем остальные модели. Это была массивная станция с трубкой на проводе. В карман такой мобильник не положишь.

Гораздо более компактным был Benefon Delta массой 350 грамм. В нем были часы и будильник, а также возможность регулировать громкость звонка — тогда все это было свежими инновациями.

И третьим предлагался Nokia 250 — самый легкий, всего 275 грамм. Но и самый слабый — в материалах оператора были честны: «Если вы собираетесь пользоваться сотовой связью где-нибудь за городом, лучше воздержаться от покупки данной модели». Однако этот «малыш» мог хранить до 97 контактов в записной книжке и подключаться к факсу, а также имел шесть разных мелодий звонка.

Стоило все это огромных денег даже по сегодняшним меркам, не говоря уже о 1995 годе. Вот какую акцию предлагал тогда «БелСел»: если приобрести телефон Benefon Delta стоимостью $1800, оплатить подключение за $500 и абонентскую плату за $50, в подарок получите зарядную станцию, которая стоит отдельно $180, и держатель для автомобиля стоимостью $220. Как думаете, сколько белорусов тогда могли выложить $2350, чтобы получить возможность созвониться с очень узким кругом людей? Притом что средняя зарплата белоруса в 1995 году составляла около $70 в эквиваленте.

Таксофон мобильной связи

Еще более диковинными из сегодняшнего дня кажутся специальные таксофоны, которые оператор устанавливал во второй половине 1990-х. Мы пообщались с Сергеем Алексеенко, который работал в компании «БелСел» и застал период, когда все эти таксофоны демонтировали, а ныне трудится начальником отдела планирования подсистемы базовых станций у оператора life:).

По словам специалиста, такие терминалы устанавливались в местах с большой проходимостью людей: на вокзалах, в магазинах, кафе, гостиницах и даже в поездах международного следования. В отличие от большинства таксофонов того времени, которые подключались к телефонной сети по проводам, таксофоны «БелСела» работали по мобильной связи стандарта NMT-450, что позволяло устанавливать их в местах без доступа к проводной линии. Все эти аппараты демонтировали за ненадобностью еще в начале нулевых, и их больше не встретить в Беларуси, однако один редчайший экземпляр расположился в неприметном придорожном кафе «Сябры» на трассе М1 недалеко от Дзержинска. По мнению Сергея, большая вероятность, что если это не последний подобный аппарат, то точно один из них.

Если у вас не было сотового телефона, но вы хотели позвонить какому-то абоненту «БелСела», вы могли воспользоваться вот таким таксофоном. Для этого вам необходимо было заранее приобрести пластиковую карточку с «юнитами» — так называлась внутренняя валюта оператора. Набираете номер абонента, нажимаете кнопку «Разговор» — и вас соединяет с обладателем мобильника.

Как предполагает Сергей, владелец кафе «Сябры» и арендатор помещения, на основном дисплее высвечивался набираемый номер, а на дополнительном, сверху, был быстрый вызов экстренных служб: милиции, скорой, пожарной.

Сергей Алексеенко также рассказал, что через таксофон даже можно было звонить за счет вызываемого абонента:

— Набираешь номер оператора на этом таксофоне, он соединяет тебя с абонентом, которому ты звонишь, и там звучит предупреждение, что звонок платный, то есть этот абонент будет оплачивать входящий звонок.

С приходом операторов-конкурентов, которые работали по стандарту GSM, мобильная связь становилась более доступной и дешевой, а все больше людей могли себе позволить купить собственный аппарат. И, как вспоминает бывший сотрудник «БелСела», примерно в 2004—2005 годах операторские таксофоны начали снимать за ненадобностью. А спустя почти десять лет ненужным оказался и сам оператор.

Агрессивный маркетинг, ребрендинг и бесславный конец

Шесть лет «БелСел» был единственным сотовым оператором в Беларуси, пока в 1999-м не пришел Velcom — ныне A1. Спустя еще три года появился третий игрок — МТС, а в 2005-м в стране появился «БеСТ», который в 2008-м стал life:). И началась настоящая конкуренция.

Первый сотовый оператор отличался от остальных стандартами связи: если на заре своего развития «БелСел» использовал аналоговый NMT-450, то к 2002 году, желая укрепить свои позиции на рынке, компания переходит на цифровой стандарт CDMA2000, который обеспечивал уже и передачу данных. Три других конкурента же развивали сети по стандарту GSM.

Об ожесточенной конкуренции можно судить по рекламным роликам, которые удалось отыскать в интернете.

Примерно в то же время произошел ребрендинг и «БелСел» превратился в Diallog. В новом названии было зашифровано сразу несколько отсылок: это и непосредственно диалог между людьми, и «алло» в середине слова, и dial log — что можно перевести как «журнал вызовов».

Вместе с названием и дизайном изменился и стиль подачи — реклама стала значительно более «травоядной».

Но стандарт CDMA2000, хоть и выглядел в свое время перспективным, на деле оказался более проигрышным в сравнении с GSM. «БелСел» с каждым годом неуклонно терял клиентов и близился к закату. Как объясняет Сергей Алексеенко, у стандарта, который использовался конкурентами, было больше возможностей: выше скорость передачи данных, больше частот и каналов.

— А со стороны абонента неудобство заключалось в очень маленьком выборе телефонных трубок — его практически не было. То есть там всего несколько аппаратов поддерживались стандартом «БелСела». Те устройства работали без SIM-карт — их нужно было программировать под систему оператора, а если купишь телефон где-то на стороне — пользоваться им не сможешь.

Перестроиться на стандарт GSM, по словам специалиста, было бы непосильной задачей, ведь пришлось бы полностью заменить всю инфраструктуру. А развиваться дальше в CDMA2000 оказалось коммерчески невыгодно — «БелСел» вчистую проиграл конкуренцию.

В самом начале 2014 года стало известно, что первый белорусский оператор канет в Лету, что и произошло 23 января: «БелСел» извинился за «неоправданные надежды» и отключил связь, а на следующий день попросил своих абонентов вернуть оборудование. С тех пор и по сей день в Беларуси всего три оператора мобильной связи.

Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.3" OLED (1206x2622) 120 Гц, Apple A19 Pro, ОЗУ 12 ГБ, память 256 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 4252 мАч, моноблок, влагозащита IP68
смартфон, экран 6.6" OLED (1256x2760) 120 Гц, HiSilicon Kirin 9010S, ОЗУ 12 ГБ, память 256 ГБ, камера 50 Мп, аккумулятор 5170 мАч, моноблок, влагозащита IP68/IP69
смартфон, Android, экран 6.79" AMOLED (1200x2640) 120 Гц, Qualcomm Snapdragon 6 Gen 4, ОЗУ 12 ГБ, память 256 ГБ, камера 108 Мп, аккумулятор 8300 мАч, моноблок, влагозащита IP66/IP68/IP69K

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by