Для многих обывателей лишиться интернета на несколько часов или сутки — это не критичная, но заметная неприятность. С помощью интернета мы общаемся с друзьями и родственниками, получаем важную информацию, оплачиваем услуги и товары. В глобальных масштабах интернет куда более ценная инфраструктура, на которой плотно завязана современная экономика, торговля и финансы. Что будет, если во всем мире интернет отключится? Возможно ли это?
В 2008 году в 12-м сезоне американского мультсериала «Южный парк» вышла серия «Конец соединения», посвященная утрате интернета. В абсурдно сатирическом сериале высмеивалась зависимость людей от сети. Семья Маршей каждый вечер проводит в интернете. Школьник Стэн просто бродит по его просторам, его сестра общается в чате с другом из другого штата, а их отец любит втайне просматривать порносайты.
Когда одним утром доступ в сеть исчезает, их жизнь кардинально меняется. Интернета нет ни дома, ни у соседей, ни в ближайшей кофейне с бесплатным Wi-Fi. Его нет во всем городе. Попытка вернуться к древнему способу получения новостей через телевидение также оказывается безуспешной: местный телеканал получал все новости из интернета.
Куча интернет-беженцев со всей страны устремляется в Кремниевую долину, где, по слухам, интернет еще остался, пускай и на очень маленькой скорости. А тем временем правительство США с помощью переговоров, музыки и угроз пытается починить «интернет» — огромный маршрутизатор, спрятанный в горах. Специалистам помогает маленький еврейский мальчик, который отключает «интернет» от сети питания, ждет несколько секунд, а потом опять включает. Доступ в сеть восстановлен, Америка спасена.
Да, это крайне упрощенный сюжет, который впихнули в 20 минут телевизионного ролика. Но он довольно точно отражает ту Великую депрессию, которая ждет нас в случае исчезновения интернета.
Сразу оговоримся, что отрубить интернет весь и сразу по всему миру — титаническая задача из разряда фантастики. Разве что мощная геомагнитная буря из-за вспышки на Солнце способна сотворить такое. Однако и пандемия нового вируса, которая может раскачать планету, казалась уделом киношников. Но вот она — прямо перед нами в этом удивительном 2020 году. Может ли это быть доказательством, что от глобальных катастроф земляне не застрахованы?
Начнем с малого — с местных аварий на критической инфраструктуре. В 1975 году в здании телефонной станции New York Telephone Company произошел пожар, который нарушил обслуживание 175 000 клиентов в 300 кварталах Манхэттена. В числе пострадавших клиентов оказались три больницы, три полицейских участка, два университета и штаб-квартира крупной компании.
Огнем были уничтожены 488 кабелей, все оборудование на первом и втором этажах. Вплоть до самого верхнего этажа все остальное коммутационное оборудование было повреждено дымом и коррозией. Поврежденные контакты и миллионы отдельных проводков зачищали и сращивали вручную, над устранением последствий трудились пять тысяч человек. Восстановить работу телефонной станции в прежнем режиме удалось за 23 дня.
В ходе опроса жителей района после восстановления телефонной станции выяснилось, что 80% из них крайне не хватало телефона. Особенно для связи с друзьями и семьей. Они чувствовали себя изолированными.
Современные центры обработки данных оборудованы многочисленными уровнями защиты критичных помещений с серверами и дополнительными источниками энергии на случай отключения основного. Но аварии на них случаются регулярно.
Например, в марте 2018 года в дата-центре авиаперевозчика KLM отключилась подача электроэнергии. А мощности резервных дизель-генераторных установок не хватило для корректной работы всего оборудования. Часть серверов отключилась, несколько десятков рейсов пришлось отменять или переносить.
В апреле того же года фондовая биржа Nordic NASDAQ остановила торги в Северной Европе на сутки, так как в дата-центре произошел несанкционированный запуск газовой системы пожаротушения. Дата-центр в аварийном режиме был обесточен.
А в июне конфуз случился в дата-центре международной платежной системы Visa в Великобритании. «Редкий дефект» в коммутаторе стал причиной остановки миллионов транзакций по кредитным картам по всей стране в течение 10 часов.
В январе этого года куда более масштабные проблемы произошли из-за обрыва ключевых подводных кабелей, которые соединяли часть Южной Африки с мировым интернетом. У побережья Габона и Конго оборвались два кабеля, что привело к проблемам с доступом в интернет для четырех стран и 120 млн человек. Конечно, в полной изоляции они не остались. Спутниковое соединение смогло обеспечить работу самых важных потребителей интернета. Двумя годами ранее аналогичная авария привела к тому, что без интернета на два дня осталась Мавритания.
Даже небольшой и, казалось бы, незначительный перебой может привести к серьезным убыткам и нарушению в работе многих экономических сфер. Но куда более масштабные отключения интернета случаются после нажатия «большой красной кнопки».
В 2011 году во время событий «арабской весны» египетские власти полностью перекрыли интернет гражданам: все крупнейшие провайдеры страны одномоментно перестали поддерживать протокол динамической маршрутизации. Перестали работать местные сайты, исчез домашний и мобильный доступ в интернет. Это был удар как по гражданскому обществу, так и по бизнесам, завязанным на интернет-коммуникации.
Если же переходить от частных случаев к общим угрозам, то стоит упомянуть российскую риторику вокруг построения суверенного сегмента интернета. Российские власти опасаются, что организация ICANN, которая заведует корневыми серверами DNS и связана с США, может однажды стать инструментом политического давления и отключить Россию от сети. Корневые серверы DNS помогают транслировать доменные имена (как onliner.by, например) в IP-адреса, тем самым обеспечивая работу интернета и наш удобный серфинг по ресурсам.
Но если бы американское правительство решилось удалить файлы доменной зоны .ru, то это необходимо было бы сделать на 13 таких корневых серверах и еще на сотнях их «зеркал». В том числе и в России. Так что одного рубильника «ВЫКЛ.» для интернета попросту не существует.
Куда более серьезные нарушения в работе сети могут вызвать не рукотворные, а космические события — необычная активность на Солнце, выбросы и последующие геомагнитные бури.
В 1859 году на Земле была зарегистрирована самая мощная геомагнитная буря за всю историю наблюдений. Событие получило название «солнечный супершторм». На рубеже августа и сентября на Солнце наблюдали многочисленные пятна и вспышки, а 1 сентября произошел мощнейший корональный выброс массы.
Всего за 18 часов он достиг Земли, на которой началась крупнейшая геомагнитная буря. Люди по всему миру наблюдали в небе северные сияния, а на поверхности случился отказ телеграфных систем — «викторианского интернета» той поры. Ученые, основываясь на срезах льда из Антарктиды, полагают, что столь масштабные события с индексом геомагнитной активности в −900 нТл случаются раз в 500 лет. По некоторым оценкам, этот индекс опустился ниже полутора тысяч с минусом, а чем более отрицательный показатель, тем хуже. В современной истории с такими мы пока не сталкивались.
Хотя в 1989 году геомагнитная буря достигла индекса активности в −589 нТл. Тогда основные масштабные сбои произошли в энергосистеме канадского Квебека, они ощущались по всему миру при высокочастотной радиосвязи.
В 2012 году нам крупно повезло, когда 23 июля произошел корональный выброс массы, сравнимый с солнечным суперштормом. Земля разминулась с ним в пространстве на девять дней: область, где произошел взрыв на Солнце, не была направлена в сторону планеты.
Вспышку зафиксировал аппарат STEREO-A, благодаря которому и удалось оценить ее масштаб и размер последствия для экономик мира. Только для США восстановление обошлось бы в сумму от $600 млрд до $2,6 трлн. Китайские ученые подсчитали, что на восстановление инфраструктуры и экономики ушли бы 4—10 лет.
— Я более чем убежден, что Земле и ее обитателям невероятно повезло, что извержение 2012 года произошло именно в тот момент. Чуть раньше и Земля бы оказалась на линии огня, — говорил через год Дэниел Бейкер из Университета Колорадо.
Такой удар по современному технологическому миру стал бы катастрофой: отключились бы радиосвязь и GPS, были бы повреждены спутники и их электроника, произошло бы повсеместное отключение электроэнергии.
Хорошая новость в том, что 8 лет назад мы разминулись со вспышкой. Плохая — она может ударить по Земле в следующие 10 лет с вероятностью 12%. По крайней мере, в 2014 году к такому выводу пришел физик Пит Райли в статье журнала Space Weather. И тогда пострадает не только интернет, а весь наш высокотехнологический уклад жизни.
Ничего хорошего. Интернет — нервная система современной глобализации.
Не будем уже рассказывать о тысячах людей на улицах, которые будут в шоке смотреть на пустые экраны своих смартфонов, о блогерах, многочисленных сотрудниках СМИ и IT-компаний, которые мгновенно лишатся работы. Им придется переквалифицироваться. Как вариант — фермерство в таком случае станет одним из престижных и самодостаточных занятий.
Обширные регионы будут лишены электричества, так как поставщики не смогут получать информацию от датчиков в электросетях и домах и толком управлять снабжением в районах. Аналогичные проблемы можно ожидать и от водно-канализационных систем, которые значительно поумнели.
Финансовые центры прекратят операции, заказы будут остановлены, оплата не пройдет, контракты зависнут в воздухе. Огромное число дальнобойщиков окажутся без средств навигации. Магазины — без связи с поставщиками. Логистику ждал бы серьезнейший сбой в цепочке поставок и сложных логистических системах, разрыв связей по всему миру.
Банкоматы и банки перестанут выдавать наличность, так как не смогут связаться с процессинговыми центрами и потеряют доступ к собственным базам данных. Платежные терминалы перестанут работать с картами.
Все это приведет к ужасающему росту безработицы, проблемам с доступом к деньгам, со снабжением и распределением продуктов питания, массовой миграцией. Только наиболее изолированные экономики мира могли бы оказаться лишь относительно затронутыми катастрофой. Как, например, Северная Корея.
В любом случае в краткосрочной перспективе любая резкая потеря интернета приведет к шоку — как социальному, так и экономическому. И выход из него будет зависеть от того, как быстро мир сможет перестроиться на другие системы связи.
Читайте также:
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by