Вечером 12 июня 2009 года мужчина возрастом около 60 лет приехал в ирландский городок Слайго и остановился в недорогом отеле. Спустя 4 дня тело путешественника найдут на пляже неподалеку. Полицейское расследование окажется практически безрезультатным: детективы не смогут установить ни настоящее имя человека, ни даже способ, каким он попал в Ирландию (а он точно был иностранцем). По настоящее время личность и мотивы действий мужчины неизвестны.
Это породило массу гипотез о том, кем он был на самом деле. Почему назвался вымышленным именем и указал несуществующий адрес проживания, срезал ярлыки на одежде? Почему не принимал лекарства, которые, как покажет вскрытие, ему были необходимы? Как вообще можно остаться инкогнито в эпоху вездесущих камер наблюдения, многоступенчатых проверок документов, систем распознавания лица? Если «Дело Тамам-шуд» называют самым загадочным преступлением XX века, то «Дело Бергманна» — вполне себе кандидат на главную тайну начала XXI столетия.
История незнакомца начинается с городка Дерри — именно до этого места детективам удалось проследить его перемещения. Мужчина был одет в черную кожаную куртку, при себе у него было две сумки и одна сумка поменьше, плюс что-то вроде компактной сумки для ноутбука. Внешне человек ничем не выделялся — обычный путешественник, который приехал в отпуск или к знакомым погулять по тихим местам. В Дерри он сел на автобус до Слайго, куда прибыл около половины седьмого вечера. Там мужчина взял такси, которое доставило его в Sligo City Hotel. Гостиница была выбрана случайно: пассажир просто сказал отвезти его в любой дешевый отель, и сперва водитель поехал в другое место — но там все номера были заняты.
Персонал Sligo City Hotel вспоминал, что человек говорил с сильным немецким либо австрийским акцентом — по речи сразу было понятно, что он не англичанин и не американец. В книге учета постояльцев мужчина указал имя — Питер Бергманн. Документы для подтверждения личности у него не спросили. Это очень странно для европейской (да и любой другой) страны. Видимо, в маленьких городках не так пристально следят за безопасностью, как в мегаполисах. Также гость написал адрес постоянного местожительства: Австрия, Вена, улица Айнштеттерсен, дом 15. Бергманн оплатил наличными трое суток (195 евро) проживания в комнате 705.
Утром следующего дня иностранец отправился в местное почтовое отделение. Он купил там 8 почтовых марок и несколько стикеров для авиапочты. Затем Бергманн вернулся в отель на обед. Еще через день, утром в воскресенье (14 июня), мужчина пошел на стоянку такси и попросил отвезти его на какой-нибудь тихий пляж, где можно было бы поплавать.
С собой у пассажира была бумажная карта, и он предложил таксисту отправиться на Стрэнд-Хилл. Водитель заметил, что если выбирать спокойное место, то Россес-Поинт подойдет лучше, к тому же этот пляж ближе.
Бергманн согласился. По пути, который занял около 15 минут, мужчина немного поговорил с таксистом: рассказал, что приехал из Австрии; упомянул, что один зуб у него золотой; спросил, можно ли до этого пляжа добраться автобусом (водитель ответил, что транспорт сюда ходит каждый час). Приехав на место, Бергманн вышел из машины, немного погулял по пляжу, осмотрелся и сел в то же такси — теперь он просил отвезти его обратно в Слайго. Вернувшись в городок, пассажир заплатил таксисту новой купюрой номиналом в 20 евро.
В понедельник, 15 июня, при выезде из отеля чуть позже 13:00 (Бергманн попросил поздний чек-аут) у мужчины было две сумки (одна маленькая, другая через плечо), а также полиэтиленовый пакет фиолетового цвета, с которым его несколько раз видели в отеле. Он решил не брать такси и пешком добрался до автобусной станции в Слайго.
Туда Бергманн пришел в 13:32. Важная деталь: маленькой сумки при нем уже не было. Известно, что из отеля он не пошел напрямик к станции: сперва бесцельно походил по торговому центру, после чего отправился на автобусную остановку. Там Бергманн достал из кармана несколько листков бумаги, просмотрел их, разорвал и выбросил в урну. Затем сел на автобус до Россес-Поинт, который отправлялся в 14:40. Мужчину запомнил Винсент Данбар — инспектор станции. Тот спрашивал, откуда именно отправляется автобус до Россес-Поинт, и инспектору незнакомец показался странным: «Обычно люди, которые хотят искупаться, берут с собой полотенце, соответствующе одеваются. Он же выглядел как человек, у которого будет встреча или которому предстоят рабочие дела». Также Данбар запомнил, что незнакомец не поблагодарил его за помощь, а лишь странно посмотрел в ответ — «как будто ему было плохо, не по себе».
Бергманна видели на пляже по меньшей мере 16 человек: он был там с обеда до позднего вечера. Свидетели рассказали, что мужчина здоровался с отдыхающими, которые проходили рядом, и вел себя обыкновенно — так, что даже и сказать о туристе нечего. Если, конечно, не считать слегка неподходящего выбора одежды. По воспоминаниям большинства он просто бродил вдоль береговой линии босиком с подвернутыми штанами. Супружеская пара смотрела из машины на закат и отчетливо видела силуэт мужчины. Впоследствии супруги вспоминали, что передвигался незнакомец странно: он словно хотел пройтись точь-в-точь по кромке воды, тщательно выбирая место для следующего шага.
Последний раз Бергманна видели живым в 23:50: женщина рассказала, что он все так же ходил вдоль береговой линии у самой воды. Некоторое время спустя иностранца обнаружили уже мертвым — это случилось в районе шести утра следующего дня, 16 июня, на том же пляже. Артур Кинселла с сыном Брайаном вышли на пробежку и заодно решили искупаться. На пляже они увидели лежащего на животе мужчину. Следов от ног нигде не было — их смыло при отливе. На всякий случай Артур проверил пульс, коснувшись лодыжки незнакомца, — по воспоминаниям Кинселлы, «она была холодна как мрамор».
Прибывший на место происшествия сержант полиции Терри МакМейхон обратил внимание на несколько деталей. Во-первых, по внешним признакам найденный мужчина пробыл в воде мало времени. Во-вторых, он был странно одет для человека, который приехал на пляж и, видимо, планировал искупаться: обычное нижнее белье поверх плавок, в которые была заправлена футболка. На левой руке были водонепроницаемые кварцевые часы. Вместе с другими полицейскими МакМейхон нашел на пляже одежду — аккуратно сложенные носки, ботинки 44-го размера, джемпер и штаны. На вещах были срезаны бирки: позднее будет установлено, что одежда и обувь — популярных брендов, продукция которых продается практически по всей Европе. Только вот ботинки оказались старыми, еще 2002 года. Впрочем, на невысокое финансовое положение Бергманна указывали и другие факторы — например, выбор дешевого отеля.
Улик оказалось мало. В карманах одежды полицейские нашли 140 евро купюрами и 9 евро монетами, таблетки аспирина (который продавался в Германии), пластыри и запечатанный кусочек мыла из отеля. Ни паспорта, ни водительских прав или других удостоверений, по которым можно определить личность, ни бумажника с фотографиями родных. По отпечаткам пальцев совпадений не было. Полиция установила, что найденный на пляже мужчина остановился в отеле Sligo City Hotel. Но персонал и постояльцы толком ничего не могли о нем сказать: самый обычный гость — ночевал в номере, завтракал, был вежливым, но сам ни с кем не заводил разговор, куда-то уходил с фиолетовым пакетом и возвращался без него (он проделал это не менее 13 раз за 3 дня), иногда выходил покурить.
Имя «Питер Бергманн» оказалось вымышленным. К тому же выяснилось, что такая фамилия очень распространена в странах Центральной Европы. Указанный адрес постоянного местожительства тоже не подтвердился — такого не существует ни в Вене, ни в других городах. Интересные подробности показало вскрытие тела. Патологоанатом обнаружил, что Бергманн умер не от утопления — точная причина смерти не установлена, однако она была не насильственной.
У мужчины были серьезные проблемы со здоровьем — рак в терминальной стадии. Кроме этого он пережил сердечный приступ. Не было у незнакомца и одной почки.
По словам патологоанатома, человек с таким состоянием внутренних органов прожил бы еще несколько недель — и это в лучшем случае. Но токсикологический отчет показал странную деталь: в крови мужчины не было следов лекарств. Учитывая тяжесть заболевания, пациент должен был принимать сильные препараты для облегчения боли. Получается, как минимум в последние дни жизни Бергманн сильно мучился, однако не подавал вида (лишь инспектор автобусной станции подметил, что человеку было плохо). Также патологоанатом уверен, что умерший не мог не знать о своем диагнозе, учитывая степень поражения организма.
Заявлений в полицию о пропавшем мужчине возрастом около 60 лет, похожем по описанию на Бергманна, в Германии и Австрии не было. По линии Интерпола подобного человека тоже не искали. Полиция даже не смогла определить, как Бергманн попал в Ирландию. Письма, которые он точно отправлял, также не были найдены, равно как и выброшенные из фиолетового пакета вещи.
Сержант полиции Терри МакМейхон полагает, что Бергманн — бывший военный или полицейский. Такой вывод он сделал после изучения записей с камер наблюдения: видно, что человек ведет себя естественно, но не оставляет за собой следов, вежлив и в то же время молчалив. К примеру, таксист практически ничего не узнал о Бергманне за время 15-минутной поездки — разве только то, что он австриец. Это, кстати, чуть ли не единственное предположение, которое можно считать убедительным: во-первых, у мужчины был характерный акцент; во-вторых, национальность как таковая ничего не говорит о человеке, и ее можно сообщить, не боясь быть раскрытым; в-третьих, незнакомец явно знал, что адреса «улица Айнштеттерсен, дом 15» в Вене не существует (то есть как минимум проверил это); в-четвертых, написание фамилии Бергманн с двумя «н» больше характерно для Австрии, в Германии же в этих случаях обычно используют одну букву «н».
Следователи склоняются к мысли, что Бергманн готовился уйти из жизни и купил почтовые марки, чтобы отправить прощальные письма близким. Однако остается слишком много необъяснимого в поведении мужчины: вымышленное имя и адрес, отказ (или невозможность?) принимать лекарства при тяжелом заболевании.
К тому же никто из родственников, друзей, коллег не стал его искать. Даже когда информация разлетелась по европейским СМИ, никто не сообщил, что знает мужчину. В полиции заметили, что его поведение говорит о следовании четкому плану: Бергманн действовал уверенно, без суеты и спешки.
Также осталось непонятным, почему мужчина выбрал именно Слайго, абсолютно непримечательный городок. А вопросы о дешевой гостинице и местонахождении автобусной станции указывают на то, что иностранец, скорее всего, приехал сюда впервые. При этом детективы отметили, что обычно самоубийцы выбирают другие локации для непоправимого поступка.
Случаи «Женщины из Исдален» и «Сомертонского человека» убедительнее всего объясняют версии о шпионских разборках, несмотря на весь скепсис к конспирологическим теориям. Но к Бергманну такая версия едва ли применима.
Во-первых, вряд ли спецслужба какой-либо страны будет держать агента со столь плохим здоровьем. Во-вторых, по возрасту он тоже слабо подходит на роль условного шпиона.
Возможно, Бергманна решили убрать, потому что он знал много секретов? Однако это противоречит уликам с пляжа: аккуратно сложенная одежда, отсутствие на теле повреждений, характерных для борьбы, непонятная ситуация с фиолетовым пакетом (полиция считает, что мужчина зачем-то избавлялся от личных вещей). Не оказалось в организме и следов яда — причем анализы делали в современной лаборатории, а не методами полувековой давности, как было при расследовании дела «Сомертонского человека».
Питера Бергманна похоронили 18 сентября 2009 года в безымянной могиле на кладбище Слайго. Новых зацепок в деле не появилось, а немногочисленные старые следствию не помогли. Этим случаем заинтересовались сыщики-любители в интернете, и теорий о личности Бергманна сейчас хоть отбавляй: некоторые вообще предполагают, что мужчина был связан с криминалом и по какой-то причине скрывался от мафии. Однако до сих пор непонятно, куда подевались знавшие его люди и кто получил письма от загадочного австрийца.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by