Это провал! Агония Windows Phone и позорная приставка Apple Pippin

29 марта 2020 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Вы этого не замечаете, но ежедневно разные технологии не только прочно входят в нашу жизнь, но и незаметно уходят из нее. Многие из них не оставляют никакого следа в истории, о них никто не вспомнит через неделю. Но случаются и очень громкие провалы, которые как круги на воде еще долго тревожат высокотехнологичную гладь и преследуют своих «родителей» годы и десятилетия. Сегодня — две истории грандиозных провалов, которые оставили неизгладимые шрамы на таких гигантах индустрии, как Microsoft и Apple.

Испорченное яблоко. Как Apple потерпела оглушительное поражение в войне с Sony и Nintendo

В 1990-е годы компания Apple переживала не лучшие времена. Вообще-то, это был один из самых тяжелых периодов в истории корпорации. В отсутствие Стива Джобса стало очевидно, что на старых идеях долго не продержишься, а новые если во что и воплощались, то не приносили ожидаемого дохода.

Единственное, с чем у Apple все было относительно хорошо, это компьютеры. Сегодня сложно представить, а тогда компания пошла на такой беспрецедентный шаг, как лицензирование своей ОС сторонними компаниями. Вдохновившись успехами Microsoft на этом поприще, в Apple рассчитывали увеличить доходность от продажи программной платформы Macintosh своим партнерам. Так появились вполне официальные клоны фирменных «яблочных» компьютеров.

Правда, было их относительно немного, поэтому серьезно заработать на лицензировании ОС не удалось. Однако своей готовностью делиться Mac OS (тогда она, правда, была еще известна как System 7) корпорация привлекла одну примечательную компанию из Японии — Bandai.

Автор: 紅色死神

К середине 1990-х этот производитель игрушек окончательно решился попробовать свои силы на прибыльном рынке игровых консолей. Президенту Bandai Макото Ямашине оставалось определиться с программной платформой для своей будущей приставки. А тут как раз Apple с лицензией на Mac OS.

В начале 1994 года руководство Bandai встретилось с топ-менеджментом Apple, чтобы обсудить идею создания игровой консоли на базе Mac OS. Фактически речь шла об упрощенной версии Macintosh, адаптированной под запуск игр с компакт-дисков. В Купертино идею оценили и взяли на себя затраты на разработку консоли с нуля. За Bandai оставалось производство приставки и маркетинг. Кроме того, в Apple были настолько уверены в успехе будущего продукта, что оставили за собой право продавать лицензию на выпуск консоли любым другим компаниям.

Автор фото: Flávio Dechen

Не прошло и года, как Apple представила «прорывную игровую консоль». Спустя десять дней после выхода первой Playstation на масштабной презентации в Токио американская корпорация показала свое детище — консоль Pippin (название — отсылка к сорту яблок).

Apple Pippin базировалась на RISC-процессоре PowerPC 603 с частотой 66 МГц. Здесь было 6 МБ комбинированной памяти, 128 КБ для сохранения настроек и игрового прогресса, а также CD-привод и модем. Все важные данные, в том числе обрывки куцей версии Mac OS, помещались на компакт-диск. После его установки на экране даже некоторое время мелькало окно стандартной Mac OS.

Версия в белом корпусе предназначена для Японии, а черная — для всего остального мира. Автор фото: Gareth

Монитором служил телевизор, при этом предполагалось, что Pippin станет настоящим развлекательным центром, а потому вдобавок к играм сможет развлекать людей веб-серфингом. В США в комплекте даже шла полугодовая относительно недорогая подписка на доступ в интернет.

Также в коробке с приставкой находился контроллер Apple Jack. Его особенность — «мышиный» трекбол, без которого никуда в игровых меню, ведь игры в основном портировались с Macintosh. Что было хорошо, так это то, что игровые диски не были привязаны к конкретному региону. В то время это была одна из самых неприятных особенностей большинства остальных приставок. А еще Pippin потенциально могла бы стать самой «расширяемой» консолью. Предполагалось, что покупатели смогут легко добавлять в приставку память, жесткие диски и даже отдельные графические ускорители, а также флоппи-дисковод, клавиатуру, мышь, струйный принтер…

Atmark — указание на японскую версию консоли. Автор фото: Nicolas Nova

По большому счету Pippin должна была стать бюджетной альтернативой намного более дорогих Macintosh. Но именно альтернативой, а не заменой: при всем желании из консоли было невозможно собрать полноценный компьютер на Mac OS.

Apple и Bandai планировали выпустить Pippin в 1995 году, но из-за финансовых сложностей релиз пришлось отложить до 1996-го. В марте приставка появилась в Японии, а спустя три месяца — в США. На старте за консоль запросили сразу $600, что с учетом инфляции равно сегодняшней $1000! При этом основные конкуренты в лице Sony и Nintendo продавались в 2—2,5 раза дешевле.

Тем не менее задора у двух компаний было хоть отбавляй. Планировалось, что в течение года только в Японии продадут не меньше 200 тысяч экземпляров Pippin, а в США и того больше — около 300 тысяч! Проектом даже заинтересовалась Mitsubishi. Но реальность внесла свои коррективы в планы Apple — за весь недолгий жизненный цикл консоли было продано всего 42 тысячи Pippin.

Автор фото: Mark Johnson

Причин оглушительного провала несколько, и все они очевидны. Во-первых, Apple Pippin оказалась очень дорогой штучкой для игровой консоли. А по-другому потенциальные покупатели ее не воспринимали, ведь про интернет тогда мало кто знал, да и его возможности в то время еще не поражали воображение.

Во-вторых, к моменту выхода Pippin уже устарела в техническом плане. Слабое железо не тянуло даже те игры, которые были специально предназначены для этой приставки. Некоторые игры запускались с максимальными графическими настройками и показывали неиграбельную скорость на уровне 10—15 fps. Настройки можно было уменьшить, но тогда игра становилась чересчур уродливой даже для 1996 года. В общем, как ни крути, но игры выглядели ужасно в любом случае.

В-третьих, для Pippin банально не было игр. А у любой консоли без сильных эксклюзивов один путь — в забвение. Всего для консоли вышло менее 100 игр и программ, из которых более-менее заслуживающими внимания можно было назвать меньше 20 проектов. В качестве system seller продвигалась игра Power Rangers Zeo Versus The Machine Empire. Однако эта странная вариация на тему Streets of Rage так никого и не заинтересовала. Говорят, относительно неплоха была игра Super Marathon от Bungie, но она страдала от низкой производительности.

На свою беду в эту провокацию успела ввязаться еще одна компания — норвежская Katz Media. Она купила у Apple необходимые лицензии, а Bandai рассматривала в качестве OEM-производителя консолей. Однако видя тотальный провал Pippin, норвежцы так и не решились на розничные продажи устройства. Katz Media попыталась переориентироваться на бизнес, которому Pippin предлагалась в качестве базы для построения интерактивных киосков, интернет-приставки для клиентов интернет-провайдеров, развлекательного устройства в гостиницах… В общем, вскоре Katz Media обанкротилась.

Автор фото: Тед Миллер

История «яблочной» приставки полностью закончилась уже в 1997 году. К тому времени в компанию вернулся Стив Джобс, одной из первых задач которого стал вывод Apple на безубыточную работу. В итоге были закрыты все бесперспективные проекты, среди которых, разумеется, в числе первых оказалась и приставка Pippin.

Стив Джобс в 1997 году. Автор фото: LOU DEMATTEIS/Newsweek

Bandai еще официально поддерживала покупателей консоли до 2003 года, но это уже ничего не могло изменить. Проект стал примером того, как нельзя вести бизнес и как легко обанкротиться партнерам, сделавшим неверную ставку на никому не нужный продукт. Впрочем, сама Apple из ситуации извлекла урок и с тех пор в игровую индустрию входит очень осторожно — не через отдельные специальные устройства, а с помощью уже зарекомендовавших себя в других сферах девайсов (iPhone и Apple TV).

Надежды и агония Windows Phone

А это уже новейшая история, которую наверняка застали все наши читатели. Вы можете не помнить Windows Mobile, которая была вполне осязаемой угрозой для Symbian, но точно держали в руках телефон на платформе, решившейся бросить вызов iOS и Android. Эх, сколько надежд связывали с Windows Phone, но ни одна из них так и не оправдалась. В этом году WP могла бы отметить свой 10-летний юбилей, но теперь о ней разве что всплакнут самые преданные поклонники.

11 октября 2010 года тогда еще гендиректор Microsoft Стив Баллмер провел в Нью-Йорке презентацию Windows Phone 7. Цифра в названии указывала на преемственность старенькой Windows Mobile, развитие которой остановилось на версии 6.5. Впрочем, это была лишь дань уважения и памяти, потому что ничего общего новинка с предшественником, кроме упоминания «окон» в названии, не имела.

Из презентации не вышло запоминающегося зрелища. И в истории, в отличие от анонса первого iPhone, она затерялась на фоне сотен и тысяч похожих стандартных презентаций. И все же в мире технологий это было важнейшее событие — абсолютно новая мобильная ОС, которая может изменить наметившуюся к тому времени расстановку сил.

В 2010 году была уже четвертая версия iOS, однако фактически это было самое начало развития платформы именно как базы для умных iPhone (только-только реализовали какую-никакую многозадачность, да и App Store зародился лишь пару лет назад). Бешеными темпами развивался Android, но этой ОС было всего два года, а ее доля на рынке телефонов недалеко ушла от 0.

То было время царствования кнопочных телефонов и закат эпохи Symbian. Еще один сильный игрок, которым, безусловно, была компания Microsoft, здесь точно не помешал бы. Тем более Windows Phone нашла чем зацепить потенциальных потребителей. Чего уж там стесняться — Onliner тогда тоже с энтузиазмом смотрел в будущее новой платформы. «Компании Microsoft удалось создать актуальную на сегодняшний день операционную систему, для софтверного гиганта это ощутимый шаг вперед»,резюмировали мы по мотивам анонса.

И знаете, Windows Phone 7 и правда смотрелась свежо, по крайней мере, с позиции покупателя. Плиточный интерфейс Metro, которого компания до сих пор частично придерживается в Windows 10, выглядел куда современнее детсадовского Android 2.3 и даже iOS 4 со своей философией скевоморфизма. Важнейшее преимущество смартфонов на Windows Phone 7 — интерфейс буквально летал, тогда как даже флагманские Android-девайсы на фоне творения Microsoft выглядели лагающей древностью. Что касается iOS, то здесь уже преимущество сугубо в цене — WP-устройства были банально доступнее.

Казалось бы, рынок должен был поднять новинку на олимп и обеспечить ей законное место лидера. Но нет. Microsoft поспешила с выпуском операционной системы, оставив ей ряд проблем. А потом, пытаясь их исправить, наступила на все грабли, какие только можно представить.

Несмотря на свои визуальные преимущества, Windows Phone 7 родилась отсталой. В этой ОС не было даже функции «копировать/вставить», никакой многозадачности и работы приложений в фоне. Покупателям приходилось мириться с отсутствием HTML5, файлового менеджера, видеозвонков и USSD-запросов. Браузер не умел скачивать файлы, в телефоны на базе WP невозможно было установить карту памяти, а Wi-Fi отключался сразу после блокировки экрана. О технических и программных недостатках продуктов под управлением Windows Phone 7 можно было писать трактаты. А еще Zune! Копия iTunes, только еще более ужасная, без которой ни музыку не закачать в телефон, ни видео. А еще — отсутствие поддержки русского языка и пустой магазин приложений с практически нерабочим поиском. При всей внешней привлекательности система оказалась неготовой к использованию.

Не прошло и полгода, как Microsoft спешно анонсировала обновление до Windows Phone 7.5, которое исправляло многие недостатки первого блина. Примерно в то же время корпорация объявила о стратегическом партнерстве с Nokia. Финны тогда стремительно теряли свое обаяние, но все еще создавали видимость крепкого бренда, который так просто не покинет рынок.

И все же Windows Phone не взлетала. Одновременно резко стала расти доля Android-устройств. И тогда Microsoft выстрелила себе в ногу. С момента выхода платформы не прошло и двух лет, как корпорация представила Windows Phone 8, совершенно несовместимую с предшественницей. Это означает, что все ваши новенькие WP7-смартфоны фактически превращались в тыкву под управлением вмиг утратившей даже намеки на актуальность ОС.

Нет, технически новинка была куда более продвинутой, потому что базировалась на ядре Windows NT, использующейся и в настольных версиях «окон». Более того, именно «восьмерка» стала наконец полноценной мобильной платформой, на которую было не только не стыдно смотреть, но и которой было не больно пользоваться. Разработчики исправили недостатки предшественницы, внедрили современные функции, включая поддержку NFC, обновление «по воздуху», вполне «съедобный» Internet Explorer 10-й версии.

Автор фото: textlad

А вскоре случилось то, что многие до сих пор называют величайшим предательством в истории мобильных телефонов. В 2013 году президент Nokia Стивен Элоп, относительно недавно приехавший в Финляндию из Microsoft, продал мобильное подразделение компании своему бывшему работодателю. При этом приобретение обошлось для Microsoft не так уж дорого — в общей сложности всего-то около 7 миллиардов долларов за недавнего мирового лидера в производстве телефонов.

Казалось бы, все козыри в руках американцев. Наконец-то современная Windows Phone 8, плюс собственная производственная база смартфонов. К тому времени партнеров у Microsoft почти не осталось, поэтому устройства на WP под брендом Lumia фактически выпускала только Nokia.

Стивен Элоп и Стив Баллмер. Автор фото: Jim Merithew/Wired

Но поезд ушел. Теперь уже было очевидно, что Windows Phone выступает в лиге аутсайдеров. У платформы закончились лояльные пользователи, которые не смогли простить несовместимость «семерки» и «восьмерки». Магазин приложений бесконечно отстал от аналогов Apple и Google. Разработчикам просто-напросто была неинтересна платформа с рыночной долей около 3%.

В 2015 году Microsoft сделала последнюю попытку исправить ситуацию, переименовав ОС и выпустив Windows 10 Mobile. Это, однако, оценили немногочисленные оставшиеся обладатели WP-смартфонов, которые смогли обновить свои «восьмерки», но толком ничего нового и не получили.

В том же году пользователи массово бежали на iOS и Android. Спустя год смартфоны на мобильной платформе Microsoft занимали ничтожную долю рынка, стремительно приближавшуюся к нулю. К 2017 году корпорация остановила активную разработку ОС, оставив лишь поддержку уже выпущенных устройств. Тогда-то Windows Phone и умерла, хотя официально о ее крахе объявили совсем недавно — в январе 2020 года, когда полностью прекратилась поддержка двух оставшихся WP-смартфонов.

На разработку Windows Phone ушли миллиарды долларов. У Microsoft был шанс вернуться на рынок смартфонов, но компания бездарно спустила его в унитаз. Сама корпорация хоть и понесла гигантские убытки, но выстояла. Истинной жертвой авантюры стала Nokia, поставившая не на того и проигравшая все.

Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 665, ОЗУ 4 ГБ, память 64 ГБ, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM (nano-SIM)
Снят с продажи

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by